Конечно, в России легче жить, ни на что не обращая внимания и не рвя себе сердце переживанием бесконечной череды беззакония и анархии.
Ведь как говаривал мой приятель - изменить здешние нравы способна только термоядерная бомба.
Я всегда жил так же, как все, не замечая сущего, и только чрезмерная наглость и произвол выводили моих родителей и меня на хоть какие-то формы законного сомнения и протеста против анархии, глупости и произвола.
А так мы в основном тихо жили.
Я вырос в Воронеже и, как оказалось, был маленьким мальчиком как раз тогда, когда моя страна достигла апогея своего развития, вершины порядка и успеха. Молоко тогда уже появилось в свободной продаже, ситчик.
Я говорю о начале шестидесятых годов, времени, которое молодёжь не помнит совершенно, а немногие помнящие их старики сразу же постараются забыть, чтобы не сравнивать нынешнюю городскую тоску той, уже не существующей малиной и не портить себе настроение..
Совсем недавно закончилась кровавая война, и неописуемо страдавший народ титаническими усилиями и жертвами восстановил город и даже кое-где украсил его. Прекрасные архитекторы возвели много красивых зданий, обком почти достроили, город озеленялся, это был очень зелёный город, с массой парков, садов, с клумбами и чугунными решётками. Когда мои родители брали меня, как это тогда полагалось, на прогулки по "Динамо", моё юное сердце наполнялось чистым детским восторгом, сам не знаю почему, а вернее знаю: в этих восстановленных только что парках жил дух самоуважения сообщества, его сила, ожидание счастливого будущего для своих детей, уважение архитекторов - к сообществу и верность своему высокому призванию.
Как-то сложно сказал, но по сути верно.
Ведь архитектор - человек, призванных украшать жизнь. Вносить в неё гармонию, а следовательно - живой дух и умиротворение. Это - оправдание жизни архитектора. Ещё старик Корбюзье говорил, что архитектура - единственный путь, уводящий толпы от революций. В нас жила вера в туманное, но непрерывно улучшающееся будущее...Общее будущее. Её, эту веру, как хрупкий, ещё не до конца сформированный росток, надо было поддерживать.
Закрывать картонным колпаком!
Потом что-то случилось. Хрустнуло. Повылазило. Я тогда ощутил какую-то тревогу, и даже в тот день прекратил учить уроки.
Потихоньку исчезла вера в сотрудничество людей, вместе с ней внимание к среде нашего с вами обитания, парки стали хуже убирать, потом - и вовсе, появились шумные вандалы, ломавшие удобные сталинские (французские) скамейки. и телефонные аппараты. Провонял и наполнился анекдотическими "пидарасами" сортир в Первомайском сквере. Потом в Кольцовском сквере под видом улучшений сломали старый прекрасный лягушиный фонтан, вместо того, чтобы восстановить его из более дорогих материалов, как это веками делали хвалёные европейцы. Началось безумное поветрие уничтожение чугунных решёток, вроде как не модных...Типа, если штаны не модные, лучше ходить без штанов! Все наперегонки их стали ломать. Я знаю, что Архитектор Миронов тогда спасал своё совершенное детище, отправившись в осиное обкомовское гнездо, и стучал по полу палкой, отстаивая своё детище - Решётку Первомайского Сада. Решётку на время оставили в покое, то ли испугались его напора, то ли вняли его правоте. Да и ломать тогда ещё много чего было под рукой.
Почему не мы, сообщество, хозяева этой красоты, защищали наше достояние, как должно было бы быть, а сам архитектор? Почему так мало силы в нас, понимающих, что является истинной ценностью и не спешащих защищать эту красоту перед бесконечной чередой воров, недоумков и идиотов, как из рога изобилия просыпающихся на наши головы, почему-то столь часто принимающих здесь решения в том, в чём они грана не понимают? Разве не нам, сообществу, воронежцам принадлежала эта красота?
Однажды я видел Миронова, проходившего мимо Своего парка в демисезонном пальто, строгого и ссутулившегося. Знал ли он о дальнейшей судьбе своего шедевра? Думаю, понимая нравы Воронежа, знал.
Опасался наверно!
Мы, сообщество, и я, разумеется, уже приученные к тому, что всё вокруг не наше, ничьё, не обращали внимания на подступавшие негативные изменения. Но ещё долго эти парки были очень хороши.
Никто из нас даже в самом ужасном сне не мог бы представить тогда, что настанут времена, когда в скверах начнут один за другим возникать уродливые объекты - гамбургерные, жилые дома, церкви. Никто из нас и подумать не мог, что в конце концов многие из них на наших глазах превратятся в пустыни - из них исчезнут клумбы, бассейны, удобные лавки. Появятся автостоянки. И вечнозелёные бедные женщины с коробками для подаяний и робкие бездомные у входов. И мы не понимали, сколько в этом внутреннего презрения к нашей общей судьбе, нашим простым желаниям - иметь тихое место отдыха, на которое никогда не покусятся идиоты, жулики или хулиганы.
Вот здесь, в интернете, где ещё осталось поле вольной дискуссии, не раз возникал об этом разговор, и я участвовал в этом. Для меня лично, сам не знаю почему, наиболее показательной была судьба Первомайского сквера. Всегда, аж с середины 19 века был он городским садом, играл оркестр, гуляли люди. Никогда отродясь не было там никаких культовых сооружений, их в Воронеже - церквей было сорок сороков, и никто бы даже не додумался отнимать у воронежцев древний светский парк.
Парк окружала решётка, о которой мало теперь кто говорит, и о которой скажу ещё раз.. Может быть, это будут немногие слова похвалы нашему земляку - великому для Воронежа архитектору Александру Васильевичу Миронову. Его парковое творчество, его талант сейчас повержены, отеняя явное уродство вновь построенного.
Не знаю, кто эти люди, которые позволили непозволимое - застраивать Первомайский сквер и другие парки? Помню, просьба отдать его под застройку оправдывалась смехотворным, воистину детским доводом, что только церковь способна привести загаженный и покинутый властями парк и даже украсить его.
Я видел, как содержатся парки за границей. Два сотрудника там получают зарплату и если нужно, в течение двух дней, не слушая анекдоты про "пидарасов", снесут самый засраный сортир и сделают прекрасный каменный, прибьют доску невесть как оторванную от скамьи безумным инопланетянином, позвонят в полицию, если распояшутся хулиганы и в 23-00 закроют парк на замок, чтобы завтра утром открыть его для граждан. Нет проблем! Они сажают клумбы и выписывают камень для бордюров, и им не придёт в голову даже подумать, что кто-то кроме них, отвечает за поддержание парка. Это в итоге оказывается гораздо выгоднее и антикоррупционнее, чем десятилетиями специально загаживать городскую собственность, чтобы потом за копейки отдавать её невесть кому, а потом из того же городского бюджета вламывать миллионы в полную реконструкцию, часто к тому же не украшающую, а портящую всё. Почему двуногие люди с гордыми головами над плечами, наши уважаемые чиновники, до сих пор не поняли этого простого рецепта? Не любят нас с вами и наш город? А может быть ответ проще - коррупция?
В один прекрасный летний день я увидел поразительную картину - Первомайский сад издали весь был засыпан снегом. Вблизи было видно, что это не снег, а груды силикатного кирпича. Сразу вынесло оттуда кинотеатр, кусты сирени, огромное количество скамеек, зелёный травяные газоны с одуванчиками. Через некоторое время сломали все ворота, и когда ужасный по виду собор вознёсся над городом, от ворот и вовсе не осталось и следа. Потом выросло ещё одно здание, административное, естественно - с автостоянкой. Львиная доля парка сейчас просто замощена плиткой, как какой-то выгон, там почти нет деревьев, какие-то гробницы и столбики, похожие на кладбищенские. А на месте легендарного сортира, где по анекдотической традиции иногда собирались страшные мифологические пидарасы, словно в насмешку над благими обещаниями грядущей красоты, теперь не менее зловонная автостоянка! В парке они устроили автостоянку! Разумеется, никто не реставрирует решётку, на месте ворот какое-то тюремное чудище из сварки, и я втайне думаю, что сломать всё хотят вместе с Мироновскими звёздами и гирляндами, дождаться, пока всё повыламывают - и доломают по законному решению какого-нибудь очередного главного архитектора Воронежа - главного защитника воронежской красоты. А я, и надеюсь, вы, граждане, я, вы, все мы ведь не хотим этого? Не так ли? Или хотим?
Ясно ведь, что отдавая церкви бесценную, самую дорогую в прямом и в переносном смысле слова землю, должно было быть обременение пользователя - сохранять и реставрировать за свой теперь счёт наше общественное достояние - решётку и сам парк, вернее его остатки, и даже в мечтах не могло быть, чтобы им было позволено поступать, как вздумается - к примеру - превращать прекрасный зелёный парк - в бесплодную церковную пустынь! Да ещё не отвечать за строителей, любящих ломать!
Львиная доля граждан - люди светские, никакого отношения не имеющие ни к христианству, ни к буддизму, ни к иудаизму или мусульманству - им просто нужно место отдыха. Это им обеспечивает писаная конституция, где во главе угла стоят права людей, как граждан России, а не особенности их пола, ориентации, или веры. Пошлые эти скамейки нужны им, кузнечики в траве, зелёная листва и солнце сквозь листву. Чтобы живущая рядом мать с ребёнком пошла туда с коляской и её сын видел сквозь кусты сирени этих пошлых кузнечиков и никому не нужные одуванчики. Напомню, что это нужно большинству, и если какое-то дерзкое меньшинство решит, например, что в месте их отдыха будет карьер, публичный дом, высотка или даже самый расчудесный храм самого расчудесного божества, то в здравом сообществе его пожурят или заведут на него дело, как на хулигана или вора общественного достояния.
Почему здесь вот уже много лет при нашем полном одичалом молчании нарушаются права большинства? Сообщества? Почему никто не спрашивает всех нас, нужно ли вообще что-то строить в наших скверах, или власть имущим нужно просто выполнять свой долг перед нами и просто поддерживать парки в достойном состоянии? Наши общие интересы, что, некому представлять? Эти же чиновники, если в них есть капля разума и профессиональной чести, обязаны автоматически это делать, это их прямая, святая обязанность, прежде всего - главного архитектора города. Не нужен тут главный архитектор, который будет делать то, что ухудшает условия жизни большинства! Тогда это не главный, и не архитектор вовсе, а какой-то подсознательный вредитель. Вредителям зарплат не платят! Трудно поверить, что это делалось из глупости. Или из чрезмерной занятости. Вряд ли! Все мы знаем, почему это делается, и все по привычке молчим. Есть ещё одно слово. Это слово - коррупция!
Вот есть в центре Нью-Йорка Центральный парк - медовый, сладкий кус землицы размером километр на километр, представляете, какое там коррупционное давление на всех, чтобы под любым законным, полузаконным или захватническим предлогом вторгнуться туда и закрепиться с каким-нибудь очень благим начинанием - храмом, синагогой, гамбургерной, карьером или автостоянкой. А там как был парк, так и есть. Я уважаю нью-йоркцев за это! Видимо, они - настоящие граждане своего города - не чета нам, позволившим абы кому за считанный годы разбазарить, разорить, испортить и увести из под носа нашу самую лакомую общественную собственность, лучшую городскую землю - надежду на наше общее самоуважение и веру в будущее новых поколений.
Абсурдность ситуации заключается в том, что уже вред многим кажется здесь мёдом, и недавно мне пришлось с этим столкнуться.
Вообще обо всех этих общественных слушаниях трудно узнать как-то официально, я узнал об очередном обсуждении планирующегося строительства в парке Северного района из призыва через интернет к членам христианского сообщества поддержать это высокое начинание своим массированным присутствием.
Собрание проходило 5 декабря сего года в Доме Архитектора. Естественно, там были одни заинтересованные лица, и я явился туда, как не очень желанный гость - белая ворона на фоне истинных патриотов. Иеговисты, которые, как оказалось, тоже были не в восторге от такого строительства, не явились вовсе, наверно - струхнули.
Я высказал уважаемому собранию примерно те же доводы, что сейчас привёл выше.
Потом выступил главный архитектор, утверждавший, что у нас всех, якобы, есть какая-то историческая вина перед православной церковью, и все мы - и государство, и частные лица обязаны бесконечно каяться, заглаживать вину и отдавать землю. Вот не нужно в нашем государстве возвращать гражданам преступно изъятые у них сбережения, потерянную в войнах и революциях собственность, а церкви мы просто должны что-то возвращать. Поклялись возвратить! На мой пример горестной судьбы Первомайского сквера под благотворной сенью религиозной организации прозвучал уверенный голос, утверждавший, что в парке были когда-то магические культовые сооружения, и сообщивший это несказанно был удивлён, что ничего подобного в парке не было. Стал горячо спорить, думая, что я ничего не знаю. Когда истина наконец выяснилась, что никого, впрочем не убедило, вперёд выступил осанистый бородатый господин, заявивший, что мои слова о печальном состоянии Первомайского сквера - явный перегиб и словоблудие, и состояние сего парка на самом деле - прекрасное, не о чем беспокоиться. Вслед за этим, главный архитектор снова взял слово и заявил, что, да, храмов там отродясь не бывало, но храм строил его отец в соответствие с недостижимыми высотами искусства архитектуры, и именно в парке было кармическое место для единственно возможной "доминанты". Само собой, это было оправданием чего угодно, и как я понял, что все просто должны были взвизгнуть от восторга при виде вдохновенного откровения церковного архитектора.
Далее уверенным голосом какая-то девушка привела основание для начала строительства - просьба религиозной группы удовлетворить их возросшие религиозные запросы и проведённые среди местного населения опросы по этому поводу. Никто из встреченных ей по пути и особенно в парке не усомнился в нужности возведения церкви. Я спросил, кого, сколько, когда и как они опрашивали, по какой методике, какая была выборка, ответа не получил, все стали очень дружно смеяться над смешным словом "выборка", но всех успокоило слово - "опрашивали". Хотя сами сторонники строительства все поголовно называли место парком, главный архитектор вдруг неожиданно оживился и заявил, что по бумагам это вовсе оказывается не парк, а "благоустраиваемая территория".
(Обычная схема - понижают каким-нибудь решением объект в статусе. Потом делай с ним, что хочешь, хоть на Марс вези!)
Хотя сё это очень мало напоминало официальное мероприятие, скорее - какую-то древнюю комическую забаву, но я внезапно взволновался.
Какое-то смутное ощущение, что то ли я сам с Марса прилетел, то ли вокруг - одни инопланетяне.
Про ехидный выпад главного архитектора, не нашедшего лучших доводов, чем предложить мне самому взять лопату и идти чистить грязь в многострадальном парке, как акт уникального воронежского самоотречения и патриотизма на фоне всеобщей коррупции, я не говорю, потому что на месте главного архитектора мне было бы просто стыдно просить об этом. У меня ведь, много повидавшего, уже давно нет никаких иллюзий насчёт собственного городского патриотизма - не в коня корм, как говорится!
Вообше, думаю, что застраивать свои парки может только абсолютно некультурный, наглый и неисправимый человек. Поэтому лучше их не застраивать. Но возможен, возможен случай, когда жители одновременно сойдут с ума и потребуют застроить им парк.
Давно уже ясно, что подобные вопросы являются прерогативой референдума среди всех жителей района, и решение большинства жителей - единственное законное основание для принятия решений о строительстве в парке церкви или об отказе от строительства. Не одни верующие должны принимать решение, но все жители, и верующие, и неверующие, и те, кто хочет, чтобы парк был просто парком.
Но опять звучали детские доводы - "Там туалет, грязный, люди приведут в порядок, там грязно, грязь" и т.п.
Интересно, сколько раз ещё мы будем слушать про Грязный Туалет, который никто никогда не в состоянии убрать?
И я ли один обязан убирать теперь сортиры?
Им следовало бы провести референдум на самом деле только для того, чтобы у таких отвратительных, вредных, недоверчивых, гнусных типов, как я, а они, несомненно, в немалом количестве найдутся в таком сложном районе, не было даже повода для сомнений в законности стройки. Для того, чтобы мы все поняли, что за всем этим стоит только искреннее желание большинства жителей без различия званий, вер и чинов, иметь в своём парке очередную церковь, а не иметь коррупционную отмывку за своей спиной.
Если референдум будет, и большинство - скажет "Да!", что делать, я скажу: "Да!"
Нет, меня передёрнет, потому что я считаю, что в парках должны быть только парки! Но соглашусь. А пока этого нет, по моему мнению, мы имеем дело с очередным незаконным актом в отдельно взятом районе Воронежа. Печально, что всё это обрамлено формальным подобием законности.
Когда-то всем нам ведь нужно понять и вспомнить, что мы - Граждане! И всем нужно переходить со своих интимных желаний - к законности и порядку.
Так жить как-то приличнее!
Жаль, что самим светским жителям района так безразлично всё происходящее! Ваши ж парки, чьорт побьери! Ваши!