Архив Эксперикона : другие произведения.

Обзоры

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  • © Copyright Эксперикон(experiment-konkurs@yandex.ru)
  • Добавление работ: Хозяин конкурса, Голосуют: Члены Жюри ()
  • Жанр: Любой, Форма: Любая, Размер: от 1 до 10M
  • Подсчет оценок: Среднее, оценки: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,10
  • Число работ: 2
  • Суммарный объем: 63k
  • Аннотация:
  • Журнал Самиздат: Эксперикон. Коридор Затмений
    Конкурс. Номинация "Обзоры" ( список для голосования)

    Список работ-участников:
    1 Павлова Н.Н. В поисках страшного   42k   "Очерк" Литобзор
    2 Филиппова Е.Л. Коридор затмений: ужас-ужас-ужас...   21k   Оценка:9.57*7   "Статья" Литобзор

    1. Павлова Н.Н. В поисках страшного

    42k   "Очерк" Литобзор




       Хоррор, как и юмор, тема весьма субъективная. Кому-то смешно, кому-то скучно. Один пугается до икоты, а другой только зевнет. И не потому что очень смелый, а потому что "в него не попало". Не его это болевая точка, не его тема. Именно поэтому прошу все написанное ниже принимать с известной долей скепсиса. Там, где меня не задело, вполне могло задеть всех остальных. И наоборот.
      
    1
    Вербина Э. Бумажная комната
      
       Плюсы:
       У Вас богатая фантазия! Образы запоминающиеся, интересные.
       Хорошо, когда явь иногда внезапно оказывается сном (ключевое слово иногда).
       Минусы:
       У Вас слишком богатая фантазия! В погоне за образом иногда ускользает смысл. При чем тут были личинки? А соседка на кровожадном велике?
       Не страшно (это минус в разрезе темы конкурса).
       На мой вкус, слишком часто явь оказывается сном или бредом. Непонятно, есть ли вообще хоть что-то реальное. Но вы меня не слушайте. Для меня и Кастанеда трудно воспринимаемый бред наркомана.
       Резюме:
       В целом, понравилось! Есть идея, смысл, богатый набор писательских инструментов.
      
       2 Римских Р. Литания Дагни
      
       Читала недавно, поэтому вот Вам в копилку очепятка:
       "он заведомо сильнее неё"
       И сразу вопрос:
       "Кот испуганно кричит, сверху донизу раскраивает несущую стену и выпрыгивает наружу, взметая за собой раскидистый шлейф пыли и щебня".
       Это такой непонятый мною образ или коты в постапе такие мощные, хоть и плешивые?
      
       Плюсы:
       Все восхищаются языком. Что тут скажешь... Да, мне тоже понравилось!
       По сюжету все логично. И Сириус на месте, и таблетка снотворного в стакане.
       Минусы:
       Некоторая предсказуемость. Сразу понятно, что это чудовище отец. Но тут иначе никак, мне сдается.
       Резюме:
       Красиво, грустно, не страшно. Хороший рассказ!
      
       3 Тарасова А.М. А капелла
      
       Плюсы:
       Хорошо прописана главная героиня. Она вызывает интерес и сопереживание.
      
       Минусы:
       А зачем скамейку с кладбища притащили во двор?
       Непонятны мотивы барона. Зачем он убивал музыкантов? Просто так (читай: он душевнобольной) или же есть какая-то причина?
      
       Резюме:
       Неплохая фэнтезийная история. Побольше антуража, поменьше путаницы с досками на кладбище, и будет вообще здорово.
       А, вот еще, забыла: А почему такое название? Чтобы что-то "музыкальное" было?
      
       4 Данта И. Как все
      
       Плюсы:
       Есть идея, есть сюжет. Написано ровно, без серьезных ошибок.
      
       Минусы:
       Жена нарисована настолько неприятной, что непонятно, как он вообще умудрился на ней жениться. "Есть пары, созданные для любви. Мы же были созданы для развода". Вот и развелся бы. Дешево и сердито. А то сразу с балкона сигать.
       Да и вообще, весь текст отдает таким радикальным максимализмом, что теряет достоверность. У автора или холостым на Эверест лезть и мечты исполнять, или задыхаться в плену семьи. В жизни есть и полутона. Можно ездить с семьей в отпуск и быть счастливым. Или не ездить, и тоже быть счастливым. А еще можно покорить Эверест и остаться несчастным...
      
       Резюме:
       Мысль о том, что у главного героя раздвоение личности, я почерпнула уже из ответов автора в комментариях. Сама бы не догадалась. Может, если сделать эту линию более осязаемой, рассказ заиграет?
      
       5 Кучеренко Л. Ешь, люби и не умирай
      
       Плюсы:
       Действительно жанру соответствует, ужаснее некуда. Не страшно, конечно, совсем (ведь нет сопереживания героине-монстру), зато ужас и отвращение в ассортименте.
       Грамотным русским языком написано.
      
       Минусы:
       Слишком прямолинейно. Читая, я подумала, окажись в финале, что автор нас провел, и дело вовсе не в поедании младенцев, будет круто. Но нет, как казалось, так и оказалось.
      
       Резюме:
       Вполне себе ужастик, но без особой интриги и накала страстей.
      
       6 Бреннан Н. Убивая любимых
      
       А с этим рассказом я отойду от своей системы хорошо/плохо/итого. Можно я просто парой замечаний ограничусь и советом, которым Вы вправе не воспользоваться?
       на своих двух - на своих двоих
       Вы то называете главного героя мистером Харрисом, то сокращаете дистанцию, именуя его Джоном, а потом вообще сваливаетесь на "этот мужчина" и "этот человек". Как-то растерянно себя читатель от таких вольностей чувствует. Лучше уж остановиться на чем-то одном. Да и вообще, с тем же успехом можно было описать Ваню Харитонова. Американизация главного героя нам тут ничего не дает, а только делает повествование менее естественным.
      
       Тяжеловесный формальный язык, канцеляризмы, которыми пишут отчеты и милицейские сводки. Вы можете сделать лучше, во втором рассказе на Вашей странице язык совсем другой.
       "Их тела уже были синеватого оттенка". - Вот так убил, и сразу посинели?!
      
       Резюме:
       Мы читаем отчет о преступлении. Кто и кого убил, мы знаем сразу, отчего убил узнаем через строку. Интриги нет никакой. Внимание, вопрос! А зачем мне читать дальше, если я уже все знаю? Исключительно подробности узнать?
       Для того, чтобы получился не милицейский рапорт пополам с агиткой о вреде пьянства, попробуйте рассказать эту историю по-другому.
       Если задумали ужастик, заставьте читателя испугаться. К примеру, так. Ваш Джон идет по улице, у него раскалывается голова, он должен что-то вспомнить. А тут еще этот проклятый ветер! Вспоминает тела, в голове словно всплывают жуткие снимки. Вот изломанной куклой брошен труп жены, вот окровавленное тело дочери. Кто их убил? За что? Вспоминает, как он их любит. Он должен найти ответ, должен покарать убийцу... Чертов ветер! Как же трещит голова! Оборачивается в витрину, видит свое окровавленное лицо и все понимает. Вот тут и поза эмбриона пригодится уже. Только надо это хорошо исполнить, нагнетать напряжение. Дайте читателю сойти с ума вместе с героем, не расскажите, а покажите эту историю. Тогда рассказ получится! Удачи Вам и успехов!
      
      
       8 Крошка Ц. Поводок
      
       Плюсы:
       Замечательная ключевая фраза. "Вы считаете, что я больна?" Просто класс! И в финале она отлично выстрелила. Поздравляю с прекрасной находкой.
      
       Минусы:
       Сумбур ужасного. Непонятно, кто именно эта женщина и что она может.
      
       Резюме:
       Мне понравилось!
      
       9 Орестов В. Сквозь стену
      
       Ваш рассказ я помню еще по "Антологии ужаса". Читая его впервые, я подумала, что рассказ неплохой, но очень линейный. Зато чуть позже я с удивлением обнаружила, что помню его, хотя основная масса конкурсантов благополучно размылась в моей памяти. Более того, тогда постфактум рассказ вдруг показался мне страшным. На этом "Экспериконе" Ваш рассказ один из немногих действительно соответствующих жанру хоррор.
       Опечатки Вам в копилку:
       "знакомых в Петербурге, таких, что могли пустить пожить, я ещё не успел завеСти"
       Он же их не на грузовике завозит.
       "Лифт всё так же не работает..." - так же раздельно
       "вскоре почувствовал тот самый запах с лестницы и понял, что и здесь уже небезопасно" - а вот небезопасно слитно
      
       Плюсы:
       Страшно. Ощущение жути вполне добротно создано. Даже не смотря на штампы в виде червяков из глазниц и лохмотьев кожи. Это все ерунда, необходимый антураж, пугает не это. Пугает безысходность и изолированность главного героя, когда он проваливается в какую-то жуткую параллельную реальность.
      
       Минусы:
       И все же штамп в виде дохлой бабки это небольшой минус.
       "...за квартиру было заплачено ещё на месяц вперед. Хозяйка отказалась вернуть мне деньги, сославшись на то, что прямо сейчас у неё такой возможности нет. Зарплату на работе задержали на неопределенное время.
       Из Брянска никто не мог прислать мне деньги, а знакомых в Петербурге, таких, что могли пустить пожить, я ещё не успел завезти.
       Мир сговорился против меня".
       Весь этот абзац резанул по глазам, выбился из текста. Он будто говорит: "Да, я знаю, что так не бывает, но давайте примем все, как художественное допущение". Вот на месте парня я бы пошла и кредит взяла на самый худой конец, тот на который у метро разводят... Но дело в другом. Вы же автор, на кой вы вообще оправдываетесь?
      
       Резюме:
       Крепкий такой классический ужастик. Бабку переродившуюся сделать менее карикатурной, и вообще отлично будет. Ну и текст надо немного вычитать и почистить. Спасибо за рассказ!
      
       10 Волк С. Китагава
      
       Плюсы:
       Хорошо создана атмосфера, выписан герой.
      
       Минусы:
       Слишком трудно воспринимается такое количество японских или околояпонских слов. Опустите планку лингвистического испытания, и сразу станет легче читать.
      
       Резюме:
       Все неплохо, но как-то не затянуло. Шел-шел, убили. Всегда ходил, все ок было, а сейчас вурдалаки полезли. Зато в финале Вы все исправили! "Лапша, я поскользнулся!" Вот за этот момент спасибо!
       В итоге, что поняла, то понравилось.
      
       11 Танагура Смеркалось
      
       Плюсы:
       Рассказ небольшой и довольно грамотно написаный.
      
       Минусы:
       Мне совсем непонятно, о чем это и зачем.
      
       Резюме:
       Гротеск не мой жанр. Тут вышло почти как с рассказом "Сдерживающий фактор". Мне как-то не показалось забавно. Если идея была о том, что каждая уборщица мнит себя начальником, то можно было обыграть тоньше и интереснее. Но если я чего-то не понимаю, это не значит, что это плохо. Просто не мое. Извините!
      
       12 Ечеистов В.В. Лютый морок
      
       Плюсы:
       Очень приятный язык литературный, особенно вначале повествования.
       Интересный сюжет с вывертами в хорошем смысле этого слова.
      
       Минусы:
       Вам уже писали в комментариях, что переход к "ужасной" части повествования очень резкий. Создается легкое ощущение "рояля в кустах". Лучше бы как-то морально читателя подготовить, мне кажется.
       И вот еще момент. Главный герой человека насмерть забил. Представляете, как он должен выглядеть? Как минимум в крови перепачканным до ушей. Я понимаю, что ночь, но на него же прожектор поезда светил. А встреченной им бабке хоть бы хны. Подумаешь, из лесу ошалелый мужик с ног до головы в кровищи вымазанный вылетает. То же мне, великое дело!
      
       Резюме:
       Рассказ хороший, язык еще лучше. Главного героя жалко. И не оттого, что кучу лет корова языком слизала, а потому что он, бедолага, сам не знает, за что себя корить: то ли за то, что человека убил, то ли за то, что человечины наелся. В зависимости от того, что было правдой, а что мороком. Вот эта неопределенность и делает весь финал. Спасибо!
      
       13 Шагманов Р.К. Вой Волков, идущих по следу
      
       Плюсы:
       Если отбросить все нестыковки, о которых речь пойдет ниже, то сам сюжет хорош.
       Ну и написано грамотно.
      
       Минусы:
       Я сначала даже не поняла, что меня смущает в плане литературного языка. Потом сообразила, что у вас весь рассказ похож на краткое изложение из шпаргалок для школьников. Вроде, грамотно и литературно написано, но одни глаголы. Пошел, побежал, залез, рванул. Вот бывает, что в тексте много воды, а у вас наоборот засуха. Разбавьте текст ощущениями парня, описаниями, пусть и не длинными, сразу картинка будет рисоваться в мозгу читателя.
       Много раз при чтении хотелось воскликнуть сакраментальное "Не верю!" Хотите примеров? Их есть у меня.
       "Тогда Олег растолкал Петровича и, сбиваясь, перескакивая с одного на другое, рассказал о страшной стае. Егерь, трезвея на глазах, оделся, схватил свой карабин, высыпал из коробки в карман пригоршню патронов. Ненадолго задумавшись, сунул в голенище сапога штык-нож. Вышел из палатки, нацепил лыжи и рванул во тьму.
       Не желая оставаться в одиночестве, юноша прихватил отцовское ружье, дрожащими руками снял с предохранителя и на лыжах бросился догонять ушедшего вперёд Петровича. Догнав егеря, Олег побежал рядом. Петрович на ходу попытался матюгами отправить его назад, в лагерь. Олег, даже не огрызаясь, молча бежал рядом, не отставая ни на шаг".
       Вот так молча бывалый охотник выслушал спросонья дикую историю мальчишки, сразу же безоговорочно поверил в нее и тут же, ничего не говоря, подхватился и понесся за волками? Зачем? Мне казалось, в одиночку и без подготовки на волков не ходят. Значит, знал что-то про этих волков. Поверье или еще что. Тогда тем более зачем рванул следом? Жизнь не мила стала?
       Не верю я и в то, что мальчонка, никогда не бывавший на охоте, смог догнать ночью в лесу незнамо куда "рванувшего" взрослого "статного" дядьку, который 30 лет по лесу этому бегает. И не укладывается это в нарисованный Вами характер осторожного подростка. В общем, действуют персонажи явно как-то неадекватно.
       Пойдем дальше.
       "Получив от Петровича под зад болезненного пинка, Олег, теряя лыжи, рванул прочь. Страх придал силы, и юноша стрелой взлетел на вершину раскидистого дуба, прижался к стволу, замер, не отрывая взгляда от разворачивающейся внизу битвы".
       Петрович ему пинок прямо в лыжах отвесил? Как парня не угробил. Честно говоря, я с лыжами не очень дружу, поэтому может чего и не понимаю. Подскажите мне, как можно бежать, "теряя лыжи"? Вот упасть и потерять одну лыжу еще куда ни шло, но потерять на бегу обе... Что-то из разряда монеты упавшей на ребро.
      
       Резюме:
       На мой взгляд, если Вам удастся залатать все прорехи во внутренней логике сюжета (убедительно мотивировать поступки героев, убрать явные нестыковки), то текст станет явно лучше. А если Вы еще и сможете добавить немного чувств и красок в действия, то рассказ вообще заиграет. Задумка-то очень неплохая!
      
      
       15 Стасисбрынза Сдерживающий фактор
      
       Плюсы:
       Ну пусть будет богатое воображение автора.
       И еще вполне грамотно.
       Минусы:
       Я запуталась. Отчего абреки теперь будут мстить всем экипажам скорой? И кто тогда будет лечить ваш привилегированный сектор?
       Резюме:
       Какой-то странный постап-памфлет. Не мое. Мне отчего-то было и не страшно, и не смешно... От моей полнейшей аполитичности, видать.
      
       16 Вэдер О. Осенняя охота
      
       Плюсы:
       Легко и приятно написано.
       Не шибко закрученный, зато логичный сюжет.
      
       Минусы:
       Слишком часто в начале встречается имя "Пашка". В глаза бросается. Разбавить бы как-нибудь. Дальше становится веселее.
       Условный минус (для этого конкурса): это не ужастик, а приключения. Все же хоррор это ощущение страха, дрожи, давящая атмосфера. А тут приключения чистой воды. Зато классные! Вот в тот момент, когда главный герой идет по тропе, где "птицы не поют, деревья не растут" и звери не бегут, все еще могло стать страшно. Но ни ощущения жути не появляется, ничего. А дальше начинается экшн, и уже становится не до страха.
      
       Резюме:
       Замечательный приключенческий рассказ. Главный герой молодец и за то, что от дракона убежал, и за то, что отпуска у дивана не гробит.
      
       17 Ремельгас С. Женщина в колодце
      
       Плюсы:
       Очаровательно выписана атмосфера. Не историю рассказываете, а кружево плетете. Мне очень понравилось!
      
       Минусы:
      
       "Госпожа же Роша говорила за троих и умела зажигать глаза". Фраза вышла несколько неловкой. Понятно, что автор хотел сказать, но глаза режет.
       Мне сдается, что это не мистика. Из мистического там ровно одно мимоходом упомянутое привидение неизменившегося Лукаса в самом конце. Все остально легко объясняется вполне рационально.
      
       Резюме:
       Смотрю, в комментариях к рассказу куча догадок о том, что же случилось. У меня лично создалось впечатление, что Алиса решилась перед приездом мужа на небольшой адюльтер (а может, и просто на легкий флирт), за что и поплатилась. Разъяренный и в общем-то догадывавшийся о такой возможности супруг прибыл пораньше, застал всю честную компанию у колодца и, не вникая в детали, застрелил обоих хлопцев, а перепуганную жену столкнул в колодец. Парней закопал, даму оставил (раз в газетах о злодеянии, а не о сбежавшей жене писали). Свободная жизнь и небольшое семейное привидение в качестве бонуса.
       В сухом остатке отличный реалистический рассказ!
      
       18 Амадей Мал клоп
      
       Плюсы:
       Довольно динамичный сюжет, читается легко. Оригинальная штука вышла.
      
       Минусы:
       Не совсем мой жанр (это такой субъективный минусик, автор ведь не золотой алтын, чтобы всем нравиться).
      
       Резюме:
       Это ни разу не хоррор. Это какой-то абсурдно-юмористический треш получился. Почему бы и нет? Вполне жизнеспособная штуковина вышла. Главное, что к такой вещице слабо применимы требования реалистичности и логичности, да и вообще какие бы то ни было критерии. Стесняюсь спросить: а что за война у них и на каких просторах случилась?
      
       19 Бородкин А.П. Туман
      
       Плюсы:
       Как обычно, хороший язык. Ровный, грамотный, приятный для восприятия.
       Понятная логика сюжета, никаких провалов и перекосов.
       Некоторая открытость финала. Добежала -- не добежала, решайте сами.
       Минусы:
       Предсказуемость сюжета.
       Не страшно. Ну вот совсем. Разве только человеческой жестокости напугаться. А Вы можете и страшнее, и инфернальнее, и как угодно еще.
       Резюме:
       В общем, понравилось, но Вы, Алексей, обычно закручиваете сюжет намного интереснее. Может, стоило как-то потянуть и обогатить описание страшного тумана?
      
       20 Сухарь&cушка На другой стороне темного коридора Затмения
      
       Плюсы:
       Занятный прием: повествование развивается одновременно и в баре, и в парке, и еще где-то в голове маньяка.
      
       Минусы:
       Излишняя витиеватость текста. Мне было тяжеловато читать вот такие пассажи:
       "И в амплитуде зова тончайшей нитью вяжет мысль присутствие с отсутствием в реале. Всплывают тени из теней, из слов написанных, как следствие паденья равновесий, кому-то тёмному играя на поруку... Ничто не возвращается, и только возобновленье какой-то главной клетки внутри является толчком для нового прыжка в другое измеренье, по новому витку к абстрактной высоте, зовущей в мир иной брести по сумеречному коридору".
       И кстати, паденИя, возобновленИе и измеренИе - вы это специально, или так вышло?
       Мне, как въедливому читателю, пришлось продираться сквозь все эти красивости и философствования, чтобы хоть как-то уловить суть. Пока разберешься, уже и скука одолевает.
      
       Резюме:
       Разве тот факт, что маньяк убил не молоденькую и чистую девушку, а портовую шлюху, говорит об оставшейся в нем человечности? Разве одна жизнь может стоить дороже другой? Все животные равны, но некоторые животные равнее других. От такой идеи меня передернуло. Вот, пожалуй, и все страшное в этом рассказе. А вот идея с многомерностью и путаницей в голове Джека мне понравилась.
      
       21 Виноградов П. Грибник
      
       Плюсы:
       Отличный образный язык.
       Здорово прописан мир Зоны.
       Классный главный герой!
       Да все тут хорошо и на месте, и говорить не о чем. Лучше читать сам рассказ.
      
       Минусы:
       Для меня все же небольшим минусом является вторичность мира. Можете считать меня старомодной.
      
       Резюме:
       Отличный кроссовер с ярким главным героем и очень эпичным финалом. Этот рассказ из пятерки моих фаворитов на конкурсе. Эксперимент автора вполне удался! Получилось самобытно, интересно, местами забавно, местами мрачновато. Спасибо Вам! Читала с удовольствием.
      
       22 Улыбкин А.Л. Исповедь
      
       Плюсы:
       Вор у вора дубинку украл, изверг изверга замучил. Неплохо, и перерождение священника хорошо сделано. Только чуть бы развить тему, сомнений главному герою добавить.
      
       Минусы:
       Тема поднята сильная: "может ли злодей сам карать других злодеев". Даже не столько карать, сколько развлекаться за их счет. А раскрытия темы нет...
      
       Резюме:
       Ну в целом, описания аля "кишки наружу и вытекшие глаза" не совсем мое. Они не пугают, а вызывают лишь отвращение. Но есть же слаттерпанк, и поклонники у него есть. Почему бы и нет? Но для слаттера маловато фантастики, значит надо идею развивать, чтобы как у Кинга кишки были не просто так, не сами по себе.
      
       23 Беляев Н.В. Мрамор лейтенантов
      
       Пусть это будет второй рассказ в моем обзоре без плюсов и минусов, а только с резюме. Рассказ задевает за живое, заставляет задуматься. И название замечательное, и стихи хорошо легли в текст.
       Прекрасная мистическая история с нераздражающей моралью. Может, чуть уменьшить переживания и рассуждения Саши по поводу всевозможных квасных патриотов, чтобы было менее злободневно. Но это уже вкусовщина. А в целом, иногда действительно хочется, чтобы мертвые одернули зарвавшихся живых и напомнили, какую цену пришлось заплатить за мирную жизнь, напомнили о том, что за каждой фамилией на обелисках и памятниках стоит непрожитая жизнь. Как всегда говорила моя бабушка: "Все это ерунда. Лишь бы не было войны!"
       Спасибо за рассказ!
      
       24 Бел Д. Ре.Ми.Ни
      
       Плюсы:
       Отлично создана атмосфера ужаса и безумия. И звуки, и запахи, все есть. Здорово!
      
       Минусы:
       Кое-где проседает логика. Не совсем понятна история повзрослевшего Стаса. Это морок?
      
       Резюме:
       Отличный ужастик! Не все ясно, но это рассказ не портит. Здорово!
      
      
      
       27 Винокур Р. Призраки старой деревни
      
       Плюсы:
       Легко и как-то уютно читается. Будто старые товарищи друг другу вечерком байки травят.
      
       Минусы:
       Это не совсем рассказ, больше похоже на очерк в газету "Оракул". Зато почитать интересно было!
      
       Резюме:
       И снова старый знакомый. Кажется, на "Антологии ужаса" встречались. Тогда понравилось, и сейчас нравится, хотя и не страшно. Зато интересно. И уборщица у Вас как живая нарисовалась с характером и биографией. А это дорогого стоит.
      
      
       28 Цокота О.П. Бледный Лик Полнолуния
      
       Плюсы:
       Очень приятный стиль повествования, ровный грамотный язык.
       Хорошо чувствуется атмосфера городка, будто красками нарисованная. Приятный, вызывающий сопереживание главный герой.
      
       Минусы:
       Пожалуй, всего один, и то относительно конкурса. Это не хоррор.
       Ну и если придираться, то Флейтист у Вас же только детей ловил, зачем же в конце главного героя увел? Почему не наказал, как и всех остальных, уведя одного из его детей?
      
       Резюме:
       Очень красивая и грустная сказка! Мне понравилась и запомнилась!
      
       29 Найвири Агата
      
       Плюсы:
       Один из редких на этом конкурсе ужастиков. Вполне соответствует заявленному жанру.
       Даже не знаю, что отдельно выделить. Написано интересно!
      
       Минусы:
       Я запуталась, что стало с Агатой. Она же получила пятерых, значит получила тело. И? Осталась призраком? Но это скорее не минус, а мое любопытство.
       Легкие неувязки вроде карт в начале. Вам уже говорили это в комментариях. Если замените хотя бы на "карточки пациентов" сразу станет понятнее, и перестанет смахивать на сеанс гадания.
       Ах, да! Откуда главный герой к финалу разжился деньгами, чтобы оплачивать психолога по двойному тарифу? Вроде ж был нищ и бос.
       Резюме:
       Мне понравилось! Спасибо за интересный рассказ.
      
      
       30 Поповская И.И. Побег из тела
      
       Оседлав ее, Роза, успев сказать девушке четыре слова на пусейском, понеслась по узкой тропинке к горе. - Надо бы поправить. Хотя бы так: "Оседлав ее и успев сказать девушке четыре слова на пусейском, Роза понеслась по узкой тропинке к горе". А лучше так: "Взобравшись на нее и успев сказать девушке четыре слова на пусейском, Роза понеслась по узкой тропинке к горе". А то мне в первый момент представилось, как они седло тащат и на лошадь закидывают.
      
       "Казну разворовали управляющие, не собираясь никого выкупать, да и откупать уже было некого - Берг умер той же ночью от издевательств и насилия, Роза бесследно пропала".
       Прямо той же, что отец письмо получил? А как бы преступники узнали, что платить некому? А если не знали, смысл убивать? Еще и в зверской форме. Киднэпперы люди обычно рациональные, это ж не эпизод "Пилы". Ну и сама фраза звучит тяжеловесно, формально. Стоит поправить, мне кажется.
      
       Плюсы:
       Приятная восточная атмосфера, недосказанность финала.
      
       Минусы:
       Есть проблемы с русским языком. Текст необходимо почистить от канцеляризмов и штампов.
      
       Резюме:
       Истории мало, много эзотерики. Ну тут, кому что. Я люблю истории, поэтому письмо матери пережевала с трудом. Зато вязкий и жаркий восток порадовал. Мне кажется, если идею с письмом матери довести до ума, будет еще лучше.
      
      
       31 Филиппова Е.Л. Денежное дерево
      
       Плюсы:
       Как обычно, гладко, ровно написано. Занятная имитация слэнга.
       Хорошая идея с зацикленностью текста на сны.
       Минусы:
       Некоторая избитость идеи бесплатного сыра и мышеловки. Даже Ералаш уже на этом поле потоптался (помните утюг и червонец?).
       Слишком долгий первый сон дает некоторый перекос композиции.
       Резюме:
       Интересно. Правда, у Вас есть рассказы, которые мне намного больше понравились, честно говоря. Поэтому я придираюсь. Но отдельное спасибо за кап-кап-кап! Красиво получилось и запомнилось.
      
       32 Махавкин А.А. Реальность
      
       Плюсы:
       Мне стало не по себе. Это ж большущий плюс на этом конкурсе.
       Идея не нова. Как там у Горина было... "Правда -- это то, что в данный момент считается правдой..." Зато способ подачи хорош!
      
       Минусы:
       Как и у "Грибника" условный минус вторичность монстров. Но у Вас и это хорошо обыграно: герои ведь сами убедили всех в существовании книжных монстров наяву. В общем, не нашла я особо минусов, да и копаться не хочется.
      
       Резюме:
       Ура! Еще один пугающий рассказ! Неотвратимость изменений действительно заставили вздрогнуть. Мне понравились и идея, и то, как Вы ее обыграли. Отправляю с свой топ. Спасибо за рассказ!

    2. Филиппова Е.Л. Коридор затмений: ужас-ужас-ужас...

    21k   Оценка:9.57*7   "Статья" Литобзор



      Повезло с датами конкурса: была возможность читать рассказы по мере поступления. Аккуратно делала пометки для голосования. С приближением дедлайна их пересмотрела и подумала - а почему бы краткий обзор не написать?
      
      Читая рассказы, неоднократно вспоминала старый анекдот про бордель, заканчивающийся компетентным мнением содержательницы оного: - Ну, ужас. Ну, кошмар. Но никак не ужас-ужас-ужас.
      
      Поэтому попытаюсь классифицировать своё восприятие по количество ужаса - 1У, 2У, 3У. Понимаю, что некоторые рассказы более мистические, чем ужасные... Ну, кому сейчас просто.
      
      Безоговорочно в категорию 3У попали два рассказа: "Китагава" и "Сквозь стену". Рядом - "Грибник". Не выше, не ниже, просто немного в стороне. Потому что в чистых "ужастиках" не оценить.
      Впечатления - в алфавитном порядке, по названию

      А.М.Тарасова А капелла
      Скорее красиво и грустно, чем страшно. От силы на 1У. Долго не могла сообразить, при чём тут "а капелла", если если всё поётся с сопровождением. Потом догадалась, что а капелла будут петь убитые музыканты.
      И сама история, и исполнение - весьма достойные, даже вне заявленного жанра. Наверное, именно поэтому сцена на кладбище показалась неоправданно затянутой, как будто автор хотел искусственно увеличить ужастиковую составляющую.
      Тема преступления и воздаяния, пусть и сильно отсроченная, как правило, крайне выигрышная - если сюжет построен правильно. Здесь - тот самый случай. Единственное, чего не поняла, и с чем внутренне не смогла согласиться - за что садисту и негодяю такая лёгкая смерь под прекрасные песнопения? Или я слишком кровожадна?

      Найвири Агата
      Очень качественный ужастик. Как минимум на 2У, а то и на все 3. В одном рассказе слились сразу несколько стандартных для жанра сюжетов: психиатр-больной; невинная жертва; преступление-воздаяние; призрак, стремящийся покинуть своё пристанище и периодически кому-то мсящий; патологическая любовь... Мне показалось, что повествование это перегрузило: не успеваешь вчитаться в одну историю, а она уже сменилась другой. Хота соединены они мастерски. И жуть такая "правильная", особенно на фоне тоскливого быта.

      Г. Голышев Алый отряд
      Мистика, карма, индуизм. В "ужастиках" оценить не смогла, несмотря на реки крови и горы трупов. И цепочка перерождений, и невозможность бороться с кармой - хороши. Порадовало, что язык полностью соответствует истории, но не перегружен излишней стилизацией.
      Великолепно и очень логично описан момент возрождения демонов. Понятно, что с Колеса они не спрыгнут, хотя Книгу и сожгли. Жалко их, несмотря на все зверства. Интересно, автор так и задумывал?

      Цокота О.П. Бледный Лик Полнолуния
      Не совсем мистика или хоррор, скорее - притча. Тот редкий случай, когда ужас не в реках крови и монстрах, а просто в атмосфере. И во всеобщем восприятии существующего положения вещей как единственно возможной реальности.
      Люди как крысы... Брррр!

      Щербак В.П. Большое песчаное плато
      Зверь в каждом из нас... И насколько успешно мы можем этого зверя подчинить. Тоже скорее притча.
      Правда, сцена со скорпионами на 2У явно тянет, очень зримо прописана.
      И финал позитивный, что в этом жанре - большая редкость. Будем надеяться, что герой сумеет со своей звериной сущностью совладать.

      Р. Вербина Бумажная комната
      Достаточно страшно. На все 3У. Поначалу. Особенно - с личинками. А потом переплетение снов и ужасов переходит какой-то порог, и превращается просто в набор страшилок. К сожалению. Потому что идея такого переплетения показалась интересной, - когда явь переходит в сон, и отличить их друг от друга невозможно.
      Финал вроде бы что-то разъясняет, но очень невнятно. Если честно, то так и не поняла, что к чему. То ли это реально мистика, то ли девочка умом повредилась в детстве.
      А вот эпизод с курением и последующим сном - замечательный.

      Р. Шагманов Вой Волков, идущих по следу
      Так и не поняла, почему в названии "Волки" с заглавной буквы. Намёк на то, что не простые это волки?
      Сюжет достаточно банален. Про оборотней только ленивый не писал. Или это не оборотни, а какие-то другие монстры? Или просто мальчишка испугался до лупо-, селено- и прочих разных фобий? Наверное, можно было бы пару намёков вставить. Пока же по тексту - всё таки оборотни получаются.
      А в целом - весьма достойно и в тему. Хороший язык, картинка сразу возникает вполне ясная. И подросток со всеми его телодвижениями получился очень достоверный. Не сказать, чтобы совсем ужас-кошмар, но, как минимум, на 1У тянет.

      П.Виноградов Грибник
      Пожалуй, самый интересный рассказ конкурса. Великолепно проработанный оригинальный мир, интереснейшие сущности. Да, возникают некоторые вопросы по навыкам и знаниям героя, которые ему по сюжету вроде бы и не полагаются. Автор явно рассказал нам меньше, чем про героя знает. Обидно. Хочется подробностей, хоть немножко.
      В "ужастиках" оценивать не могу, потому как чистый постап с мистико-сказочным уклоном. Для героя - оптимистический. Для нас - увы.
      Правда, "вепрь Ы" показался лишним, уж слишком явный акцент на том, откуда сюжетные ноги растут. Для непонятливых? Так они вряд ли первоисточник читали. А прочие и так догадались.
      Что приятно удивило - не возникло ощущения некоего помотивника. Однозначно понравилось.

      Кучеренко Л. Ешь, люби и не умирай
      Ужаса - в избытке. На 3У. Но - не моё. Если автор намеренно старался вызвать у читателей чувство отвращения - ему это удалось. Что говорит о достаточно высоком уровне мастерства.
      Сюжет развивается весьма логично, да и переживания героини выглядят очень достоверно. Точно, не моё.

      Ремельгас С. Женщина в колодце
      Замечательный образец мистики. Все очень зыбко, на полутонах и намёках. Мотивация персонажей - или в тени, или за пределами рассказа, поэтому масса места для собственных домыслов.
      Читалось с интересом и удовольствием.

      Шауров Э. Завтрак с вдовой
      Чистый классический хоррор. На 2-3У. Показалось, что уж слишком классический, слишком всем канонам соответствует. Не хватило какого-то лёгкого безумия. Но это - чисто личное восприятие.
      Ещё раз: написано очень хорошо. Одна из моих сотрудниц - так просто в восторге и считает лучшим. Но обзор, увы, пишет не она...
      Да, немного покоробила фраза "отложить потомство". За счёт странности и некоей диковатости с биологической точки зрения накал ужаса несколько снижает.

      Павлова Н.Н. Зеркало Близнецов
      И опять соединение нескольких стандартных сюжетных приёмов: зеркало как грань между мирами; зазеркальные копии людей; психиатр-больной. Ужаса хватает, как минимум на 2У. А сопереживания - даже с избытком.
      Перегруженности не ощутила. Видимо, потому, что скомпоновано всё удачно, а последняя связка прошла в финале, как некая объяснялка. Для развития сюжета и понимания идеи автора - это хорошо. Для меня, как избалованного читателя - не очень. Не люблю, когда всё растолковывают, гораздо приятнее идею и так и эдак покрутить, и попытаться придумать какую-то версию самой. Да, при чтении немного напрягал курсив. Не уверена, что он так уж необходим. Хотя автору виднее.
      Несомненно, рассказ удачный.

      Улыбкин А.Л. Исповедь
      Жёстко. 3У. И не только за счёт прямых описаний, но и за счёт общей атмосферы. Редкая в рамках жанра мораль, выраженная достаточно прямо, что восприятию не помешало. Не очень часто встречающийся реверсивный поворот темы психиатр-больной, в данном случае - исповедник/грешник. Интересные мысли о профессиональной аберрации, соответствии и несоответствии человека занимаемой должности, да и о том, как профессиональная деятельность позволяет - или не позволяет - реализовать тайные личностные устремления.
      С точки той самой профессиональной аберрации, финал - блестящий.
      "Как жаль... Как жаль... " - что нужно выбрать всего 5 рассказов.

      Данта И. Как все
      И ещё одна тема зазеркальных близнецов. С моралью. Не могу сказать, что в восторге, не могу сказать, что решительно не понравилось. Неплохо, ужаса - в достатке, на 1У. Хотя морали - больше.
      Долго думала, почему рассказ вызвал столь слабый отклик. Пришла к выводу, что из-за невероятной несимпатичности героя. Вон, демонам посочувствовала, и даже в некоторой степени - палачу. А здесь - совсем полное ничтожество. И двойник у него такой же.

      С. Волк Китагава
      Чистые 3У. Начну с того, что рассказ хорош сам по себе, безотносительно к жанру. Великолепная японская стилизация. Бывала в Японии неоднократно, поэтому оценила, ни одного вопроса или сомнения в реальности не возникло. И даже у не бывавших там (специально давала прочитать нескольким сотрудникам) - полное ощущение погружения в атмосферу.
      Правда, все отметили некоторый излишек нативных слов, понятных японистам и просто прияпоненным, но ничего не говорящих простому читателю. Например, "сарариман" и "такояки" в финале замедляют восприятие и немного снижают накал ужаса. Задумался о том, что же это такое и как со сценой связано - и бояться перестал. А у меня слюноотделение началось, главное, чтобы сарариманы в очереди не толклись, и кацуобуси побольше было. 
      Очень грамотная динамика. С учётом тематики конкурса понятно, что хорошо это путешествие не закончится, но нагнетание ужаса идёт постепенно, плавно подводя к развязке. И позволяющий несколько толкований финал - вишенкой на торте.
      Слово "подскользнулся" ненавижу.

      Р. Римских Литания Дагни
      Замечательно. Второй рассказ на конкурсе (помимо "Грибника") с оригинальным миром. В отличие от него, не логичным, а абсолютно фантастическим. Сначала настраиваешься на более-менее интересный, но стандартный постап, а тут такое начинается...
      Рассказ красивый, динамичный, эмоциональный, и с ударным финалом. Но всё равно появилось ощущение, что это кусочек чего-то большего. Я ошибаюсь?

      В.В. Ечеистов Лютый морок
      Классика деревенского/сказочного хоррора. Несомненные 3У. рассказ хорош и идей, и композицией, и стилем - в целом.
      Кое-где повествование показалось затянутым, какие-то стилистические неточности царапали глаз. И не с точки зрения пуризма, а лишь потому, что мешали восприятию и прерывали нарастание ужаса.
      Только один пример: "Олег не знал, что стал бы делать, попадись ему какая-нибудь старуха, но тут... ". Поневоле задумываешься, и версии на ум приходят всё больше юмористические.
      В целом - очень хорошо.

      Амадей Мал клоп
      Море крови, кишок и прочих не очень аппетитных деталей. Но почему-то не очень испугало. Так, на 1У, или даже меньше.
      Может быть, потому, что не уловила основной идеи: что автор хотел сказать городу и миру. Что даже мышь, загнанная в угол...?
      Или потому, что кровавые детали вызвали некоторые сомнения в своей достоверности? Например, не уверена, что человеческие кишки выдержат вес взрослого человека, пусть даже очень мелкого - но килограммов-то сорок-пятьдесят он весит?
      Да ещё и финала как такового нет...

      Беляев Н.В. Мрамор лейтенантов
      Наверное, мистика. С уклоном в подростковую литературу. Правильную, воспитывающую.
      Рассказ светлый, чистый. Написан очень достойно. К сожалению, оригинальности это ему не прибавляет. Тема уж больно истоптанная. Есть некоторая новизна в её развитии, но не более того. Тяжело писать на военные темы, уж слишком много создано хрестоматийных произведений, в том числе и с мистической составляющей. Так что автор взвалил на себя практически неподъёмную ношу. За что ему искренне уважение.
      А стилистически и композиционно - очень хорошо.

      Сухарь&cушка На другой стороне темного коридора Затмения
      В названии почудились элементы внутрифорумного капустника, особенно с "Затмением" с заглавной буквы. К счастью, опасения оказались напрасными. Исторически-временная фантасмагория, не меньше, чем на 2У.
      Великолепно выдержанный стиль, весьма уместные стихи. Композиция, держащая в напряжении.
      Несколько мелких, чисто вкусовых замечаний. Учитывая период деятельности Джека Потрошителя и время закаты карьеры чайных клиперов, "старый морской волк-одиночка" должен быть очень, очень стар, чтобы у него могла возникнуть ассоциация с клипером. И ещё. "Две легенды, две леди - "Кати Сарк" и "Фермопилы"". У "Фермопил" как раз соперницы были, ее как раз "Кати Сарк" обогнала. Да и с "леди" Фермопилы не очень монтируются - в силу числа и рода. А ведь в той же когорте были и "Титания", и "Морская ведьма"... А в целом - впечатлило. Очень.

      Вэдер О. Осенняя охота
      Охотничья байка с пересечением миров. В жанре, близком к "Вою Волков...". Написано хорошо, многие картинки отчётливо прорисовываются. Слегка страшно, но почему-то сразу возникает предчувствие, что всё закончится хорошо.
      Композиционно вполне грамотно, финал с клыком, как и положено, ударный. Хотелось бы, правда, получить некоторую уверенность в том, что драконы так у озера и останутся. Или испугаться, что не сегодня-завтра к нам прилетят. Редкий случай, когда хочется определённости.

      Поповская И.И. Побег из тела
      Модная тема побега от повседневности, от реальности, от себя... Очень удачно поданная. При этом с достаточно живыми персонажами и хорошей порцией ужаса. Как минимум 2У. Это при том, что 3У были бы перебором, получился бы совсем другой рассказ.
      Блестящая музыкальная составляющая, задающая ритм всему рассказу. А вот иллюстрация, замечательная сама по себе - явно лишняя, тем более - в рамках конкурса. Автор как бы не верит, что способен донести до читателя свою мысль, и предлагает: - Вот, я вам тут ещё картинку нарисовал, чтобы понятнее было, и чтобы настроение создать.
      И совершенно напрасно. Всё получилось и без картинки.

      К. Цахес Поводок
      Сюжет с психиатром и больным - достаточно истоптанный. Мало можно назвать не порезвившихся на нём авторов. И, вполне закономерно, практически ни один больной не считает себя таковым. Специфика психиатрии, что поделать.
      И мистико-хоррорная составляющая здесь общеизвестный сюжет спасает, делая его вполне оригинальным. Дело в том, фантдоп здесь хорош. Превращение врачей в уродливых и страшноватых кукол - это сильно. Правда, гнома я сразу в чём-то нехорошем заподозрила: уж слишком старательно автор делал акцент на "живые" глаза. И ошиблась - сюжет повернул совсем в другую сторону.
      Мелкие стилистические и орфографические ляпы, а также несколько вольное обращение с запятыми впечатление не испортили. Что удивительно - обычно при первой же ошибке раздражаюсь. Видимо, рассказ действительно хорош. И ужаса с избытком, на 4У. Или даже больше.

      Винокур Р. Призраки старой деревни
      Забавно. Пересказ деревенских и детских баек с попыткой осмысления сущности мистических явлений. Как рассказ не воспринимается, но читается с удовольствием.

      Бел Д. Ре.Ми.Ни
      Образцовый ужастик. 3У. Читается с неослабевающим интересом, и всё ждёшь: и когда же наконец начнётся, уже можно пугаться?
      Как выяснилось, ждёшь не напрасно. В финале - тот самый ужас-ужас-ужас. При этом без избытка тошнотворных деталей, их как раз в меру. А в сочетании с прекрасным обликом Ремини получается совсем уж страшно.

      Махавкин А.А. Реальность
      Забавно. Динамично. Не страшно. Но забавно и динамично.
      Ясно видны отсылке к классике жанра, да автор из и не скрывает. Да без Ктулху никак.
      Автор, несомненно, веселился в процессе написания, и получал удовольствие от процесса. Думаю, что читатели удовольствие тоже получат.

      Стасисбрынза Сдерживающий фактор
      Тяжело комментировать сильно нелюбимого автора. Особенно, если рассказ объективно можно считать удачным в своём жанре. Который, разумеется, никакая не мистика. И не хоррор. А явная политическая сатира. С полным объёмом присущей автору склонности к безудержному утрированию и доведению ситуации до высочайшего уровня абсурда.
      Парочка эпизодов искренне повеселила.

      Федоров А. Седьмой круг ада
      Ужастик с соблюдением практически всех канонов жанра. 3У. Хотя тема и достаточно избитая, с душевнобольным и его метаниями. Но подана весьма и весьма необычно. К финалу появляется сомнение в нормальности рассказчика. Да и всего остального человечества. И мысли о том, насколько тонка грань, отделяющая норму от психоза. Или, если посмотреть с другой стороны, наш мир от мира демонов.
      Можем мы отгородиться от них и сохранить себя, не можем - это науке неизвестно. И если снятся кошмары - нужно быть настороже.
      Читалось с интересом и определённой опаской. Так ведь это и требовалось.

      Орестов В. Сквозь стену
      Великолепный образец городского ужастика. Такая же, как в предыдущем рассказе, выверенная динамика нарастания ужаса. Даже с небольшим откатом к нормальной безопасной реальности, что усиливает эффект. И постепенно исчезновение этой реальности тоже впечатляет.
      Психоз это, фобия, или реальные монстры - каждый может решать для себя. Что тоже есть хорошо. Я для себя решила, что монстры. Пару раз выходила на подобный балкон - очень неуютно там себя чувствуешь. Теперь-то понимаю, почему. Нет, явно курить нужно бросать.
      И изложена история вполне достойно. Хотя и не без небольших нареканий и недоумений. Сразу споткнулась о поезд Санкт-Петербург-Брянск, на котором герой едет в обратном направлении, из Брянска в Санкт-Петербург. Смутил и "брежневский" дом. Нет, антураж описан вполне убедительно и зримо. Но термин сам увидела впервые. Ну, наверное, питерцев нам, москвичам, иногда сложнее понять, чем японцев.
      Рассказ, без сомнения, в числе лидеров. Пожалуй, даже больше, чем 3У.

      Танагура Смеркалось
      Традиционный сюжет "психиатр-больной". В этот раз - в жанре гротеска и абсурда. Опыт интересный и, нужно признать, вполне удачный. Особой идеи не увидела, да и не особенно испугалась. Так ведь автор этого и не планировал, просто хотел повеселиться и читателей повеселить. Что ему вполне и удалось.
      Картинка вот лишней показалась. А пока на неё смотрела, и идею осознала: уборщица со шваброй страшней маньяка с бензопилой.

      Бородкин А.П. Туман
      Соприкосновение миров и времён. Которое традиционно ничем хорошим не заканчивается. Данный рассказ - не исключение.
      Написан крайне добротно, с очень живым профессором. Можно рассматривать как наш ответ бесчисленным удачливым попаданкам и попаданцам в соседние миры и другие реальности.
      Да, переход в тумане - весьма банально. И название Стивен Кинг давно за собой закрепил. Но удовольствию от чтения это не помешало.

      Бреннан Н. Убивая любимых
      И опять психиатрия. Честно говоря, из всей группы конкурсных рассказов с этой сюжетной линией впечатлил меньше всего. Воспринимается как пересказ истории болезни, острого приступа алкогольного делирия. Весьма художественный, с массой интересных деталей, но не более того. Напился, убил жену и ребёнка, сошёл с ума.

      Ютта Утопленник
      Чудесная история с очень живыми персонажами, замечательный язык. За одну лишь фразу "Степь - это место, где живёт воздух" нужно медаль давать! Про "обидели мышку" я даже не говорю.
      История не очень простая, приходится вчитываться, но оно того стоит.
      
      
      Ну вот, выразила словом очень субъективные впечатления от явно удавшегося конкурса, и поняла, что представления не имею, как голосовать. Слишком мало мест, слишком много достойных. Увы мне, увы...

    Связаться с программистом сайта.

     Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.

    Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
    О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

    Как попасть в этoт список

    Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"