Бред Александр : другие произведения.

Между надеждой и страхом

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Конспект "Богословско-политического трактата." Только, пожалуйста,не пугайтесь.

   Между надеждой и страхом.
   ( Конспект "Богословско - политического трактата", написанного
   Бенедиктом Спинозой в 17 веке в Голландии).
  
  
  .
   Предисловие
   Счастливые люди неохотно верят в сверхъестественное, но стоит несчастью постучаться в их дом, как они уже мечутся между надеждой и страхом и готовы верить чему угодно. Пустяковую примету они провозглашают божественным предзнаменованием и готовы ради нее приносить жертвы и давать обеты. Они создают бесконечное множество выдумок, приписывая природе удивительные свойства, как будто она безумствует вместе с ними.
   Когда страх властвует над людьми, они почитают за божественные указания сны, бред воображения и прочий детский вздор. Более того, они верят, что Бог отвернулся от мудрых и сделал своими доверенными дураков и безумцев. Так, Александр Македонский обратился к прорицателям только тогда, когда он впервые испытал страх за свою судьбу, стоя у ворот Суз. После же победы над Дарием он перестал совещаться с ведунами и прорицателями, пока вторично не испытал страха: когда бактрийцы отложились, а скифы вынуждали его на сражение; он же в это время лежал, изнемогая от раны. Тогда он снова, впавши в суеверие, приказал Аристандру предсказать судьбу по внутренностям птиц.
   Рождаясь от надежды и страха, суеверие, подобно причудам души и приступам безумия, не может быть постоянным и все время меняется. Люди легко отказываются от одного суеверия, чтобы угодить в сети другого. Вот почему чернь никогда не остается спокойной, ибо её притягивает только то, что ново, и в чем она не успела обмануться. Это непостоянство было во все времена причиной возмущений и страшных войн. Как сказал римский историк Курций: "ничто лучше не властвует над толпой, чем суеверие".
  
   Земные правители пользуются суевериями, чтобы посеять страх среди подданных и укрепить свою власть. Они обставляют поддерживающую их религию (истинную или ложную) пышными обрядами и церемониями и всеми силами подавляют свободомыслие. Воистину, высшая тайна монархического правления заключается в том, чтобы держать людей в обмане и страхе, прикрываясь громким именем религии.
   А сейчас я вкратце изложу причины, побудившие меня взяться за перо. Я часто удивлялся, когда был свидетелем как христиане, проповедующие любовь и радость, мир и доверие, вступали между собой в ожесточенные споры, проявляя друг к другу не любовь, а ненависть. Ведь если смотреть в корень, то у христиан, магометан, евреев и язычников, несмотря на их религиозные различия, остаются одинаковыми их житейские правила, и им нет причин ненавидеть друг друга. Отыскивая причину зла, я не сомневался, что оно возникло оттого, что простому народу вменялось в религиозную обязанность смотреть на служение при церкви как на достоинство, и оказывать священникам высший почет. Но как только церковные должности превратились в доходную статью, сюда устремились многие негодяи, желающие занять эти должности и воспользоваться их благами. Усилиями этих недостойных людей храм превратился в театр, где вместо наставников и учителей появились ораторы и актеры. Послушать такого оратора, вещающего с амвона, и можно подумать, что только ему открыта истина, он один знает путь к спасению, и только ему должна поклоняться толпа. Увы, от прежней религии ничего не осталось, кроме внешнего культа.
   Исследовав Писание, я пришел к выводу, что в нем нет ничего такого, что противоречило бы здравому смыслу, а также, что пророки учили только вещам, легко доступным для понимания. Кроме того, я убедился, что Писание не подавляет разум (как это пытаются сделать некоторые богословы!), т.к. трактует вопросы, не имеющие к философии никакого отношения. Отсюда следует, что, анализируя Писание, нужно искать доказательства только в нем самом, а не в кладовых природы. Ибо предметом откровений является повиновение человека Божественным заповедям, что совершенно отличается от естественного познания. Иными словами, откровения, высказанные в Писании, и познание Природы суть различные области, каждая из которых опирается на собственную пяту. Они не противоречат и не подчиняются друг другу.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"