Люди часто задаются этим вопросом: " Нужно ли ходить в храм, если человек в душе верит в Бога, старается делать добро и не делать ничего плохого? Тем более,не редко бывает,что некоторые люди которые регулярно ходят в храм, исповедуются, причащаются и т.д., по своей нравственной, видимой жизни, уступают тем, кто не ходит, но как говорит, верит в душе".Начнем с того, что посещение храма в воскресные и праздничные дни, является составной частью исполнения 4-й заповеди(Исход.20.8-11). Сам Иисус Христос и апостолы посещали храм Божий, который еще называется 'домом молитвы'(Мк.11.17). Но мы попытаемся понять, почему так повелел Господь и что с этим связано. Во-первых для того чтобы мы научились соборному(совместному) единству. Когда мы не порознь, а вместе собираемся для молитвы. И просим не только о своих нуждах, но и о нуждах других людей. 'Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я по среде их и что не попросят во имя Мое,то сделаю' Мф.18.19-20). Во-вторых,человек имеет 5 физических органов чувств. Когда мы заходим в храм, то нашему взору предстает много икон и росписей, которые несут положительную информацию для органов зрения. (90% информации человек воспринимает через зрение). Духовное пение воздействует на органы слуха. Запах ладана на обоняние. Конечно в экстремальных обстоятельствах можно обойтись и без этого,(как например во времена гонений, когда на обустройство места для служения просто не было времени), но когда обстоятельства позволяют, зачем отказываться от того, что может помочь в общении с Богом. Люди всегда и во все времена старались пользоваться тем, что им могло помочь в достижении желаемого. Потому храм должен быть устроен так, чтобы все способствовало достижению, как можно большему духовному настроению. Чтобы ум и сердце в большей мере возводились к Богу. И как бы человек не старался, но дома или в другом месте он не сможет создать такие условия, которые всегда могли способствовать достижению духовного настроению в той же мере, как и в храме. К тому же продолжительность службы имеет тоже большое значение. Как известно разум человека намного быстрее усваивает информацию, нежели сердце усваивает положительные впечатления. Т.е. человек знает, что нельзя осуждать или злиться, или что нужно простить обидчика или терпеть того, кто тебе неприятен. Он может прекрасно понимать почему так нельзя. Но его сердце может долго этого не хотеть и оставаться в прежнем состоянии, не поддаваясь голосу разума и совести. Вот почему церковные службы не должны проходить быстрее чем они обычно служатся, ибо не будет того духовного результата. Все что мы видим, слышим и ощущаем- не проходит бесследно, но остается в подсознании. Подсознание в свою очередь воздействует на сознание и рефлексы человека. Потому чем дольше время и большее количество человек получает правильной и положительной информации для ума и ощущений для сердца- тем более получает положительного воздействия на свою душу. Каждый человек приходя в храм, получает одинаковую возможность получить Божественную милость для своей духовной пользы, но как он воспользуется этой возможностью- зависит от него. Но самое главное, что в храме человек может причастится Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, т.е. соединиться с Богочеловеческой природой Сына Божьего и 'соделаться причастником Божеского естества'(2Пет.1.4)для своего спасения. Ведь человек изначально был помещен в нерукотворенный храм-Эдемский сад. Храм как мы знаем, имеет три части: алтарь, среднюю часть и притвор. Господь сотворив Адама,насаживает пред его глазами Рай и в нем еще раз творит животных,(что бы сатана потом не обольстил людей,что он тоже принимал участие в творении мира),и помещает его туда,дабы он хранил и возделывал его(Быт.2.15).Потому рукотворенный храм является не только местом особого Божественного присутствия, но и неким образом изначально сотворенного мира, неповрежденного грехом, где все было прекрасным и совершенным:'...и увидел Бог все что Он создал, и вот хорошо весьма'(Быт.1.31). Земля являлась притвором, Эдем-средней частью,а место где росли древо Жизни и древо Познания-алтарем. Вкушение от древа Жизни-давало человеку Вечную Жизнь; а воздерживаясь(до времени, ибо если бы никогда нельзя было от него вкушать, то Господь не насаживал бы его,но вкушать можно было только по велению Бога), от вкушения плодов древа Познания, человек учился послушанию Богу и тем самым восходил бы из совершенства в совершенство. К тому же задача человека состояла еще в том- что бы Рай в котором пребывал человек- распространить не только на нашу планету, но и на всю материальную Вселенную. Ибо земля на древнееврейском языке (adamah)- означает еще и материю. Потому и заповедь : '...плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю и обладайте ею...' (Быт.1.28) означает населить весь космос, превратив его в такой же Рай в котором пребывал человек. Потому Рай был дан как образец того, какой должна стать Вселенная,а человек имеющий всю полноту образа Божия (Быт.1.26), должен был продолжить акт творения, но только в тесном единстве с Творцом. Но после грехопадения человек подвергся закону тления и смерти(Быт.2.17)и человек уже не мог исполнить свое предназначение так, как его естество было расстроиным. Образ Божий в нем сильно исказился, и он стал терять способность использовать свои возможности тела и души (Быт.3.16-23),(например сейчас мозг человека используется примерно на 5%). И он уже перестал быть тем проводником Божественной благодати. Но вот когда пришла полнота времени, Сын Божий снисходит на землю(Гал.4.4) и приносит Себя в жертву, распинаясь на кресте, т.е. древе проклятия(Втор.21.23), дабы это древо стало для нас древом Жизни и Познания. Жизни - потому что на кресте Бог умер ради нашей жизни, взяв на Себя проклятие человека.(Быт.3.17). Познания - потому что через крест, Бог дает нам познание Своей безмерной Любви, которую не знали даже ангелы. Хотя они всегда знали, что Бог - есть Любовь(Ин.4.8), но не знали насколько она безгранична и велика в своем проявлении(Мф.11.27;1Тим.3.16). Но еще перед распятием Господь преподает Свои Тело и Кровь под видом хлеба и вина, повелевая: 'сие творите в Мое воспоминание',(Лк.22.19), для очищения от грехов и для Жизни вечной. Т.е. Бог возвращает человеку первозданную благодать, через таинство Причастия, как когда-то человек приобщался Божественной благодати через вкушение от древа Жизни. Потому когда человек небрежно причащается,он совершает тот же грех, который совершили Адам и Ева. 'Посему, кто будет есть хлеб сей и пить чашу Господню недостойно,виновен будет против Тела и Крови Господней....Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и не мало умирает.(Подобно как от древа Познания:'в день в который вкусишь от него,смертиюумрешь'(Быт.2.17)). Ибо если бы мы судили сами себя, то небыли бы судимы;(если бы Адам и Ева признали свою вину и покаялись, а не обвиняли друг друга и Бога, то не были бы изгнаны(Быт.3.11-13-23)). Будучи же судимы, наказываемся от Господа,что бы не быть осужденными с миром'(1Кор.11.27-31). Т.е.Господь наказывает нас в этой жизни, чтобы очистить для Вечной. К тому же в молитве 'Отче наш', в прошении 'хлеб наш насущный дай нам на сей день'(Мф.6.11), мы просим не только все то, что нужно для телесной жизни, но в первую очередь для жизни духовной 'не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом Божьим, исходящим из уст Его'(Мф.4.4). Но самое главное, мы просим о Хлебе Вечной Жизни, т.е. о св. Причастии. 'Я- хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить во век;хлеб же который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира...Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь, имеет жизнь вечную....Ибо Плоть Моя истинно есть пища,и Кровь Моя истинно есть питие....так и ядущий Меня, жить будет Мной'(Ин.6.51-57).