Амарин Эарвендэ : другие произведения.

"Райский комплекс" в легендариуме Дж.Р.Р.Толкиена

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Краткий обзор легендариума Дж.Р.Р. Толкиена с точки зрения системы образов, характерной для западной фантастики.


"Райский комплекс" в легендариуме Дж.Р.Р.Толкиена

  
   В письме к Мильтону Уолдману Дж.Р.Р.Толкиен пишет о своей мечте "создать цикл более-менее связанных между собою легенд -- от преданий глобального, космогонического масштаба до романтической волшебной сказки; так, чтобы более значительные основывались на меньших в соприкосновении своем с землей, а меньшие обретали великолепие на столь обширном фоне". Он, безусловно, блестяще справился с этой задачей, и в данной статье мне хотелось бы кратко рассмотреть систему образов, легшую в основу толкиенского легендариума.
  
   Профессор Мичиганского университета Эрик Рабкин, один из видных литературоведов в сфере научной фантастики, называет шесть основных черт, характерных для западной литературы и являющихся определяющими чертами т.н. "райского комплекса":
   1) "рай" - наличие образа некоего благого, защищенного, огороженного пространства, часто связанного с природой, стремление покинуть рай или обрести его,
   2) "нарочито сказочный, условный стиль повествования", суть повествования сконцентрирована на сути происходящего с моральной точки зрения,
   3) "нарушенный закон" - наличие образа некоего истинного, естественного порядка вещей, который нельзя нарушать,
   4) "восставший творец" - наличие образа некоего одиночки - ученого, мага, изобретателя, который хочет сравниться с богами, превзойти их или занять их место,
   5) "эдиповский конфликт" - это конфликт, имеющий отношение не к "эдиповскому комплексу" в понимании Фрейда, а к перераспределению власти/авторитета между поколениями. Если притязания "младшего поколения" законны (как, например, намерения Фердинанда в шекспировской "Буре"), то в сюжете мы можем увидеть "эдиповскую любовную линию", если нет - "эдиповскую трагедию", но основная структура остается той же самой: два поколения, объект, символизирующий власть (и/или сексуальный объект, нечто желанное), и конфликт между сторонами. Это может быть женская фигура (как Миранда в "Буре" или Беатриче в "Дочери Раппаччини"), или же это может быть некий атрибут, символизирующий власть (как, например, оружие в "Острове доктора Моро"),
   6) "базовые противопоставления" - суть конфликта, основанная на базовых дихотомиях, характерных для фантастики: природа-наука, одушевленное-механическое, дух-машина, дух-плоть, разум-тело, служение-покорение, женское-мужское, сердце-разум.
   Классическими примерами подобной литературы можно назвать, например, "Дочь Раппаччини" Готорна или "Остров доктора Моро" Уэллса, "Франкеншйтена" Мэри Шелли или рассказы Эдгара По.
  
   "Сильмариллион", как и другие творения Толкиена, безусловно, можно назвать обладающими "сказочно-условным" стилем повествования. Что касается "представления о наличии естественных пределов, то тут лучше всего процитировать самого автора:
   "Как бы то ни было... речь идет главным образом о Падении, Смертности и Машине. О Падении -- неизбежно, и мотив этот возникает в нескольких формах. О Смертности, тем более что она оказывает влияние на искусство и тягу к творчеству (или скорее к вторичному творчеству), у которой вроде бы нет никакой биологической функции и которая не имеет отношения к удовлетворению простых, обыкновенных биологических потребностей, с каковыми в нашем мире она обычно враждует. Это стремление одновременно сочетается со страстной любовью к первичному, настоящему миру и оттого исполнено ощущения смертности -- и в то же время миром этим не насыщается. В нем заключены самые разные возможности для "Падения". Оно может стать собственническим, цепляясь за вещи, созданные "как свои собственные"; творец вторичной реальности желает быть Богом и Повелителем своего личного произведения. Он упрямо бунтует против законов Создателя -- особенно же против смертности. И то, и другое (поодиночке или вместе) непременно ведет к жажде Власти, и того, чтобы воля срабатывала быстрее и эффективнее, -- и отсюда к Машине (или Магии). Под последним я разумею любое использование внешних систем или приспособлений (приборов) вместо того, чтобы развивать врожденные, внутренние таланты и силы или даже просто использование этих талантов во имя искаженного побуждения подчинять: перепахивать реальный мир или принуждать чужую волю. Машина -- наша более очевидная современная форма, хотя и соотносится с магией теснее, нежели обычно признается (...)Врага в последовательных его обличиях всегда "естественным образом" занимает абсолютная Власть, он -- Владыка магии и машин; но проблема, -- что это страшное зло может родиться и рождается от вроде бы доброго корня, из желания облагодетельствовать мир и других -- быстро и в соответствии с собственными планами благодетеля, -- становится повторяющимся мотивом".
   Таким образом, мы видим, что изначально проблема "восставшего творца", проблема "естественных пределов" и их нарушения, проблема узурпации божественной власти были для Толкиена основополагающими. Они красной нитью проходят через всю историю Арды, раз за разом воплощаясь в новых образах, в то время, как повествование проходит путь от мифа о создании мира до волшебной сказки о хоббитах. (1)
  
   Создание мира
  
   Итак, "Сильмариллион" начинается с космогонического мифа, в котором речь идет об Эру, Едином Боге и Валар, "существах того же уровня красоты, могущества и величия, что и "боги" высших мифологий, которых, тем не менее, способен признать, -- ну, скажем прямо, -- разум, верующий в Святую Троицу", создании мира и падении.
      -- "Рай" - Арда, "Королевство", "Дом для Детей Илуватара" - весь в целом, противопоставленный космической пустоте, где Айнур (духи) обитали до этого.
      -- "Восставший Творец(2)" - Мелькор, желающий объявить Арду своей собственностью.
      -- "Конфликт" - Мелькор восстает против Эру сначала в Хоре Айнур, затем - сойдя в Арду. Мелькору, "Восставшему в Мощи" на его онтологическом уровне противостоит его брат Манвэ, "Король мира". Женская фигура в этом конфликте - Варда Элберет, которая "из глубин Эа примчалась она на помощь Манвэ; ибо знала Мелькора еще до создания Песни и отвергла его, а он ненавидел ее и боялся более всех, кого создал Эру". Символ власти здесь - "Истинное Пламя", которое принадлежит только Эру, и которое не может принадлежать более никому, однако отблеск которого может быть дарован (как, например, он "почиет на лице Варды"). Мелькор пытается его найти во тьме, но безуспешно. Первое имя Мелькора, "Алкар", "Ярчайший" отсылает нас к Люциферу, про него говорится "Понимание он обратил к искусному извращению всего, что хотел использовать, -- и сделался бесстыдным лжецом. Начал он с жажды Света, но когда не смог завладеть им единолично, низвергся сквозь огонь и ярость во тьму. И тьмою пользовался он более всего в своих лиходейских трудах на Арде и наполнил ее страхом для всех живущих". В то же время о Варде говорится что она "Владычица Звезд, кому ведомы все уголки Эа. Краса ее столь велика, что не описать ее словами эльфов или людей; ибо свет Илуватара сияет в ее лице".
   Тут, как и в дальнейшем, мы можем видеть, что в творчестве Толкиена везде, где имеет место подобная драматическая структура сюжета, существует, с одной стороны, "женская фигура", символизирующая власть, красоту и мудрость, с другой - некий "атрибут власти" (дарованный свыше, если власть законна, и похищенный, если власть узурпирована). Однако судьба "женского персонажа" и "атрибута власти" зачастую оказывается различной (подробности мы рассмотрим далее). С уверенностью можно сказать, что противопоставление "Восставшего творца" как изобретателя, стремящегося покорить мир и подчинить собственной воле, обладателя неких рациональных умений, и "женской фигуры" как носителя некоей сакральной мудрости, связанной со стремлением "понимать, а не покорять", проходит через весь свод легенд. Что же касается "власти", то "праведная власть" может быть обретена только "в союзе с мудростью".
  
   4. "Нарушенный закон" - восстание Мелькора против Эру, стремление подчинить себе остальных Айнур и Творение.
   5. "Базовые противопоставления" - "тьма-свет", "разрушение - созидание", "гармония - дисгармония", "законная власть - узурпация власти". Как мы сможем увидеть дальше, эти дихотомии сохранятся на протяжении всего повествования.
  
   История Сильмариллов
   Первая эпоха начинается с прихода эльфов в Валинор, а заканчивается Гибелью Дерев, Исходом эльфов из Валинора и восходом Солнца.
      -- "Рай" - Валинор, благая земля, созданная Валар, озаряемая Деревьями Света - золотым и Серебряным, в противовес остальному миру, освещенному только звездами.
      -- "Восставший Творец" - Феанор, создавший Сильмариллы, Камни, заключавшие свет Дерев, желающий сравняться с Валар и отказывающийся подчиняться их воле. "Падение эльфов является следствием собственнического отношения Фэанора и его семерых сыновей к этим камням. Враг завладевает ими, вставляет их в свою Железную Корону и хранит их в своей неприступной твердыне. Сыновья Фэанора дают ужасную, кощунственную клятву вражды и мести, -- против всех и кого угодно, не исключая и богов, кто дерзнет посягнуть на Сильмариллы или станет утверждать свое право на них. Они сбивают с пути большую часть своего народа; те восстают против богов, покидают рай и отправляются на безнадежную войну с Врагом. Первым следствием их падения становится война в Раю, гибель эльфов от руки эльфов; и это, а также их пагубная клятва неотступно сопутствуют всему их последующему героизму, порождая предательство и сводя на нет все победы" - говорит Толкиен.
      -- "Конфликт" - Феанор восстает против Валар. Женская фигура здесь - Нэрданель, которая "в твердости характера не уступала Феанору, но терпением и стремлением понимать, а не подчинять ей удавалось поначалу сдерживать мужа, когда его внутреннее пламя разгоралось слишком ярко. Но впоследствии дела Феанора часто печалили Нерданель, и они охладели друг к другу". В итоге Нераднель возвращается "в дом своего отца, верного Аулэ", Феанор пред Исходом называет ее "неверной женой", которую "заморочил Аулэ". "Атрибут власти, нечто желанное" - разумеется, Сильмариллы.
      -- "Нарушенный закон" - собственническое отношение Феанора к Сильмариллам и отказ признавать авторитет Валар, восстание и братоубийственная война в "благой земле".
      -- "Базовые противопоставления": те же самые "мудрость - безумие" (Нерданель Мудрая и разлад ее с Феанором, чьи действия (в особенности Клятва" неоднократно названы "ужасными и безумными"), "законная власть - узурпированная власть", "мужское - женское".
   Теперь, имея доказательство того, что данный сюжет действительно имеет черты "райского комплекса", можно с достоверностью говорить о том, что Сильмариллы играют здесь роль "яблока познания добра и зла"(3):
  -- они происходят от Деревьев, что сближает их с фруктами, так же, как и их форма(4),
  -- они светятся, с одной стороны, и обжигают недостойных, с другой (что сближает их с образом пламени, а пламя во многих легендах - например, мифе о Прометее, символизирует знания),
  -- они искушают желанием обладать ими, и всякая попытка завладеть Сильмариллом без дозволения высших сил оборачивается трагедией,
  -- искуситель (Мелькор) сеет раздор, провоцирует Феанора на недоверие высшим силам и усиливает в нем желание обладать Сильмариллами единолично,
  -- всякий, сталкивающийся с Сильмариллом, показывает свой истинный характер (мне кажется, в этом проявляется функция Сильмариллов, связанная с "познанием"),
  -- то, что яблоко одно, а Сильмариллов три, роли не играет - согласно Проппу, утроение элемента не меняет его сути(5).
   Важным мне кажется отметить двойственную роль Сильмариллов в сюжете - с одной стороны, они благословенны, и несут процветание, захват Камней Морготом расценивается как величайшее несчастье, с другой - их неоднократно называют "проклятыми", пожелать Сильмарилла означает навлечь на себя связанный с ним рок.
   Вот что говорит о них сам Толкиен: "Название книги объясняется тем, что связующей нитью для всех событий становится судьба и суть Первозданных Самоцветов, или Сильмариллы ("сияние чистого света"). Сотворение драгоценных камней главным образом символизирует собою эльфийскую функцию вторичного творчества, однако ж Сильмариллы -- нечто большее, чем просто красивые вещицы. Если говорить о символическом или аллегорическом значении, Свет -- настолько основополагающий символ в природе вселенной, что проанализировать его вряд ли возможно. Свет Валинора (источник коего -- свет до падения) -- это свет искусства, не отъединенного от разума, что провидит явления как на научном (или философском) плане, так и на плане образном (или плане вторичного творчества) и "говорит, что это хорошо" -- поскольку прекрасно".
   Интересно, что "Книга Бытие" упоминает о двух деревьях - первое, вкусив от которого "будете, как боги, знающие добро и зло" и древо жизни, плод которого, дает возможность "жить вечно". Сильмариллы, в отличие от яблока, происходят не от одного дерева, а от двух, и не будет преувеличением сказать, что образ Сильмарилла связан не только со знанием, и обретением "богоравности" (праведной или неправедной), но и с обретением бессмертия. Берен, доставший Сильмарилл из железной короны, воскресает - таким образом, можно сказать, что он "возвышается" до бессмертных эльфов, но что, что еще интересней, рассматривая космогонию Арды, настолько же верным будет сказать, что Лютиэн обретает Дар Илуватара, становится избавлена от смертной судьбы тварного мира и "возвышается" до людей. Кроме того, сказано, что род Берена и Лютиэн никогда не прервется - таким образом, мы видим обретение бессмертия на двух планах - внутри Кругов мира и вне его, хотя, на первый взгляд, такое сочетание кажется невозможным(6).
   В довершение всего надо сказать, что блаженный остров, где Берен и Лютиэн жили после своего возвращения в Белерианд из Мандоса, назывался "Страна Живущих Мертвых".
   Дополнительную привязку к мифу об Адаме и Еве, на мой взгляд, дает то, что по сюжету Сильмарилл может быть обретен только супружеской четой, и только с взаимного согласия, в противном случае это оборачивается трагедией:
  -- изначально Сильмариллы проиходят от Двух Дерев, одно из которых золотое, называемое Лаурелин ( от "laure", "золотой свет", и "lin", "песня") и серебряное, называемое Тельперион ( от "Telpe", "серебро", и "ion", "сын")(7),
  -- Феанор женится на Нерданели, создает Сильмариллы, ссорится с Нерданелью из-за мятежа против Валар, Сильмариллы оказываются похищенными, Нерданель остается в Амане, Феанор гибнет в погоне за Сильмариллами(8),
  -- Мелькор похищает Сильмариллы в сообщничестве с Унголиантой, из-за Камней между ними происходит драка, Унголианта пытается поглотить Мелькора, но терпит поражение и сбегает, Мелькор получает от Унголианты ранения, Сильмариллы его обжигают, и он оказывается обреченным вечно страдать от ожогов,
  -- Берен и Лютиэн совместно добывают Сильмарилл у Моргота,
  -- Тингол пытается завладеть Сильмарилом без согласия Мелиан и вопреки ее советам - в результате Тингол гибнет, а Мелиан развоплощается от тоски по нему,
  -- Диор и Нимлот, храня Сильмарилл, правят Дориатом и под их правлением королевство процветает, пока не происходит нападения сынов Феанора,
  -- Эльвинг и Эарендил правят Гаванями, под их правлением страна процветает, пока не происходит нападения сынов Феанора,
  -- феаноринги, безуспешно пытаясь добыть Камни, атакуют Альквалондэ, Дориат и Гавани и гибнут в боях(9). Главным препятствием к обретению ими Сильмариллов называется "ужасная Клятва, разорение Гаваней и убийство сыновей Диора".
   Необычайно интересен образ Лютиэн, эльфийской королевны и "прекраснейшей из детей Илуватара". С одной стороны, это классический, по Проппу, персонаж волшебной сказки, в тексте "Лэ о Лейтиан" она неоднократно сравнивается с Сильмариллом, и, что самое главное, реакция всех остальных героев на Лютиэн одинакова с их реакцией на Сильмарилл, причем служит некоей "лакмусовой бумажкой": все герои делятся на тех, кто хочет завладеть девой и Камнем (Тингол, Даэрон, Келегорм и Куруфин, Саурон, Моргот), и тех, кто хочет служить ей (Берен, Хуан).
   Линия "царевны и сокровища" продолжается и в сюжете с Эльвинг, внучкой Лютиэн, которую также атакуют феаноринги, причем дважды: в Дориате и в Гаванях.
   Однако, с другой стороны, Лютиэн и Эльвинг являются активными участницами сюжета, их действия и решения оказывают ключевое влияние на события. История Сильмариллов завершается, когда Эльвинг (жена) отдает Сильмарилл ("яблоко") своему мужу Эарендилу, а тот, в свою очередь, возвращает его Валар. После этого эльфы получают возможность вернуться в Аман ("рай"), откуда они были изгнаны, а войско Амана побеждает Моргота и Валар низвергают его "во Тьму Внешнюю". Эльвинг и Эарендил получают Сильмарилл "для того, чтобы указывать путь и надежду", становясь равными "ангелическим духам" Ариэн и Тилиону, которые хранят, соответственно, Луну и Солнце. Сын Эльвинг и Эарендила становится королем Нуменора, блаженного края, созданного специально для людей. Таким образом, мы видим историю падения, разворачивающуюся в обратном порядке!
  
   Падение Нуменора
  
   Ключевым событием нового витка легендариума, несомненно, является судьба Нуменора, и тут мы видим ту же самую схему:
      -- "Рай": Нуменор ("Западный край"), он же Эленна ("Земля Звезды"), он же "Андор" ("Дарованная земля"), куда люди прибывают на построенных эльфами кораблях, ведомые путеводным светом ставшего звездой Сильмарилла, благая и счастливая земля, в которой люди становятся "равны эльфам" по красоте и мудрости и обретают чрезвычайно долгую жизнь.
      -- "Восставший Творец" - Ар-Фаразон, "в юности подобный великим королям древности", узурпировавший власть, возжелавший бессмертия и пошедший войной на Валинор.
      -- "Конфликт" - Ар-Фаразон, возжелавший власти, отказывающийся от роли Короля как предстоятеля своего народа перед Эру, присваивающий себе титул "Короля Мира", принадлежащий Манвэ и идущий войной на земли эльфов с целью вырвать у них бессмертие. Женская фигура в этом конфликте - Тар-Мириэль, наследная королева (ее имя переводится как "Алмазная", что, с одной стороны, дает отсылку к "царевне-сокровищу", а с другой - напоминает о драгоценных алмазах, Сильмариллах). Как и большинство женских образов у Толкиена, образ Тар-Мириэль связан с красотой, властью и мудростью, однако, здесь он обретает трагические черты, символизируя собою утраченное величие(10).
   Что касается "атрибута власти", тут опять появляется образ древа и его плода, происходящего от "райского дерева": "Ибо в те дни Валинор все еще находился в зримом мире -- дозволил Илуватар валарам создать в Арде жилище себе, как память о том, каким мог быть мир, если бы Моргот не бросил на него свою тень. Это хорошо знали нуменорцы, временами же, когда воздух был чист и прозрачен, а солнце стояло на востоке они различали далеко на западе снежно-белое сияние прибрежного города, его гавань и башню. Нуменорцы в те дни были небычайно зорки, но лишь самому острому взору открывался белый город -- с вершины ли Менельтармы, с высокой ли мачты корабля, что отплывал от западного берега на дозволенное ему расстояние. Ибо не осмеливались дунаданы нарушить Запрет Западных Владык. Мудрецы, однако, знали, что это не Валинор, Благословенный Край, а лишь Аваллонэ, гавань эльдаров на Эрессеа, самая восточная в Бессмертных Землях. Оттуда в ладьях без весел, белыми птицами летящих из закатных краев, приплывали иногда Перворожденные. Везли они в Нуменор множество даров -- певчих птиц, благоуханные цветы и целебные травы. Привезли они и семя Келеборна, Белого Древа, что высилось посреди Эрессеа; оно же, в свою очередь, произошло из семени Галатилиона, Древа Туны, подобия Тельпериона, дарованного Йаванной эльдарам в Благословенном Краю".
   Здесь дерево и его плоды символизирует _законную_, дарованную власть, и судьба его оказывается напрямую связана с судьбой королевской династии Нуменора:
  -- оно увядает во времена упадка,
  -- Саурон, строящий козни против людей, его уничтожает,
  -- однако Исилдур, получая ранения, спасает последний плод, и, когда посаженный плод прорастает, Исилдур выздоравливает, после увозит дерево с собой на корабле в Средиземье и основывает новую династию.
   Любопытно, что здесь похищение плода из сада, оказавшегося в неправедных руках, является однозначно благим деянием (так же, как, например, похищение Сильмариллов из Ангбанда).
  
   4. "Нарушенный закон" - узурпация власти, желание бессмертия и поклонение Мелькору. В истории Нуменора, помимо всего прочего, появляется мотив противопоставления "праведной веры" и "неправедной". Для Арды, как для "дохристианского мира" весьма важным является такое понятие, как иерархия предстояния. Представления о том, что каждый может воззвать к Богу и быть услышанным, еще не существует, проводниками божественной воли и прошений Детей Эру являются Валар. Эльфы являются т.н. "праведными язычниками(11)" - они почитают Валар, но не поклоняются им, и они почитают Эру, но не имеют возможности обращаться к Илуватару напрямую. Для людей с Нуменора начинается т.н. "ветхозаветная эпоха" - в Нуменоре располагается первое и последнее в Арде "естественное святилище", Менельтарма, а король Нуменора получает единственное и исключительное право обращаться к Эру напрямую. "Неправедное язычество" возникает, когда Ар-Фаразон впадает в гордыню, начинает желать бессмертия и поддается обману Саурона. И тут мы опять возвращаемся к феномену "предстояния" - Ар-Фаразон бросает вызов всем трем "старшим поколениям" - Эру, Валар и эльфам, но, поскольку Валар и эльфы не являются "предстоятелями" для людей Нуменора, ответ на действия Ар-Фаразона приходит непосредственно от Эру, который изымает Валинор из кругов смертного мира: "Тогда Манвэ с вершины Горы воззвал к Илуватару, и в тот миг валары отказались от власти над Ардой. И явил Илуватар свою мощь и изменил облик Мира: разверзлась в море бездна меж Нуменором и Бессмертными Землями, хлынула в бездну вода, и рев и пена этого потока достигли небес, и Мир содрогнулся. И бездна та поглотила весь нуменорский флот, и он сгинул. Король же Ар-Фаразон и смертные витязи, что ступили на землю Амана, были погребены под обрушившимися скалами; говорят, что так и томятся они в заточении в Пещерах Забвения, пока не грянет Последняя Битва и не наступит День Рока.
   Аман и Эрессеа ушли из Мира и с тех пор недоступны людям. Андор же, Дарованная Земля, Державный Нуменор, Эленна -- Звезда Эарендила -- земля эта погибла. Ибо она оказалась на восточном краю чудовищной расселины, ее основание рухнуло, и она погрузилась во тьму, и ее нет более. И нет ныне в Мире места, где хранилась бы память о днях, не затененных лихом. Ибо Илуватар простер к западу от Средиземья Безбрежные Моря, а к востоку -- Бесконечные Пустыни и сотворил новые моря и новые земли; но Мир умалился и обеднел, ибо Валинор и Эрессеа ушли в края недостижимые".
  
  
   Кольца Власти
  
   "Властелин Колец", в отличие от краткой главы, пересказывающей его в "Сильмариллионе", обладает очень сложной, разветвленной структурой. Безусловно, в одной статье невозможно осветить все подробности, но давайте коснемся некоторых деталей и посмотрим, как раскрывается в нем взаимосвязь символов, упомянутых ранее: Сильмариллов, Белого Древа и Колец Власти.
  
   Итак, история начинается с того, что эльфы, отказавшиеся покинуть Средиземье из любви к нему, ищут способы сохранить и приумножить его красоту.
      -- "Рай" - Средиземье, даже, скорее, Эрегион, как земля "Гварт-и-Мирдайн", кузнецов, создавших кольца.
      -- "Восставший Творец" - прежде всего, Келебримбор, потомок Феанора, создатель Трех Колец, поддавшийся обману Саурона.
      -- "Конфликт": Келебримбор (и прочие эльфы), соблазненные Сауроном, желающие подчинить с помощью "науки" законы природы. Здесь мы видим как бы преемственность поколений: Келебримбор является внуком Феанора, Саурон - слугой и учеником Мелькора. Но, чем дальше отстоит время, в которое происходит действие событий, от "начала времен", тем менее личностную окраску принимает "бунт": Келебримбор не бросает открытого вызова "ангелическим силам", однако, поскольку законы мироздания остаются прежними, последствия его действий оказываются печальными. "Женской фигурой" здесь является Галадриэль: некоторое время она живет в Эрегионе, интересуясь их науками, но не доверяет Саурону, и, в итоге, покидает Эрегион. Келебримбор безответно влюблен в Галадриэль(12). Образ Галадриэли, безусловно, является очень характерным для Толкиена женским образом: имя ее обозначает "дева, увенчанная сиянием", она является мудрой и прекрасной владычицей, столкновение с ней выявляет истинные черты характера (например, каждый из Хранителей осознает свои истинные желания). Интересно, что впервые она появляется в истории Сильмариллов: цвет ее волос, "в которых смешалось сияние Двух Дерев" наталкивает Феанора на творческую идею, однако Галадриэль сторонится его и отказывается ему содействовать. Интересно, что, кроме колец власти, Келебримбор создает и "Элессар", прекрасный изумруд, призванный хранить и оберегать земли. В итоге Галадриэль оказывается хранительницей одного из "незапятнанных" эльфийских колец, Кольца Воды, и Элессара.
   4. "Нарушенный закон" - желание эльфов "остановить мгновение" и их гордыня. "В "Предании о кольцах власти", - пишет Толкиен, - представлено что-то вроде второго падения или по крайней мере "заблуждения" эльфов. По сути, не было ничего дурного в том, что они задержались вопреки совету. Однако ж им хотелось один пирог да съесть дважды. Им хотелось наслаждаться миром, блаженством и совершенной памятью "Запада" -- и в то же время оставаться на бренной земле, где их престиж как высшего народа, стоящего над дикими эльфами, гномами и людьми, был несравненно выше, нежели на нижней ступени иерархии Валинора. Так они стали одержимы "угасанием" -- именно в этом ключе они воспринимали временные изменения (закон мира под солнцем). Они сделались печальны, искусство их (скажем так) обращено в прошлое, а все их старания сводились к своего рода бальзамированию -- даже при том, что они сохранили древнее стремление своего народа к украшению земли и исцелению ее ран. Саурон отыскал слабое место эльфов, предположив, что, помогая друг другу, они сумеют сделать западное Средиземье столь же прекрасным, как Валинор. На самом-то деле то был завуалированный выпад против богов; подстрекательство попытаться создать отдельный, независимый рай".
   5. "Базовые противопоставления" - к пронизывающим весь легендариум противопоставлениям добавляется дихотомия "сохранение - развитие".
  
   Тут следует добавить, что в романе "Властелин Колец", целиком посвященному исследованию идеи власти и искушения властью, "райский комплекс", безусловно, имеет очень большое значение, но проявляется огромным количеством разных способов. Каждому, кто подвергается искушению, соответствует своя система соответствующих образов.
   Образ Кольца Всевластья, Единого Кольца имеет те же корни, что и образ Сильмарилла, и делит многие его свойства, но "с отрицательным знаком".
   Итак, сходство Кольца и Сильмариллов:
  -- они предстают в виде драгоценности и искушают, вызывая желание ими завладеть,
  -- ключевой момент сюжета, скалывающегося вокруг Камней - необходимость совершить поход, чтобы _обрести_ Сильмарилл_, парадоксальным образом Сильмарилл обретают те, кто от него отказался. Ключевой момент сюжета, складывающегося вокруг Кольца - необходимость совершить поход, чтобы от него избавиться, парадоксальным образом Кольцо уничтожают те, кто не удержался и присвоил его себе. Однако перенесенные испытания Эльвинг и Эарендила и перенесенные испытания Хранителей равны в том плане, что героизм и обретенная мудрость возвышают их до "ангелического уровня", открывают им "путь в рай", сокрытые блаженные земли и являются ключевым моментом для победы над Врагом, даруя мир и процветание их друзьям и соратникам.
  
   И различия:
  -- Сильмарилл создается в "землях света", Кольцо Саурон создает "в Мордоре, где вековечная Тьма", Сильмариллы происходят от "благих сил", Кольцо - "от демонических",
  -- Сильмариллы созданы для того, чтобы принадлежать всем, у Кольца может быть только один владелец,
  -- как и Сильмариллы, кольца власти выявляют "истинный характер владельца", но выявляют только пороки (функция, связанная с познанием): эльфы замыкаются в своих землях и впадают в уныние, гномы делаются более упрямы и алчны, люди превращаются в нежить.
  -- противопоставление "Сильмарилл" - "Кольцо Всевластья" наиболее ярко показывает нам важное для Толкиена противопоставление "искусство" - "магия",
  -- обретение Сильмарилла "праведным путем", как мы видим, дарует бессмертие, кольца власти даруют "ложное бессмертие", превращая владельца в нежить и уничтожая его личность(13).
  
   Напрямую Сильмариллы не появляются во "Властелине колец", однако мы видим их "отражение", связанное с образом Галадриэли:
  -- во-первых, она вручает Фродо хрустальный сосуд, "наполненный светом Эарендила, нашей самой любимой звезды" (Эарендил, как мы помним из "Сильмариллиона", ведет в небесах корабль, на котором сияет Сильмарилл, непосредственно во "Властелине колец" про это сочиняет стихотворение Бильбо).
  -- во-вторых, Гимли получает от Галадриэли прядь золотых волос (чего так и не смог добиться от нее Феанор), хранит ее "в шкатулке из цельного алмаза", и, в итоге, отправляется за Море благодаря заступничеству Галадриэли - что дает нам отсылку к Сильмариллу, открывающему путь в скрытые благие земли,
  -- в-третьих, Галадриэль передает Арагорну Элессар, волшебный самоцвет, созданный Келебримбором в подражание Сильмариллу, в знак помолвки Арагорна с Арвен. Здесь мы видим как раз символическую передачу власти от "старшего поколения" к "младшему", которому она "принадлежит законно". Перед этим Галадриэль проходит "искушение Кольцом", но побеждает искушение, перед которым не устоял Келебримбор и его последователи. Арвен, в свою очередь, так же мудрая и прекрасная королевна, "Вечерняя звезда", является потомком Лютиэн, и так же, как Лютиэн, выбирает смертную участь.
  
   Палантиры, "зрячие камни" в образной системе легендариума так же примыкают к Сильмариллам:
  -- они созданы Феанором,
  -- они имеют отношение к знанию (позволяют узнавать, что происходит на расстоянии),
  -- они частично утеряны, частично захвачены силами зла, и потому опасны,
  -- они представляют собой искушение для недостойного владельца,
  -- они имеют "законного хозяина" и по тому, кто может "покорить палантир", можно узнать истинного их владельца, в противном случае это оборачивается трагедией.
  
   Белое Древо символизирует собой законную, делегированную свыше власть людей над миром, и преемственность "истинного королевского рода": оно увядает в Нуменоре во времена упадка, его саженец привозит в Средиземье Исилдур, оно процветает вместе с Гондорской королевской династией и увядает вместе с ней. Арагорн, "истинный король", после воцарения и свадьбы находит саженец Белого Древа(14) - в сопровождении Гэндальфа, который, как один из майар, посланных свыше бороться в Средиземье с Сауроном, представляет высшие силы.
   Интересно, что Белое Древо является подарком эльфов с Эрессэа нуменорским королям, а Сэм, получающий в подарок от Галадриэли семечко мэллорна, возвращается в Хоббитанию, становится ее правителем, женится - и у него в саду прорастает свое собственное серебряное эльфийское дерево.
  
   Таким образом, мы видим, как одна и та же система образов реализуется на каждом новом витке сюжета, неизменно повторяясь (на самом деле, "райский комплекс" повторяется и на уровне эпизодов, но более детальное рассмотрение выходит за рамки этой статьи).
   При этом мы видим, что сохраняется "преемственность старшинства поколений":
  -- Эру - Валар (Майяр) - эльфы - нуменорцы - хоббиты,
  -- Варда - Лютиэн и Эльвинг - Тар-Мириэль и Арвен,
  -- Мелькор - Феанор - Ар-Фаразон и Келебримбор.
  -- Мелькор - Саурон - Саруман - Грима.
   Ключевыми моментами в этой преемственности, с одной стороны, является, "иерархия предстояния" "старших" и "младших" народов: в целом, Валар и майар мудрее эльфов, эльфы мудрее людей, люди мудрее хоббитов. Однако, с другой стороны, в каждом из ключевых сюжетов толкиеновского легендариума, мы видим, что судьбу Арды каждый раз спасают не сильнейшие (для которых в любой момент существует возможность падения), а слабейшие, которые, преодолев испытания, силой своего духа становятся равными "ангелическим силам". Хотя одной из главных тем своего творчества Толкиен называет Падение, мы видим, что важнейшее место в нем занимает возвышение путем прохождения через искушение, "потеря рая" и "обретение рая". "Великие события мировой истории, "колесики мира", зачастую вращают не владыки и правители, и даже не боги, но те, кто вроде бы безвестен и слаб, -- благодаря тайной жизни творения и той составляющей части, неведомой никому из мудрых, кроме Единого, которую привносят в Драму Дети Господни... А мораль всего этого, - резюмирует Толкиен, - (в придачу к непосредственной символике Кольца, которое олицетворяет желание власти как таковой, стремящееся реализоваться посредством физической силы и машин, а также неизбежно посредством лжи) очевидна: без возвышенного и благородного простое и вульгарное непередаваемо гнусно; без простого и обыденного благородная героика бессмысленна".
  
   Источники:
   "Книга Бытие",
   В. Пропп, "Морфология волшебной сказки",
   Дж.Р.Р. Толкиен, "Сильмариллион",
   Дж.Р.Р. Толкиен, "Властелин колец",
   Дж.Р.Р. Толкиен, "Лэ о Лейтиан",
   Дж.Р.Р. Толкиен, "Атрабет Финрод ах Андрет",
   Дж.Р.Р. Толкиен, "Шибболет Феанора",
   Дж.Р.Р. Толкиен, "О женитьбе Мириэли и Ар-Фаразона",
   Дж.Р.Р. Толкиен, "О Галадриэли и Келеборне",
   Дж.Р.Р. Толкиен, "Письма",
   "Ardalambion" (квенийский словарь),
   Eric Rabkin, The Eden Compex
   http://www-personal.umich.edu/~esrabkin/sf/SF_Eden_Complex.htm
   Eric Rabkin, "Fantasy and Science Fiction: The Human Mind, Our Modern World" course via Courcera.org
   J.R.R.Tolkien, "The Silmarillion",
   J.R.R.Tolkien, "Lay of Leithian",
   J.R.R.Tolkien, "The Lord of the Rings",
   J.R.R.Tolkien, "The Morgoth's Ring",
   J.R.R.Tolkien, "Letters".
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   (1) Поскольку для всего "Сильмариллиона" характерно единство стиля, не имеет смысла упоминать этот пункт каждый раз отдельно.
   (2)После своего восстания и падения Мелькор теряет способность создавать, он, его слуги и последователи в дальнейшем занимают в системе образов, связанных с "райским комплексом" место змея-искусителя (данный образ не является необходимым элементом "райского комплекса", но, несомненно, восходит к тому же самому мифу). Драматическим ядром "эдиповского конфликта" является выбор персонажей, следовать ли им "естественным законам". Т.н. "враги", "падшие ангелические сущности", сделав выбор один раз, далее его не пересматривают.
   (3)В тексте Библии упоминается плод, без уточнения его сорта, но выражение "яблоко познания" является устойчивым и потому удобно для использования. Кроме того, это классический символ в европейской культуре.
   (4)Как видно на "гербе Сильмариллов", нарисованном самим Толкиеном.
   (5)В связи с тем, что Сильмарилл играет в толкиеновском легендариуме роль "яблока познания", вероятно, внутри "Сильмариллиона" и прилегающих к нему текстов этому символу может иметь значения, связываемые с яблоком в классическом психоанализе. Однако данная трактовка не кажется мне ключевой для понимания сюжета.
   (6)Тут стоит вспомнить, что и край, в котором обитали Берен и Лютиэн получил название "Страна Живущих Мертвых".
   (7)Также стоит вспомнить, что последний плод Лаурелин хранит дева Ариэн, а последний цветок Тельпериона - охотник Тилион, так что разделение Дерев и их плодов на "мужское" и "женское" не лишено основания.
   (8) Интересно, что тут начинается противостояние "огня" и "воды", "мужского" и "женского" начал: "Пламенный дух" Феанор и его последователи атакуют "морской народ" телери, гибнут в бою, переправляясь через море, гибнут в бурях от гнева морской владычицы Уинен, эльфы, идущие через Хэлкараксэ, гибнут во льдах, и, придя в Белерианд, все они начинают вымирать и чахнуть. В погоне за Сильмариллом сыны Феанора атакуют Лютиэн и Эльвинг и их государства, Дориат (также косвенно связанный с "морским народом" - Тингол является братом повелителя Альквалондэ) и Гавани.
  
   (9)Помня о том, что по Проппу умножение значимой фигуры не меняет ее значения, мы можем сказать, что с точки зрения системы образов семь сыновей Феанора, как и их отец, давшие Клятву, движимые ей и в результате гибнущие, являются "продолжением" образа самого Феанора. Любопытно, что феаноринги все либо холосты, либо их жены остались в Амане, как и Нерданель. В итоге, они похищают Сильмариллы, но счастья это им не приносит: Маглор выкидывает свой Камень в море, Маэдрос бросается с ним в бездну (и море, и бездну можно называть традиционным женским символом).
   Таким образом, можно с определенностью заявить, что Сильмарилл в системе образов "Сильмариллиона" символизирует некую сакральную мудрость (любовь, красоту, истину, праведность, и пр.) путь к которой можно достигнуть только с помощью гармонии, но не с помощью насилия.
   (10) Роль Тар-Мириэли в разных текстах описывается по-разному: в "Акаллабет" говорится, что Ар-Фаразон взял королеву в жены без ее согласия, в "Женитьбе Мириэли и Ар-Фаразона" - что она отвергает Элентира (принадлежащего к т.н. "Верным") ради Ар-Фаразона.
   (11)Подробнее всего этот вопрос раскрыт в тексте "Атрабет Финрод ах Андрет", однако, выросшая из него и довольно популярная в русскоязычном фэндоме трактовка Финрода как "великомученика", а его смерти чуть ли не как "искупительной жертвы" не имеет никаких оснований. Это видно, с одной стороны, по структуре сюжета: встреча Берена с волком, в которой его защищает "волшебный помощник", повторяется трижды: на Тол-ин-Гаурхот, в Ангбанде и в Дориате, а с, другой стороны, в моменте "противостояния двух клятв", которое выявляет появление прикосновение к "року Сильмариллов".
   (12)Здесь может быть интересным противопоставление "искусственного" и "естественного", "научной власти над миром" и "естественной власти" между Келебримбором (чье имя переводится как "серебряная рука") и мужем Галадриэли, Келеборном (чье имя переводится как "серебряное древо").
   (13)Мотив противопоставления "ложной смерти", дарующей "ложное бессмертие", превращающее человека в нежить, и "истинной смерти", только пройдя через которую можно спасти душу и обрести "истинное бессмертие" очень характерен для западной культуры, основанной на христианстве. Очень ярко он проявляется, например, в "Дракуле" Брэма Стокера.
   (14)Интересно, что герб Гондора - Белое древо, увенчанное звездами. Как мы видим, на протяжении всего корпуса текстов белое/серебряное древо связано с мужским началом, а звезды - с женским. Арагорн находит саженец, а имя его супруги - "Вечерняя звезда".
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"