Аннотация: Тут буду складывать обзор трилогии. Обзор "Ожерелья Лараны"
НИЗВЕРГАЮЩИЙ В БЕЗДНУ
История на тему "Я упала и пропала, в мир иной меня заслало" сейчас входит, пожалуй, в перечень необходимых и достаточных условий для публикации. Способы попадания у всех выбраны разные, но больше всего, почему-то, молодые талантливые авторы любят убивать свою героиню, расписывать долго и пафосно, как она не была нужно родному миру, а потом отправлять ее во все тяжкие где-то там в компании прелестных молодых людей.
В "Низвергающем" присутствует не мало шаблонных элементов: российская студентка Савельева тонет в речке, но попадает не на стол к патологоанатому, а в самый центр колдовского круга. Нет-нет, умирать она не собиралась, просто браслет-артефакт перенес ее в нужное место и нужное время, потому что это время пришло. Кстати (спойлер), девушка в конце романа вернется в родной мир весьма логичным и прозаичным способом. Что не может не радовать.
Очаровательные парни не заставляют себя долго ждать, и появляются в сюжете практически сразу, как попаданка обнаруживает себя в другой реальности. Сразу же на блондинистую голову девушки сваливается постановка задачи "Найти и обезвредить", которую она с друзьями и решает на протяжении всего романа.
Сюжет весьма прост и незамысловат: есть повелительница Тьмы, которую надо уничтожить, и есть артефакт, не отделимый от его носительницы, Анет, с помощью которого можно одержать победу над злом. И дальше все проходит по самой настоящей квест-программе. Персонажи продвигаются к цели, попадают в неприятности, выкручиваются из них тем или иным способом и продолжают путь.
"Блондинка думала и волосы темнели" - эта поговорка тоже об этом романе. Характер главной героини удался как нельзя хорошо. Когда многие "отверженные" девочки с низкой самооценкой тут же начинали вешаться всем на шеи и колдовать с утроенной силой, Анет в течение всей книги находилась в состоянии адаптации, начиная со скуки по родному дому, заканчивая обучением жить в походных условиях и тренировке стойкости характера. Да, невозможно первый раз в жизни встретившись с зомби, кинуться на них и, разбрасываясь пульсарами, замочить половину кладбища. А после этого еще и остаться полной сил. В этом смысле и Анет, и прочие персонажи Анны получились правдоподобными. В них веришь! Они не куклы, а настоящие люди (или не совсем люди).
Чуть хуже, правда, получилась любовная линия. С одной стороны видно, как автор пытался намекнуть читателю на зарождающееся чувство между Анет и Дерри. Однако с другой стороны это чувство кажется приклеенным на самом видном месте толстым скотчем, на котором красными буквами написано: "Любовь между ними будет!" Некоторые эпизоды, например, ночной разговор под луной, в этом плане получился очень хорошо, но некоторые - провисают. И в первую очередь это касается финальной сцены, в которой не почувствовалось того надрыва, который мог бы ожидаться. В начале второй книги (спойлер) Дерри будет спиваться. Так вот, из того, что описано в первой, как-то это не следует. Поплачет, нос утрет и пойдет дальше. Как-то слишком слабо, что ли, сражался Дерри за одну из главных ролей в этой сцене. А достаточно было двух-трех акцентов для раскрашивания этой сцены. О чем она - умолчу, иначе будет не интересно читать книжку.
Следующее замечание касается некоторых поворотов сюжета. Слишком они кажутся предсказуемыми. Читаю эпизод и где-то к его завершению понимаю, что будет дальше. Читаю дальше - ба, так оно и выходит. Началось все с намека бабки из Гнилух о том, что ксари может оборачиваться сколько угодно раз, заканчивается - походом Дерри и Анет по гробницам. Слишком толстые, как мне кажется, были сделаны намеки. Иногда они нужны, не спорю, но когда мысли о грядущем развитии сюжета бегут впереди паровоза и предсказание читателя оправдывается через 10-15 страниц хотя бы частично, играет вовсе не в пользу книги. Хотя, может, в эти моменты просто включалось мое мышление как автора, и я задавала себе вопрос: "А что бы написала я в этой ситуации?" Но все равно, хотелось бы побольше непредсказуемости. Повествование выглядело бы более захватывающим.
Как я могу охарактеризовать текст? Пожалуй, словом "соба". Это гречневая лапша, которую можно попробовать в японских ресторанах. В отличие от обычной лапши, она стоит дорого, имеет высокое качество, но у нее нет совершенно никакого вкуса. Это просто гарнир, с которым едят мясное блюдо. Так получилось и с этим романом. Перед нами творчество, безусловно, очень хорошего автора. Роман написан красивым богатым языком, грамотно и складно. Читать его очень легко и приятно, и я даже удивилась, что прочитала 18 авторских, хотя и думала, что 15. Страницы листаются быстро, и огромные абзацы, напечатанные на них, осваиваются легко, не приходится перечитывать фразы повторно, чтобы понять смысл сказанного. Это, несомненно, огромный плюс автору. Однако с другой стороны как-то не особо четко сформулирована проблематика романа, для чего он писался? Чтобы стать очередной книжкой о попаданцах? Да, сказано о взрослении Анет, об изменении ее взглядов на жизнь. Но почему меня должна интересовать судьба какой-то Анет? У меня своих проблем хватает. И так скажет немало читателей. Роман о дружбе и взаимовыручке? Прекрасно! Но чем он лучше уже написанных произведений? Хотя бы тех же "Трех Мушкетеров"? Вопросов больше, чем ответов. Вот поэтому "Низвергающий" мне и напомнил гречневую лапшу. Хорошо, качественно, со вкусом, но... просто приключение просто девочки, закончившееся победой над Темным Властелином (пускай, женского пола).
"Низвергающего" можно критиковать и дальше, углубляясь в подробности построения мира. Хотя в данном случае мир вполне неплох, но не без изъяна.
На фоне традиционного персонажа Анет в выгодную сторону выделяется призрак Лараны, которому и будет посвящена следующая книга. Вот кто заставил меня сопереживать, так это давно убитая эльфийка. И тут встает действительно, серьезная проблематика. Жених Лараны говорил, что призрак удерживает в этом мире незавершенное дело, а эльфийка только и грезит своими украшениями. И очень интересно, вспомнит ли она о своей любви или, обретя "штучки", успокоится и уйдет в мир иной? Ради этого стоит прочитать следующую книгу.
А эта... любителям читать о приключениях очень понравится. Я же, наверное, уже несколько выросла из такой литературы и хочу чего-то более серьезного. Кстати, не поняла, почему роман издан в юмористической серии. В нет абсолютно ничего смешного. В "Магии фэнтези", имхо, смотрелось бы лучше.
'Ожерелье Лараны'
Данные обещания надо выполнять. А обещания, данные призраку - тем более, потому что они чреваты для пообещавшего скорой кончиной. Жила себе припеваюче Алиса Савельева после возвращения из Арм-Дамаша. Нельзя, конечно, сказать, что горя не знала. Местечковая амнезия, странные способности, перемена взглядов на жизнь и целый букет новых чувств - это вам не просто так. Но в один не очень прекрасный день к девушке начала являться призрачная Ларана, напоминая об обещании.
Так и погибла бы ничего не помнившая Савельева, если бы не одна колдунья, благодаря которой девушка отправилась на Арм-Дамаш решать свои проблемы. Да не одна, а с лучшей подругой Ольгой. Офигеть, дайте две! Две попаданки!
И обе не волшебницы, умницы и Мэри-сьюшки, а вполне нормальные современные студентки, которым до другого мира и дела-то особого нет. Одна огненный маг, которая не рада собственному могуществу. Вторая тоже в скором времени обретает незаурядные способности. И тоже от них не в великом восторге и учится мириться с обретенным 'счастьем'.
Параллельно с поисками ожерелья Лараны Дерри Лайтнинг, отступник из синдиката, решает свои проблемы. На него уже не охотится король преступного мира, а хочет предложить выгодную сделку. И готовит ему в награду сюрприз с приветом из прошлого. Несмотря на все это, Дерри стремится помочь старой знакомой, к которой, честно говоря, у него уже давно родилось теплое чувство.
Благодаря стечению обстоятельств Анет удается раздобыть украшения для давно сгинувшего призрака. Ей даже не страшна смерть ради счастья обретшей, наконец, свое счастье Лараны. Но все зависит не от гостьи из другого мира, а от влюбленного в усопшую эльфийку жениха.
По сравнению с первым романом, эта книга получилась более грамотно построенной, в ней четко видны цели главных героев. Хотя к концу романа очень захотелось его переименовать. Анет, Ларана и украшения отошли на второй план, в тень, а куда ярче и интереснее оказались представлены интриги синдиката и действия Дерри. Вот и возникло желание назвать всю серию книг 'Ксари против синдиката'. Куда более четко и адекватно отображает суть всех книг. И в это вложено куда больше смысла, нежели в очередные похождения попаданки. Скажу по правде, читала я и черновик третьей книги. Поэтому так и говорю.
В принципе, роман написан гладко, без лишних сцен. Правда, некоторые эпизоды, суть которых заключается в длительных обсуждениях и сводится к принятию того или иного решения, временами кажутся чрезмерно затянутыми. К их окончанию уже забывается, с чего начали.
Развязка относительно самого главного в книге, ожерелья, несколько невнятна. Не очень ярко прописаны чувства эльфа. Складывается впечатление, что он 'решил, потому что вдруг так захотелось'. Его мучений и терзаний по поводу исхода ритуала на протяжении всей книги особо не отмечено. Наверное, из-за этого и выползает на первый план не менее интересная вторая сюжетная линия, прописанная куда более внятно и с куда большим чувством. Да и композиционно развязка основной сюжетной линии наступает за 40 страниц до конца романа. А дальше - какой-то странный отходняк и заход на третий круг. Анет, которая была на волоске от смерти, вообще, ведет себя так, будто не она отдавала свое тело в жертву.
Но несмотря на все эти придирки - очень неплохая книга для юного читателя. Героини и их спутники ведут себя как взрослые люди, поступают, пусть временами и безбашенно, но вполне разумно, и прекрасно осознают место своего 'я' в своем и чужом мире. Надо сказать, это очень ценные качества любой литературы. Ну не люблю я книжки про самоутверждающихся за счет других. В книгах Анны персонажи живут, решают возникшие проблемы, стараются не потерять себя, приобретя нечто сильное и неуправляемое.