-Осторожно, ступенька! - предупредил Оливен, поддерживая свою спутницу.
Роза рассмеялась:
-"Осторожно, ступенька" - очень оригинально!
-И тем не менее, на этой банальной ступеньке споткнулся господин де Сен-Реми и разбил себе нас. Правда, господин Шарль тогда выпил лишнего, да и у нас продолжалась пирушка. А граф де Гиш тогда засмеялся и сказал, что с беднягой Сен-Реми вечно что-нибудь случится. Если на улице яма, сто человек пройдут, но Шарль в эту яму угодит! И это правда, мадемуазель, такой уж господин Шарль человек. Сколько я его знаю, а я знаю господина де Сен-Реми около десяти лет, он всегда попадает в истории. А господин де Сен-Реми ответил графу де Гишу, что в седле он чувствует себя более уверенно, чем на своих двоих, особенно после той дозы анжуйского, что они выпили у Принца - я Конде имею в виду.
-Я поняла, - ответила Роза.
-А мой господин сказал: "Весьма сожалею, милый Шарло, но твои любимые животные в моей квартире будут немного мешать"... Господин де Сен-Реми, да будет вам известно, такой лошадник!
-О да, первый всадник Франции! Его отец ведь у самого Плювинеля учился! Как интересно!
-Сейчас будет еще интереснее. Ведь мы живем в Доме Генриха Четвертого! Вот на этой площадке Генриха Наваррского ждали убийцы. Генрих был тогда еще совсем молодым. Вот таким, как мой виконт. И еще не был королем Франции, а только королем Наварры. Здесь, в этом темном углу, стояли эти злодеи. А дом, вернее, второй этаж, где сейчас живем мы, снимала дама, возлюбленная Генриха. Наша гостиная была их спальней.
-А как же король спасся?
-Он удрал через окно.
-Каким образом?
-А вот мы знаем, как именно! Ей-Богу! Я разбирал хлам на чердаке, и нашел железный крюк с веревкой. На подоконнике остались следы, в точности соответствующие крюку. Я хотел позвать столяра, чтобы заменить доску, но мой виконт воспротивился и велел оставить щербатый подоконник - ведь из этого окна сам Генрих Четвертый вылезал!
-Господин Оливен, я знала, что этот дом называют "Дом Генриха Четвертого", и про любовницу короля Наваррского знала, но про злодеев на лестничной площадке и бегство короля при помощи веревки с крюком понятия не имела! Вы уверены, что крюк принадлежал именно королю Генриху?
-Да, уверен, потому что под щербатым подоконником была надпись: "Анри. Мария. Боже, сохрани нашу любовь в веках!14 февраля 1575 г. День Святого Валентина". Видимо, сам Генрих вырезал эту надпись. Но о даме мы знаем только ее имя - Мария.
-О! Это имя на все времена!
-А потом этот крюк еще не раз пригодился моему хозяину. Вообще-то это не крюк, правильнее было бы называть его "кошкой". Кошек пираты в абордажных боях используют. Как пиратская кошка попала к Беарнцу, нам неведомо. Будь такая диковинка у Портоса, он ее на видное место повесил бы и хватался перед всеми. А наш прятал от всех, и только очень немногие посвященные знали, что у г-на виконта есть эта вещь - пиратская кошка, абордажный крюк. А я крюк от него припрячу, не дай Бог, там...на абордаж полезет! Подумать жутко!
-Как вам повезло - вы живете в Доме Генриха Четвертого!
-Мы любим наш дом. Но хозяйка дерет с нас втридорога - за Генриха Четвертого.
-А ваш господин?
-Ворчит, но платит.
-Лучше бы он купил этот дом!
-Лучше бы, лучше бы... Вы знаете, сколько стоит дом в Париже? На какие шиши? Вы не думайте, мадемуазель Роза, в каком-то смысле мой барин богат - по нашим временам. Но, чтобы купить такую хоромину, надо быть миллионером. А он не миллионер. Просто до сих пор мы не бедствовали, и мой хозяин ни в чем себе не отказывал. Понравится безделушка какая, или пистолет, или книженция редкая - покупает. Или какая-нибудь штучка, по которой наши дворяне с ума сходят - кружево, перо, брошка для шляпы, ну вы меня понимаете, не так ли? И лошадь купить может. Если поэкономить...
-Вот счастливчик!
-И я того же мнения, милая Роза. Но дом купить ему не по карману. Вот мы и пришли, м-ль Роза. Входите смелей - дома только наш кот.
Роза подбежала к раскрытому настежь окну.
-Вы отсюда со мной говорили?
-Да-да, вот из этого окна!
-Как у вас тут уютно! - девушка уселась на пол и наклонила голову, чтобы прочесть надпись на подоконнике. Оливен зажег свечу и осветил нижнюю часть подоконника.
-Прочтите вслух, - попросил Оливен.
-"Анри. Мария. Боже, сохрани нашу любовь в веках! 14 февраля 1575 г. День Святого Валентина".
-Еще раз, пожалуйста. Еще раз про любовь.
Голос Розы затрепетал:
-Боже... сохрани... нашу... любовь... в веках...
-Боже, сохрани нашу любовь в веках, - прошептал Оливен, держа в руке подсвечник. Роза нежно посмотрела на стоящего перед ней на коленях Оливена с подсвечником в руках и освещавшего пламенем свечей старинную надпись... Оливен поставил подсвечник на подоконник. Легкий весенний ветерок колебал пламя. Роза, сидящая на полу и стоящий на коленях Оливен потянулись друг к другу. За этим движением последовал долгий и нежный поцелуй, после которого Оливен прошептал: "Я вас люблю, Роза", и Роза ответила: "Я вас тоже люблю, господин Оливен, и уже давно".
Наши влюбленные, с трудом разжав руки, соединившиеся впервые, вспомнили о своих делах и занялись ими. Роза, окинув взглядом гостиную Бражелона, восхищенно сказала Оливену: "Хорошо же тут устроился ваш виконт! Господин Оливен, я не представляю, что можно быть печальным среди такой роскоши, да еще живя в комнате, где бывал сам король Генрих!" "Дворяне тоже плачут",- пробормотал Оливен. Девушка подошла к зеркалу. "А на зеркале-то сколько пыли! Что, ваш хозяин и в зеркало уже не смотрится? Я просто не представляю, сударь, как это возможно - ведь сегодня только я любовалась его длинными локонами - они так красиво лежали на его кружевном воротнике!"
-А чего ему? Расчесал свои кудри и пошел! Они ж у него от природы вьются. Не такие, правда, мелкие завитки, как у господина де Сен-Реми, словом, не бараньи кудри, а такие, - Оливен сделал волнообразное движение рукой, - Волнами, понимаете?
-Вот с зеркала и начнем! Протирайте стекло. Берите тряпку и действуйте! А я пока посмотрю, что тут еще можно сделать. О, а книг-то сколько! И он их все читал?
-Наверно, читал. Тут еще не все книжки. За гостиной кабинет, там книжными полками все стены заставлены.
-Боже, какая прелесть! Картины, вазы, статуи - с улицы попадаешь в сказочный дворец. А ковер, какой мягкий! А зачем ему столько оружия? Ишь, сколько всего на стенах поразвешено.
-А Бог его знает. Но, если понравится шпажка какая, так и тащит в дом.
-Ой, а это кто?
-Где?
-Вот, в углу...
-Ах, этот....Рыцарь это, Розочка.
-Свят, свят, свят! Он на меня смотрит!
-Он же неживой. Пустой внутри.
-Я все равно боюсь вашего рыцаря.
-Не бойтесь! Он вас не укусит!
-Уйдем отсюда лучше... Мне что-то не по себе.
-Да не бойтесь вы! Его можно по частям разобрать. Поднимите забрало. Вот эту штуку.
-Нет, ни за что! Мне страшно!
-И со мной не хотите? Ну, я сам тогда!
Оливен надел на себя рыцарский шлем.
-Вам очень идет этот шлем, - сказала Роза. Оливен со вздохом поставил шлем на место.
-А зачем вам этот истукан? Людей пугать?
-Моему господину нравится.
-Это что, его предок? То есть, я хочу сказать, доспехи его предка?
-А то как же!
-Так доспехи надо почистить. Сейчас ты у меня засияешь, рыцарь.
-Розочка, вы просто волшебница! Час назад наша квартира мне казалась такой угрюмой, а сегодня ваши маленькие ручки совершают чудо!
-То ли еще будет, когда ваш виконт приведет в Дом Генриха Четвертого молодую хозяйку! Нет, определенно, ваш господин счастливчик!
-Он так не считает! Скорей наоборот!
-Вот увидите! - Роза смахивала метелочкой пыль с большой картины.
-А кто тут нарисован? - спросила она, - Кто этот голый мужчина, за которым бегают женщины?
-Это певец Орфей, а женщины - вакханки. В руках у него лира. Только, Розочка в живописи голых не бывает. Голые - в бане, а в искусстве - обнаженные.
-Я запомню - вы это очень умно сказали. Но смотрите-ка, господин Оливен, тут на раме кусочек откололся - листик виноградный.
-Да, это из-за одного растяпы, друга моего хозяина. На него картина упала. Орфею и вакханкам ничего не стало, они же нарисованные. А вот багет пострадал. Меня давно виконт посылал к багетчику, да я так и не выбрался.
-Растяпа, на которого упали певец Орфей и нахальные вакханки, конечно, граф Шарль де Сен-Реми? Как это ему помогло?
-О, целая история!
-Расскажите, господин Оливен, я умираю от любопытства!
Пока влюбленные приводили в порядок гостиную Рауля, Оливен рассказал Розе "Историю о том, как де Сен-Реми, де Гиш и де Бражелон, став пленниками Людовика Четырнацатого в конце весны 1661 года, лишились своих титулов и прошли ужасные пытки".