Леданика : другие произведения.

Вампиры и оборотни: кто кого?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 2.62*7  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Субъективная статистика конкурса

  Уважаемые дамы и господа!
  
  Любой из литературных текстов можно рассматривать с использованием двух наиболее общих подходов. Первый - это рассмотрение непосредственно текста как такового: анализируется композиция, стиль, образы, присутствие автора в тексте, а также практически бесконечное количество других параметров. Обзор конкурсных рассказов 'Интервью с Вомпером' в данном ключе в меру моих скромных сил и способностей уже закончен и доступен по адресу http://zhurnal.lib.ru/a/arhipenko_o_a/interwxjuswomperom.shtml.
  
  
   Такой подход является наиболее распространенным, но не стоит забывать о том, что каждое произведение является не только совокупностью авторских приемов и стилистических особенностей, но и... самостоятельным маленьким (или большим) миром. И автор для такого мира является... Демиургом. И если герои в тексте говорят или совершают нечто, то (в той или иной степени) отражают тем самым мнение автора на данную ситуацию (данный вопрос, данное затруднение и т.д.).
  
  
  Тем не менее, ошибочным будет мнение о том, что 'герои действуют так, как этого хотел автор'. Иногда герои действуют так, как этого хотел... текст. Ну вот пишется так, и хоть ты с ними что хочешь делай! Но если рассмотреть произведение в целом, то можно получить определенные представления об авторе, пусть даже самые общие. Такой подход 'от текста к автору' хорошо, наверное, всем знаком по урокам литературы в школе. Помните: 'Этой метафорой автор хотел сказать...'? Или еще того лучше: 'Эта гипербола отражает классовую борьбу автора с...'? Сразу спешу развеять растущее негодование - я не буду делать далеко идущие выводы относительно того, что именно хотел автор сказать фразой 'В бледном лунном свете заманчиво блеснули клыки', и какие черты характера автора она отражает.
  
  
  На основании 'миров' конкурсных рассказов я попробую составить собирательные образы вампиров и оборотней.
  
  
   Обращаю особое внимание авторов - рассматриваются исключительно тексты как некая автономная реальность, сугубо с точки зрения существования в них вампиров и оборотней и, более того, исходя из моего данных текстов восприятия. И если в рассказе, по моему мнению, не живет вампир или оборотень, или живет не так, как в других рассказах - этот факт совершенно не является 'наездом' ни на сам рассказ, ни (чур меня) на его автора.
  
  
   Восемьдесят восемь работ - интересный и вполне достойный материал для анализа и обобщения. К сожалению, некоторые рассказы пришлось исключить из дальнейшего анализа. По нескольким причинам.
  
  
   Во-первых, рассказы, в которых сам факт существования оборотней и вампиров является сомнительным:
   'Джек Порфирианец' (возможно, главный герой вампир, но вполне может им и не быть),
   'Фирменный случай' (существование вампиров на уровне слухов),
   'Кем быть' (обыгрывается сугубо характерологическая связь 'человек-крыса'),
   'Наш самолет, вперед лети' (вампир оказался фальшивым),
   'Собачка' (в одном из наиболее вероятных прочтений старик все-таки оборотнем не оказался).
  Не слишком много, до начала конкурса казалось, что таких рассказов будет больше. Итого минус пять рассказов, остается восемьдесят три.
  
  
   Во-вторых, рассказы с настолько своеобразным толкованием авторами понятий 'вампир' и 'оборотень', что анализировать их наряду с остальными было бы более чем сложно:
   'Отцы и эти' (если подходить с точки зрения правил конкурса - вампир имеется, но очень уж необычный),
   'Зато потом' (все человечество это, конечно, не какой-то там 'гомо вампирус'),
   'Идолище грядет' (с формальной точки зрения - оборотень, но тоже слишком выбивается из общего ряда),
   'Собаке дворника, чтоб ласкова была' (поменяться телами и обратиться - не совсем одно и то же),
   'Звено' (судя по комментариям автора, вампиры в тексте есть, я не уверена),
   'Человек' (понятно, что главный герой - не человек, но вот кто именно - не совсем понятно).
   Еще минус шесть рассказов - итого семьдесят семь.
  
  
  Следующая группа, из двух рассказов -
   'Менестрель' (наличие вампиров или оборотней предоставляется к домысливанию читателю) и
   'С.Н.Г' (вампиры или оборотни в зависимости от наиболее понравившейся концовки)
   Семьдесят пять.
  
  
  И последняя группа, тоже два рассказа, в которой вампиры и оборотни присутствуют, но функцию в тексте исполняют сугубо пассивную
   'Выпуск Lxvii' и
   'Обратень'.
   Итого семьдесят три рассказа, на основании которых и построен дальнейший анализ.
  
  
   Сразу же в первом приближении отвечаю на вопрос 'кто кого?': из семидесяти трех рассказов, в которых присутствует активно действующая поддающаяся идентификации нечисть,
   42 рассказа про вампиров,
   22 - про оборотней и в
   9 рассказах присутствуют и те, и другие.
  
   Вампиры победили с большим отрывом!
  
  
   В дружном бестиарии вампиров безусловное первенство принадлежит
  
  существам, которые для поддержания собственной жизнедеятельности вынуждены отнимать кровь насущную у населения - 29 рассказов
  
  Отнимающие жизнь, душу и аналогичные субстанции - 6 рассказов
  
  Другие субстанции - 2 рассказа: молоко ('Моя') и опухолевые клетки ('Сделка').
  Снова-таки, до начала конкурса казалось, что будет больше необычных вариантов.
  
   5 рассказов освещают проблемы существ, интересующихся кровью самих вампиров:
   'Авдейкино горе' (есть вампиры не только 'в квадрате', но даже и 'в кубе'),
   'Улыбайся',
   'Sic transit...',
   'Le vertige',
   'Рыбак'.
  
  
  
  Среди оборотней преобладают... нет, не волки. А было бы вполне логично предположить! Преобладают 'полиморфы' - существа, способные принимать различные облики. По желанию или в зависимости от обстоятельств. Таких рассказов аж 6 штук. Почти треть от всего количества текстов про оборотней.
   'Ментоморфозы' (три личины одного оборотня, меняются при взгляде в зеркало),
   'Показ' (личины меняются в зависимости от производственной необходимости),
   'Ведьмино отродье' (судя по тексту, оборотень имел как минимум две личины),
   'Первая соната полуночи' (многоликость обусловлена условием существования оборотня),
   'Размазня' (один нож - одна личина),
   'Все течет' (личина выбирается с утилитарной целью - побыстрее замочить противника).
  
  
  
  На втором месте... снова не волки! А рассказы, в которых мирно (или не очень) сосуществуют различные виды оборотней. 6 рассказов :
   'Последние' (один человек оборачивается в одного животного ради спасения фауны),
   'Дело о пропавших сфинксах' (кошки и собаки),
   'Dark Ness' (много разных),
   'Агроном' (медведка и дождевой червь),
   'Духи ночной сьерры' (соответственно, обитатели оной)
   'Самоубийство' (разные оборотни, центральные образы - рысь и волк)
  
  
  
   Затем 4 рассказа про кошек и котов:
   'Лесная ведьма',
   'Изгой' (почти волк, но не получилось),
   'Серая кошка' и
   'Вторая жизнь'.
  
  Далее всего лишь два волка: 'Я, волк' и 'Ласковый и нежный зверь'.
  
  Один тигр: 'Вспомни, брат!'.
  
  Одна крыса: 'Ключи от сумерек'.
  
  Один медведь 'Скирлы-скирлы'.
  
  И один рассказ, в котором точно есть оборотень, но вид определить затруднительно: 'Марки'.
  
  
  
  
   Сочетание вампиров и оборотней. Наблюдаем два варианта: первый - вампир и оборотень имеются в одном рассказе, и второй - вампир и оборотень имеются в одном существе.
  
  В одном существе 'нечисть' поселилась в мирах рассказов
   'Голубая кровь',
   'Синде морао' и
   'Диверсанты'.
  Причем 'Синде Морао' и 'Диверсанты', не смотря на свою явную литературную несхожесть, оказались очень подобны в идее: и в том, и в другом случае, для того, чтобы обратиться в кого-либо, нужно было сначала этого кого-либо 'повампирить' (правда, в одном случае 'вампирить' нужно физическую субстанцию, а в другом - духовную).
  
  В одном рассказе объединили вампиров и оборотней
  'Упыриные страдания' (правда, оборотень вполне настоящий, а вампир - предполагаемый, но тем не менее),
   'Первый слуга государства',
   'Оборотень дворовой, обыкновенный',
   'Охотник и жертва',
   'Объятия паука',
   'Шоу'.
  Причем выделить главенство в дуэте или противостоянии 'вампир - оборотень' нет возможности практически ни в одном из рассказов. Разве что 'Шоу' показывает вампира как существо более высокого уровня развития по сравнению с оборотнем, да в 'Охотнике и жертве' оборотень выглядит уж совсем неприглядно.
  
  Под бодрый храп читателей, оставшихся в первой части, вместе с группой заинтересованных товарищей, переходим к части второй.
  
   Как относится к вампирам и оборотням наше реальное общество?
  Я бы сказала, что в большинстве своем 'по-сказочному', где-то на уровне веры в Санта-Клауса и Деда Мороза со Снегурочкой. Но явных доказательств как существования вампиров и оборотней, так и их категорического отсутствия в окружающей среде, нет. Причем окраска 'нечисти' в сознании общества скорее 'нейтральная' и даже в некотором роде 'положительная'. Более того, находятся желающие 'наследовать' традиции вампиризма в отдельно взятых компаниях. Кстати, об этом тоже упоминали многие рассказы: 'В ночь Хэллоуина' , 'Погоня ради науки' , 'Неопределенность' .
  
  
   Написание рассказа, создание своего маленького 'мира' открывает поистине неисчерпаемые возможности для моделирования отношения общества к вампирам и оборотням, а также самих образов в любом доступном фантазии направлении.
  
  
   Что же получилось в разрезе конкурса?
  
  
  Возможно, схематично (но ведь если идти от частного к общему, схематичности избежать сложно), в рассказах отношение общества к вампирам и оборотням определялось через такие понятия, как:
  1. общество не знает про вампиров и оборотней (как варианты - знает или догадывается, но относится индифферентно или же отношение общества к вампирам не прописано в рассказе);
  2. общество знает про существование нечисти и активно с ней борется;
  3. общество знает про вампиров и оборотней, и мирно с ними вместе уживается.
  
  
   А теперь предлагаю сделать небольшой перерыв и ответить на вопрос: 'А Вы как думаете, какой тип отношения общества к нечисти преобладает в конкурсных рассказах?'
  
  
  Правильный ответ:
   'общество знает и не борется' - 20 рассказов,
  'знает и борется' - 7 рассказов,
  'не знает, не заморачивается или мы не знаем о том, что оно знает' - 46 рассказов!
  
   Больше половины рассказов отображают имеющееся реальное отношение к вампирам и оборотням!
  
  Теперь 'присоединяем' еще один показатель: образ вампира или оборотня в рассказе. Чисто 'школьный' подход: 'положительный' герой, 'отрицательный' герой или герой, которого нельзя с полной уверенностью отнести в ту или другую категорию. В данном случае принимается во внимание позиция не автора, но читателя. Т.е. если автор хотел нарисовать 'злобного' монстра, а у читателя монстр вызывает сочувствие, то скорее будет отнесен в группу 'положительных' или 'смешанных' героев.
  
  
  И идем по каждой группе, определяя самую из них многочисленную, т.е. 'победившую'.
  
  
   Вампиры с положительным к ним отношением общества - всего 8 рассказов. Из них:
  
  
   вампир как положительный герой - 5 рассказов
  
   'Униженные' (зарплату не платят вампирам кровную, понимаешь),
   'Миф' (вампир жаждущий знаний - одобрямс!),
   'Третья соната полуночи' (лечебная сила укуса вампира) (кстати, у меня претензия к автору по поводу похожих названий - зная по названиям все рассказы, я в Сонатах все равно путаюсь),
   'Дар крови' (вампир - положительный герой в лучших традициях героической литературы),
   'Авдейкино горе' (бедный маленький вампирчик... что тут еще скажешь).
  
  
   вампир как герой отрицательный - 1 рассказ
  
   'Слишком много вопросов' (парадоксальный вариант-перевертыш - люди вампирят вампиров, т.е. вампиры закономерно выступают в качестве персонажей отрицательных).
  
  
   вампир как нечто 'среднее' - 2 рассказа:
  
   '13 вечер в клубе четыре булавки' (вампиры не вызывают сильных эмоций - ни положительных, ни отрицательных)
   'Крыльчатка' (неоднозначное отношение к вампиру).
  
  
  
   Оборотни с положительным к ним отношением общества - 7 рассказов.
  
  Из них:
  всего один рассказ со 'спорным' отношением к герою ( 'Dark Ness' ), ни одного - с отрицательным образом, и шесть - с героем 'положительным':
   'Лесная ведьма' (читатель на стороне ведьмы-кошки)
   'Изгой' (жалко котика до слез)
   'Ментоморфозы' (во всех отношениях положительный персонаж)
   'Показ' (вполне положительное отношение к оборотням-спецам)
   'Самоубийство' (можно сразу после 'Вомпера' на героическую сказку подавать)
   'Последние' (снимаем шляпу перед оборотнями)
   'Дело о пропавших сфинксах' (главное действующее лицо воспринимается как герой вполне положительный).
  
  
  
   Вампиры, о которых общество знает, и борется в меру скромных сил и возможностей - всего лишь 3 рассказа ... Казалось, что будет больше. И если вы думаете, что все эти вампиры - герои суть 'негативные', вы ошибаетесь.
  
  В этой группе есть один 'положительный вампир' -
   'Четыре разговора на кухне' (общество борется против вампиров, не зная, что именно благодаря им и прогрессирует).
  
   Один вампир 'отрицательный'
   'Люди не твари' (без комментариев)
  
  И один рассказ, в котором к вампирам спорное, а не категорически отрицательное отношение именно из-за стилистики самого рассказа: 'Последний вампир' (Зоммерфеста, поскольку таковых два).
  
  
  
  
   С оборотнями конкурсное общество высказало намерение бороться всего в двух рассказах.
  При этом ни один 'положительный' или хотя бы 'сомнительный' оборотень не попал под 'геноцид'. Оба 'отрицательных' - 'Ведьмино отродье' и 'Скирлы-скирлы'.
  
  
  
  
  И далее следует огромное количество вампиров в группе 'общество не знает о вампирах или мы не знаем, знает ли о них общество' - 31 рассказ.
  
  Из них 'положительные' образы вампиров нарисовались в 13 рассказах:
   'Вампирская история из похоронного бюро' (не знаю, как кто, а я в данном случае именно на стороне вампира, но общество про существование оного явно не знает)
   'Толерантен будь' (тоже вполне положительный, не известный обществу товарищ)
   'Яблоки' (вампиры - просто непослушные иномирные дети)
   'Истоки гемофореза' (архиположительный вампир, вот по поводу общества у меня были сомнения - может, и знает, но, скорее, нет)
   'В ночь Хэллоуина' (вампиры даже за пельменями ходят)
   'Погоня ради науки' (бедный вампир, все-то за ними гоняются, пообедать не дадут)
   'Стазис - Вита' (вампир вызывает сострадание)
   'Неопределенность' (этакий философ-эстет)
   'Тварь внутри тебя' (высокоразвитый вампир-интеллектуал)
   'Желание жить' (вампир честно пытается предупредить свои жертвы)
   'Последний вампир' (на этот раз от Скб, вполне героический поступок древнего Бога)
   'Пишите душевно' (самый душевный читатель наших с вами рассказов),
   'Улыбайся' (очень симпатичные вампиры с душевными метаниями).
  
  
   'Отрицательные' образы - 5 рассказов.
  
   'Вторая соната полуночи' (явно гадкий тип)
   'Все то, чего мы лишились' (тоже нехорошо - дитЕв воровать).
   'Жизнь 89' (предавать влюбленного человека - не одобряем)
   'Моя' (не просто сам умирает, чтобы возродиться, но еще и мать с собой забирает)
   'Sic transit...' (эгоистичный и злобный вампир-зазнайка).
  
  
   'Сомнительные' образы - 13 рассказов.
  
   'Детство Василия' (сочувствие имеется, но и негативное отношение тоже)
   'Санитар' (вроде бы и поступки правильные совершает, но сам по себе образ неприятен)
   'Юный гений' (вампиры вынашивают нехорошие планы, но все равно отношение к ним не полностью отрицательное)
   'Глупенький вампирчик' (именно смешанные чувства)
   'Вомперы с планеты Фей' (аналогично)
   'И новая жизнь' (из финала все-таки не совсем понятно, как относиться к вампирше)
   'Пролетарии' (вампир - нехороший человек, но написано так, что к нему возникает симпатия)
   'Зернышко граната'
   'Двойница' (смутный образ 'вампирши' не дает проникнуться к ней положительным или отрицательным впечатлением)
   'Сделка' (вампир-шантажист, который, тем не менее, собирается выполнить свою часть сделки)
   'Le vertige...' (вроде бы и отрицательный персонаж вампир, а все равно сочувствуешь)
   'Рыбак' (девушка-вампирша явно уверенно становится в финале на путь исправления).
   'Мессия' (про вампиров знают, но не многие, а те, кто знают, предпочитают помалкивать)
  
  
   Про существование оборотней общество тоже далеко не всегда подозревает. А если точнее, то не подозревает в количестве 12 рассказов.
  
  При этом всего один 'отрицательный' образ ( 'Ключи от сумерек' ), один 'сомнительный' ( 'Все течет' ), а бОльшая часть рассказов (10) содержит положительные образы оборотней:
   'Ласковый и нежный зверь' (мечты молоденькой девушки делают образ оборотня положительным до слащавости)
   'Я, волк'
   'Серая кошка'
   'Вторая жизнь'
   'Первая соната полуночи'
   'Размазня'
   'Вспомни, брат!'
   'Агроном'
   'Духи ночной сьерры'
   'Марки'
  
  
   ВЫВОД:
  
  
   НЕ СМОТРЯ НА ВСЕ БОГАТСТВО ВАРИАНТОВ,
  ВОЗМОЖНЫХ В РАМКАХ КОНКУРСА,
  
  
  
   ДВЕ НАИБОЛЕЕ МНОГОЧИСЛЕННЫЕ КАТЕГОРИИ РАССКАЗОВ -
  
   ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И УСЛОВНО-ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ ВАМПИРОВ, КОТОРЫМ НЕОБХОДИМА КРОВЬ,
  СКРЫВАЮЩИЕ СВОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ ОТ ОБЩЕСТВА.
  
  
  
   ПРИ ЭТОМ В КАТЕГОРИЯХ ОБОРОТНЕЙ САМЫЕ МНОГОЧИСЛЕННЫЕ -
  ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ ОБОРОТНЕЙ,
  О КОТОРЫХ ОБЩЕСТВО НЕ ЗНАЕТ
  ЛИБО ЗНАЕТ И ОТНОСИТСЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНО
  
Оценка: 2.62*7  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"