Рассказ
"Конкурс чтецов"
Два последних года общеобразовательной школы русский язык и литературу
в моем классе вела Анна Петровна Дроздова. Это была учитель "от Бога". Ли-
тератор - высший класс. Имя ее гремело на весь город, все безоговорочно
признавали ее уникальность. Благодаря ей литературная жизнь в школе кипе-
ла: кружки, печатный журнал, конкурсы. Был среди них и ежегодный конкурс
чтецов. Предложила А.П. и мне попробовать свои силы, а материалом посове-
товала выбрать что-нибудь из стихотворений Игоря Северянина.
- Только не бери "Я, гений...", - попросила она.
Я остановился на стихотворении "Бразильский крейсер". Однако, первая
строфа меня постоянно коробила: уж больно тяжело она декламировалась.
- А можно я изменю две строки? - спросил я как-то А.П. на репетиции.
- Этого делать нельзя: ты нарушишь авторское право поэта, - тактично
объяснила она мне, но глаза ее при этом насмешливо заблестели.
"Ах, так! - подумал я. - Смеетесь надо мной! Посмотрим, кто будет сме-
яться последним." Мои отношения с А.П. были сложными, на литературе ника-
ких проблем не было, но на русском языке - она меня "заколебала". Эти
"ать,ять" в компании с "жи-ши" и всякая прочая "вашу мать" давались мне
нелегко.
Итак, в тайне от всех, я отредактировал первую строфу и заучил стихот-
ворение в таком виде.
И вот, пришел день конкурса. Полный актовый зал: вся школа от малышей
до бывших учеников. Галстуки, бабочки, кружева. В креслах первого ряда си-
дят члены жюри, куда кроме А.П. и других учителей входят редактор город-
ской газеты, профессор пединститута и даже актер театра. Ажиотаж страшный.
Я читал предпоследним. Волнения не было вообще, так как сам конкурс
был мне "по фене", думал же я лишь о том, как "отомщу" за насмешку. Я да-
же не удивился, когда объявили, что 1 место жюри единогласно отдало мне:
Северянина в школе не изучали, и подмену никто не заметил, кроме, конечно,
А.П.
Я искал ее глазами, но не мог найти. "Куда она делась?" - спрашивал я
себя, крутя головой. И в этот момент наши глаза встретились. Лицо ее было
мертвецки бледным. Я даже подумал: "Наверное, у нее сейчас мальчики крова-
вые в глазах!"
Когда награждение закончилось, и публика стала покидать зал, я пробрал-
ся к ней и, уличив момент когда она ни с кем не говорила, спросил: "Ну
как?"
Она выдержала паузу и медленно ответила:
- Да, твоя строфа лучше, чем у Северянина, - но тут ее губы задрожали,
она вновь мертвецки побледнела и всплеснув театрально руками воскликнула:
- Но как ты посмел!?
А чтобы вы не подумали, что все вышеизложенное просто выдумка, привожу
оба варианта: сначала авторский, а следом мой.
* * *
Вы оделись вечером кисейно
И в саду сидите у бассейна,
Наблюдая, как лунеет мрамор,
И поток дрожит на нем муаром...
* * *
Вы оделись вечером кисейно
И в саду сидите у бассейна,
Наблюдая, как под тонким паром,
Вниз поток струит, дрожа муаром...
Корабли оякорили бухты
Привезли тропические фрукты,
Привезли узорчатые ткани,
Привезли мечты об океане.
А когда придет бразильский крейсер,
Лейтенант расскажет вам про гейзер,
И сравнит, но это так интимно,
Голос ваш с заморским странным гимном.
Он расскажет о лазори Ганга,
О проказах злых орангутанга,
О циничном африканском танце
И о вечном летуне - голландце...
Он покажет вам альбом Камчатки
Где культура только лишь в зачатке,
Намекнет о близкой дружбе с гейшей,
Умолчав о близости дальнейшей.
За моря душой своей зарея
Распустив павлиний хвост - свой веер...
Вы к нему прижметесь в нежной дрожи,
Полюбив его еще дороже.