Действие происходит в срединной России, на небольшом озерном острове естественного происхождения. К острову от Большой земли ведет одна-единственная дорога, проложенная через дамбу; впрочем, персонажи часто путаются (и не только в этом вопросе): иногда им кажется, что от Большой земли к острову перекинут мост. Власти, проявив минимум воображения, назвали все это - объект "Остров".
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Сергей Александрович Берсентьев - человек неопределенного возраста; он также и единственный человек неопределенного статуса на объекте "Остров". Вальяжный вид, какой бывает у некоторых крепко битых людей.
Трифоныч (Алексей Трифонович Селезнев) - начальник охраны "Острова". Пожилой человек служилой, вымуштрованной наружности, но постоянно срывается на какие-то мелкие, ненужные подлости.
Кира (Кира Андреевна Звонарева) - проверяющая из Москвы, обладающая неопределенно широкими полномочиями. Ее можно было бы назвать красивой, если бы не постоянно присутствующее выражение недовольства на бледном, классических пропорций лице.
Филипп Филиппович Мезенцев - губернатор области, впоследствии министр. Настолько типичный чиновник "представительского класса", что даже и говорить о нем нечего.
Анна Львовна Мезенцева - губернаторша, женщина разбитная и оборотливая. Но и не без благородства, не без благородства.
Английский посол - очень умный человек, старая школа. Старается во всем походить на Черчилля, что при его небольшом росте и худощавом телосложении выходит несколько комично.
Французский посол - вертлявый хлыщ с претензиями на обаяние. Нет никаких сомнений, что зовут его как-то пакостно, вроде Жюль.
Немецкий посол - солидный господин с моноклем в правом глазу, весь прусская прямота и некоторая туповатость, кажется наигранная.
Впрочем, послов можно изображать как угодно, это не имеет решительно никакого значения.
Хор - охранники; корифей - их старшина.
Сцена представляет из себя внутренность просторного двухэтажного дачного дома. Сцены с первой по шестую происходят на втором, остальные - на первом этаже.
Второй этаж - несколько отдельных комнат и проход между ними по авансцене (по коридору). Двери комнат расположены так, что происходящее внутри видно зрителям и при "закрытых" дверях. Персонажи зачастую просто сидят в своих или чужих комнатах и ждут, когда до них дойдет дело.
Первый этаж - один большой зал.
Хор в первых сценах находится в коридоре второго этажа, потом - в общем зале.
Никакие детали интерьера не указывают на то, что это особо охраняемый объект, все как-то потерто и несколько старомодно.
СЦЕНА ПЕРВАЯ
Кабинет Берсентьева. Хозяин сидит за письменным столом и что-то пишет, одновременно размышляя вслух.
Берсентьев
Изгнанье, ссылка - правильное время
задуматься. Я убран из событий,
из мелкой современности. Отставлен
от должностей, от дел. Я сбережен
умышленно для настоящей нашей
Истории. Так прячут в рокировках
заветную ладью.
Среди пейзажа
классического, среднерусской шири,
стоит тюрьма. Нет вышек, и охрана
в цивильном ходит - станут ли стрелять,
когда я дернусь? Как-нибудь проверю;
ем много и ращу для них мишень.
Как птица Божья в клетке. ПОют, шлют
мне переводы денежные. Письма,
которые бесплатны, не читаю,
и книги надоели. Напролет
дни целые сижу в покойных креслах,
смотрю в окно - за сменою времен
у года наблюдаю.
А стихи?
Ну эта мелочь по тетрадке в месяц -
куда их? Был бы психоаналитик,
я б позабавил глупого фрейдиста
причудливою смесью, хуже снов...
Полтыщи километров от Москвы.
Доходят вести поздно, искаженно,
утратив злободневность, - голый смысл.
Так легче для анализа, тем проще
для обобщений тонких и глубоких...
И я шепчу, и слушают меня
внимательно, записывают слово,
его толкуют.
Вещее мое
уединенье, вещая аскеза!
Сегодня как-то ветрено. По дому
охрана суетится - может быть,
какие измененья происходят
в политике.
О, время демократов
веселое, приди! Другие люди
займут тогда места при власти, им
не нужен, устарел, неинтересен
Берсентьев - и отпустят...
Заходит Трифоныч.
Где ты бродишь?
Трифоныч
Ты, говорят, искал меня?
Берсентьев
Искал.
Ты, может, объяснишь, что происходит?
Меня сегодня разбудили в восемь
архаровцы твои. Крик, шум, уборка -
когда так было?
Трифоныч
А, не обращай
внимания...
Берсентьев
Так что это такое?
Трифоныч
Нас едут проверять.
Берсентьев
Нас?
Трифоныч
Ну меня...
Берсентьев
Ты чем не угодил?
Трифоныч
Небось писал,
бранил меня... Теперь посмотрим, как
ты с новым уживешься.
Берсентьев
Никуда
я не писал, и не хватало мне
на собственных тюремщиков строчить
доносы, так чтоб сразу глупость, подлость
в одной бумаге...
Трифоныч
Ладно, я шучу.
Расслабься: поглазеют и уедут,
я столько пережил таких проверок...
Ну а на всякий случай, если спросят...
(Сует в руки Берсентьеву какую-то бумагу.)
Вот что примерно надо говорить.
Берсентьев
Я подыграю, что не подыграть...
Конец первой сцены
ИНТЕРМЕДИЯ
Корифей
А все равно боязно:
знаем мы этих щеголей
столичных, такой приедет
учить нас - по носу щелкать.
Такому как попадешься -
сгинешь, ему ведь тоже
хоть расшибись, а надо,
чтоб по нам результаты,
чтоб из поездки выжать
плюсы к своей карьере.
Хор
СТРОФА 1
Разгонят,
разгонят -
в Сибирь или дальше.
АНТИСТРОФА 1
Уволят,
уволят
нас пенсии раньше.
СТРОФА 2
Тут теплое место -
сиди сторожи.
АНТИСТРОФА 2
Теперь до ареста
сиди и дрожи!
СТРОФА 3
Но мы ведь не просто
охрана: кому
доверишь ты остров,
доверишь тюрьму,
где стен нет - гуляет
на воле почти
наш узник; кто знает,
какие пути
открыты страдальцу -
когда будет час!
Пойдет прогуляться -
возьмет с собой нас!
АНТИСТРОФА 3
Наш узник - как будто
Железная маска,
особенно жутко
от звука, от лязга
чернильницы - пишет,
бумага скрипит,
на пальцы он дышит,
по строчке спешит.
И для человека
тугая петля -
строка - время века
допишет дотла.
СТРОФА 4
Мы привязались к своему
клиенту - услужать, стеречь
равно готовы, ничему
мы не дивимся, ищут встреч
такие люди... страшно им
решетчатые отворять
ворота, жестом ведь одним
судьбу любую могут смять.
АНТИСТРОФА 4
А наш-то, наш - как будто зол,
что потревожили, молчит,
сопит, и взгляд его тяжол,
и сходит с них спесивый вид,
и руки ходят ходуном,
и щеки толстые дрожат;
суют нам деньги, чтоб живьем
отсюда как-нибудь назад.
Корифей
А есть еще надежда, что его спросят
и не посмеют волю навязать, скажет -
оставьте эту мелочь, я привык к ихней
невинной суете, они берут деньги
за всякие услуги: привести бабу,
бумагу принести и сбегать за водкой.
Другие-то пока научатся делу!
СЦЕНА ВТОРАЯ
Кабинет Трифоныча. В хозяйском кресле, которое ей не по росту и неудобно, сидит Кира. Трифоныч стоит перед ней навытяжку, но все равно как-то нагло и насмешливо - кажется, у него это получается непреднамеренно.