Охрименко Александр : другие произведения.

А мне всегда чего-то не хватает...

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О жизни хиппи в США и СССР

  В конце 70-х, в магазине "Политической книги" (был такой на углу Красноармейской и бульвара Тараса Шевченко) купил я интересную брошюрку. Ее написал Генрих Боровик. Это один из известных советских политических обозревателей, которые имели возможность бывать в США и описывали "тяжелую" жизнь американцев. Эта брошюрка была об американских хиппи. И хотя она на половину была посвящена критике американского образа жизни, но часть текста оказалось очень интересной. Там описывался быт американских хиппи и причины появления этого движения. Все о чем писалось в издании уже история, но история интересная.
  
  Почему это случилось в США
  
  Движение хиппи в США было настолько мощным, что о нем нельзя было не говорить. И было множество попыток объяснить причины появления этого движения среди молодежи. Согласно упомянутой брошюрке, появление движения хиппи было закономерно и вполне оправданно - это была реакция американской молодежи на американское общество потребления.
  
  Считается, что движение хиппи стало носить массовый характер в 60-х годах. Это был как раз период, когда подросли и стали юношами и девушками послевоенные дети Америки. То есть те дети, которые родились или во время Второй мировой войны, или сразу после ее завершения. Причем родителями этих детей было поколение, которое родилось и жило во времена Великой депрессии. Поэтому нет ничего удивительного, что когда после Второй мировой войны в США начался экономический подъем, "поколение Великой депрессии" бросилось создавать американский мир потребления. Именно в это время в США и был сформирован средний класс. Именно в это время "американская мечта" (свой дом, машина, двое детей и полный дом товаров) стала сбываться. Соответственно апологеты движения хиппи слышали о Великой депрессии, но не жили во времена Великой депрессии. Зато они видели, как их родители делают карьеру, залазят в долги, чтобы купить дом, постоянно думают только о том, как заработать как можно больше денег, чтобы благоустроить свой дом и свой быт. Выросшее в условиях далеких от условий времен Великой депрессии, новое поколение послевоенных американцев вполне логично стало протестовать против мира потребления, где жизнь человека направлена только на зарабатывание денег. "В мире денег нет места любви, счастью, радости жизни и простому человеческому общению", - так, или приблизительно думали и говорили хиппи в те времена. Поэтому хиппи отказывались учиться или работать и ходили с длинными волосами и в протертых джинсах, чтобы показать свое презрение к миру вещей. Они любили собираться группами, петь песни, тусоваться, и вообще проводить время весело и вольготно. В отличие от их родителей, они не переживали, что нужно делать карьеру, надо думать как погашать ипотечный кредит, копить деньги на старость. Куда было приятнее лежать на лужайке и греться на солнышке, в дружеской и веселой компании таких же свободных людей.
  
  В философии это называется закон отрицания отрицаний. В отличие от животных, человек имеет разум и постоянно все подвергает сомнению. Он пытается понять окружающий его мир, используя эмпирический метод познания, не обращая внимания, что ученые и советуют использовать не эмпирический, а рациональный метод.
  
  Когда маленький ребенок тащит все вещи, которые он берет в руки, себе в рот, он с помощью эмпирического метода пытается определить, что можно есть, а что не стоит. Когда же человек взрослеет, то он, прежде всего, подвергает критике свой окружающий мир и все хочет проверить сам, хотя бы через механизм проб и ошибок. Сартр считал, что это связано, с тем, что человеческое "Я" всегда будет довлеть над человеческим разумом, и сколько бы раз человек не читал о том, что "это нельзя" или "это невозможно", но все же, хотя бы в уме, подумает о том, чтобы этот запрет нарушить и попробовать все на практике.
  
  Но закон отрицания отрицаний не полный отказ от прошлого. На каком-то этапе, человек за счет эмпирического метода переосмысливает свои гипотезы и идеи, и в конечном итоге возвращается на первоначальные позиции, хотя и со своим критическим мышлением.
  
  То же самое получилось и с американскими хиппи. Попробовав свободы, многие хиппи потом стали ярыми яппи. Сбросив с себя антураж хиппи, они вернулись к привычной жизни американцев и, как и их родители, начали зарабатывать деньги. Но не просто деньги, а громадные деньги. Если раньше "американской мечтой" были просто хорошие бытовые условия, то для яппи главной целью жизни стала карьера и обязательно личный успех, даже за счет других. В той же брошюре о хиппи, был приведен рассказ, как один из бывших хиппи разбогател, создал у себя в доме музей хиппи, и для этой цели скупал разные атрибуты этого движения, при этом за "какую-то гитару заплатил сотни тысяч долларов".
  
  В этой брошюрке не были описаны дети хиппи. Но надо думать, что когда выросли дети хиппи, они уже с иронией и насмешкой смотрели на чудачества своих родителей, что очень обижало отдельных родителей, ведь дети совершенно не хотят быть хиппи и не разделяют их увлечение собирать вещи хиппи.
  
  Само движение хиппи уже в 70-х годах пошло на спад и на смену ему пришли другие модные движения. Но, были такие хиппи, которые что называется "заигрались в хиппи". И вот когда такие тридцатилетние хиппи обнаружили, что они не имеют ни нормального образования, ни работы, ни нормального жилья, они задумались и поняли кто во всем виноват. Конечно, виноваты оказались их соседи, знакомые и просто люди с улицы, которые не хотели понять их великие мысли о любви и братстве, а самое главное, что они не захотели им, истинным хиппи, предоставить высокооплачиваемую работу, бесплатное жилье, дать горы денег, а они бы валялись на лужайках и продолжали разглагольствовать о любви и братстве. Часть бывших хиппи примкнуло к левому движению и в конце 70-х количество членов коммунистической партии США выросло. Часть хиппи бросилась в другую крайность, и полюбило ультраправые высказывания. Но большая часть загулявших хиппи или спились или умерли от передозировки наркотиками.
  
  Хиппи и другие типы молодежных движений у нас.
  
  В СССР мода на хиппи пришла тогда, когда в США это движение уже начало затихать. В этом нет ничего удивительного. Интернета тогда не было, американское телевиденье, а тем более газеты и журналы, были недоступны. Единственным источником информации было радио "Голос Америки", или "Голос Свободы", их постоянно глушили, но народ слушал. Поэтому, если в США хиппи, это были дети детей переживших Великую депрессию, то в СССР сторонники хиппи, это были дети, которые не помнили Сталина, но зато хорошо помнили времена Брежнева. Это, как раз, молодые люди времен развитого социализма, когда социализм был уже построен в целом, и теперь, в условиях развитого социализма происходил поступательный период построения коммунизма. Только дата построения коммунизма уже точно не называлась. На всякий случай.
  
  Стоит не забывать, что 5-е управление КГБ не дремало и боролось с буржуазным влиянием хиппи по всем фронтам. Кроме того партия, и особенно комсомол, проводили превентивные мероприятия для недопущения распространения движения хиппи в СССР. В начале 80-х было специальное закрытое письмо ЦК КПСС, где специалисты КГБ доказывали, что моду на хиппи придумали агенты ЦРУ, специально, чтобы отвлечь советскую молодежь от строительства коммунизма. Для борьбы с этой "заразой" предлагался целый набор мер, от агитации и пропаганды, до исключения из комсомола и партии за антисоветское поведение.
  
  История знает случаи, когда отдельные маргиналы, на требования ректора "постричься или написать заявление об отчислении из ВУЗа" выбирали второе. Но это были редкие факты, чаще всего хипповали аккуратно, чтобы сильно с властью не сорится. Это в США можно похипповать, а потом стать руководителем крупной фирмы, в СССР надо было всегда думать о своей биографии, ибо одна ненужная запись в учетной карточке могла испортить всю жизнь. Поэтому движение хиппи, было, может не таким ярким, как в США, но очень массовым.
  
  Если в США движение хиппи, это был протест против американского общества потребления, то в СССР основы движения хиппи были совершенно другими. В СССР протестовать против общества потребления было сложно, так как не было никакого общества потребления, было скорее общество непотребления и доставания. Поэтому главная цель хиппи в СССР, это был протест против советской жизни. В СССР всегда ругали США и считали, что все беды в СССР от США. Все СМИ постоянно критиковали и рассказывали, как плохо жить в США и хорошо в СССР. В школе и ВУЗах всегда говорили о проблемах США и призывали молодежь любить советскую Родину. Поэтому согласно философскому закону отрицания отрицаний, советская молодежь боготворила США и считала, что все, что американское, это только хорошее и самое лучшее. Поэтому быть хиппи или хотя бы слушать музыку хиппи, это было правильно. А вот если молодой человек говорил, что он очень любит советскую жизнь и не любит США на него в лучшем случае смотрели как на чудика. Нет, конечно, когда выступали с трибуны, говорили все правильно: "Мы любим СССР и ненавидим США", но когда собиралась группа молодых людей на тусу, то такая любовь к СССР воспринималась как шизофрения.
  
  Как любое молодежное увлечение оно оказалось не вечным. И пришло время и уже "мне стали слишком малы мои тертые джинсы". Как противовес, появились митьки, которые были против и СССР и США. С началом перестройки поток информации, стал таким большим, что многие заблуждения о США стали заметны и хиппи уже не казались такими романтичными и интересными. А самое главное, США уже перестало быть врагом номер один. Исчезла подоплека протестного конфликта. Это во времена СССР, если у тебя на футболке изображен флаг США было круто и нетипично, а во времена перестройки этих футболок стало слишком много, и уже не в кайф.
  
   И настал день
  
  Что может рассказать человек, который родился во времена похорон Брежнева, когда он ел манную кашу смотря по телевизору странных дядь и странную музыку? Уже фактически выросло новое поколение людей, которые не помнят ни Брежнева, ни развитой социализм и даже Горбачева, а тем более СССР. Но, они помнят Украину. Они выросли с этой Украиной, и теперь они вполне логично считают, что все это не правильно, все нужно переделать. Закон отрицания отрицаний действует. Вся современная жизнь подвергается критике и сомнению. И это правильно. Молодежи нужно сомневаться и бунтовать. Когда же еще это делать, как не в молодые годы.
  
  Неудивительно, что когда критически относишься к современной жизни, всегда хочется что-то изменить и улучшить. И тут тебе на глаза попадаются мифы и сказочки о СССР. Как во времена СССР советские люди восхищались США, так теперь отдельным лицам, кажется, что в СССР было очень хорошо. Надо менять Украину в таком ракурсе и мечтать, о том, что можно сделать рай на земле, не зная, что такое рай.
  
  Как думает молодой украинец
  
   "Сейчас без денег в ВУЗ не поступишь, а вот в СССР в ВУЗах образование было бесплатным"
  
   - В СССР было значительно меньше ВУЗов, и для поступления в ВУЗ надо было иметь или собственные знания, или блат. То же самое и сейчас. Если у человека есть ум, то можно без проблем поступить на бюджетный курс, и даже получать стипендию, а если ума нет, то нужно заплатить. Все справедливо.
  
  "Работы не найдешь, а вот в СССР не было безработных"
  
   - Действительно в СССР за тунеядство садили в тюрьму (если не имеешь постоянной работы в течение трех месяцев). И сейчас можно без проблем получить работу в службе занятости. Другое дело, что там, как правило, вакансии с непопулярной работой, где мало платят, и никто не хочет туда идти работать. В СССР было аналогично, такой низкооплачиваемой работы хватало всем, но если хочешь хорошую работу нужно или блат или "локтями поработать", так как желающих много.
  
  "В СССР бесплатно выдавали жилье, а теперь можно только купить"
  
   - В СССР в очередях на жилье стояли десятилетиями, и не было гарантии, что получишь. Многие умирали, так и не получив жилье. В Украине тоже есть много категорий работников, которые могут получить жилье бесплатно. Но, как и в СССР, в Украине бесплатное жилье без хорошего блата не получишь.
   ...Закон отрицания отрицаний движется дальше, пройдет время, и дети этих любителей СССР будут смеяться над наивностью своих родителей.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"