Александр Акулов
Новый атеизм
Новый атеизм (НА) не основан на материализме или традиционной науке. Он
может апеллировать только к чистой философии и современному здравомыслию.
Этот атеизм в его теоретической части никак не может быть религией (как и
многие виды старого атеизма) поскольку сам по себе не является каким-то
руководством для душевного регулирования. Примером атеизма как религии
допустимо назвать ранний буддизм или даже иногда современный буддизм в его
отвлеченно-рафинированном и утонченном понимании. Надо понимать, что
подлинных руководств для душевного регулирования пока не существует:
нынешняя психотерапия, в том числе психоанализ, по своей формальной сути
слишком далеки от этого. Более важны в этом смысле прямые и косвенные
интерсубъективные воздействия, а еще чаще - метаинтерсубъективные. Один
человек способен помочь другому не потому, что он психотерапевт, священник,
артист или иной маэстро, но только благодаря своим не поддающимся строгому
описанию непрофессиональным особенностям. Вследствие этого и может
возникнуть малообъяснимая злокачественная зависимость одного человека от
другого или каких-то межчеловеческих сфер и агентов. Одна из задач НА
заключается в спасении человека от подобных излишних зависимостей и
вообще - от всего необязательного и непродуктивного. Таким образом, НА
должен давать общие установки не только против погружения в религию,
астрологию, магию, всевозможные иные лже-, псевдо-, анти- и околонауки и, но
и - против приобретения психоорганических зависимостей. Это отсечение,
отстранение еще не носит медитативного характера, но в своем
витально-практическом аспекте неизбежно оказывается чем-то вроде
вероучения. Отсюда лозунговое изречение "атеизм есть религия" обретает на
данном уровне свой смысл. Однако в конечном счете заниматься душевной
жизнью должен не атеизм, но иные пока не созданные человечеством
практические дисциплины.
Кроме того, новый атеизм должен выступать против мировоззренческого
истолкования науки, поскольку наука и общее мировоззрение далеко не всегда
должны совпадать в своих выводах. Хотя мы имеем науки экспериментальные и
теоретические, собственно теоретическая сущность любой науки (и даже
математики) более чем сомнительна - в любую научную теорию всегда
привнесены заведомые гносеологические ошибки. Нельзя забывать, что в своих
корнях наука имеет игровой стадный характер, что можно представить науку
принципиально другую - науку иных коллективных существ.