БРЕСТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ ОБРАЗОВАНИЯ
БРЕСТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР МОЛОДЕЖНОГО ТВОРЧЕСТВА
СЕНСО-МОТОРНЫЙ МЕТОД РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ
(интенсивное обучение правописанию)
ПРОГРАММА
Брест, 2002
Сенсо-моторный метод орфографии - эффективная, полезная методика, использующая лучшие наработки педагогов 19-20 веков, в особенности, так называемой "педагогики действия" (Томсон, Лай).
Интенсивная сознательная работа с печатными художественными текстами и словарями позволяет воспринимать слова несколькими анализаторами. Это облегчает запоминание орфограмм, позволяет быстрее сформировать навык грамотного письма. Специальная тренировка графической зрительной памяти, активизация зрительного анализатора дают возможность лучше запоминать графический облик слова. Орфографическое (побуквенное, послоговое) проговаривание слов позволяют использовать слух для орфографии.
Многократное прочитывание, проговаривание, сознательное переписывание эталонных печатных текстов и словарей с постоянным узнаванием, уточнением значений, произношения и правописания новых слов расширяют словарный запас и дар слова школьников. Обогащение словарного запаса, развитие лингвистических способностей поднимают общий уровень интеллекта. Это улучшает и грамотность учеников.
Предлагаемая методика не отменяет традиционных школьных приемов обучения орфографии, а лишь дополняет их.
Методика может использоваться учителями-словесниками на уроках развития речи, на факультативных занятиях, для улучшения грамотности отстающих школьников.
Автор Акулов Владимир Владимирович, педагог-организатор, руководитель лингвистического кружка
Рецензенты: С.А.Смирнова, методист отдела образования администрации Московского района г.Бреста
Т.В.Каган, учитель русского языка и литературы СШ Љ7 (учитель высшей категории)
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Писать грамотно по-русски очень трудно. В русском языке около 106 тысяч слов. Написания большей части из них не совпадают с произношением. Поэтому использовать слух для орфографии затруднительно. Так называемый "сознательный метод" обучения, когда последовательно и фундаментально изучаются основные разделы языкознания, а также более 420 правил орфографии и пунктуации, очень труден и долговременен. Дети младшего, среднего возраста, многие старшеклассники вынуждены писать безграмотно из-за чрезвычайной трудности формирования орфографического навыка.
Проблемы школьной орфографии усложняются из-за того, что современные дети мало читают, обладают низким словарным запасом, не знают, не помнят графических образов слов. Проводя большую часть свободного времени у экранов телевизоров и компьютеров, школьники не развивают свои лингвистические способности. Задержка в развитии Дара слова приводит к снижению интеллектуальных характеристик учеников, дети не могут повысить свою грамотность.
Предлагаемая методика - более интенсивный способ развития речи и интеллекта ребенка, более быстрый путь овладения навыками орфографии. Методика использует самые лучшие разработки педагогов 19 века и современные учебные инновации.
Занятия можно проводить индивидуально и в больших (до 30 человек) классах и группах детей примерно одного возраста: 3-5 классы; 6-8-е. Не следует проводить совместные занятия старших и младших школьников. Младшие пишут и воспринимают учебный материал медленнее старших ребят. Старшие школьники, оказавшиеся в одном классе с малышами, чувствуют себя некомфортно.
Чтобы играть с буквенными карточками, дети садятся по двое за столами и поочередно предлагают друг другу отгадать спрятанную карточку. Когда зрительные анализаторы активизированы, кружковцы начинают работать автономно (каждый со своим учебным модулем - художественными текстами или сегментами "Частотного словаря". За урок ученикам предлагается сенсо-моторно воспринять и запомнить примерно 20-30 слов). Работа над словарем - отдельный, общий для всех сегмент урока. Когда учитель объясняет значения незнакомых слов, весь класс внимательно слушает. Переписывание художественных текстов - также отдельный сегмент занятия. Дети учатся воспринимать словосочетания, предложения, тексты целостно, неразорвано. Если бы часть класса работала с текстами, другая часть - с трудными словами, требующими вербальной активности учителя, урок проходил бы неэффективно, хаотично.
У старших школьников большая емкость памяти, выше обучаемость. Старшеклассникам сразу объясняем принципы сенсо-моторной методики (активизация и тренировка зрительного анализатора, "фотографирование" глазами графического образа слова, орфографическое (побуквенное) проговаривание слов и орфограмм, послоговое медленное редакторское прочитывание слов при поиске орфографических ошибок). Объясняем, что скорочтение не годится для обучения грамотности.
Для тренировки зрительной графической памяти старшеклассникам предлагаем запомнить 5-10 буквенных карточек. Предложения из художественных текстов старшеклассники с третьего занятия переписывают по методу зрительного самодиктанта (внимательно, медленно прочитывают предложение, запоминают графический образ трудных слов, после чего пишут предложение по памяти). Самопроверка - после каждого предложения! Текст в книге - универсальный учебный модуль, коррегирующий орфографические ошибки.
"Частотный словарь школьника" добросовестно занимающиеся старшеклассники могут запомнить очень быстро. После 3-х-4-х месяцев занятий старшие школьники могут работать с текстами и словарями самостоятельно. Учитель постоянно напоминает ребятам, что абсолютной грамотности научиться очень трудно. Для этого нужно учиться всю жизнь.
Учебное пособие предназначено для руководителей лингвистических кружков, родителей отстающих школьников, учителей-словесников, родителей, самостоятельно занимающихся с детьми.
СЕНСО-МОТОРНЫЙ МЕТОД ОРФОГРАФИИ
Язык - инструмент мысли, средство создания информационных моделей объектов, систем, функций.
"В начале было слово" (Евангелие от Иоанна. Гл1, ст1). Глубину этой великой истины легче постигнуть, вспомнив, что в древнегреческих рукописях Библии "логос" означало и "слово", и "мысль". Значит, в начале всего была "мысль". Но мысль не существует без слова, без языка. "Мысль не выражается в слове, но совершается в слове" (Выготский Л.С.). Таким образом, древние пророки за тысячи лет до появления современного научного языкознания, теории информации, теории систем, теории организации интуитивно открыли, что мысль предшествует рождению любых упорядоченных объектов, систем, функций (крылья - объекты, полет - функция. Мышление и душа человека - функции, но не объекты). Строительству пирамиды или самолета предшествовали многочисленные мысли, слова, планы, чертежи относительно этих сложных объектов. Никакая армия не может начать движение и, тем более, военные действия без приказа, который, по сути, слова и мысли. Рождению человека предшествуют человеческие ДНК и гены, являющиеся информацией, "мыслью" о будущем человеке. Также, очевидно, появлению упорядоченных свойств вещества и космоса предшествовала строго упорядоченная информация, мысль, "логос".
Мысль идеальна, невесома. И в то же время мысль - громадная сила. Летящий в небе вертолет, в сущности, сложно структурированная МЫСЛЬ конструкторов, заставивших тяжелый металл летать по воздуху. Мышление и сознание - функции мозга, но не сам мозг. Мозг лишь инструмент мысли. Мысль, информацию нельзя отождествлять с материальными носителями информации - звуками речи, текстами книг, с клинописью древних шумеров. Носители информации всегда материальны. Но мышление, сознание, душа человека - нематериальны. Они существуют в языке. Таким образом, развитие человеческого дара слова, обучение грамотности - это не только скучные суффиксы и спряжения, а нечто более важное... Интенсивные лингвистические тренировки развивают мозг и личность человека.
Изобретение письменности, история в письменности.
Животные общаются друг с другом с помощью разнообразных звуков, жестов, гримас, прикосновений, укусов. Насекомые выработали языки поз, танцев, запахов. Эти языки примитивны, инстинктивны, ситуационны. С их помощью невозможно выразить абстрактные понятия, например: "Существование предшествует сущности" (Ж.П.Сартр) или Е=mc² (А.Энштейн). (Математика вообще невозможна без специального языка. Ведь любая цифра - это также и слово. "8" - "восемь"). Высокоразвитые животные способны к ситуационному мышлению, могут понимать человеческие слова. Но никакая даже самая умная лошадь не может высказать глубокой мысли. Тем более, лошадь не напишет связного текста: не способным к тонкой моторике копытом писать трудно.
Древние люди долгое время не знали письменности, хотя умели говорить и мыслить. Однако устная речь не позволяла передавать сообщения и знания во времени, от поколения к поколению. Изобретение письменности стало началом истории человеческих идей и мыслей.
Наскальные рисунки - первые попытки сохранить человеческую мысль для вечности.
Рис. 1. Мы были на охоте, убили быка.
Однако в рисунках нет строки, по которой скользил бы взгляд читающего. Нет движения - нет временного вектора. Оттого динамику человеческой мысли наскальные рисунки не передают. Они статичны, будто скалы.
Около 6 тысяч лет назад древние шумеры, создавая письменность, изобрели пиктографические рисунки для обозначений слов.
Рис. 2.
Шумеры также пользовались оттисками палочек на глиняных табличках, записывая слова клинописью.
Рис. 3.
Шумеры не знали фонетики и думали, что речь состоит только из слов. Шумеры и древние египтяне использовали пиктограммы для записи звучания отдельных слогов, слов и предложений.
костюм - ус - кий (пиктографическая запись).
Костюм узкий (фонематическая запись).
Рис. 4. Роза пила чай.
Китайские иероглифы тоже рисовались сначала как картинные значки для отдельных слов.
- (янь) человек
Рис. 5.
Потом иероглифы стали менее образными, превратившись в абстрактные идеограммы, в которых, как в цифрах, написание не опирается на произношение. Запоминать китайские иероглифы трудно. Нужна специальная графическая зрительная память. В Китае обсуждают проблему перевода письменности на фонематический принцип.
Около 2,5 тысяч лет назад древние семитские племена догадались, что слова состоят из звуков, и придумали буквы для их обозначения. Сначала придумали только согласные буквы, как наиболее значимые в корнях слов. Позже древние греки изобрели гласные буквы. Письмо стало фонематическим (См. рис. 6).
Фонематическое письмо проще пиктографического. Письмо буквами требует меньших графических средств, чем письмо иероглифами. Для записи всех русских слов требуется всего 33 буквы. При записи слов иероглифами нужны специальные графические знаки для каждого нового лексического значения.
Однако не всегда буквенные написания предпочтительнее пиктограмм или идеограмм. Например, дорожные знаки удобнее изображать пиктограммами или идеограммами. Их лексические значения, записанные буквами, многие водители на скорости прочитать бы не смогли. Это приводило бы к авариям. Пиктограммы, лишенные линейности, в движении воспринимаются быстрее.
Для записи цифр (математических идеограмм) фонематический принцип также неудобен. Трудно представить, как бы мы умножали "шестнадцать на шестнадцать". 16х16 - запись более компактная!
Алфавиты различных народов.
Рис. 6.
Проблемы школьной орфографии.
Научиться грамотно писать по-русски очень трудно. Письмо - сложнейший интеллектуальный навык, требующий высокого развития речевых лобных центров мозга (специальных веретенообразных нейронов, управляющих речью, чтением, тонкой моторикой пальцев). Эти центры решают на письме труднейшие задачи структурирования мысли по параметрам смысла, стиля, грамматики, орфографии, каллиграфии.
В "Орфографическом словаре русского языка" АН СССР (13-е изд., испр. и доп. М., 1974) 106 тысяч слов. В своде "Правил русской орфографии и пунктуации" свыше 420 правил правописания. Кроме того, существуют еще несколько тысяч слов, написания которых не подчиняются ни одному из этих правил. "Такие написания усваиваются практически, путем зрительного запоминания и многократного повторения написаний". (Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. М., Просвещение, 1980, с.238).
Современные школьники мало читают, проводя время около телевизоров, игровых компьютеров, получая информацию, общаясь с помощью несовершенной неправильной устной речи. Мало читающие дети имеют низкий словарный запас, не знают написаний трудных слов из-за того, что никогда не видели этих слов напечатанными. Пытаясь написать незнакомые слова, ученики пишут так, как слышат. И делают ошибки. При этом ошибки "застревают" в пальцах и памяти школьников. Вырабатывается привычка писать неправильно.
В школе много делается для развития грамотности. Однако из-за необъятности лингвистической науки и множества изучаемых разделов языкознания школа не может интенсивнее развивать навыки орфографии. Не способствует запоминанию правильных написаний слов чрезмерное увлечение скорочтением, при котором взгляд школьника стремительно движется по строчкам, воспринимая смысл текста, не замечая точного графического облика слов. Скорочтению, конечно, нужно учиться. Но к нему можно переходить лишь тогда, когда школьник хорошо знает слова, которые ему предстоит прочитать. Быстро прочитываются лишь хорошо знакомые слова. К грамотности, к скорочтению, к знанию грамматики нужно идти дедуктивно, от развития дара слова. Однако самый совершенный язык - это предельно упорядоченный язык печатных текстов художественной литературы. Значит, дар слова лучше всего развивать, общаясь с высоко структурированными литературными текстами.
Запоминать слова легче сенсо-моторно, всеми органами чувств. "Чем большим количеством анализаторов воспринимается изучаемое, тем прочнее оно запоминается" (Никитина Е.И. Уроки русского языка. М., Просвещение, 1985, с.10). Кропотливое вдумчивое переписывание художественных текстов и словарей, побуквенное проговаривание незнакомых слов - очень полезный способ расширить словарный запас ребенка, выработать орфографический навык. "Чем лучше владеют школьники навыками речи, тем успешнее идут занятия по всем учебным предметам" (Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе, с.53).
Школьные принципы работы над ошибками несовершенны. Ученик, допустивший оплошность, сдавший тетрадь на проверку, ждет несколько дней, пока учитель все ошибки исправит и выставит оценку. Однако перегруженные учителя не имеют возможности исправить каждую оплошность в каждом слове. Неисправленные ошибки крепко, как занозы, застревают в пальцах и сознании школьников. То же происходит и с исправленными учителем работами. Чаще бывает, что дети учительских исправлений не замечают, добросовестную работу над ошибками не делают. Совершенные ошибки остаются в памяти. Происходит заучивание ошибок. Ошибки школьников, поверх которых красными чернилами сделаны исправления учителя, создают искаженный графический облик слова, вредный для зрительного запоминания. "Никогда, по возможности, не допускай своих учеников ни видеть ошибок, ни делать их" (Кульман А. Методика русского языка. Сб.1913).
"Педагогика действия" (Лай В.А., Томсон А.И.) требует от ученика активности, "использования всех детских реакций" (Лай В.А. Школа действия. 2-е изд. П., 1920). Свои ошибки ученик должен исправлять сам, используя печатный текст или словарь для постоянного самоконтроля. При этом дети учатся корректорским приемам медленного послогового прочтения слов (скорочтение не годится для самопроверки). Появляется непрерывная "обратная кибернетическая связь" между совершением ошибки и немедленным ее исправлением. Сенсо-моторное восприятие качественных художественных текстов учит детей различным приемам чтения-орфоэпическому, орфографическому (побуквенному), проверочному (послоговому). Такая тренировка полезна и для скорочтения.
Наглядность напечатанных, переписываемых, проговариваемых слов чрезвычайно полезна для правописания. Сенсо-моторный метод орфографии использует подражательные способности ребенка.
Учитывается важнейшее свойство личности: стремление к успешности. Что удается - привлекает. Обучение языку, грамотности с помощью сенсо-моторного копирования печатных художественных текстов становится менее трудным, более радостным. Скучная зубрежка спряжений или падежей менее интересна детям и поэтому более трудна. Свободное интенсивное сенсо-моторное общение с художественными текстами делает изучение тех же спряжений и падежей более радостным и эффективным.
Развитие лингвистических способностей ("основного антропологического свойства человека" И.Бродский) повышает общий интеллектуальный уровень школьника, позволяет лучше справляться с более сложными письменными работами - диктантами, изложениями, сочинениями. Улучшается мышление - повышается и грамотность. Происходит развитие словом.
Концепция сенсо-моторного метода орфографии.
"Чтобы узнать, что такое вода, пей ее", - говорили дзен-буддисты. Чтобы научиться плавать, нужно плавать. Также и навыки грамотного письма можно сформировать только практически. "Для усвоения правильного письма детьми, конечно, нужна практика, но практика, руководимая грамматикой" (Ушинский К.Д. Избр. пед. соч., Учпедгиз. М., 1945, с.423). (Однако грамматику легче, интереснее постигнуть, общаясь с увлекательными текстами, развив дар слова, овладев литературным языком).
"Писать можно научиться только посредством писания" (Томсон А.И.). Но не всякое письмо полезно для орфографии. Например, слуховые контрольные диктанты вредны для орфографии. Восприятие текста на слух не позволяет школьникам видеть графический облик слова, приводит к заучиванию ошибок. Предлагаемая методика рекомендует для обучения зрительные самодиктанты. Ученик внимательно прочитывает (орфоэпически и орфографически) предложение в тексте, "фотографирует" глазами трудные слова, пишет предложение по памяти. Самопроверка - после каждого предложения. Это не механическое бездумное "многописание", а сознательное вдумчивое сенсо-моторное общение с качественными художественными текстами. Этого очень не хватает современным школьникам.
Педагог Тоцкий П.С. в книге "Орфография без правил" (Просвещение, М., 1991 г.) рассказывает о своем опыте "орфографического проговаривания" слов и словосочетаний как способе повышения грамотности. Чтобы быстрее запомнить трудные слова, дети всем классом проговаривали слова по буквам. Такой прием работы значительно улучшал грамотность школьников, потому что позволял использовать слух для орфографии.
Использование для запоминания слов зрения, орфографического слуха, тонкой моторики пальцев и речевого аппарата существенно расширяет информационные каналы мозга. Учитываются индивидуальные особенности памяти каждого ребенка (модульные технологии обучения).
Рис.7.
Скорость запоминания можно увеличить, если дать ученику специальную "лингвистическую команду" на зрительное запоминание графического облика слов. Тогда сознание и память школьника воспринимают, в первую очередь, не текст, не лексическое значение слов, не орфоэпическую оболочку, а графическое изображение слова.
Рис. 8. Анализатор переключается на восприятие графического облика слов.
Влияние словесной установки на восприятие того или иного элемента целостной структуры поясняет известный дзен-буддистский коан о голубой материи и нарисованной на ней красной точке. Оказывается, ученик может смотреть на точку и не видеть материи!
Рис. 9. Нарисованы ваза или два профиля?
Глаз только смотрит. По-настоящему видит зрительный анализатор. Направленность внимания на какой-либо значимый элемент в сложной системе образов зависит от словесной установки. Предлагаемая методика "включает" зрительный анализатор и орфографическую зоркость школьников. В начале занятий ученик прикасается пальцами правой руки к своему лбу и просит "глазки хорошо "фотографировать" новые слова" (словесная команда должна быть образная и простая, понятная ребенку). Также "включаются" и другие анализаторы - "запоминай, рука", "запоминай, ушко".
Активизировать зрительную графическую память школьников можно с помощью буквенных карточек.
Рис.10.
Дети играют с учителем или друг с другом, запоминая 3-7 карточек, отгадывая убранную буквенную карточку. ("Фотоаппараты" в глазках, конечно, "включены"). Зрительная память быстро активизируется. Ученики с легкостью запоминают по 6-8 букв. При работе с текстами глаза ребят "автоматически" запоминают трудные орфограммы.
Предлагаемая методика позволяет ученикам младших классов зрительно запоминать трудные орфограммы из программы старшеклассников (пропедевтика, предваряющее обучение).
Автор настоящей публикации выбрал, примерно 2000 слов, наиболее употребительных в школьных письменных работах и составил "Частотный словарь школьника". Интенсивное сенсо-моторное запоминание этих слов позволяет уменьшить вероятность орфографических ошибок в ученических работах.
Предлагаемая методика может применяться на уроках развития речи, в лингвистических кружках, во вспомогательной школе, а также для самостоятельной работы школьников. Данный метод используется в дополнение к традиционным "сознательным" школьным приемам обучения правописанию.
ПРОГРАММА
лингвистического кружка
Возраст детей: 3-5 классы
Темы занятий Количество часов
1. Введение. Цели, эффективность методики 1 час
2. Язык - инструмент мысли. Изобретение письменности 2 часа
3. Теория знаков. Пиктография. Идеограммы. Иероглифы. Криптография. 2 часа
4. Тренировка зрительной графической памяти на буквы. Запоминаем алфавит. Развивающие игры с буквенными карточками. 12 часов
5. Аутотренинг. Активизация сенсо-моторной памяти на буквы, орфограммы, слова. 5 часов
6. Сенсо-моторное запоминание "Частотного словаря школьника" (2100 слов). 22 часа
7. Сенсо-моторное запоминание словосочетаний, предложений, художественных текстов. Учимся самопроверке. Обучение орфографическому, корректорскому чтению. 24 часа
8. Подвижные минутки (физзарядка). 10 часов
9. Воспитательные беседы. 10 часов
10. Предупредительные зрительно-слуховые диктанты. 24 часа
11. Учимся писать сочинения. 13 часов
12. Работа со школьным орфографическим словарем (15 000 слов), сенсо-моторное запоминание трудных слов. 14 часов
13. Подведение итогов. Контрольные слуховые диктанты. 4 часа
144 часа
В каждом занятии присутствуют разные элементы урока в различных, удобных для учеников комбинациях.