Деффачки за компьютером - женское фэнтези наступает.
Давным-давно, когда мир был огромным, деревья большими, а у каждого студента и школьника еще не было своего компьютера, я начал читать произведения жанра "фэнтези" из ближайшей библиотеки. Безобидное увлечение Толкиеном, Желязны, Спрэг де Кампом и Муркоком перешло на какое-то врем я в читание всего подряд, в том числе замечательных по своему идиотизму произведений Перумова, Пехова и Алекса Орлова. Потом я вырос, ушел в армию, и служба в ней окончательно охладила мою любовь к литературе, поскольку за два года я прочитал только одну, зато священную книгу - Устав. Однако после армии меня удивительным образом занесло на филфак ТГУ, и тут уже объем прочитанного возрос не просто в разы, а в сотни раз. Те, кто когда-либо учился на филолога, хотя бы и не заочке, помнят и дотошность экзаменаторов с вопросами типа "в платье какого цвета была Наташа Ростова на выпускном балу?" и другие подобные шедевры. Но дело свое филфак сделал: меня снова "подсадили" на литературу.
На СИ я зашел, естественно, случайно, но так тут и остался, почитывая книжки (встречаются очень неплохие, хорошие и даже отличные), оставляя комментарии, и, в общем и в целом - наблюдая за кипением бульона. Ибо интересно, чем живут и дышат современные писатели. Несомненно, ситуация на Самиздате Мошкова в общем-то до мелочей копирует ситуацию в писательском мире в целом. И там и тут есть авторы боевичков-с, с неимоверно крутым Главным Героем, умеющим делать сальто с верхним замахом без подскока и прочие нереальные вещи. И тут и там есть мистики и пророки с невероятно зашкаливающим ЧСВ, не умеющие, однако, связать три слова без семантических и логических ошибок. И, наконец, и на Самиздате и на магазинных полках существует изобилие книг, написанных йуными девами, о себе, родимых, только попавших в иной мир, в бронелифчике, с двуручным мечом наперевес (если бы они еще научились отличать эспадон от клэймера) и окруженных пускающих слюни по их неземной красоте прекрасными эльфами.
Пишущие студенточки и школьницы старших классов, как явление, меня заинтересовали больше всего. И даже не качеством своего текста, ибо о каком качестве текста может идти речь, если количество орфографических ошибок в вычитанном корректорами, выпущенном в печать тексте, зашкаливает даже по моим довольно толерантным меркам. Хотя , доводилось мне, как выпускающему редактору некоего печатного издательства, править и более изобилующие ошибками, но, тем не менее, талантливые и яркие материалы. К сожалению, пишущие йуные девы, не обладающие элементарной грамотностью, не обладают и Божьей искрой, которые отличает талантливую и искреннюю книгу от "фанфика по мотивам".
Возьмем, к примеру, наиболее типичную представительницу этого подвида Пейсателей - Галину Краснову, ушедшей с СИ в итоге обсуждаемого до сих пор холивара с критиками. Почему именно ее? Есть за мной такой грех, прочел "Любимую игрушку", принесенную кем-то из сотрудников в редакцию. Начало уже примерно подсказало, что книга из себя представляет, однако я - оптимист, поэтому посидел вечерок с карандашом, выправляя очевидные стилистические и грамматические ляпы, чтобы потом торжественно передать автору, благо что на Самиздате Краснова мелькала. В любом случае, в любой, даже далеко не лучшей книге, всегда можно сделать скидку на возраст автора, его жизненный опыт и прочее. Хотя мне, признаться, непонятно, зачем описывать вещи, в которых вообще ничего не понимаешь. В случае с данной книгой, количество вещей, в которых автор не разбирается, но пытается описывать, как-то уже слишком бросается в глаза.
Однако, правку я не передал. Пролистанная второпях лента комментариев к книге отчетливо показала, что автору не нужны найденные читателем ляпы, исправлять она их не намерена, и вообще, дабы не подвергаться публичному аутодафе, читателям лучше либо молчать либо петь дифирамбы. Иначе придет автор и забанит. Либо придут фанатки, с трудом связывающие несколько слов в предложение более трудное чем "ты-тролль, а Галечка гениальна", и бедному комментатору стоит ждать колов на произведения в своем разделе, если он, конечно, сам пишет.
Естественно, это только пример. На самом деле, Галина Краснова не одинока, авторы, подобные ей, существовали и до, и, наверняка, будут существовать после. Однако само явление, когда литература заведомо слабая, а если уж совсем по-честному, никакущая, вызывает общественный резонанс, меня лично настораживает. Когда любовные романы со всеми сексуальными проекциями недооформившейся девочки-подростка типа прекрасных плохишей, читают точно такие же девочки-подростки, это - неизбежное зло. Однажды они вырастают из подобных книг и переходят на качественную литературу и на нормальные отношения в жизни, что немаловажно. Но когда читательницы утверждают, что им больше 20 и они любят вот это вот, впору бить тревогу не только по нашему книгоизданию, но и по психологическому здоровью оных.
Увы, кардинального решения проблемы не существует. Не печатать женскую юмористическую фэнтези глупо: та же Громыко создала настоящий живой мир с настоящими живыми героями. Не читать, учитывая засилье подобной литературы на книжных полках, тоже нереально: а вдруг да эта книжка окажется тем самым, от чего захватит дух. Вот и остается только жестко отлавливать авторов самого очевидного г..на и не давать писать.