Аннотация: поговорим об отношениях между критиком и автором
Помните, как там в песне: "Вся жизнь игра, и все мы в ней актеры". В интернете это видно наиболее ясно. Мы играем на социальных сетях в крутых и опытных, мы играем в аське с друзьями в страшно интересных, мы играем в профи на узко-направленных сайтах... вот о последних я и поговорю.
О творческих людях вообще и о их творениях в частности. Ведь сейчас так просто - пойти куда-то и чего-то ляпнуть, изобразив из себя крутого критика, которому все можно. Или же напротив - выставить свое творение ожидая похвал и аплодисментов. Вот тогда и создаются пары... критик-творец.
За свой достаточно большой опыт общения на творческими людьми я частенько играла роль и критика, и того, кого критикуют. В обеих шкурах далеко не всегда удобно, скажу вам сразу. И объясню почему.
Роль критика это в чем-то роль, простите, садиста. И тут как в жизни - кому-то это нравится, кому-то не очень. Но все мы великолепно понимаем - правдивым, развернутым, по-настоящему критичным отзывом мы частенько вполне осознанно наносим творческой личности очень даже ощутимую рану. А наносить другим раны удовольствие на любителя, не так ли? Даже если эта рана создателю "творения" пойдет на пользу.
Конечно, существует куча способов, как критикануть более тактично, как вызвать в ранимой душе творческого человека менее болезненные ощущения, но и тут палка о двух концах. Критикуя мягко, вы каждый раз рискуете, что ваш отзыв-таки пройдет мимо ушей... хотя был правдивым. Почему? Потому как критическую часть ваш критикуемый может вполне откинуть и прочитать именно то, что вы написали "чтобы углы сгладить", т.е., не воспримет вас всерьез.
Иногда резкие, неприятные слова доходят быстрее. И да, приятно найти человека, которому уже можно вполне доверять... и эти слова не сдерживать. Потому как знаешь, может, и обидится, поначалу, но потом подумает, успокоится и скажет-таки спасибо за проделанную работу. Критика это работа и ответственность. Что неплохо было бы понимать и критику, и его подопечному.
Опасность номер два - вашу "критику" прочитает некто, кто все же в данной области нет-нет, а слегка разбирается. И увидит, как вы гладите по головке новичка или бездарность, сдержанно похвалив откровенно слабоватое произведение только потому, что 'это' создал ваш друг, ваш родственник или просто хороший человек, которого обижать не хочется, нужное подчеркнуть. Ваша репутация критика после этого резко пойдет вниз.
Не верите? Очень много критиков потеряли мое доверие именно по этой причине. Почему? А, скажите мне на милость, когда такой вот "критик" приходит ко мне в гости и меня хвалит, откуда мне знать - меня жалеют или человеку действительно понравилось? Я же не телепат. А такие вещи вслух не спрашивают. Оттого я вздохну, скажу спасибо, но похвалу от такого критика проигнорирую. Или же, напротив, восприму как ругань.
Итак, если вы творческая личность и вас критикуют... желательно бы вспомнить, что очень мало адекватных людей любят ощущать себя садистами, оттого гордости придется-таки наступить на горло. Ведь если вас критикуют, значит, вам в какой-то степени доверяют. Верьте мне, ваш творческий кризис тоже далеко не всем нужен. Не, скажу более - никому не нужен. Скорее большей части критиков нужно, вот парадокс, чтобы вы стали лучше. А если работают на вас, то какого черта вы так активно и эмоционально сопротивляетесь? Что далеко не значит, что вы должны ко всем прислушиваться. Просто брать на заметку и решать спокойно - подходит вам то, что сказал критик, или нет?
Однако, я все же попробую и уважаемых критиков столкнуть в шкурку их 'жертв'. Итак, что же чувствует творческая личность, когда ее критикуют... радость? Э-э-э... Не будьте наивными. В 99 процентах никакой радости от жесткой критики бедняжка не получает. Да, большая часть маскируется, кто-то лучше, кто-то хуже, но все же когда ругают любимое произведение, в которое столько вложено, человек естественно чувствует боль. Кто большую, кто меньшую. Кто-то бежит ругаться с критиком, кто-то тихонько стискивает зубы и пишет холодные слова благодарности, кто-то усилием воли давит в себе негатив и пытается услышанное использовать.
Но боль все же есть, отсюда роль новичка в игре с критиком очень смахивает на роль мазохиста. Правда, со временем боли все меньше. Вот у меня, сказать по правде, уже почти и не осталось. Так что, если вы это... пришли куда-то показать свое творение и вас огрели, да от души, крепитесь. Нарастить толстую шкуру очень даже возможно, даже если вы такие же ранимые, как я.
А вообще вся игра в сети в критик-творец в прямом эфире меня всегда умиляет. Просто умиляет и точка. Наверное, нигде больше не понаблюдаешь за такой тонкой, осторожной игрой на грани, когда и автор, и творец, пытаются как-то сгладить углы, сделать отзывы и ответы менее эмоциональными.
Ведь мы все стараемся стать профи, как ни странно. А профи частенько получают по шкуре. Так что берегите своих критиков - им не всегда приятно вас "бить". И берегите бедного создателя, когда вы критик - очень сложно сносить удары, когда вас "бьют". Попробуйте себя в обеих ролях и вы поймете, о чем я говорю.
А ходить по грани это все же бывает даже интересно. Но будьте осторожны, можно и пораниться. Либо поранить "партнера". А вы этого не хотите, не так ли?
Учитесь критиковать, учитесь воспринимать чужую критику спокойно. Помните, что на всех фломастеров, если что, все равно не хватит. А если хватит, но вам самим же жить неинтересно будет.