Охэйо Аннит : другие произведения.

Межзвездные войны

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Анализ стратегии и тактики межпланетных и межзвездных войн с помощью элементарной логики и здравого смысла.


   Сунь-цзы начал свое "Искусство войны", перечисляя пять факторов, которые определяют исход войны: личность полководца, его отношения с подчиненными, климат, география и логистика. Первые два фактора вечны, а вот три последующих в космосе принимают очень разное значение относительно традиционных методов ведения войны.
  
   В космосе очень мало непредсказуемых изменений в окружающей среде. Там нет погоды. Межзвездные корабли не зависят от излучаемой звездой энергии для питания солнечных батарей. Неважно, идет бой вблизи планеты или в межзвездной пустоте - условия везде одинаковы. Солнечные бури и ядерные взрывы могут временно нарушить связь, но это и всё. Мы, следовательно, обратимся к двум другим факторам, а также к тому, как технология влияет на войну.
  
   Пространство
  
   Понятие географии теряет смысл в пространстве. Пространство: а) открытое, б) большое. Нужны определенные усилия, чтобы понять разницу между двухмерным пространством борьбы на Земле и войной в истинно трехмерном пространстве.
  
   Открытость пространства исключает любой преимущество, которое можно получить на Земле за счет "особенностей местности": раз вы видите противника, он видит вас тоже. В пространстве очень мало мест, которые могут служить в качестве прикрытия. Планеты, астероиды, большие обитаемые станции и орбитальные верфи гораздо лучше использовать по их прямому назначению, то есть, в качестве баз, а не укрытий.
  
   Но самое главное, что действительно отличает космическую войну от наземной - это неограниченный размер пространства. Вопрос космической войны - это вопрос расстояний и трех, а не двух измерений.
  
   Поскольку расстояния в космосе очень велики, корабли должны лететь очень быстро, чтобы достичь цели, а это значит, что бой сведется к расхождению на встречных курсах со скоростями в десятки и сотни километров в секунду и с минутами, если не с секундами для огневого контакта. На таких скоростях объект, почти стационарный в системе отсчета одного корабля, может быть разнести летящий навстречу вдребезги. Однако, расстояния в космосе огромны, и вероятность случайно попасть в противника там приближается к нулю - снаряд должен быть управляемым на протяжении тысяч километров полета и иметь десятки километров в секунду (а скорее всего, намного больше) разности скоростей.
  
   В трех измерениях возможности маневра гораздо больше, чем на двухмерной поверхности или даже хуже, вдоль одномерной дороги - ситуация, которая встречается на Земле сплошь и рядом. Это большая маневренность означает "открытость" поля боя. В космосе нельзя провести фронт, окружить противника или прижать его к морю, в то время как маневры уклонения, свободный заход в тыл и быстрый побег с поля боя возможны всегда.
  
   Размер и размерность пространства позволяют надежно скрыть цель на огромном расстоянии - еще одна вещь, редко осуществимая на Земле. Если враг не знает, где вы находитесь, а ваши радары и реакторы отключены, объем поиска может вырасти настолько, что найти вас будет почти невозможно. Если ваш крейсер имеет датчики, способные обнаружить другой крейсер на расстоянии миллиона километров, но сам этот крейсер затерян в объеме одной кубической астрономической единицы, шансы найти его, переская этот объем, не больше, чем один на миллион, что лишает смысла любые россказни о "космическом патруле". В межзвездном же пространстве расстояния столь велики, что найти того, кто не желает быть найденным, практически невозможно.
  
   Размер межзвездного пространства позволяет отправить целый флот через всю территорию противника, не рискуя, что его обнаружат. Границы не имеют никакого значения, блокада также невозможно, если речь не идет не о плотной блокаде планеты или космической базы. Что еще важнее, пространство фактически четыререхмерно. Все объекты в нем движутся, и надо учитывать не расстояния, но относительные скорости и время, нужное для полета к цели.
  
   В двухмерном бою можно окружить противника, а в пространстве, как правило, это невозможно. Для сколько-нибудь осмысленных маневров в традиционном флотоводческом стиле флот должен быть большим, но противник всегда сможет обойти любой блок в пространстве. Ограничить поле боя можно лишь в эру орбитальной динамики, когда скорость кораблей незначительна и они летят от планеты к планете по заранее рассчитанной траектории, совсем без или с низким ускорением. Разместив на этой траектории минное поле или созвездие космических фортов, вы либо заставите противника прорываться сквозь них, либо заставите изменить курс, двигаясь по менее выгодной орбите и неизбежно жертвуя временем. Эта стратегия может принести вам успех, особенно если о прилете противника известно заранее. Звездолеты могут свободно выбирать траекторию в межпланетном пространстве, но если она вам известна, вы по-прежнему можете их уничтожить или хотя бы заставить уйти "на второй круг", выигрыавая драгоценное время.
  
   Фактически, война в космосе идет в шестимерном пространстве координат и скоростей. Гравитация действует на изгиб траектории, различные векторы скоростей позволяют различные виды атак и выгодное расположение планет имеет решающее значение в эпоху слабых двигателей и гравитационных маневров. Сторона, которая сможет проложить верный курс через путаницу планет и спутников, будет иметь большое преимущество, а огромное количество гравитационных маневров, доступных даже в Солнечной системе дает межпланетным полководцам большой материал для творчества.
  
   Планеты, орбитальные станции и астероидные базы представляют собой "сидячих уток". Их позиции могут быть известны с высокой точностью, и они не могут увернуться от вражеского огня. Хотя планеты и огромные структуры, вроде сфер Дайсона, защищены своим большим размером, объекты на их поверхности слишком уязвимы для военной атаки. Размещение на них военных баз всего лишь делает их мишенью для огня противника. Размещение военных объектов в городах, даже скрытое, в надежде, что враг будет слишком гуманным, чтобы напасть на них, является однозначно плохой идеей. Куда более разумно строить небольшие, мобильные военные базы и помещать их на неудобные орбиты или в глубокий космос, чтобы их труднее было поразить. Вооружение же планет и гражданских станций должно быть чисто полицейским, предназначенным для защиты от метеоритов и космического мусора.
  
   Информация и логистика
  
   На войне информация всегда является самым дефицитным товаром. Сам размах космической войны делает коммуникации трудными. Речь идет не только о требованиях скрытности, но и о больших задержках, существенных уже в Солнечной системе. Если речь идет о релятивистском корабле, приказ об отмене операции может вообще не догнать его до тех пор, пока не станет слишком поздно.
  
   Если ваш флот разбросан на межзвездных расстояниях, кораблям придется ждать очень долго, прежде чем они узнают о состоянии дел у соседей. Это делает отправку приказов делом довольно сомнительным, так как когда приказ достигнет цели, он может быть уже неактуален, так как с момента отправки прошли многие годы. Гораздо разумнее дать каждому капитану подробные инструкции о том, как действовать в различных обстоятельствах, если что-то случится. Но их полезность ограничена избранной их создателем стратегией, его пониманием вероятных событий с одной стороны, и возможностью их реализации на каждом отдельном корабле с другой. В конце концов, исход войны будет зависеть от способностей отдельных капитанов, а не от какого-то центрального командования вообще - так же, как и в области экономики. Централизованный лидер релятивистской межзвездной империи не имеет достаточной информации для принятия обоснованных решений, в то время как его подчиненные на местах могут, по крайней мере, знать, что происходит в зоне их ответственности, но никогда не смогут охватить ситуацию в целом.
  
   Децентрализация является логическим результатом релятивистской войны: автономные корабли и флоты, действующие по собственному разумению. В конечном итоге нет никакой границы между капитаном корабля, адмиралом флота или императором. Разведка и руководство по необходимости должны быть распределены. В эру Сунь-Цзы громкость голоса была важнейшим достоинством полководца: чем громче он мог командовать, тем большим количеством солдат ему удавалось управлять. В космической войне каждый корабль должен быть столь же умен, как и центральное командование, иначе от него не будет пользы.
  
   Обнаружение противника в необозримых пространствах представляет собой центральную проблему космической войны. Это ключ к успеху как атаки, так и защиты. Сенсорные датчики космических кораблей могут быть активными или пассивными. Корабль в скрытом режиме, с отключенным реактором и локаторами трудно обнаружить без помощи активных датчиков, таких как радиолокатор или лидар, но, будучи включенными, они покажут местоположение корабля, как сияющий маяк. Гораздо разумнее использовать одноразовые радарные дроны, которые могут быть связаны в единую сеть и точно определить положение противника с помощью триангуляции - но для этого нужно точно знать местоположение каждого такого дрона. Кроме того, активные датчики уязвимы для ракет, помех, радиации от ядерных взрывов, они никогда не смогут обнаружить объект, укрытый за планетой или просто находящийся слишком далеко.
  
   Пассивные датчики сложнее в использовании, но часто их применение неизбежно. Космический корабль нельзя скрыть совершенно, даже самая хитроумная стелс-технология имеет незбежные ограничения. Отраженное электромагнитное излучение, выбросы тепла, плазменные факелы двигателей, нейтрино от ядерных и термоядерных реакторов, гравитационные волны движущейся массы и покрытие удаленных звезд могут выдать расположение судна, но их отчасти можно скрыть с помощью различных средств. Эти средства могут быть раскрыты, но тогда вы должны знать, что искать, а противник не должен узнать, что вы это знаете - создание еще одного витка обмана против обмана. Любая информация о возможностях и стратегии противника ценна, так как она помогает выяснить, как его обнаружить, но будьте бдительны: это также может быть обман!
  
   Лучшая зашита от обнаружения - не дать противнику времени выяснить, где вы находитесь. Если вы летите с релятивистской скоростью, вы прибудете к цели почти так же быстро, как и информация о вас. Враг имеет очень мало времени, чтобы принять хоть какие-то меры. То же самое касается релятивистских ракет, бича медленно движущихся целей. Если ракета врага летит на 0,99 С, у вас будет лишь 1% от подлетного времени, чтобы принять меры, если у вас пассивные датчики - и всего 0,5 %, если речь идет о радаре. Если же ваши датчики разбросаны в пространстве и их сигналом нужно время, чтобы достичь вас, они могут прийти уже после атаки. В сочетании с малой заметностью, релятивистские ракеты являются почти неуязвимым оружием массового поражения и на практике не могут быть перехвачены, если снаряд-перехватчик сам не является релятивистским.
  
   Самым опасным аспектом связи является возможность дезинформации. Противник может расшифровать ваш код и прислать вам поддельный приказ, который приведет вас к гибели. Особенно опасной может быть связь на уровне компьютерных протоколов. Она может не содержать вредное программное обеспечение сама по себе, но может получить троянские программы и вирусы, которые будут похищать ваши данные или даже вносить дезинформацию в показания ваших датчиков. Космические корабли должны иметь очень жесткие меры безопасности вокруг своих систем связи. Связь по заранее заданному графику или отказ от связи вообще могут иногда оказаться совершенно необходимой мерой.
  
   Безопасная связь может быть создана с помощью квантовой криптографии, но ее пропускная способность будет крайне ограничена. Кроме того, для обмена сообщениями каждая из сторон должна точно знать местонахождение другой. Если расположение ваших кораблей неизвестно, вы не сможете связаться с ними, не раскрывая своего местоположения. Это еще один фактор, способствующий децентрализации командования по сравнению с планетарной войной.
  
   В любой космической войне нужно стремиться прежде всего к достижению информационного превосходства. Если вы не знаете расположения баз врага, а он знает расположение ваших, враг сможет ударить вас куда угодно, в то время как вы не сможете. Без вашего контроля над информацией, враг будет знать всё - и вас не будет.
  
   Технология
   Важнейшим параметром боевого космического корабля является... нет, не мощь орудий и даже не тощина брони. Важнейший параметр - это удельный импульс: какое ускорение сможет развить корабль, как долго он сможет его держать - и до какой скорости, в итоге, разогнаться? Это определяет, насколько быстро он сможет достичь цели, как долго сможет уклоняться от вражеских ударов, то есть, всю стратегию космической войны. В межпланетную эпоху скорость кораблей неизбежно будет низкой, путь до цели будет измеряться годами и идти по предсказуемой траектории. Постепенно скорость будет расти до уровня, позволяющего классические маневры в пространстве - и, наконец, до релятивистских скоростей. Увеличениескорости неизбежно и в корне меняет стратегию. Для медленных межпланетных перелетов важнейшее значение имеет тщательное планирование и внезапность операций, для быстрых - классическое сочетание защиты, вооружения и скрытности, а в эру релятивистских кораблей важнейшей становится информация о текущем состоянии дел.
  
   Космические войны неизбежно будут вестись в пределах планетных систем. Они будут неизбежно вестись медленно, исход их будет зависеть от тщательного планирования, внезапности и правильного определения целей. Сражения будут происходить вблизи планет - просто потому, что корабли не могут обнаружить друг друга в межпланетном пространстве. Маневры уклонения будут малоэффективны, так что атакующие снаряды должны быть уничтожены далеко от корабля пучками частиц, лазерами или другими снарядами. Большая дальность точного оружия имеет решающее значение, но возможности маскировки важны. Больше всего бой космических кораблей будет похож на бой подводных лодок. Следует учесть, что релятивистские корабли вряд ли смогут скрыть свой выхлоп.
  
   Когда предел ускорения будет достигнут, корабли превратятся в носители беспилотных истребителей и ракет, способных ускоряться еще быстрее - и в конечном итоге исход неизбежно коротких столкновений будет решать совершенство программного и аппаратного обеспечения радиоэлектронной борьбы. Поскольку космические корабли не могут увернуться от ракеты, защита играет важнейшую роль. Проблема в том, что сколь угодно совершенные щиты не смогут спасти от всего, поэтому характер защиты противника будет определять выбор оружия атаки.
  
   Конечно, возможны совершенно разные подходы к тактике космического боя, но в конечном счете победа будет одержана за счет превосходящей технологии. Как и в морской войне, "точкой опоры" станут не линкоры с огромными пушками, а авианосцы: массивные военные корабли, объединяющие в себе мобильные штаб-квартиры, авиазаводы и конструкторские бюро. Они никогда не будут вступать в бой, разве что с заведомо слабейшим врагом, который не сможет поразить их, или когда битва настолько важна, что потери уже не имеют значения. Их главное оружие - рой истребителей, полностью автономных или дистанционно управляемых с борта носителя. Почти наверняка, они будут беспилотными, сочетающими в себе возможности противокорабельных ракет и обычных истребителей. Общий подход тут очень прост: такой истребитель ведет бой с истребителями и ракетами врага, но когда он прорывается достаточно близко к крупной цели, он самоуничтожается, активируя встроенный заряд.
  
   Гравиметрические двигатели, если они доступны, позволяют развивать колоссальные ускорения с, как правило, незначительным воздействием на корабль. Появление их у двух враждующих сторон создает своеобразную тактику: корабли буквально крадутся, пытаясь найти врага, не раскрывая своей позиции. После идентификации цели корабль разгоняется до высокой скорости прямо на врага, запуская ракеты и уклоняясь от ответного огня. Гравиметрические двигатели также позволяют совершать самые дикие и непредсказуемые маневры уклонения, что делает корабль практически неуязвимым, но очень заметным и сжигает колоссальное количество топлива. Гравиметрические двигатели, в силу их малозаметной природы, также идеальны для релятивистских ракет.
  
   Ядерное оружие менее эффективно в космосе, чем на планетах, потому что корабли, как правило, хорошо экранированы, а плотность излучения взрыва падает пропорционально кубу расстояния. Кроме того, в космосе полностью отсутствуют вторичные эффекты взрыва. Рентгеновское излучение, которое создало бы огненный шар на планете, теперь будет просто уходить в пространство. Даже если детонация произошла очень близко к кораблю (в пределах десятков километров), он будет лишь временно ослеплен и скрыт облаком расширяющейся разреженной плазмы, что более выгодно цели, чем охотнику. Гораздо разумнее использовать энергию ядерного взрыва для ускорения конуса осколков и частиц в направлении цели. Такой "ядерный дробовик" может поразить даже чрезвычайно маневренный корабль, но для этого нападающим придется тащить с собой, как минимум, один небольшой астероид.
  
   Антиматерия имеет те же ограничения, что и ядерное оружие, но имеет то преимущество, что гораздо компактнее. Маленькие ракеты с антиматерией кажутся наиболее эффективным и быстрым средством нанести врагу фатальные повреждения. Взрывы антивещества в космосе будут создавать облака амбиплазмы, смеси вещества и антивещества, слишком раскаленные и разреженные, чтобы быстро аннигилировать. Эти облака являются отличным средством маскировки.
  
   Ракеты и дроны с ограниченной автономностью будут наиболее эффективным оружием в космическом бою, так как они могут приближаться к цели с разных сторон и парировать ее маневры достаточно быстро, чтобы поразить ее. Они также могут создать сложную распределенную сеть для координации атак и разведки, но такая сеть неизбежно будет уязвимя для средств радиоэлектронного противодействия.
  
   Космические мины в целом малоэффективны, но могут быть разработаны и применены для защиты стратегических точек в припланетном пространстве. Поскольку передача запросов "свой-чужой" демаскирует оружие, мины будут автоматически атаковать всё, что не передает специфический код.
  
   В силу своей пассивной природы мины могут быть отлично замаскированы и незаметны вплоть до начала атаки. Мины с пучковыми или лазерными орудиями намного более эффективны, чем ракетные мины, так как могут поразить цель мгновенно. Применение ядерных зарядов в космических минах бессмысленно, так как шансы на то, что цель окажется в эффективном радиусе взрыва (весьма небольшом) очень близки к нулю.
  
   Всевозможное лучевое оружие в силу неизбежного рассеивания луча, в основном эффективно для защиты от приближающихся ракет, а не для атаки вражеских кораблей, если те не подойдут совсем близко. Разумеется, при достаточных размерах орудия, можно направить разрушительные лучи в цель на расстоянии в миллионы километров - или даже за световые годы. Однако, такие установки будут с неизбежностью столь велики, что для размещения каждой придется строить крупные неподвижные станции.
  
   На межзвездных расстояниях такое понятие как "снабжение", теряет смысл. Как бы ни был силен промышленный потенциал метрополии, во вражеской системе флот может выжить лишь за счет местных ресурсов. Он должен иметь возможность возобновлять, как минимум, большинство ресурсов непосредственно в ходе компании. Учитывая достаточное количесто энергии от бортовых реакторов и достаточную распространенность астероидов и других подобных объектов, развертывание производственной базы в глубоком космосе не представляется особо сложным. В конечном итоге, такой флот может стать польностью автономным.
  
   Самовоспроизводящееся оружие является логическим результатом гибкой автономной индустриализации. Когда его создание возможно, время становится критическим ресурсом: сторона, которая успела первой развернуть производство, получает неизбежное преимущество, которое можно преодолеть только за счет превосходящей тактики или технологии.

   Червоточины
  
   Червоточины, напрямую соединающие две удаленные области пространства, безусловно, имеют огромное военное значение. Ценность расположенных в системе "звездных врат" может быть выше, чем стоимость любых планет или космических станций. Захват контроля над воротами будет приоритетом номер один в любой форме межзвездных войн: без доступа к червточинам защитники будут отрезаны от помощи извне, а атакующие - от дома.
   Следовательно, червоточины являются одним из немногих мест, где контроль над выгодной позицией имеет значение: заранее развернутые оборонительные системы могут нейтрализовать внезапность нападения и даже численное преимущество врага.
  
   Червоточина также представляет собой оружие сама по себе. Даже небольшие "звездные врата" - это огромная пространственно-временная деформация, энергия которой может перейти в мощный взрыв, если они повреждены. Уничтожение червоточины может уничтожить, разрушить или повредить целую планетную систему, что делает их оборону первоочередной задачей. Иногда может быть более разумным "закрыть" червоточину, не дожидаясь ее уничтожения.
  
   Червоточины аннилигируют расстояние и меняют саму топологию войны. Цель может быть достигнута мгновенно, приказы и подкрепления также прибывают быстро, а поврежденные корабли могут быть отправлены на ремонтные базы. Захватив считанные системы с узлами "звездных врат", можно превратить могучую звездную империю в беспомощную россыпь изолированных анклавов. Между тем, для войны на релятивистских скоростях любые "канны" или "котлы" невозможны в принципе: даже если противник рассечет империю надвое, заняв звездные системы, лежащие на некой условной плоскости, флот любого размера может совершенно беспрепятственно проследовать через оккупированный регион в межзвездном пространстве. Червоточина также чрезвычайно полезна для связи между флотом и его базой. К сожалению, стабильная червоточина, достаточно большая для связи, будет иметь колоссальную массу в несколько миллиардов тонн. Это делает ее непрактичной для почти всех военных операций. Универсальная червоточина, способная пропускать и сигналы, и корабли, во всех отношениях удобнее.
  
   Наиболее эффективной, безусловно, является мобильная червоточина. Одного корабля достаточно, чтобы доставить устье небольшой "кротовой норы" в систему противника, быстро расширить его и выпустить целый флот. Кроме того, наличие мобильной червоточины позволяет контролировать и снабжать релятивистский флот непосредственно во время полета. Военный эскорт является в высшей степени желательным, так как враг сможет нанести сильнейший удар в самое сердце метрополии, если захватит ворота.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"