Свободное Мнение : другие произведения.

Лия Чернякова: Следы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О том, что (не) сбылось


     Поэтический конкурс - кому он нужен и зачем.
     
     Нет, мне, пожалуй, понятно, зачем такой конкурс редакции журнала. Это достаточно действенный и более-менее тактичный способ отобрать новых авторов для пробной публикации и одновременно привлечь к себе внимание новых читателей.
     А что ищут (и находят?) в конкурсе сами авторы, сторонние читатели, ну и конечно есть ли какой-то интерес в этом тяжелом деле для членов жюри (ведь без личной заинтересованности сами знаем, какие бывают результаты).
     
     Думаю, удачный конкурс как раз случается, когда все три категории (автор, читатель, жюри) находят в нем нечто важное для себя. И я очень рада, что мы смогли опробовать свои идеи на этот счет в "Свободном Мнении".
     
     Что мы хотели дать автору. Прежде всего внимание. Я твердо стою на том, что его заслуживает каждый автор, даже впервые срифмовавший кровь-любовь. Даже если все внимание - это сказать, что серьзный разговор отложен до будущих, более зрелых стихов, а эти нести на читательский суд еще рано (ведь бывает, что и автору гораздо полезней одиночество, чем чужое мнение, только он этого не чувствует и стучится в открытую дверь). В этом смысле я против любых преноминаций и молчаливого отсеивания работ любого уровня и за (пусть и краткую) мотивацию действий жюри. Разумеется, более зрелые стихи достойны более серьезного разговора, но уважительного разговора достойны все. Еще, думаю, очень важно, что мы не пытались прикрыться каким-нибудь обще-усредненным лекалом, а честно говорили о своей субъективной реакции на стихи. Мне почему-то кажется, что мнение учебника по литературе мало кому интересно (некоторые из нас его даже как-то читали:)
     
     Что мы хотели дать читателю? Интригу и поддержку. Это очень страшно, трудно и ответственно - остаться один-на-один с поэтическим произведением. Как мы ни хорохоримся, не гордимся своей подкованностью, независимостью или элитарностью, часто мы оказываемся к этому не готовы и совершенно беспомощны. Каждый из нас когда-нибудь, если исключения есть, то они мне неизвестны. Мне кажется что ценность любых "критических" разборов не в том чтобы расставить всех и все по полочкам, а как раз в том чтобы дать читателю понять, что он не один, подбодрить его, раззадорить. Но ни в коем случае ни в чем не убедить - пусть он возмущается, спорит, отстаивает свое мнение (заодно понимая, что оно есть)... или соглашается... иногда. И тут я должна отметить, что нам очень повезло с читателями (друг друга мы читали только в коллективных обзорах, чтобы сохранить независимость мнений) - я уж не знаю кто кого больше подбадривал, но мне их поддержка очень пригодилась.
     
     И наконец, что же мы получили для себя? Есть ли в этой тяжелой работе какой-то смысл для нас? Уверен, что каждый из моих гофмановских коллег даст на этот вопрос свой ответ. Лично мне кажется, что смысл есть, и что я получила столько же сколько и дала. Прежде всего, я получила возможность прочитать стихи медленно, а не глотать (об этом, возможно, позже) и медленно же сформулировать свое к ним отношение, для этого мне пришлось прислушаться не только к стихам, но и через них к себе. Уверена, что этот опыт во мне многое изменил и многому научил, более того, если и принимаю для себя какую-либо "работу над стихами", кроме личного душевного роста, то скорее всего вот такую (или близкую по форме), мне она кажется гораздо осмысленней, чем менять мыло на поросенка в уже прожитом и свершившемся взаимодействии души и бумаги. Во-вторых - ах эти маски. Я была противницей анонимности и ратовала за мнение "высказанное с открытым забралом". Но оказалась не права. Отчасти. На самом деле мы все остались собой, не безликими судьями номер, а вполне живыми и продуманными персонажами, и как уж водится в ролевых играх, взаимодействие человека и персонажа открывает и в том и в другом новые грани. В-третьих, и это очень важно, я обрела на время конкурса замечательную компанию - спасибо, коллеги, с вами было обалденно интересно в одной фантастической реальности.
     
     В общем, мне кажется, что этот конкурс получился, и из него есть что уташить в будущие.
      Теперь немного отвлеченных размышлений на тему.
     
      1) В нашу эпоху фастфуда мы фактически не читаем стихи. Мы их глотаем прямо с интернет-страниц. Не прожевывая. Успеваем отметить лишь острый вкус (перец, горчица, кетчуп), а что это было и чем аукнется внутри нас, так и не успеваем разобраться. Такими же типовыми фастфудами-реакциями потчуем и авторов взамен (все эти "+10", "талантище" и т.д., а также "бред", "розовые сопли" и т.д.). Самое удивительное что на такую вот быструю обратную связь подсаживаются и авторы. Знаю по себе, впервые получив подобные отзывы, пыталась как-то по-человечески отвечать, потом шутить, потом не реагировать, потом чувствовать себя неуютно без подобных "хот-догов" (потом, к счастью, времени совсем не стало и зависимость развиться не успела). Чем это плохо и плохо ли? Мы ведь практически убиваем стихи, уже сложившиеся (лишая их пусть одного, но настоящего читателя - честного, неленивого, отважного, готового разделить с автором ответственность, а, значит, и позволить стихотворению жить уже самостоятельной жизнью), и будущие (лишая и автора и читателя стимулов к развитию). Нужно что-то менять, хотя бы в себе. Мы попытались. Если вам понравилось - это повод попытаться и самим сделать что-то похожее.
     
      2) Мне кажется, что идея альтернативных (или дополнительных) жюри идет конкурсу на пользу. Но я бы не стала их привлекать все сразу (один раз, конечно, надо попробовать, что к чему). Дополнительное жюри хорошо еще и тем, что глаз не замылен и что суждение еще не стало рутинной обязанностью - надо этим пользоваться, и привлекать изредка то одно, то другое. А то и всем жюри дать отдохнуть, устроив чисто-конкретно-народное судилище (желательно с параллельным народным же конкурсом обзоров). И будет всем счатье, и количество стихов на конкурсе будет немного меньшим, потому что авторы будут выбирать к каким судьям идти, а к каким - нет (мы, думаю, многих своими комментариями распугали, но кого-то и наоборот, привлекли).
     
      3) В связи с тем, что говорилось в (1), культура обсуждения стихов оставляет желать лучшего. Мы не умеем услышать и принять чужое мнение - ни авторы, ни читатели, да и высказать его не всегда умеем (говоря "мы", прежде всего, конечно имею в виду себя, а кого я еще также хорошо знаю). Кстати, меня неприятнее всего на конкурсе удивило не молчание авторов в ответ, не обиды и не нежелание что-то менять. Нет, меня удивило, как в некоторых случаях произведения полностью менялись по сути с каждым новым критическим отзывом. Безусловно, чужое мнение важно слышать и учитывать, но при этом также важно иметь и свое, в конце концов, автор стихов - Вы, а не мы. С другой стороны, была неоднократно приятно удивлена, видя как человек перерабатывает чужое мнение и соотносит со своим, в этом случае поправки были на пользу. С другой стороны, хочется избавить авторов от возможных ложных надежд - как мне кажется, есть черта за которой все наши практические советы силы не имеют, автор за ней может полагаться лишь на себя, хоть голоса наши и слышны. Где эта черта, сможем ли мы, автор ли, ее почувствовать - вопрос обоюдоострый.
     
      4) Честно говоря, для меня находок было даже чересчур. Чуть не плакала, не отбирая некоторые стихи в следующий лист - это был самый тяжелый для меня момент. Возможно, это потому что я совершенно приципиально причисляю себя к любителям. К читателям-любителям (потому что писать, если честно, не люблю) и не вижу ничего плохого или обидного в этом самом любительстве ни с той, ни с другой стороны, ни в "любительском уровне". Впрочем, я вообще не понимаю, чем "любительский уровень" отличается от "профессионального", кроме таинственного придыхания на том или другом слове. В общем, я бы уровнем не заморачивалась
     
      5) 200 стихов - это, конечно, много, но выполнимо. Но мне кажется, что 200 - предел, дальше эффективность любого жюри резко падает. Если конкурсы будут развиваться, надо продумать ограничение числа работ. Более того, было очень неприятно увидеть резкий скачок новых работ в последние два дня конкурса, после продолжительного затишья. Может быть, ставить ограничение приема не только по времени, но и по количеству поданых стихов?
     
      Вот пока и все, чем могу наследить напоследок. Придумаю еще - дослежу.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"