Дванов Андрей : другие произведения.

Реверсия. Глава 3

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   Дети Биркенау
  
   Пятна ожогов на коже немых молитв.
   Пепел на скорченных лицах седых детей.
   Здесь сумасшедший Бог по углам разлит
   чёрным кагором безумия и смертей.
  
   Храм обезглавлен. Раз на крови не спас,
   так хоть скоси-схорони во Христе-зэка!
   Крест - пара брёвен. А на зиму спецзаказ:
   райские кущи, серные облака.
  
   Птичья глухая скорбь. Небо сеет ртуть.
   Небо жнёт души острым серпом грозы.
   Мама и папа засветло будут тут:
   капельками застывшей в глазах росы.
  
   ...Тлеют года. Серый камень вобрал в себя
   юных сердец Биркенау последний ритм.
   Сгорбленный тополь шепчет ветрам, сипя
   жилами листьев, ничтожность грядущих рифм.
  
   Март 2015
  
  
  
  
  
   На 75-летие Иосифа Бродского. Диптих.
  
   I.
   Здесь с погодой - беда.
   Упрекнёшь ли кого за такое
   неумение льда
   обжигать угловатой строкою?
   Упрекнёшь ли себя
   за желание, в зиму уткнувшись,
   выпасть снегом, слепя
   белизною, бумаги коснувшись?
  
   Здесь зима - на день-два.
   Здесь и лето - неделя, не боле.
   Время - просто дрова,
   и огонь не спасает от боли.
   Лишь от памяти: прах -
   форма, лучшая для межсезонья.
   Звёзды чувствуют страх,
   пряча взгляд в известняк мезозоя.
  
   Им известны пещер
   переходы, сплетенья пространства.
   В каменистом хряще -
   суть времён, метафизика рабства:
   нет огня, нет воды,
   есть лишь Слово как истины разум;
   есть лишь воля. А ты -
   проявленье их сущности разом.
  
   Человек не один.
   Человек меньше, чем единица.
   Каждый в воду входил
   дважды: время - оно водянисто.
   Каждый в воду глядел
   и, своё не узнав отраженье,
   оставлял не у дел
   кинематику, прозу движенья.
  
   Но итог, как на грех, -
   постоянство, всеобщее горе.
   Как сказал древний грек,
   наблюдая Эгейское море,
   наблюдая песок
   и следы, что уводят в пучину,
   "Мысль, тревожа висок,
   серебром искупает причину".
  
  
   II.
   Скорость звука нерезко снижена. Миокард
   заливается смехом, как бешеный колокольчик,
   но из горла доносится хриплый вороний "карр".
   Может быть - острословие. Впрочем, его укольчик
  
   неспособен, пробив толстокожую дребедень
   посвящений в формате поклонов с моргалом постным,
   сохранить чувство ритма: созвучие Лебедей
   пропадает в тумане грядущих словесных оспин.
  
   Чем слоняться в нигде, попрекая земную ось
   абсолютным нулём, лучше грызть забубённый холод.
   Лейтенанту небес погоны и звёзды - врозь,
   в искупление небытия, чей доспех расколот,
  
   продырявлен пером. А на колокольне рифм -
   панихида согласных; гнусаво гудит гитара.
   И гремят барабаны. И так многолюден Рим,
   что толпою мигрантов вытоптан след Кентавра.
  
   Апрель 2015
  
  
  
  
  
   Эпитафия себе самому (I)
  
   Игра, вероятно, не стоила ни свечи,
   но я вдруг стал ветром, который сдувает шапки.
   Я теперь соловей в предрассветном ищи-свищи,
   или малая терция в ржанье хромой лошадки,
   или рак на горе, горемычный, стыдливый рак,
   или просто крестовый дурак, козырёк с усами.
   Корабли - на мели, между рифмами правд и врак;
   баловник - на балу, опоясанный парусами.
  
   Океанами и лесами - до полюсов,
   полюсами - в открытый космос, к межзвёздной пыли,
   чтоб однажды Фемида, стряхнув эту пыль с Весов,
   в одночасье прозрела и вспомнила "жили-были",
   деда, бабку, детишек, - целый фотоальбом:
   пожелтевший от времени, выцветший, ветхий, новый.
  
   Возлюбив сотый камень своим толоконным лбом,
   я от искры зажгу благодатный огонь сверхновой.
  
   Май 2015
  
  
  
  
  
   Эпитафия себе самому (II)
  
   Верил недолго, но - пламенно, до костров:
   богоподобье феникса - в куропатке,
   что раскопает под пеплом скрижали строф,
   озаряющих тьму сильнее любой лампадки.
   В них нет ничего - ни молитв, ни Господних дел, -
   кроме жизни (да и той - напоказ), перешедшей в камень;
   так проказник ли, прокажённый ли, - разглядел
   потолок до того, как дожди снизошли плевками.
   Разглядел, как над пропастью ложь, поджидая серп,
   колосилась вовсю, предвкушая родиться хлебом.
   И, танцуя пожар, осветил, как смешон и сер
   мир, затерянный в космосе между бескрайним небом.
  
   Май 2015
  
  
  
  
  
   Archer
  
   Впереди - цель:
   впереди - грудь.
   Позади - цепь,
   на цепи - ртуть.
   Впереди - дым,
   впереди - кровь;
   позади - дом,
   да вокруг - ров...
  
   Перейди вброд!
   Освети грань!
   Разруби бред!
   Возведи Грааль!
   Раз огни гор -
   рабский крик рук, -
   разогни горб!
   Разомкни круг!
  
   Породи мир!
   Примири род!
   Разведи сад:
   посади плод,
   прореди суть,
   оборви ложь,
   чей цветок - суд,
   лепесток - нож!
   Семена жги,
   и - танцуй, ветр!
   Семьи - наш гимн!
   В этом - суть вер!
  
   ...Но опять - в путь,
   ибо суть - вспять.
   Жизнь стряхнув с пут,
   раб умрёт спать:
   у ворот - враг,
   поутру - бой.
  
   Мёртвых рек мрак -
   рек живых боль...
  
   18-19 мая 2015
  
  
  
  
  
   Fort von allen Sonnen
  
   Wie trosten wir uns, die Morder aller Morder?
   Friedrich Nietzsche*
  
   Не за горами август, празднество урожая;
   зелень затянет милю, милостыню, молву.
   Город со вскрытой верой корчится, угрожая
   осеменить туземцев: всех под одну халву.
   Выигрывать в лихорадку ради святого лиха,
   вывести на свет божьей коровкой новых телят,
   дать молока и травки, выкурить с губ "meine liebe",
   либо - залечь в руинах: археологи отделят.
  
   Город лежит в руинах будущего. Звериный
   энтузиазм науки едрит свой гибрид с умом,
   растягивая эпоху в абсурдный многосерийный
   моноспектакль о времени, человеке и о Самом.
   Но сцена вздохнёт о пыли. О том, как кобылы были
   не суженные доспехом, не ряженые войной:
   о том, как пахали землю, а после - копытом били
   о землю, во благодати взрыхлённую тишиной.
  
   Город - уже не сказка; во лбу расцветает каска.
   Маленький принц - в прицепе: он ценит прицел в лицо
   и панцирь от поцелуев, - а пастырь перцовый адской
   чесоткой изводит пальцы рвануть, обручить кольцо.
   Вектор, раздутый ветром от дури к грядущей буре.
   Цеце, раздаваясь в ухе слона, сгинет без следа
   в эритроваренье армий, на горьком соку цибули,
   расклёванной в звёздных войнах страшным туда-суда.
  
   Город, гремящий в горны. Гордость в горящем горле -
   горе для онтологии, онколог не сковырнёт.
   Горыныч, свернувший шеи в горах, утонул в кагоре,
   во истине "видит око - да натрезво зуб неймёт".
   А марши восходят к Маше, на штык нацепив сомбреро
   нимбов; схлестнулись в танго танкисты и Фредерик...
   Но Бог ли играет в кости? - С двойным переломом Вера
   Инкогнита умирает: асфиксия от вериг.
  
   Май 2015
  
  
   _____
   * Как утешиться нам, убийцам из убийц?
   Фридрих Ницше (нем.)
  
  
  
  
  
   Феноменология удушья (цикл стихотворений)
  
   Introspection
  
   Странное чувство: будто бы изнутри
   рвутся наружу буквы, все тридцать три,
   но попадают в чёрные дыры затёртых
   фраз, не способные выбраться через горло;
  
   будто бы время, сделав свой первый шаг
   мне навстречу - выставив войско, поставив шах, -
   белым песком выстилает пустыню дней,
   положив в изголовье чёрный горячий камень;
  
   будто бы россыпи нот и скопленья звёзд
   вдруг растянулись на светостолетья вёрст,
   и сливаются в новых вселенных внутри меня,
   и дают мне надежду своим лишь существованьем;
  
   будто где-то внутри затаился мой главный враг,
   охраняющий лунный ключ от хрустальных врат,
   что ведут не откуда-нибудь, как любые двери,
   а ведут, как звезда, через мёртвый, холодный космос...
  
  
   I. Dissemantic Chance
  
   Тлел закат. Экзистенции стон
   я услышал - и, им озарённый,
   смог подняться над миром; но он
   был пустым, никаким, разорённым.
  
   Видя мир через бездну (зрачок -
   отражение, в сущности, мира),
   пьяный мастер свой трезвый расчёт
   принимает, как музыку - лира.
  
   Кто бы лапы к струне ни тянул -
   кот Баюн или комнатный мурзик, -
   воздаяния за седину
   ищем в самой прекрасной из музык.
  
   Но в ответ, как всегда, тишина.
   Всем ли миром вернулись из боя,
   или в землю слегли, - те же на
   летописцев воззрились изгои:
  
   детвора - ни двора, ни кола,
   старина - ни руна, ни Ясона.
   Лишь вокруг - зеркала, зеркала:
   небыль, небытие, невесомость.
  
  
   II. Blackout of Silver Lie
  
   Крепость мысли трещит от фундамента и до флюгера:
   сейсмоментальность. Камень, почуяв снос,
   бригадирскую каску напялил на Фредди Крюгера.
   Дело, кажется, в шляпе. Но даже засунув в нос
   длинный палец с наманикюренным ногтем, вряд ли
   выхватишь корень всех бед и взрыхлишь мозги.
   Разве что агромогильщик вскопает грядки
   для смертельной тоски.
  
   Лучшее время - прошедшее. Говоря
   о прошедшем, если и плачется, то - с улыбкой.
   Мол, трава зеленее, лес гуще, да и моря
   свою синюю кожу ещё не покрыли липкой
   плёнкой нефти. Теперь же повсюду - базар грачей:
   то внезапно нагрянет весна, то шельмец-эколог
   дует в шарик серьёзным тоном косных врачей,
   дирижёр иголок.
  
   Эволюции вторя, ночью кричит сова;
   удивлённо таращит глаза, наблюдая землю.
   Сострадание разума - жертвовать перья зелью
   мудрости. Но перспективу игра в слова
   наполняет быстрее: слово, стекая вниз
   по древу незнания, - сребряно, да коростно.
   Из заоблачных грёз на щите возвратится Нильс
   туда, где морозно.
  
  
   III. Rain of Thoughts
  
   Смех ангелов услышал я далече:
   крестом себя стремительно крестив,
   бежал туда, где мне звучал мотив;
   но тьма спустилась сумраком на плечи...
  
   Свет удалялся в глубь туннеля. В глубь
   туннеля брёл и я, лучи хватая
   измученной сетчаткой. Слёзы, тая
   на ней, уже не достигали губ.
   Я был той тьмой. Я был не столько глуп,
   сколь ошарашен слепотой курячьей:
   в расплавленной хрусталиком горячей
   картинке - тщетность оптики и луп.
  
   Картинка мира - выжжена, пуста.
   Так брошенная мысль, точно семя,
   даёт ростки сквозь камень Колизея,
   сквозь прах недогоревшего куста, -
   но сколько там ни размыкай уста,
   взрастить колхоз масштабов Елисея
   не хватит жизни. Оттого, глазея
   на стариков, не хочется до ста.
  
   Свет удалялся прочь от сердца. Вдоль
   артерий колыхались ритмы, тени
   безгласых птиц, кардиограмм, растений,
   обрывки мыслей, цепи. Конан Дойль
   смахнул крылом дешёвый алкоголь
   в кровь детектива, в новом, юном теле
   столь жалкого, что холостяк в постели,
   смешон и гол, а всё-таки - король
   на этом фоне. Свет сошёл в апреле,
   оставив грязный, безнадёжный ноль.
  
   Плач ангелов всё тише. С неба хлещет,
   грозя потопом, дождь. Корабль спустив
   на волны, я едва успел уйти в
   каюту - одномолен, одноклетчат...
  
  
   IV. Art in Vacuum
  
   Этот воздух, для истин разреженный,
   был откачан неловким врачом.
   Оттого и блуждаешь, разрезанный,
   вдоль стены, скрыв дыру под плащом.
  
   Эти стены размыты и смазаны:
   кисть не дрогнула - дрогнул мольберт.
   Все причины и следствия названы
   наперёд в бесполезной мольбе.
  
   Это небо мольбу не заметило:
   проглотило, и, краски сгустив,
   сплином сплюнуло в каждое метео
   свой дождливый и скучный мотив.
  
   Эти ноты, пробившие некогда
   поднебесному танку броню,
   вдруг затихли. А Моцарту некогда -
   гастролирует нынче в раю.
  
   Эта крайность задумана лезвием,
   но остроты до смеху пресны.
   Мы и в космос весною залезли бы,
   но, какой бы межзвёздной весны
  
   этим календарём не подарено,
   не случится рождений, смертей,
   инкарнаций. Все происки Дарвина -
   блеф крючков и рыбацких сетей.
  
  
   V. Dramatic Tone of Heaven
  
   Выпьешь со мною, мой друг Сократ?
   Ты, сокрытый в безвременье, мне как брат.
   И не рифмы ради в руке стакан,
   ибо давит мне грудь пустотой строка.
  
   Выпьешь со мною, мой друг Сократ?
   Только - на брудершафт, чтобы во сто крат
   надёжнее, чтобы, сплетясь в локтях,
   ты в сандалях уснул, ну а я - в лаптях.
  
   Выпьешь со мною, мой друг Сократ?
   Где-то дождь бьёт поля, превратившись в "Град".
   Нынче год будет хилым на урожай,
   ведь стихиям - хоть плакай, хоть угрожай.
  
   Выпьешь со мною, мой друг Сократ?
   Мир сжирает война - и Арес так рад,
   что на воду плевал и, хлеща вино,
   вмиг запачкал Всевышнему кимоно.
  
   Выпьешь со мною, мой друг Сократ?
   В плане крепких напитков ты - аристократ:
   знаешь меру свою и подскажешь мне,
   как химеру и жизнь приручить в уме.
  
   Выпьешь со мною, мой друг Сократ?
   Есть закуска - маслины и виноград,
   у бурёнки возьмём незаметно сыр,
   позовём двух жриц неземной красы.
  
   Будем пить за любовь, дорогой Сократ.
   А рассвет-то какой! А какой закат!
   Жаль, нельзя нам с тобой за штыки оград:
   время мрамор сомкнуло плечами над.
  
   И внизу не ад, а земли разбег,
   и вверху не рай, а холодный снег,
   сквозь который безмолвно мы смотрим вверх.
  
   Как восходит солнце. Как гибнет век.
  
  
   Outopoiesis
  
   Странное чувство: будто бы наперёд
   знаешь, что смерть (а не, наоборот,
   жизнь) есть великое чудо, постигшее род
  
   человеческий в то мгновенье, когда Адам
   и Ева прощально махали крылам, садам,
   а кто-то незримый, крякнув в сердцах: тадам! -
  
   поставил жандарма в белом огнём и мечом
   отгонять разгильдяев. А впрочем, он ни при чём,
   ибо рай как идея был проклят и обречён
  
   на отсутствие жизни в себе, окромя змеи.
   Если мыслить и чувствовать боль - это дар земли,
   а не чьей-то руки, то живущим среди зимы
  
   стоит выдумать лето, дабы понять абсурд;
   осуждённым на смерть - рассмеяться, поскольку суд
   к той же мере приговорён. Безнадежность суть
  
   гравитация душ человеческих, силы зла
   и добра. Поле битвы венчает всегда зола;
   лишь ветра упрекают пепел: твоя взяла.
  
   А под ним прорастает, тысячу лет спустя,
   безымянный цветок, что однажды сорвёт дитя,
   красотой восхищённое, смерть красоте неся.
  
   Так рождается истина: смерть - это тот же след,
   что и жизнь, но - в потёмках, в коих живущий слеп;
   так ступивший во тьму вытесняет наружу свет,
  
   с архимедовой правдою споря...
  
   Май 2015
  
  
  
  
  
   ***
  
   Гелиоцентрика лампочки Ильича
   поставлена под сомнение венским вальсом
   головы, скрипящей круженицы ключа,
   лишённого чувства такта и нот под пальцем.
   То ли сжались пружины пауз; то ли барахлит
   щитовидка, под вечер сшивая кадык удушьем;
   то ли вздулся словесный бубон. Я не Гераклит
   размышлять, но мой логос, похоже, застрял в индюшьем
   кулинарном изыске на полпути
   к соляным шахтам жизни, где пресное тесто мысли
   до дрожи вберёт в себя образность, без пяти
   чувств поднявшись над пеплом на жёрдочке-коромысле.
  
   Июнь 2015
  
  
  
  
  
   Июнность
  
   Город, покрытый зеленью абсолютно
   весь. Невезение, выпрыгнув из комода
   памяти, собирается к морю. На улицах многолюдно,
   во дворах многодетно, по вечерам - многомордо
   и алкогольно. Лето. Сезон гульбы
   парами. Время открытий телам в бикини
   тел Платона: брюшко расчерчено на кубы,
   вкупе радуя глаз и ладошки любой богини
   тактильной стереометрией. Объёмы иных полусфер
   занимают мозги посильней квадратуры круга;
   вдруг взыгравший гормон наполняет то парк, то сквер
   адидас-блатняком с влажной мантрой "давай, подруга",
   передаваемой строго из уст в уста,
   без посредников и влагоудерживающих агентов:
   как привет Маяковскому с его парижскими ста,
   как возмездие за пуританское рабство генов.
  
   Клич свободы! Спартак, разбивающий черепах
   легиона, позавидует равенству и бунтарским
   настроениям эпохи, когда деятельность в черепах
   раздаётся сугубо по плоскости меньшей тряски,
   чтобы не укачало: сей функции служит рэп,
   и его шаманские ритмы на зависть бубну
   вызывают дожди в подмозговье - водянку реп,
   годных разве что в кашу и патриотить тумбу.
  
   Солнце с жёлтеньким прессом, как шутовской атлет,
   тычет мышцей в окно, в календарь, словом - в отпуск. Припуск
   на работу весь год; механический вкус котлет,
   будто в фарше каким-то боком замешан примус,
   а в начинке - его починявший; колотит в набат
   будильник, зовущий на битву в четверть шестого;
   всё как будто в тумане. Пора бы расправить бант
   музыканту свободы, с полки схватить Толстого
   Льва Николаича, но лучше всего - А. П.
   Чехова, чей мраморный взгляд с-под пенсне всё время
   ловил по дороге домой, не найдя в толпе
   никого, с кем хотелось бы рядом висеть на рее
   или попросту жить: без пиратского "на абордаж!",
   без охоты на левиафана. Пустынность трюма
   тем и ценна, что ничего уже не продашь.
   Только Маркс, заглянувший за солью, кивнёт угрюмо.
  
   8 июня 2015
  
  
  
  
  
   ***
  
   Виктории П.
  
   Сохраним эти scenes from a memory. А вернее,
   сцены памяти для. Либо просто знакомства ради.
   Ради Бога-еврея, топившего грусть в вине и
   воде, и меня, утопившего веру в правде.
   Может - ради тебя, амазонки страны Чудес,
   турагентства которой скрывают в любом Чешире
   третью от солнца улыбку. Планета здесь -
   есть зачатие полюса там, где длиннее, шире,
   безнадёжнее, - утыкаются в горизонт
   со-бытия, со-причинности, со-разлуки.
   Где захваченный на мгновение гарнизон
   превращает пространство и время в глаза и руки,
   не считаясь с потерями, ибо не счесть потерь,
   не рассчитывая ни на что, кроме как исчезнуть
   опаляющим полднем, оставив на память тень:
   укрываться от зноя, не обнажая честность.
  
   4 июля 2015
  
  
  
  
  
   ***
  
   Евгению Котоврасову
  
   Лето. Водопроводчик трубит отлив:
   профилактика в ЖЭКе и яростный запах пота
   в коммуналках. Пролетарий, с утра отлив,
   слышит лишь хрюканье демона-терракота
   из недр крана. Солнце, ломящееся в окно,
   как подростки после спектакля - к выходу.
   Деревья, на ветер спустив Махно
   листьев, глядят в гуляй-поле и ищут выгоду
   в фотосинтезе; но вся прибыль уйдёт в снега,
   в холодок топора, в зажигательный крематорий
   печки. Два нетрезвых выпускника-
   инженера не узнают ни в одном моторе
   ни вчерашнего идола, ни черта:
   в головах бродит Вакх, в скором будущем - Персефона.
   Panta rei несравнимо быстрее, чем та
   вода, что ржавьём рванула на пир сифона.
  
   Июль 2015
  
  
  
  
  
   ***
  
   Сергею Андронову
  
   Когда-нибудь, когда уже ни нас,
   ни правнуков, - сплошное кибервойско;
   когда уйдёт к Юпитеру повозка
   (загажен поелику даже Марс,
   не говоря - Земля), когда она с
  
   собой возьмёт как будто жизнь, а не
   стальные инкубаторные яйца;
   когда глаголы "плакать" и "смеяться"
   признают рудиментами, зане
   сенсорика - лишь беженка в войне
  
   за человека, в коей проиграв,
   никто уже не извлекает следствий:
   не стало жертв, и до размаха бедствий
   нет никакого дела; телеграф,
   забывший тело, космос обобрав
  
   до кварка, поперхнётся запятой.
   Отправив к тёмной матери чернильниц
   мир мойр, где пряжа мыслью зачинилась,
   Ахилл устало усмехнётся той
   стреле, что устремилась за пятой.
  
   Июль 2015
  
  
  
  
  
   ***
  
   Ночь, остудившая льдом
   звёзд гранатовый жар
   заката, обрушила дом
   во тьму, замыкая жанр
  
   взгляда посредством век
   на сновиденья, на
   глаз. На него поверх
   век давит ночь - стена
  
   тьмы, её материал,
   первооснова бездн,
   птичий мемориал,
   голос без тембра, без
  
   одежд, - нагой в тишине
   шепчущихся часов,
   шепчущей "нет" жене
   шепчущих "да" усов
  
   мужа, скользящих по
   шее, плечу, груди
   её, уводя в депо,
   за пояс, мир, где среди
  
   бледных звёзд пылает, слепя
   ангелов строгий взор,
   рай. Так творит себя
   жизнь, промывая зорь
  
   раны. Так сам творец
   замаливает свой гнев,
   вдохнув жизнь, в противовес
   Слову, от тел, а не в.
  
   15-17 июля 2015
  
  
  
  
  
   Два сонета к Эвтерпе
  
   1.
  
   Неважно то, что будет после нас.
   Ещё неважней то, что будет с нами.
  
   В небытие уходят письмена с
   творцами слова, сиречь именами
   без биографии, без лиц, без губ,
   при жизни стёртых до "memento mori".
   В небытие, по белому песку,
   вдоль смертью обесцвеченного моря,
   бредут стихи, не ведая пути
   и скорости, как жертвы марафона.
  
   Лишь время, для которого уйти
   в песок честней, чем в рабство микрофона,
   есть время жизни слова. В остальном
   жизнь - время смерти, отнятое сном.
  
   2.
  
   Любое слово делит жизнь на до
   и после; в каждом "после" скрыты ре, ми,
   фа, соль, ля, си. Нередко их крестит
   диез или бемоль. И лишь бекаров
   в действительности нет - а потому
   ты обречён нести до самой смерти
   все ключевые знаки, что поставишь
   своей рукой поверх tabula rasa.
  
   Но жизнь - не воск, ведь воском не покроешь
   двуликой правды эго-альтераций
   на нотном стане, - а сонет бемольный
   так часто стонет сквозь пруты и петли
   диезов зарешеченного счастья.
  
   Жизнь - музыка без правил на ошибку.
  
   Июль 2015
  
  
  
  
  
   Amnuseum
  
   Для города нет ангела нужней,
   чем старенький, в наколках, репродуктор,
   чихнув от пыли, вскрикнувший "продуто!" -
   впиваясь в память, водрузив меж ней
  
   и праздной жизнью мост: неразводим
   да крепок, без гвоздя и капремонта.
   Но страшен день, когда сразит дремота
   один из двух концов его. Один.
  
   На том и ныне зиждутся года
   и ловят в небе взгляды обнажённых
   по полюс жизней, жизнью обожжённых,
   ведомых Богом чёрт пойми куда.
  
   И впрямь - куда? Неужто в потроха
   истлевших книг, чья плоть - последний символ
   уже ненастоящего - бессильно
   теряет память за строкой строка?
  
   Июль 2015
  
  
  
  
  
   К писателям-современникам
  
   В княжестве книжных словес и книжайших месс
   намалёвана свята пустошь во славу мест
   ближних на полке, постепенно сводя к нулю
   разность между библиотекой и ай-лю-лю.
   Куртизанская жилка бьётся сквозь переплёт
   ваших мумий, набитых текстом: сушёный плод
   опознания сути с гарниром накормит всех.
   Жаль, не хватит тепла растопить первородный снег.
  
   Здесь сомнительный рай: треск промёрзших осанн в калибре
   металлических пташек. Их терции бы прилипли
   к трубам теноров - да воинствующий дирижёр
   указует перстом в героический фарс-мажор.
   Просо жизни цветёт; уезжает на дачу Герда.
   И раскается Кай, но не бросит льдяного гетто,
   преломляя свет в тень на колючем бессердье льдов.
   Жизнь - обратная рыба, и мы лишь её улов.
  
   Колизей пятизвёздочных бредней открыт, грозя
   стать последней пуховой периной. Залив глаза
   дистиллятом воды аллегорий, сорвётся чих,
   подтвердив Гутенбергу победу неважно чьих
   амбиций над книгопечатаньем. На пиру
   слов во время блокады идей воздадим перу
   за его облысение ярких чернил бокал,
   по Вальгаллам шатаясь, точно по облакам.
  
   Август 2015
  
  
  
  
  
   Нике Турбиной
  
   Утром меркнет моя звезда...
  
   Доброе утро. Пряное утро...
   Заполночь чёрная пряжа - нить рваных
   строк. Стрелки стиснули outro Курта,
   долю надорванных. Диво в нирванах
  
   тонет чужих, утопая - по голос,
   горлом - взахлёб, да по высшую ноту!
   Звук - чистый дух: в нём повисшая голость
   снов наяву, пересилив дремоту,
  
   гнёт иероглиф из хрупкой фигурки.
   Утро надломлено: перьями крыльев,
   пятнами света. Взгляд - свет перекрыли.
   Вдох - перекрыли газ; всюду окурки.
  
   Сердце под курткой - ожоги! пожары!
   Тельце неистово в таинствах тлений.
   Те, кто любили, сбежали. Сбежали,
   жаля безжалостностью сожалений.
  
   Винное утро... Невинное утро!
   Чистый хрусталь стекленеет, стекая,
   вечность смежив. Слишком мудрое утро
   душит стихами.
  
   26-27 августа 2015
  
  
  
  
  
   Сципион Калигуле
  
   Не надо, Гай, всё это ни к чему.
   Упоминанья об отце, ушедшем
   вслед за Друзиллой (но - без языка:
   ты мастерски придумываешь казни),
   уже почти не ранят моего
   остывшего до ненависти сердца,
   и пепла не встревожат. Мы с тобой
   сжигаемы одной и той же страстью,
   то - жажда невозможного. Луны,
   свободы, счастья, может быть - бессмертья.
   Но люди умирают, и - увы! -
   всеобщее возможно лишь несчастье:
   болезни, несвобода, ложь... Тщета.
   Страдания несчастного безумца!
   Они близки мне, пусть и не в таких
   масштабах - так природа утешает
   меня, мой милый Гай, что я не цезарь.
   Величье Рима. Приступы артрита.
   Зловонный смех. Безудержная пляска.
   И вкус во рту - вкус мёртвой лихорадки,
   вкус чёрной крови, крови бестелесной.
   То кровь познания великой язвы:
   надрыв бессильный яростной свободы.
   Её неумолкающие хрипы.
   Твои неутихающие стоны.
  
   Но я скажу о счастье. Только счастья
   достоин человек, как солнца - небо.
   И длится праздник, дикий и прекрасный,
   мой бред и счастье, счастье без надежд.
   Терзаемые прошлым, настоящим
   и будущим незримых одиночеств,
   мы бьёмся о зеркальную поверхность
   и, кислород глотая ненасытно
   уставшей жаброй, тщимся не закрыть
   глаза на тьму. Инсомния зеркал
   всей пустотой предсмертно отражает
   утопленников; трещины морщин
   разгладиться не в силах... Но - прощай,
   мой бывший друг. Расходимся навеки.
   История глуха к поэтам скорби,
   и время беззащитно перед нею.
   Уже готовит торжество невинность:
   звенят мечи; но ты и не был трусом.
   Рим исступлённо выдохнет "тиран!"
  
   Как горько становиться человеком!..
  
   Сентябрь 2015
  
  
  
  
  
   Реверсия
  
   Au milieu de l'hiver, j'ai decouvert en moi un invincible ete.
   Albert Camus*
  
   Если время - река, то я из неё не пил.
   Может, выловил пару-тройку смешных мальков,
   но потом отпустил, ибо рты их шептали: "пыль -
   вот единственный неоплачиваемый из долгов".
  
   Вот единственный долг. Остальные - насмешка кур,
   куд-кудах моралистов. Любой десятичный рой,
   устремив в бесконечность сугубый делитель шкур,
   обернётся в известных пределах нулём. Дырой.
  
   Содержимым дупла. Так, обед отыскав, дикарь
   забывает про ужин, не говоря - запас.
   И когда его племя измором возьмёт декабрь,
   пастырь будет неотличим от паств.
  
   Пусто-пусто, рыбак. Подвиг щёлочи - анекдот,
   выводящий на раз и всевишенку, и тартар.
   Зачумлённый рассудок отхаркивал антидот,
   онемев: курс на вечную зиму. Прощай, радар.
  
   ...Пыль рассеется позже, чем раньше чем никогда.
   Время тоже имеет плоть, и она - все мы:
   воскресающие в руинах, совсем как та
   мысль о лете, непобедимом в разгар зимы.
  
   Сентябрь 2015
  
  
   ____
   * Самой холодной зимой я узнал, что внутри меня - непобедимое лето.
   Альбер Камю (фр.)
  
  
  
  
  
   ***
  
   Там, где вместо извилин - пастбище минотавра,
   место встречи метафор омеждометил пёс,
   там, где вместо воспоминаний - пустая тара
   воспоминаний, - там оставляет пост
  
   хоть-бы-кто из поэтов. Теперь, отрицая вахту,
   он валяет Ивана, ватного кабана,
   на развалинах лета, таская снаряды Вакху
   и приветствуя Феба радостным "оба-на!"
  
   Разбивайся на рифмах, кораблик. Резвись. Баклуши
   бей, покуда волнуется море на раз-два-три.
   Спрятав Штраусом в тёплый песочек мотив поглубже,
   проскрипи гимн тоски доскональным пером. Замри
  
   офицером углов. Жуй конину. А когда в рубинах
   погребальный истлеет закат - угоняй ладью.
   И плыви Ахероном вдоль берега нелюбимых,
   предавая анапесту строчек галиматью.
  
   Сентябрь 2015
  
  
  
  
  
   ***
  
   К завершению близок тысячелетний год.
   В полночь третьего рима от Рождества Христова
   календарь потеряет лиственность. Новый гот
   или гунн, гуманист от Монголии до Ростова,
   во всю душу мать разгуляется на плато
   костной мысли, спуская с цепи первобытный эйдос:
   рабство радости - пища эры, куда Платон
   не отбросит и тени улыбки, поправ свой эпос.
  
   Философия есть изречение времени. Плач-
   эпохе по эпохе, промокшей до нитки. Термин
   вроде аннигиляции опыта в старый плащ
   Геркулеса, отравленный ядом беззвёздных терний.
   Что нам звёзд светляки? Подмигнули - и вся примета.
   Даже гном-астроном, скупердяй своего азарта,
   бородой шелестя, не отыщет того предмета,
   о котором трубят телескопы из послезавтра.
  
   Заблудиться в трёх соснах? В три соски дудеть "агу"?
   Похоронить кислород, выступая адептом хвои?
   Тибидох новогодней волшбы затушить в рагу
   с целомудрием цели? целебной свинцовой хвори?
   Средь военных трофеев, шашлычных костров в миру,
   жажды пятниц, осколков таблиц в недрах лисьей тоги,
   космогонии смога, - так трудно узреть дыру,
   из которой сквозит пустота об одном итоге.
  
   Звёздный ковш не подставить под льющуюся струю
   молока: сам Телец защищает родное вымя, -
   и вселенский пастух, маршируя кошмар в строю
   временных рубежей, перепутал их с огневыми.
   Аппараты победы скрежещут. Каков Зенон -
   такова черепаха, ползущая в маскхалате
   на стерильный Олимп, где не вырастить ни зерном,
   ни Колоссом Родосским свой хлеб ни одной Элладе.
  
   Сентябрь 2015
  
  
  
  
  
   ***
  
   Арифметика нового бунта как дважды два
   утверждает всеобщую ценность в двуногом стуле.
   Это - профиль истории (проще - её дрова).
   Самовар, рефлексируя в купрум, явил бы Туле
   альма-матерный логос - да сложно захлопнуть кран:
   разливая кипящую ярость патриотизма,
   получаешь в трубу серебрящиеся сто грамм.
   Снамибог чифирнёт во спасенье от ревматизма
   трезвой мысли, мелькнувшей под медью имперских лат.
   Потому-то внутричерепное превысит пневмо
   полномочий рассудка. Меняя на новый лад
   ход событий, укрывшись с мигалкой в тотальном "немо"
   полифем-нигилизма, пронзившего третий глаз,
   современный герой превращает мир в одиссею.
   Воля к власти ниспровергает любую власть;
   воля к жизни, набрав в однорасовый шприц Рассею, -
   энтропию судилищ. Подобной вакцины иск,
   вещный писк неживого, - призыв к пустоте, к полёту
   на большом и бездушном шаре до часа икс,
   когда соль на губах станет невыносимой Лоту.
  
   3 октября 2015
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"