Гирин Александр Валерьевич : другие произведения.

История казачьих войск

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Российское законодательство до 1917 рассматривало казачество как особое воинское сословие, имевшее привилегии за несение обязательной службы.

  ИСТОРИЯ КАЗАЧЬИХ ВОЙСК
  
  (краткий очерк)
  
  '... Границы России прирастали могилами казаков, ... казаки собирали и защищали Россию!...'
  (Л.Н. Толстой)
  
  Казачество - этническая, социальная и историческая общность (группа), объединившая в силу своих специфических особенностей всех казаков, в первую очередь русских, а также украинцев, калмыков, бурят, башкир, татар, эвенков, осетин и др., как отдельные субэтносы своих народов в единое целое. Российское законодательство до 1917 рассматривало казачество как особое воинское сословие, имевшее привилегии за несение обязательной службы. Казачество определяли и как отдельный этнос, самостоятельную народность (четвертую ветвь восточного славянства) или даже как особую нацию смешанного тюрко-славянского происхождения.
  http://ruguard.ru/forum/index.php/topic,680.0.html
  
  
  Часть I. Казачество в XIII-XIX веках
  
  Ранее всего казаки появляются на страницах летописей как служилые люди в пограничных с землями Золотой Орды княжествах - Рязанском, Переяславском и других. В тот период именно они несли караулы по пограничным укреплениям-городкам (городовые казаки), именно они высылались далеко 'в поле' в качестве сторожевых застав и разъездов-станиц (станичные казаки) на всем протяжении восточной и южной границы Российского государства, вплоть до Волги. По некоторым данным, первое известие о казачестве говорит о казаках рязанских, в 1444 принявших участие в битве против татар, приведённых царевичем Мустафою.
  
  В XV веке роль казачества в приграничных районах резко возрастает ввиду непрекращающихся набегов кочевых племен. Возникшие после распада Золотой Орды Крымское, Ногайское, Казанское, Астраханское, Сибирское ханства находились в постоянной вражде с Московским государством и не желали признавать силу и власть Московского царя.
  
  Казаки являлись народной самообороной, нацеленной на защиту мирного населения от постоянных набегов вооружённых банд татарского происхождения. Это люди, постоянно сталкивающиеся в степи с татарскими воинами. Главный критерий при записи вольных людей в казаки был один - беспредельная смелость, отвага, отменное умение владеть оружием и конем. Казаки были свободны от всех повинностей, однако оружие, снаряжение и коней они приобретали за свой счет или добывали в бою. Тогда же, в 1330-1360 годы, в Русском пограничье появляется другой тип казака, не состоявшего на службе и жившего главным образом набегами на окружающие их кочевые орды и соседние народы или грабившего купеческие караваны. Именно их называли 'воровскими' казаками. Особенно много таких 'воровских' ватаг было на Дону и на Волге, которая являлась важнейшей водной артерией, соединявшей русские земли, главным торговым путем страны.
  
  В XV-XVI вв. на Дону, Днепре, Волге, Яике, Тереке существовали самоуправляющиеся общины так называемых вольных казаков. В первой половине XVI в. на Украине возникла Сечь Запорожская, а в середине XVII в. - Слободское казачество.
  
  В XV веке между казаками, служилыми и вольными, не было резкого разделения, зачастую вольные нанимались на службу, а служилые при случае грабили караваны. На Украине вольное казачество было представлено Запорожской Сечью (просуществовало до 1775 года), а служилое - 'реестровыми' казаками, получавшими жалованье за службу в Польско-Литовском государстве.
  
  В Московском государстве служилым казачество становится во второй половине XVI веке. По мере развития засечных черт и пограничных укреплённых линий оформлялись категории городовых и станичных (сторожевых) казаков. Русский устав станичной сторожевой службы был составлен боярином М. И. Воротынским в 1571 г. По нему сторожевую службу несли станичные (сторожевые) казаки или станичники, городовые же (полковые) казаки защищали города, получая за это жалование и земли в пожизненное владение. Хотя они приравнивались 'к служилым людям по прибору' (стрельцы, пушкари), но в отличие от них имели станичную организацию и выборную систему военного управления.
  
  Каждая крупная территориальная общность как форма военно-политического объединения независимых казачьих поселений называлось Войском. Основным хозяйственным занятием вольных казаков являлись охота, рыболовство, животноводство. Например, в Донском Войске до начала XVIII века хлебопашество было запрещено под страхом смертной казни. Как считали сами казаки, жили они 'с травы и воды'. Огромное значение в жизни казачьих общин играла война: они находились в условиях постоянного военного противостояния с враждебными и воинственными кочевыми соседями, поэтому одним из важнейших источников существования для них являлась военная добыча (в результате походов 'за зипунами и ясырем' в Крым, Турцию, Персию, на Кавказ). Совершались речные и морские походы на стругах, а также конные набеги. Часто несколько казачьих единиц объединялись и совершали совместные сухопутные и морские операции, все захваченное становилось общей собственностью - дуваном.
  
  Главной особенностью общественной казачьей жизни являлись военная организация с выборной системой управления и демократические порядки. Основные решения (вопросы войны и мира, выборы должностных лиц, суд провинившихся) принимались на общеказачьих собраниях, станичных и войсковых кругах, или Радах, являвшихся высшими органами управления. Главная исполнительная власть принадлежала ежегодно сменяемому войсковому (кошевому в Запорожье) атаману. На время военных действий избирался походный атаман, подчинение которому было беспрекословным.
  
  Дипломатические отношения с русским государством поддерживались отправкой в Москву зимовых и легких станиц (посольств) с назначенным атаманом. С момента выхода казачества на историческую арену его взаимоотношения с Россией отличались двойственностью. Первоначально они строились по принципу независимых государств, имевших одного противника. Москва и Казачьи Войска являлись союзниками. Русское государство выступало в качестве главного партнера и играло ведущую роль как наиболее сильная сторона. Кроме того, Казачьи Войска были заинтересованы в получении от русского царя денежной и военной помощи. Казачьи территории выполняли важную роль буфера на южных и восточных границах русского государства, прикрывали его от набегов степных орд. Казаки принимали также участие во многих войнах на стороне России против сопредельных государств. Для успешного выполнения этих важных функций в практику московских царей вошли ежегодные посылки отдельным Войскам подарков, денежного жалования, оружия и боевых припасов, а также хлеба, поскольку казаки его не производили. Все сношения между казаками и царем велись через Посольский приказ, т. е. как с иностранным государством. Часто русским властям было выгодно представлять вольные казачьи общины как абсолютно независимые от Москвы. С другой стороны, московское государство было недовольно казачьими сообществами, постоянно нападавшими на турецкие владения, что часто шло вразрез с русскими внешнеполитическими интересами. Нередко между союзниками наступали периоды охлаждения, и Россия прекращала всякую помощь казакам. Недовольство Москвы вызывал и постоянный уход подданных в казачьи области. Демократические порядки (все равны, ни властей, ни налогов) стали магнитом, притягивавшим к себе все новых предприимчивых и смелых людей из русских земель.
  
  Опасения России оказались отнюдь не беспочвенны - на протяжении XVII-XVIII веков казачество шло в авангарде мощных антиправительственных выступлений, из его рядов вышли предводители казацко-крестьянских восстаний - Степан Разин, Кондратий Булавин, Емельян Пугачев. Велика была роль казаков во время событий Смутного времени в начале XVII века. Поддержав Лжедмитрия I, они составили существенную часть его военных отрядов. Позднее вольное русское и украинское казачество, а также русские служилые казаки принимали активное участие в стане самых разных сил: в 1611 они участвовали в первом ополчении, во втором ополчении уже преобладали дворяне, но на соборе 1613 именно слово казачьих атаманов оказалось решающим при избрании царя Михаила Федоровича Романова. Неоднозначная роль, которую играли казаки в Смутное время, заставило правительство в XVII веке проводить политику резкого сокращения отрядов служилых казаков на основной территории государства. Но в целом российский трон, учитывая важнейшие функции казачества как военной силы в пограничных районах, проявляло долготерпение и стремилось подчинить его своей власти. Чтобы закрепить верность российскому престолу, цари, используя все рычаги, сумели добиться к концу XVII века принятия присяги всеми Войсками (последнее Войско Донское - в 1671 году). Из добровольных союзников казаки превратились в российских подданных. С включением юго-восточных территорий в состав России казачество осталось лишь особой частью российского населения, постепенно потеряв многие свои демократические права и завоевания. С XVIII века государство постоянно регламентировало жизнь казачьих областей, модернизировало в нужном для себя русле традиционные казачьи структуры управления, превратив их в составную часть административной системы российской империи.
  
  С 1721 года казачьи части находились в ведении казачьей экспедиции Военной коллегии. В том же году Петр I упразднил выборность войсковых атаманов и ввел институт наказных атаманов, назначаемых верховной властью. Последних остатков независимости казаки лишились после поражения Пугачевского бунта в 1775 году, когда Екатерина II ликвидировала Запорожскую Сечь. В 1798 году по указу Павла I все казачьи офицерские чины были приравнены к общеармейским, а их обладатели получили права на дворянство. В 1802 году было разработано первое Положение для казачьих войск. С 1827 года августейшим атаманом всех казачьих войск стал назначаться наследник престола. В 1838 году был утвержден первый строевой устав для казачьих частей, а в 1857 году казачество перешло в ведение Управления (с 1867 года - Главное Управление) иррегулярных (с 1879 - казачьих) войск Военного министерства, с 1910 года - в подчинение Главного штаба.
  
  Казачество участвовало во всех войнах России XVIII-XX веков, являясь универсальным родом вооруженных сил. Про казаков говорили, что они рождались в седле. Во все времена они считались великолепными наездниками, не знавшими себе равных в искусстве джигитовки. Военные специалисты оценивали казачью конницу как лучшую в мире легкую кавалерию.
  
  Воинская слава казачества укрепилась на полях сражений в Северную и Семилетнюю войны, во время Итальянского и Швейцарского походов А.В. Суворова 1799 года. Особенно отличились казачьи полки в наполеоновскую эпоху. Возглавляемые легендарным атаманом М.И. Платовым иррегулярное воинство стало одним из главных виновников гибели наполеоновской армии в России в Отечественной войне 1812 года, а после заграничных походов русской армии, по словам генерала А.П. Ермолова, 'казаки стали удивлением Европы'. Без казачьих сабель не обошлась ни одна русско-турецкая война XVIII-XIX веков, они участвовали в покорении Кавказа, завоевании Средней Азии, освоении Сибири и Дальнего Востока.
  
  Успехи казачьей конницы объяснялись умелым применением в боях нерегламентированных никакими уставами дедовских тактических приемов: лава (охват противника в рассыпном строю), оригинальная система разведочной и сторожевой службы и др. Эти унаследованные от степняков казачьи 'обороты' оказывались особенно эффективны и неожиданны при столкновениях с армиями европейских государств.
  
  'Для того казак родится, чтоб царю на службе пригодиться' - гласит старинная казачья поговорка. Его служба по закону 1875 года продолжалась 20 лет, начиная с 18-летнего возраста: 3 года в подготовительном разряде, 4 на действительной службе, 8 лет на льготе и 5 в запасе. На службу каждый являлся со своим обмундированием, снаряжением, холодным оружием и верховой лошадью. За подготовку и несение воинской службы отвечала казачья община (станица).
  
  Собственно служба, особый вид самоуправления и система землепользования, как материальная основа, были тесно взаимосвязаны и в конечном итоге обеспечивали стабильное существование казачества в качестве грозной боевой силы. Главным собственником земли выступало государство, которое от имени императора отводило казачьему войску завоеванную кровью их предков землю на правах коллективной (общинной) собственности. Полученную землю войско, оставив часть на войсковой запас, делило между станицами. Станичная община от имени войска периодически занималась переделом земельных паев (колебался от 10 до 50 десятин). За пользование наделом и освобождение от налогов казак и обязан был нести военную службу. Войско также выделяло земельные наделы и казакам-дворянам (пай зависел от офицерского чина) в потомственную собственность, но эти участки не могли продаваться лицам невойскового происхождения. В XIX веке основным хозяйственным занятием казачества стало земледелие, хотя в разных войсках имелись свои особенности и предпочтения, например, интенсивное развитие рыболовства как основной отрасли в Уральском, а также в Донском и Уссурийском Войсках, охота в Сибирском, виноделие и садоводство на Кавказе, Дону и т. д.
  
  
  Часть II. Казачество в начале XX века
  
  К началу XX века в России насчитывалось 11 казачьих Войск: Донское (1,6 млн.), Кубанское (1,3 млн.), Терское (260 тысяч), Астраханское (40 тыс.), Уральское (174 тыс.), Оренбургское (533 тыс.), Сибирское (172 тыс.), Семиреченское (45 тыс.), Забайкальское (264 тыс.), Амурское (50 тыс.), Уссурийское (35 тыс.) и два отдельных казачьих полка. В 1917 образовано Енисейское казачье войско. Они занимали 65 млн. десятин земли с населением 4,4 млн. чел. (2,4 % населения России), в том числе 480 тыс. служилого состава. Среди казаков в национальном отношении преобладали русские (78%), на втором месте были украинцы (17%), на третьем буряты (2%). Большинство казаков исповедовало православие, имелся большой процент старообрядцев (особенно в Уральском, Терском, Донском Войсках), а национальные меньшинства исповедовали буддизм и мусульманство.
  
  Участвовавшие в Русско-японской войне 1904-1905 годов казаки стойко и доблестно вынесли выпавшие на их долю суровые испытания. Они мужественно переносили боль потерь, горечь поражений, страдания и тяготы войны. Воинская стойкость и мастерство, личный и групповой героизм, многократно демонстрировавшиеся казаками в неравных боях с противником, не только покрыли их неувядаемой славой, но и служили примером, моральной поддержкой для солдат и офицеров всей русской армии в крайне сложных военных условиях. Казаки с честью выполнили свой воинский долг перед Родиной.
  
  Бурные события революции 1905-1907 годов самым непосредственным образом затронули и вовлеченное в них в той или иной степени и армейское, и станичное казачество. При этом и сами события, и уроки, извлеченные из них казаками, не прошли бесследно.
  
  Непосредственно в период революции в сознании казачества весьма отчетливо обозначились две противоречивые тенденции. С одной стороны - верность гражданскому и воинскому долгу, присяге, идеям законности и правопорядка, с другой - внутреннее чувство солидарности с основной массой народа, нежелание выполнять насильно навязанные чуждые и ненавистные душе жандармско-полицейские функции. Но подавляющее большинство казаков, несмотря на серьезные внутренние переживания, послушно выполняло приказы командования по борьбе с революционными выступлениями, стойко выносило все тяготы возложенных полицейских обязанностей. В то же самое время революция достаточно серьезно повлияла на изменения в некоторых традиционных устоявшихся идеологических и общественно-политических взглядах казачества, а отчасти в его общем мировоззрении.
  
  С известной долей осторожности можно говорить о том, что в это время в сознании казаков, особенно тех, кто находился в армии, не только явственно обозначился, но и постоянно усиливался мировоззренческий конфликт между чувствами гражданского и воинского долга и гражданского протеста. Конкретными проявлениями последнего являлись многочисленные случаи волнений и выступлений и армейского, и станичного казачества. Но все указанные проявления очень сложных, тяжелых, внутренне противоречивых процессов в основном еще находились в стадии созревания и начала своего конкретного содержательного оформления.
  
  Глубокое осознание казаками своего гражданского долга и обязанностей, высокая дисциплина и исполнительность, заложенные еще в ранней юности основополагающие морально-нравственные принципы, вся система воспитания и подготовки к несению считавшейся почетной и важной воинской службы, искренняя убежденность в правоте такого подхода к несению возложенных на пего государством обязанностей, традиционные для казачества верность воинской присяге и готовность по первому зову грудью встать на защиту Отечества - все эти его положительные качества в полной мере проявились в кровопролитных сражениях Первой мировой войны. В ее ходе казаки продемонстрировали высокие образцы героизма и мужества. Отвага, стойкость, воинское мастерство, дисциплинированность казаков многократно отмечались командованием.
  
  К 1914 г. регулярные казачьи войска составляли:
  17 полков и 6 отдельных сотен Донского казачьего войска;
  11 полков и 1 дивизион Кубанского войска;
  4 полка и 4 местные команды Терского войска;
  6 полков и 1 дивизион и 2 сотни Оренбургского войска;
  3 полка и 2 команды Уральского войска;
  3 полка Сибирского войска;
  1 полк Семиреченского войска;
  4 полка Забайкальского войска;
  1 полк Амурского войска;
  1 дивизион Уссурийского войска;
  2 сотни Иркутских и Красноярских казаков.
  
  На войну было практически поголовно мобилизовано все мужское казачье население призывных возрастов. Уровень мобилизации среди казачества значительно превышал аналогичные показатели среди других категорий населения страны. Казаки в полной мере изведали все ужасы и тяготы войны, понесли большие потери. За время войны заметно ухудшилось экономическое состояние подавляющего большинства казачьих хозяйств, а мирное казачье население полностью изведало трудности и лишения военного времени.
  
  Всего казачество выставило 164 полка, 54 батареи, 30 пластунских батальонов, 179 отдельных сотен, 78 полусотен, не считая вспомогательных и запасных частей, общей численностью св. 320 тыс. человек, в том числе:
  60 полков, 6 пластунских батальонов, 126 отдельных сотен, 37 батарей Донского казачьего войска (св. 100 тыс. человек);
  37 полков, 1 дивизион, 24 пластунских батальона, 51 отдельная сотня, 6 батарей Кубанского войска (89 тыс. человек);
  12 полков, 2 пластунских батальона, 7 отдельных сотен, 3 батарей Терского войска (18 тыс. человек);
  3 полка, 2 сотни, 1 батарея Астраханского войска (3,5 тыс. человек);
  9 полков, 10 сотен, 1 артиллерийский дивизион и 2 батареи Уральского войска (13 тыс. человек);
  18 полков, 1 дивизион, 47 сотен, 9 батарей Оренбургского войска (60 тыс. человек);
  9 полков, 7 сотен, 3 батареи Сибирского войска (11,5 тыс. человек);
  3 полка, 10 сотен Семиреченского войска (3,5 тыс. человек);
  12 полков, 1 дивизион, 3 батареи Забайкальского войска (14 тыс. человек);
  2 полка, 6 сотен, 1 батарея Амурского войска (3,5 тыс. человек);
  1 полк, 1 дивизион, 6 сотен Уссурийского войска (2,5 тыс. человек).
  Казаки составляли 2/3 численности русской кавалерии.
  
  Первая мировая война показала неэффективность использования больших конных масс в условиях сплошного фронта, высокой плотности огневой мощи пехоты и возросших технических средств обороны. Исключения составили сформированные из добровольцев-казаков партизанские отряды, успешно действовавшие в тылу противника при выполнении диверсионных и разведывательных заданий.
  http://ruguard.ru/forum/index.php/topic,652.0.html
  
  В Первой мировой войне сотни тысяч казаков, сражались за Отечество и его интересы. И в этом их несомненная заслуга перед Россией и всеми последующими поколениями русского народа.
  
  Война оказала большое влияние на изменение сознания казачества, прежде всего казаков-фронтовиков. Под влиянием этого известную трансформацию претерпевали их традиционные устоявшиеся взгляды, настроения, стереотипы мышления и поведения и даже многие основополагающие мировоззренческие ориентиры. А это, в свою очередь, непосредственно сказалось на поведении казачества в последующий период, и особенно во время политических бурь 1917 года и братоубийственной Гражданской войны.
  
  Часть III. Казачество и революция 1917 года
  
  Февральскую революцию казачество, и станичное, и фронтовое, встретило с известной растерянностью. Это объяснялось двумя основными обстоятельствами.
  Во-первых, традиционным, привычным и довольно устойчивым восприятием им существовавших до революции государственно-политических основ и высших властно-управленческих органов.
  Во-вторых, экстраординарностью революционных событий и их последствий, в определенной степени непониманием их сущности, а также будущих перспектив. В то же время казаки-фронтовики, довольно длительный период находившиеся вдали от влияния традиционных станичных общественных установок, тесно общавшиеся с солдатами - вчерашними крестьянами и рабочими, достаточно быстро преодолели данное состояние и вскоре включились в общественно-политические процессы. Что же касается станичного казачества, то оно в названном состоянии пребывало достаточно долго, в определенной мере переживая сильный морально-психологический кризис своего общественного и политического сознания. В целом казачество восприняло Февральскую революцию настороженно-выжидательно. Постепенно под влиянием шедших революционных процессов обозначилась вполне определенная демократизация его общественно-политического сознания.
  
  В казачьих областях органы местного казачьего самоуправления не только не претерпели существенных изменений, но фактически сосредоточили в своих руках реальные и весьма немалые властно-управленческие полномочия. В станицах двоевластия практически не существовало.
  
  На высшем войсковом уровне власти сложилась несколько необычная форма двоевластия областных исполкомов, комиссаров Временного правительства, с одной стороны, и казачьих органов управления - с другой. Началось образование высших органов казачьего управления в виде войсковых кругов (съездов, рады) и избираемых на них войсковых атаманов и войсковых правительств (правлений, советов). В разных войсках этот процесс имел определенные отличия по своему содержанию и по времени, обусловленные местными особенностями той или иной казачьей области.
  
  Войсковые круги и съезды, прошедшие весной 1917 года, приняли решение по наиболее важным для казачества вопросам, в частности отношении к Временному правительству, войне, о порядке прохождения казаками военной службы, об аграрном и о широком казачьем самоуправлении. Примечательно, что принятые по ним постановления во всех казачьих войсках были очень близки по содержанию, а зачастую практически полностью совпадали. И это при том, что география нахождения войск была весьма и весьма обширна. Это свидетельствовало о сходстве основополагающих общественно-политических и социально-экономических аспектов жизни казачества, взглядов казаков и перспективных программных установок казачьих политических лидеров относительно дальнейших направлений и условий жизнедеятельности казачества. Определенная специфика подходов по данному вопросу отмечалась в решениях войсковых съездов Забайкальского, Амурского и Уссурийского войск, однако уже в самом скором времени на них принимаются необходимые резолюции, в частности о сохранении казачьей организации в русле соответствующих положений общеказачьей программы.
  
  Во время июньского и июльского политических кризисов казаки практически безоговорочно поддержали Временное правительство и решительно выступили против леворадикальных политических сил, предпринявших попытку вооруженного выступления в столице. Казаки 1-го и 4-го Донских полков, находившихся в Петрограде, а затем и спешно переброшенного сюда 14-го Донского полка с оружием в руках подавили это выступление в первых числах июля. Их действия получили одобрение и полную поддержку со стороны не только правительственных, но и войсковых органов. Одобрило их и большинство казаков.
  
  В период корниловского выступления казаки III конного корпуса, выполняя приказы командования, двинулись на Петроград, но уже вскоре, разобравшись в сущности происходящих событий и отношении к ним основной массы населения страны, отказались от дальнейшего участия в походе, что практически предопределило его полный и бескровный провал. Корниловское движение не поддержала и основная масса казачества, в первую очередь казаки-фронтовики. Тем самым казачество продемонстрировало свое в целом негативное отношение к программным установкам и практическим действиям по захвату власти праворадикальных политических сил. После этих событий в казачьей среде существенно ослабевают консервативные и усиливаются демократические политические взгляды и общие настроения.
  
  Активизировался и процесс возрастания реальных властных полномочий высших органов казачьего управления. Предпринимались попытки организационной консолидации казачьих войск и в масштабе всей страны, и в отдельных регионах, в частности на юго-востоке европейской России. Но они, в силу целого ряда причин и, самое главное, из-за отсутствия поддержки данных начинаний со стороны основной массы рядового казачества, вылились фактически в формальные решения. А некоторые из них, например планы создания Восточного союза казачьих войск от Урала до Амура, так и остались на стадии обсуждения. В условиях развития в стране довольно активных и острых политических процессов попытки казачьих лидеров по консолидации сил не увенчались успехом.
  
  Во время Октябрьского большевистского переворота в столице находившиеся там казаки 1-го, 4-го и 14-го Донских полков отказались выполнять приказы Временного правительства и заняли выжидательную позицию.
  
  Исполняя приказ командования, часть донских, амурских и уссурийских казаков 1-й Донской и Уссурийской казачьих дивизий III конного корпуса двинулась на подавление большевистского восстания в столице. Но малочисленность их, а самое главное - растущее нежелание принимать участие в разгоревшейся Гражданской войне, их открытый отказ от дальнейшего противоборства привели к поражению похода сил Керенского-Краснова на Петроград.
  
  Буквально сразу же после получения сообщений о большевистском восстании в Петрограде, свержении Временного правительства, образовании Совета Народных Комиссаров в качестве нового советского правительства войсковые атаманы и войсковые правительства всех казачьих войск, кроме Уральского и Забайкальского, заявили о решительном осуждении выступления большевиков, непризнании советского правительства и призвали казачество и антисоветские политические силы на борьбу с ним. В казачьих областях всю полноту власти взяли в свои руки атаманы и войсковые правительства. На Дону, Кубани, в Оренбуржье создаются довольно серьезные для того времени антисоветские плацдармы, имевшие в какой-то мере даже всероссийское значение.
  
  Подавляющее большинство казачества негативно отнеслось к Октябрьской революции, выступило с формальной поддержкой политических позиций и действий своих атаманов и правительств. Однако уже тогда стали обозначаться весьма отчетливые тенденции нежелания казаков участвовать в разгоравшемся вооруженном противоборстве. И с течением времени эти настроения основной массы казачества постепенно, но неуклонно усиливались.
  
  Осознавая важность значения политических позиций казаков, и советское, и войсковые правительства стали активно и целенаправленно осуществлять по отношению к ним соответствующую политику с целью достижения своих целей. Особое внимание при этом ими уделялось казакам-фронтовикам. Войсковые правительства рассчитывали на сохранение в казачьей среде так называемых общеказачьих идей, единства и соответствующих политических позиций, влияния авторитета высших органов казачьего управления. Советское же правительство развернуло активнейшую и массированную агитационно-пропагандистскую деятельность по отношению к казачеству, непосредственную работу среди него через своих агитаторов и посредством широкомасштабного распространения агитационной литературы, всячески стимулировало социально-классовый и политический раскол. Эта политика являлась успешной. Уже к концу 1917 года у большинства казаков начали преобладать настроения на мирное разрешение военно-политических конфликтов между войсковыми и советским правительствами, неуклонно возрастало их нежелание непосредственно участвовать в вооруженной борьбе, казаки отказывались от поддержки атаманов и войсковых правительств. В то же время они не склонялись к одобрению политики советского правительства, какому-либо сотрудничеству с ним, осуждали посылку в казачьи области советских вооруженных отрядов. Большинство казаков стремилось занять нейтральные позиции.
  
  
  Часть IV. Казачество в гражданской войне (1917-1922 гг.)
  
  Развернувшееся на территориях казачьих войск, кроме Уральского, острое военно-политическое противоборство имело ряд особенностей. Оно обуславливалось положением и позиций казаков в конкретном казачьем войске. Собственно военные возможности враждующих сторон были сильно ограничены ввиду малочисленности реальных вооруженных сил, их низкого уровня боеспособности и масштабности театра военных действий. В таких условиях итог борьбы в казачьих областях во многом зависел от позиций казаков.
  
  Окончательно политические позиции казачества определились в переломный период противоборства на территориях казачьих войск во второй половине декабря 1917 - первой половине января 1918 года. В это время основная масса казаков, и прежде всего фронтовиков, однозначно заняла нейтральные позиции, точнее специфические позиции вооруженного нейтралитета. Отказавшись сражаться на стороне атаманов и войсковых правительств и не перейдя на сторону советской власти, казаки с большим вниманием и настороженностью, с оружием в руках, пристально следили за окончательными результатами противоборства в своих областях, особенно за всеми действиями новой советской власти. Крайне незначительное количество казаков-фронтовиков сознательно заняло просоветские позиции и даже совместно с советскими силами вступило в вооруженную борьбу с отрядами войсковых правительств. Еще меньшее число казаков вступило в добровольческие формирования войсковых правительств и вместе с другими добровольцами из разных неказачьих социальных групп сражалось с советскими формированиями.
  
  Установление советской власти в казачьих областях страны во второй половине января - марте 1918 года имело как общие, так и местные, обусловленные спецификой положения в конкретном войске, особенности. В одних войсках она победила в результате напряженной борьбы, в других установилась мирным путем, причем в Семиреченском, Амурском и Уссурийском ее поддержали даже войсковые круги (съезды). Главной же особенностью установления советской власти на территориях казачьих войск страны в рассматриваемый период времени являлась практически общая преобладающая тенденция своеобразной поверхностной, отчасти сугубо формальной советизации казачьих станиц. Образовавшиеся в них советские органы власти зачастую являлись таковыми лишь по названию, поскольку реальную власть осуществляли прежние органы местного станичного самоуправления, сменившие порой только своих руководителей, а иногда лишь наименования. Действительными реальными органами советской власти являлись фактически лишь областные и окружные Советы.
  
  Практически согласившись на признание центральной советской власти и образование ее властных органов в своих областях, основная масса казачества в целом не разделяла, а зачастую просто не понимала ее политической сущности, принципов и установок. По отношению к ней казаки в своем большинстве заняли настороженно-выжидательные позиции. Но такое положение сохранялось весьма недолго, и с началом нового этапа Гражданской войны 1917-1922 годов все казачество оказалось непосредственно вовлеченным в ее масштабные, ожесточенные и кровопролитные сражения и окончательно определилось со своим политическим выбором.
  
  Декретом ВЦИК и СНК от 17 ноября 1917 формально казачество как сословие и казачьи формирования были упразднены. Но казаки как значительная военная и социальная сила активно участвовали в гражданской войне. Казачьи территории стали основными базами Белого движения (особенно Дон, Кубань, Терек, Урал) и именно там велись самые ожесточенные бои.
  
  Гражданская война в России расколола казачество на два непримиримых лагеря. За советскую власть сражались красные казачьи формирования под командованием С.М. Будённого, Б.М. Думенко, Н.Д. Каширина, Ф.К. Миронова и другие (менее 10 % казаков). В рядах Белого движения казаки действовали в Донской армии, Кубанской армии, в войсках Б.В. Анненкова, Г.М. Семёнова и др. Казачьи части являлись в численном отношении главной военной силой Добровольческой армии.
  
  К этому казачество подтолкнула проводимая красными политика расказачивания, сочетавшая не только проявления массового террора (массовые расстрелы, взятие заложников, сожжение станиц, натравливание иногородних против казаков), но и целенаправленные действия по подрыву и полной ликвидации многих основополагающих элементов казачьей жизни (начиная от общей политики, основанной на стремлении одним ударом покончить с казачьей сословностью, и заканчивая комплексом частных мероприятий по переселению в казачьи области неказачьего населения и выселению казаков, перекройке границ бывших казачьих войск, запрету на некоторые элементы традиционной казачьей одежды, переименование станиц в села и др.). Согласно формулировке директивы ЦК от 24 января 1919 года, беспощадного массового террора по отношению к верхам казачества 'путём поголовного их истребления', и казакам, 'принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью', инициированного Оргбюро ЦК в лице его Председателя Я. М. Свердлова.
  
  Полностью пройдя свой путь на Голгофу через кровавые, жестокие события новой русской смуты, в полной мере испытав на себе жуткие проявления бесчеловечной большевистской политики 'расказачивания' и пережив страшный голод 1921 года, казачество оказалось практически обескровленным. Потери казаков на полях сражений, от эпидемий, террора и голода в процентном отношении к общей численности населения страны многократно превзошли аналогичные показатели всех других народов бывшей Российской империи. Общие потери только наиболее дееспособного мужского населения в некоторых казачьих войсках доходили до 50% от его довоенной численности. В эти же годы от лишений, массового террора погибли сотни тысяч ни в чем не повинных казаков - стариков, женщин и детей. По окончании Гражданской войны более 100 тыс. казаков оказалось в эмиграции. Кроме колоссальных людских и материальных потерь казачество понесло и невосполнимые моральные и культурные потери. Все это самым непосредственным образом сказалось на последующей судьбе казаков.
  
  Такой был печальный итог беспощадной Гражданской войны, прошедшей огненными фронтами по казачьим областям. Причем этот итог оказался практически одинаковым и для вовлеченных в смертельные схватки белых и красных казаков. Завершающим казачеству ударом стали социалистические преобразования 30-х годов XX столетия.
  
  Примечание. Теме участия казачества в гражданской войне посвящен раздел 'Казачьи войска в Гражданской войне в России (1917-1922 гг.)' форума 'Гражданская война и военная интервенция в России (1917-1922 гг.)'
  http://ruguard.ru/forum/index.php/board,80.0.html
  
  
  Часть V. Казачество в России после революции и гражданской войны
  
  Ожесточенное сопротивление казаков показало, что одними военными средствами их сломить очень трудно и борьба обещает быть долгой. Поэтому правительство Советской Республики, наряду с военными, начинает активно использовать и меры 'мирного' воздействия на умы и настроения казачества. Прежде всего, необходимо было решить вопрос о налаживании взаимоотношений с 'трудовым казачеством'. 30 сентября 1919 г. ЦК РКП (б) опубликовал 'Тезисы о работе на Дону', которые распространялись и на все казачьи территории. Главный смысл тезисов заключался в том, что казачество в качестве составной части крестьянства объявлялось социальной группой, на которую распространяется курс перехода от нейтрализации середняка к союзу с рабочим классом.
  
  В вопросах о землепользовании на территории казачьих войск, при всех призывах к осторожности, уже летом 1919 года начинаются конфликты между крестьянами и казаками. Как и на крестьян, на казаков легла серьезная нагрузка, связанная с выполнением продразверстки. Казачьи станицы были обычно в числе передовых по темпам ее выполнения. Во-первых, потому, что, потерпев серьезное военное поражение, казаки опасались вызвать слишком негативное отношение к себе со стороны властей; во-вторых, и власти при проведении продразверстки в казачьих районах не церемонились с населением.
  
  24 января 1919 года Оргбюро ВКП (б), рассматривая идею расказачивания, приняло директиву 'Ко всем ответственным товарищам, работающим в казачьих районах'. 29 января Свердлов Я.М. подписал этот документ. В указанной директиве прямым текстом говорилось об истреблении казачества:
  'Учитывая опыт года гражданской войны с казачеством, признать единственно правильным самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путем поголовного их истребления. Никакие компромиссы, никакая половинчатость пути недопустимы. Поэтому необходимо:
  1. Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем вообще казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью. К среднему казачеству необходимо применять все те меры, которые дают гарантию от каких-либо попыток с его стороны к новым выступлениям против Советской власти.
  2. Конфисковать хлеб и заставлять ссыпать все излишки в указанные пункты, это относится как к хлебу, так и ко всем другим сельскохозяйственным продуктам.
  3. Принять все меры по оказанию помощи переселяющейся пришлой бедноте, организуя переселение, где это возможно.
  ...
  5. Провести полное разоружение, расстреливая каждого, у кого будет обнаружено оружие после срока сдачи...'
  
  После Гражданской войны официальная политика расказачивания фактически продолжалась. Особенно ярко проявился курс на 'расказачивание' в процессе организации Советской власти на местах. Состоявшийся в феврале 1920 г. I-й Всероссийский съезд трудовых казаков высказался за то, чтобы в отношении землепользования одинаковыми правами были наделены все трудящиеся, проживающие на казачьих территориях. Вскоре после съезда СНК издал декрет 'О строительстве советской власти в казачьих областях'. В декрете прямо указывалось: 'учредить в казачьих областях общие органы советской власти', предусмотренные конституцией РСФСР и положением всероссийского ЦИК о сельских советах и волостных исполнительных комитетах.
  
  Началась компания по переименованию станиц в волости, по запрету казакам носить их традиционной, фактически ставшей 'национальной' формы и даже по упразднению самого понятия 'казак'. Все это приводило к острым конфликтам.
  
  30 апреля 1925 г. пленум ЦК РКП (б) признал недопустимым 'игнорирование особенностей казачьего быта и применение насильственных мер в борьбе с остатками казачьих традиций' и настраивал местные власти на активизацию ненасильственных методов в искоренении духа и традиций казачьего сословия. На короткое время были восстановлены в гражданских правах бывшие станичные и хуторские атаманы, члены правлений, писаря, сохранены названия станиц, в наименовании советов обязательно упоминалось 'и казачьих депутатов'.
  
  Начавшаяся в 1929-1930 гг. сплошная коллективизация в первую очередь ударила именно по казакам, их больше всего раскулачивали. Без приговоров суда у казаков конфисковывалось все имущество, а их самих с семьями высылали на Север и в Сибирь, использовали на каторжных работах при строительстве индустриальных объектов. Условия жизни спецпереселенцев были критическими, зачастую в палатках в сильнейшие морозы, поэтому смертность среди них была катастрофической. В ходе репрессий 1937-1938 гг. тысячи казаков заключены в лагеря и расстреляны.
  
  Много делалось для того, чтобы вытравить саму память о казачестве. В казачьих станицах и городах разрушались церкви. В официальных документах и анкетах перестало употребляться само слово 'казак'.
  
  Казаки продолжали считаться 'непролетарскими элементами' и подвергались ограничению в правах, в частности, лишение казаков избирательных прав и запрет служить в рядах Красной Армии. В качестве причин выдвигались обвинения в службе в белых армиях и несогласие с политикой Советской власти.
  
  Тем не менее, казачество продолжало оставаться социальной силой, полностью игнорировать которую не решались даже большевики. Со второй половины 30-х годов отношение официальных властей к казакам, хотя бы формально, но начинает меняться: постановлением ЦИК СССР от 20 апреля 1936 г. для казаков были сняты все ограничения по службе в Красной Армии, а по Конституции 1936 г. устанавливалось всеобщее избирательное право, что уравняло казаков в правах с прочими гражданами СССР.
  
  В 1936 году ограничения на службу казачества в РККА были сняты. В соответствии с приказом Наркома обороны К. Е. Ворошилова N 67 от 23 апреля 1936 года некоторые кавалерийские дивизии получили статус казачьих. 15 мая 1936 года 10-я территориальная кавалерийская Северокавказская дивизия была переименована в 10-ю Терско-Ставропольскую территориальную казачью дивизию, 12-я территориальная кавалерийская дивизия, размещенная на Кубани была переименована в 12-ю Кубанскую территориальную казачью дивизию, 4-я кавалерийская Ленинградская Краснознаменная дивизия имени товарища Ворошилова была переименована в 4-ю Донскую казачью Краснознаменную дивизию имени К. Е. Ворошилова, 6-я кавалерийская Чонгарская Краснознаменная имени товарища Буденного переименована в 6-ю Кубано-Терскую казачью Краснознаменную дивизию им. С. М. Буденного, на Дону так же была сформирована 13-я Донская территориальная казачья дивизия. Кубанские казаки проходили службу в составе 72-й кавалерийской дивизии, 9-й пластунской стрелковой дивизии, 17-го казачьего кавалерийского корпуса (позже переименован в 4-й гвардейский Кубанский кавалерийский корпус), оренбургские казаки служили в 11-й (89-й), затем 8-й Гвардейской Ровенской ордена Ленина, ордена Суворова казачьей кавалерийской дивизии и ополченческой казачьей дивизии в г. Челябинске.
  
  Казачьими частями командовали Н. Я. Кириченко, А. Г. Селиванов, И. А. Плиев, С. И. Горшков, М. Ф. Малеев, В. С. Головской, Ф. В. Камков, И. В. Тутаринов, Я. С. Шарабурко, И. П. Калюжный, П. Я. Стрепухов, М. И. Суржиков и другие. Также к казачьим командирам можно отнести и маршала К. К. Рокоссовского, который командовал 5-й Кубанской кавалерийской бригадой ещё в боях на КВЖД в 1929 г.
  
  В 1936 г. была утверждена парадная форма для казачьих частей. Первый парад РККА на Красной площади с участием казачьих частей состоялся 1 мая 1937 года.
  
  
  Часть VI. Казачество в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
  
  С началом Великой Отечественной войны казачьи части, как регулярные, в составе Красной армии, так и добровольческие, приняли активное участие в боевых действия против Вермахта.
  С 1943 года происходило объединение казачьих кавалерийских дивизий и танковых частей, в связи с чем образовывались конно-механизированные группы. Лошади использовались в большей степени для организации быстрого перемещения, в бою казаки были задействованы в качестве пехоты. Из кубанских и терских казаков так же были сформированы пластунские дивизии.
  
  Из числа казачества, 262 кавалериста получили звание Героя Советского Союза, 7 кавалерийских корпусов и 17 кавалерийских дивизий получили гвардейские звания.
  
  В составе советской армии в Великой Отечественной войны 1941-1945 годов приняли участие следующие казачьи соединения:
  1. Кавалерийские корпуса:
  4-й гвардейский казачий кавалерийский Кубанский ордена Ленина Краснознаменный орденов Суворова и Кутузова корпус;
  5-й гвардейский казачий кавалерийский Донской Будапештский Краснознаменный корпус.
  2. Кавалерийские и пластунская дивизии:
  5-я кавалерийская Ставропольская дивизия им. М.Ф. Блинова;
  6-я казачья кавалерийская Кубанско-Терская Чонгарская ордена Ленина трижды Краснознаменная ордена Красной Звезды дивизия им. СМ. Буденного;
  8-я гвардейская кавалерийская Ровенская Краснознаменная ордена Суворова дивизия им. Ф.М. Морозова;
  9-я гвардейская казачья кавалерийская Кубанско-Барановичская дважды Краснознаменная орденов Кутузова, Суворова и Богдана Хмельницкого дивизия;
  9-я пластунская стрелковая Краснодарская дважды Краснознаменная орденов Кутузова и Красной Звезды дивизия;
  10-я гвардейская казачья кавалерийская Кубанско-Слуцкая Краснознаменная орденов Кутузова, Суворова и Богдана Хмельницкого дивизия;
  11-я гвардейская казачья кавалерийская Донская Волновахская Краснознаменная ордена Богдана Хмельницкого дивизия;
  12-я гвардейская казачья кавалерийская Донская Корсуньская Краснознаменная ордена Кутузова дивизия;
  13-я казачья кавалерийская Кубанская дивизия;
  3. Дивизии народного ополчения:
  Добровольческая Донская казачья дивизия;
  1-й казачья (Оренбургская) кавалерийская дивизия народного ополчения.
  
  Из числа казачества, 262 кавалериста получили звание Героя Советского Союза, 7 кавалерийских корпусов и 17 кавалерийских дивизий получили гвардейские звания.
  
  Казаки воевали не в только казачьих кавалерийских или пластунских частях, а во всей советской армии или отличились в военном производстве. Танковый ас N 1, Герой Советского Союза Д. Ф. Лавриненко - кубанский казак, уроженец станицы Бесстрашной; генерал-лейтенант инженерных войск, Герой Советского Союза Д. М. Карбышев - уральский казак, уроженец Омска; командующий Северным флотом адмирал А. А. Головко - терский казак, уроженец станицы Прохладной; конструктор-оружейник Ф. В. Токарев - донской казак, уроженец станицы Егорлыкской Области Войска Донского; командующий Брянским и 2-м Прибалтийским фронтом, генерал армии, Герой Советского Союза М. М. Попов - донской казак, уроженец станицы Усть-Медведицкой Области Войска Донского.
  24 июня 1945 г. казачьи расчеты в исторической форме своих предков заслуженно приняли участие в Параде Победы.
  
  Заключение
  
  Таким образом, к началу XX столетия казачество представляло собой социальное образование, входившее и в этносоциальную, и в социально-классовую структуры российского общества, имевшее специфическое организационное образование в виде казачьих войск. Последние имели административно-территориальное деление и систему управления.
  
  В административно-территориальном плане казачьи войска являлись отдельными самостоятельными единицами, располагавшимися либо на территориях собственных областей, либо, что являлось характерным для войск востока страны, на территориях части одной или нескольких губерний. Каждое войско имело внутреннее административное деление на округа и отделы.
  
  Значительные особенности были и в системе высшего управления и местного самоуправления в казачьих войсках. Она включала в себя как гражданские, так и военные органы высшего управления на уровне войска, а также необходимые управленческие звенья среднего уровня (отдельские, окружные). Достаточно обширным спектром властных полномочий обладали органически дополнявшие управленческую властную вертикаль органы местного казачьего самоуправления на уровне станиц. Помимо этого, в системе управления казачьими войсками востока страны, то есть в азиатской части России, имело место совмещение гражданских губернских, военных окружных и собственно казачьих войсковых высших органов власти. В результате управление этими войсками осуществляли или губернаторы, или командующие военных округов, на территории которых располагалось то или иное войско, зачастую - и первых, и вторых одновременно, и только затем - их наказные атаманы. Зачастую все эти высшие должностные посты занимал один человек. Отличительные особенности казачьи органы власти и управления имели и в плане внутренней структурной организации, начиная от названий и заканчивая наличием соответствующих структурных подразделений в том или ином войске.
  
  Специфику социально-классовой организации казачества как особого военно-служилого сословия (данное определение в официальных документах отсутствовало) отражали законодательно оформленные и составлявшие единую систему права и обязанности казаков. Однако неуклонно возраставшие противоречия в этой области довольно отчетливо свидетельствовали о растущем несоответствии существовавшей тогда системы объективным процессам общего социально-экономического развития страны и об увеличении и обострении ее внутренних проблем.
  
  Весьма противоречивые процессы происходили во всей системе внутренней организации казачества. Так, под постоянно усиливавшимся воздействием целого комплекса объективных факторов как внешнего, так и внутреннего плана росли сложности в системе казачьего землепользования. Увеличивались темпы и масштабы социальной дифференциации казачества, что самым непосредственным образом сказывалось на обострении внутриобщинных экономических и социальных противоречий. Возрастали взаимное влияние и взаимное стимулирование названных тенденций. В социальной структуре казачества преобладала середняцкая прослойка. Причем это было характерно для всех казачьих войск страны, хотя ее процентное выражение в войсках различных регионов являлось, естественно, несколько различным: на юго-востоке европейской части России чуть большим, а в азиатской части - меньшим.
  
  Проводимая красными политика расказачивания, сочетавшая массовый террор и целенаправленные действия по подрыву и полной ликвидации многих основополагающих элементов казачьей жизни вынудило казачество к активной борьбе с советской властью.
  
  В результате Гражданской войны 1917-1922 годов, политики 'расказачивания', голода 1921 года, казачество оказалось практически обескровленным. Общие потери казаков в некоторых казачьих войсках доходили до 50%. Население казачьих областей сократилось на треть от его довоенной численности. По окончании Гражданской войны более 100 тыс. казаков оказалось в эмиграции. Кроме колоссальных людских и материальных потерь казачество понесло и невосполнимые моральные и культурные потери. Все это самым непосредственным образом сказалось на последующей судьбе казаков.
  
  В ходе проводимой в 1929-1930 гг. коллективизации десятки тысяч казаков были раскулачены, высланы на Север и в Сибирь, на строительство промышленных объектов, в 1937-1938 гг. тысячи казаков заключены в лагеря и расстреляны. Для ликвидации память о казачестве в казачьих станицах и городах разрушались церкви. В официальных документах и анкетах перестало употребляться 'казак'. Казаки продолжали считаться 'непролетарскими элементами' и подвергались ограничению в правах, в частности, лишение казаков избирательных прав и запрет служить в рядах Красной Армии. В качестве причин выдвигались обвинения в службе в белых армиях и несогласие с политикой Советской власти.
  
  Тем не менее, казачество продолжало оставаться социальной силой, полностью игнорировать которую не решались даже большевики. Со второй половины 30-х годов для казаков устанавливалось всеобщее избирательное право, сняты все ограничения по службе в Красной Армии. В 1936 году ряду кавалерийских частей и соединений присвоен статус казачьих, возвращена традиционная казачья форма одежды.
  
  С началом Великой Отечественной войны казачьи части, как регулярные, в составе Красной армии, так и добровольческие, приняли активное участие в боевых действия против Вермахта. Тысячи казаков за мужество и героизм были награждены государственными наградами.
  
  Войны XX столетия, репрессии и на казаков привели к тому, что к концу века численность 'родовых' казаков даже на исторических казачьих территориях значительно сократилось. Но, вопреки всему, в конце 80-х начале 90-х годов XX века начался сложный и длительный процесс возрождения казачества.
  
  
  Источники:
  
  1. Военный энциклопедический словарь. М., Воениздат, 2007. С. 307-308.
  2. Воскобойников Г.Л. Казачество в первой мировой войне 1914-1918 гг. М., 1994.
  3. Галушко Ю. Казачьи Войска России. М., 1993.
  4. Гордеев А.А. История казаков. М., 1991-1993. Т.1-4.
  5. Губарев Г.В. Книга о казаках. Париж,1957. Т.1-6.
  6. Донские казаки в прошлом и настоящем. Ростов-на Дону, 1998.
  7. Казаки (http://ru.wikipedia.org/wiki/Казаки)
  8. Казачьи войска (http://www.regiment.ru/reg/III/E/E.htm)
  9. Казин Х.В. Казачьи войска. СПб.,1912.
  10. Керсновский А. А. История русской армии: В 4 т. М., 'Голос', 1992.
  11. Мининков Н.А. Донское казачество в эпоху позднего средневековья (до 1671 г.). Ростов-на-Дону, 1998.
  12. Мухин А., Прибыловский В. Казачье движение в России и странах ближнего зарубежья (1988-1994). М., 1994. Т.1-2.
  13. Рыжкова Н.В. За Веру, Отечество и други своя: Донские казаки в Великой войне 1914-1917 гг. Ростов-на Дону, 1998.
  14. Станиславский А.А. Гражданская война в России ХVII в.: Казачество на переломе истории. М., 1990.
  15. Сухопутные войска России. История создания, становления и развития. М., ВИ, 2001. С. 36.
  16. Трут В.П. Дорогой славы и утрат. Казачьи войска в период войн и революций. М., Яуза, Эксмо, 2007.
  17. Хорошхин М. Казачьи войска. Спб.,1881.
  18. Шишов А.В. 100 великих казаков. М., Вече, 2007. - 480 с.
  19. Яворницький Д. I. Iсторiя запорозьких козакiв. Киiв, 1990-1993. Т.1-3.
  20. Перечень наименований объединений, соединений и других формирований Вооруженных Сил, народного ополчения, гражданских ведомств СССР и иностранных формирований, участвовавших в Великой Отечественной и советско-японской войнах 1941-1945 гг.: Справочник, М., 2005.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"