Помню крики, раздавшиеся после выхода в свет "Груза Двести". Фильм обвиняли в маргинальности, цинизме, вредности и пошлости.
Лоза, автор известного хита "Плотик" брызгая слюнями, кричал: "Он использовал меня в этом дрянном фильме!"
К тому времени из группы Балабанова исчезли некоторые актёры. Уверен, не потому, что участи е его фильмах бросало на них тень бездарности, но опасаясь всегда неминуемой реакции Государства.
Фильм прошёл полуподпольными путями, в телевизоре не показывался, и многие считали его запрещённым, что де-факто и было.
А я вспоминал свой первый курс и практику по геодезии, которую мы проходили у колючей проволоки энского военного аэропорта. Мы были веселы - позади был тяжёлый первый курс, и впереди - после геодезической бодяги - маячили пляж, солнце и девушки. Вместе с нами туда каждое утро являлся человек с восковым лицом . Было видно, что из него вынуто всё. Он ехал с нами, не о чём не разговаривал, и нам было известно только то, что он с кафедры геодезии. Все десять дней он каждое утро приезжал встречать гроб своего единственного сына, "умершего в Афганистане от аппендицита" и единственное, что ему сообщили, это то, что гроб будет запаянный. Он заходил в их контору, потом выходил и исчезал - ожидаемого гроба не было. Он ждал и уезжал. Не государство ползало пред ним на коленях, а он сам вымаливал теперь тело сына, и никому не было дела, где он, отправлен ли?
И когда я думал об этом, фильм Балабанова не казался мне цинизмом, а казался откровенной правдой, на которую мог решиться талантливый, честный и мужественный человек. А крики на Балабанова были реакцией толпы рабов, никогда не осмеливающихся задать вопросы своему государству, но традиционно отливающей раздражение на человеке, который осмелился сказать правду в лицо.
Правда в России бывает только грязная. В этом смысле мужественный Балабанов взял на себя неблагодарную миссию напоминать людям о страшных вещах. И многие за это его не любили, как не любят в России честных людей.
Его талант был силён и разнообразен, он мог бы снимать много и разное, но он взял на себя роль вылизывателя общественных чахоточных плевков. В то время, когда изменить (это любые времена здесь) было ничего невозможно. И несмотря на совершенно непроходной формат, многие понимали, с каким выдающимся талантом они имеют дело в лице Алексея Балабанова.
Удивительно не то, что в него плевали, правда в России проходит трудно, никогда она не была желанным гостем в гостиных власть имущих, удивительно то, что несмотря на тысячелетнюю селекцию страха и лжи, здесь так же как и прежде появляются честные люди, направляющие свой талант к судьбе сообщества и кричащие всем в лицо: "Посмотри, что каждый в отдельности и все мы вместе сделали с нашей Родиной!"
Алексей Балабанов заплатил за свой мужественный выбор здоровьем и ранним уходом.
Мне думается его следующий фильм после череды средневековых вакханалий был бы почти весёлым. Но его не будет.