Несмотря на столь юный возраст героев, данное сочинение совершенно не предназначено их ровесникам. Возможно, оно и покажется любопытным отдельным представителям молодёжи, но всё же настоящий интерес, скорее, вызовет у людей более зрелых.
Просьба: не обвиняйте автора в стремлении поучать и воспитывать Вас. Я ничего не навязываю, а только лишь вместе со мной предлагаю обдумать. Тем более, что большая часть затронутых здесь вопросов для меня самого остаётся открытой.
И ещё. Основной текст был написан в начале двухтысячных, и поэтому некоторые явления нашей жизни и фрагменты нашего города за это время успели уйти в историю. К огромному сожалению, спилили мой тополь - "дедушку" за окном. Давно я не видел такси с фиолетовыми фарами. Теперь уже и милиция стала полицией. Подросло поколение, которое не помнит, как свой предмет гордости - сотовый телефон многие носили напоказ, вешая его на шею, как кулон, и многое другое. И всё же кое-какие моменты я решил не стирать и оставить, как память.
Вот так чудо!
Однажды, в то самое таинственное время, когда вечер превращается в ночь, Оля лежала в постели, но никак не могла уснуть. Её душа была переполнена радостью. Весна пела ей свою лучшую песню, а рядом творилось какое-то чудо, бесспорно хорошее, но незримое в темноте.
Старый добрый знакомый: дяденька - уличный фонарь: только и был виден сквозь плотную занавеску светлым пятном, перерезанным веткой другого приятеля: дедушки - тополя.
Пробегавшие по проспекту машины и последние грохотавшие трамваи грели сердце привычным аккордом и гоняли фигурные блики по потолку.
Иногда озарялась вся штора, что не редкость в домах, находящихся на перекрёстках. Потому что машины, идущие поперёк, - любопытны и любят заглядывать в окна. Вдруг лучистым глазам повезёт, и откроется страшная тайна! Но лучше, конечно, пикантная! А ещё озорные трамваи обожают сверкнуть яркой вспышкой, играя на проводах, точно праздничным фейерверком. Но вы им не верьте, этим хитрым агентам никому неизвестной разведки, никакой это не салют, они нас фотографируют.
"На столе точно что-то творится! Ей-Богу! Вся витавшая в комнате тайна теперь сгустилась над столом" - почти верила своим выдумкам Оля и, оторвав голову от подушки, подпёрла её рукой, уставившись в темноту, на едва различимую форму стола.
Вдруг окно на мгновение подсветилось. Это было такси. Оля узнала оттенок: кроме этой "старушки-пятёрки", других фиолетовых фар в нашем городе не водилось.
- Ой! Что это? - прошептала девочка. На столе вправду что-то происходило. Она вскочила, щёлкнула выключателем. И только пространство пронзил острый свет, Оля застыла от изумления:
"Вот это да! Вот так чудо!"
Оля, её семья и среда обитания
Но прежде чем Вы узнаете, что же она там увидела, я немного Вам расскажу о нашей главной героине - одиннадцатилетней девочке Оле.
То, без чего не началась бы сия история, - это сама Оля, а точнее, её необыкновенная красота. Разумеется, внутренняя.
Она - добрая, честная, отважная, бескорыстная и негордая. Всё это с большим "Очень!" Не Очень, но очень трудолюбивая (это потому, что нормальная). Зато "О" компенсируют здесь: Добросовестность и Ответственность. Она хорошо училась в школе. Считала святым долгом слушать родителей, помогать им, выполнять все задания (уроки) и даже перевыполнять. Причём, она не была там каким-нибудь трудоголиком. И её напрягала учёба, она, как и Вы, обожала безделье, но стойкая девочка с первого класса держалась за правило - "домашней работе - как минимум - два часа" и ни разу его не нарушила по собственной воле.
Хотите смейтесь, хотите уважайте: вот, такая особенная!
Ей нравилось делать добро - её так воспитывали снаружи. Но способно ли воспитание вообще дотянуться до этого уровня? Можно ли воспитать доброту или жалость, можно ли заставить любить? Не знаю, отчасти, наверное, возможно, но всё-таки главным начальником наших качеств останется собственное нутро.
Её волновали чужие проблемы. Её жалила чужая боль. Ей хотелось помочь тем, кому нужна помощь...
И, конечно! А как же иначе? Все любили такой образец! - Вот такого прекрасного человека! Лебедь белую! Доморощенного ангелка...
А вот фигушки Вам! Как бы не так! Кто-то должен и не любить. Иные (а их предостаточно) не любили, а кое-кто ненавидел вовсе. Ну, например, ведь она защищала маленьких и слабых? Конечно! И, разумеется, те, от кого защищала, любить её не обязаны. Или вот: она умненькая и красивенькая, да к тому же слишком правильная, у неё впереди будущее - везёт же твари...
Наверное, хорошие любят хороших, а плохие − своих... или вообще никого. Или, всё-таки, некоторые плохие тоже могут любить хороших, а некоторые хорошие не любить - кто их разберёт? Да и кто разберёт, кто плохой, а кто хороший? А может, вообще, все равны в этом смысле? Каждый, по-своему... всё зависит, с какой стороны посмотреть. Или на самом деле, все сволочи - это своего рода герои, которые за свой грязный и неблагодарный труд заслуживают награду. Чем большая сволочь - тем выше им и награда! Другим повезло уродиться хорошими, но ведь это заслуга не их, а подарок от Бога, который их сделал такими. Своё выгодное предназначение они не вымучивают лишениями и трудами, а потребляют со смаком, вкушая удовольствие от добрых поступков и следующих за ними почестей. То бишь, они самые настоящие паразиты на шее гонимых тружеников сволочного цеха...
А вот об этом и думать не смейте! Наша Оля здесь ни причём, избавьте её от подобного рода бредней. Уж она-то по-настоящему хорошая!
Она жила с мамой и папой, и с окнами на проспект с перекрёстком, "Домом специалистов" и улицей, уходящей вдаль. За треугольным сквером, напротив, возвышается "Гамаюн" - это шестиэтажный дом быта из стекла и бетона. В отличие от большинства каркасно-промышленных собратьев, он почему-то красив, очень жив и загадочен.
Особенно солнечным утром, когда "Гамаюн" озарён, Оле казалось, что это корабль, привезший из странствий целый багаж интереснейших впечатлений, которые так озорны и подвижны, что сами соскакивали на улицу и носились там, запрыгивая во все чужие окна, особенно ближние.
Она очень любила свой дом. Он жёлтый, старый и мудрый. Он - центр вселенной, нулевая точка отсчётов. Отсюда исходят все азимуты и меридианы. И где бы потом не блуждала стрелка её жизненных часов, та невидимая ось, на которой вертелось время, всегда пронизывала дом прямо здесь, в этой квартире.
Ещё этот дом как магнит: одних тянет к себе, а других − отталкивает. Это тех, кого любит, или тех, кого нет. Временами он тяготил, но Оля не обижалась. Тяжело в ученье...
Эти стены, посвящённые во все её тайны, были самым добрым её союзником, с завидным пониманием относились к её чудачествам и особенностям, ни разу ни в чём не упрекнув.
"Ах, мой милый, родной дом! Как сильно я тебя люблю!"
Мама была певицей в театре. "Исполнительница рулад", - смеялся папа. А сам он, если бы родился в Италии лет пятьсот назад, непременно бы стал архитектором. Но так как живет папа здесь и сейчас, то торгует в киоске различными безделушками и говорит: "Я самый великий на свете продавец воздушных шаров!" Папа любит цитировать - он Митёк. Мама цитировать любит тоже, хотя и не Митёк.
Вообще, они во многом разные, но и общего в них предостаточно.
Мама не переносит глупых людей в их любых проявлениях.
Если какой-нибудь "глум" ещё добр или, скажем, порядочен - папа уже его любит. У него другие приоритеты.
Если какой-нибудь человек маме доставлял неприятность, даже самую мелкую, то он на определённый срок подвергался её проклятиям и пожеланиям. Папу это жутко коробило. Он верил, что такие пожелания в какой-то мере сбываются, но обоюдно: пострадает тот, кому пожелали, но и тот, кто нажелал, тоже. "Это всё равно, что по лицу другого бить лицом собственным". Да и дело не только в том: проклинать − вообще нехорошо. "Будь ты выше обидчика, попробуй сначала поискать и свою вину, вдруг он в чём-то и прав, потом мысленно встань на его место, подумай о причинах, о тёмных уголках души, как его, так и собственных, а потом всё прости, если это возможно, конечно".
Родители Оли - те ещё клоуны. Это их объединяет. Они любят дурачиться, паясничать, и ведут себя часто, как дети. Эту черту их характера Оля любила, высоко ценила и, более того, именно таких взрослых считала самыми полноценными.
Иные не ведут себя так, потому что боятся выглядеть глупо. Это боязнь провалить "экзамен на дурку". Поэтому лучше прикинуться индюком: надутым, серьезным и строгим, - "помолчишь - за умного сойдёшь". Ведь шутки, особенно с элементами артистизма, это действительно экзамен, самый точный на свете тест. Ничто другое с такой ясностью не выказывает, насколько человек умён или глуп. Порой по одной только скорченной роже без сомнения виден кретин.
А кое-кого попрошу не расстраиваться. Есть, конечно же, и такие, которые: умные и серьёзные в одном лице, - это "по-настоящему серьёзные люди".
Вот к ним, по-настоящему серьёзным людям, и относился ещё один член их семьи, Мурзик - кот. А почему человек? Потому, что умный и интеллигентный. Он, вообще, самый! На всём континенте самый − он!
"Да, этот кот не дурней человека!" Про это знали все: и семья, и бывающие.
Как-то совсем не верилось, что Мурзик не умеет говорить. "Что за нелепое предположение? Он только делает вид!" Несмотря на (сами знаете) какой соблазн: якобы случайно выдать себя: "Ой, что это я сказал? Ах, простите, не хотел..." Но он слишком порядочный, и не мог себе позволить такое, ведь говорящий кот не лезет ни в какие рамки.
Часто приходивший друг семьи, дядя Игорь, однажды сказал: "Вашему Коту не хватает очков и шляпы!" Они с Мурзиком были друзьями. Мурзику нравились его остроумные ужимки, нравилось, как они здоровались, хоть и несколько фамильярно со стороны Игоря, но всё ж это было прикольно. Мурзик выходил и застывал в конце коридора. Игорь (ни шагу вперёд), уже ждал его в начале и, приосанившись, всегда с выражением, говорил одно и тоже: "Здравствуйте, кот!", после чего медленно кланялся. Мурзик отвечал протяжным "Му-у-р", и в точности повторял поклон. После обязательной сцены они расходились по интересам.
Родилась и живёт наша Оля в городе самого столбового происхождения. Города столь же знатного рода можно посчитать по пальцам рук. Это древняя столица славянского племени, некогда с очень значительной территорией. Позже из нескольких таких "государств" слепилась сама Русь. Его корни теряются в темноте веков, за гранью нашей истории и начала летописи. Он перенёс множество кровавых баталий. Здесь поселился дух отваги, земля и воздух наполнены им. Высокую цену за то заплатили наши предки и их противники. Под этими стенами остались тысячи героев. Их души здесь - верные гости, взирают на нас сквозь бойницы, всё видят, всё помнят, хранят...
Что, друг, не веришь? Тогда пройдись по заповедным местам. Спроси об этом башни, стены, холмы, обильно политые кровью, кривые мощеные улочки на склонах, и они сами расскажут тебе. Даже самый неотесанный, самый безразличный, и тот что-то почувствует сердцем, потому что наш город необычайно силён! А ещё он красив и привлекателен: расположением, архитектурой, зеленью, уникальными памятниками и кое-чем, ещё самым важным.
Вот, мы подошли к тому, о чём я давно Вам хотел поведать: в чём кроется истинная привлекательность любого места на земле!
Но прежде мне хочется извиниться за отдельные рассуждения, иногда затянутые. Я знаю, что эти отходы от действий вредят выпуклости рассказа, сбивают темп и раздражают многих читателей. Однако, другая половина, к которой отношусь и я, именно "это" потребляет с наибольшим интересом, удовлетворением и смаком. Разрываясь между тем и другим уважаемым типом и пытаясь угодить всем, я решил извернуться таким образом: длительные отклонения в сторону, не влияющие на ход повествования я вот взял, да и выделил курсивом. Тем, кому эта ересь неинтересна, читать её необязательно. Вы ничего не теряете, пропуская "это". А кому не совсем интересно, но всё же... перешагните, дочитать можно после.
Все знают, что любая местность - и рукотворная, и природная − бывает привлекательной, а бывает и нет. Но оценка холодного расчёта не всегда совпадает с чувством. Иногда самому себе дивишься: почему иное красивое место не радует глаз, почему от такой, казалось бы, явной красоты не поёт душа, хоть налицо и главные плюсы? Задумываешься: "Почему?" и понимаешь одно: "Чего-то здесь не хватает!" − Какой-то приправы, чего-то невидимого, неосязаемого, нематериального, но слишком важного, высокого порядка, - уровня души.
Быть может, я просто ненормальный? И лучше бы поостерёгся поднимать столь субъективную тему? Но далеко не мне одному приходит в голову нечто подобное. Аналогичные отзывы я слышал не раз. Например: берег океана, песок, пальмы! Спокойно! Прилагается весь порядок. Чего ещё? Разве не Рай? Ну конечно же, Рай! Но представьте себе, оказывается: не всегда. Видели и скучные пальмы, и тоскливый тёплый пляж. Где будто фальшивое всё, как декорация в павильоне, воздух не намолен, пуст, мёртв.
Зачем далеко летать, возьмём наши рощи-березняки. Мы все в них бывали не раз. Почему при одних и тех же берёзах, с тем же климатом и рельефом, эти рощи разительно отличаются друг от друга? Почему у каждой из них свой характер, своё настроение? Клянусь, я видел места, где берёзки так хороши, что кажется, будто ты в сказке. И видел чем-то обиженные, без объективных признаков, неуютные, угрюмые, безнадёжные.
А города? Есть такие, что много в них вложено средств и фантазии, но всё равно они серые, сонные.
Зато иные, даже совсем неказистые, бывают весьма привлекательными.
"Нищий провинциальный городок, единственная достопримечательность - небольшая церковь. Послевоенная, не знавшая ремонта, серенькая баня, рядом угольная гора. Пахнет угольком. Мастерская на краю, вразброд стоящие трактора, совсем старые и поновее, мужики в спецовках, простые - нехитрые, не рвачи". И этот городок таит в себе добрый огонёк, греет, ласково обнимает. Почему? Ведь, ничего конкретно-особенного в нём нет.
Да и иная деревня с убогими, ветхими хатами и покосившимися заборами бывает прелестна настолько, что от радости хочется завизжать! Почему душу радует почерневший сарай? Почему-то он мил! Почему там так хорошо?
Как будто кварталы "оттепели" и "застоя" − одинаковые везде. Но мне с очень раннего детства казалось, и кажется до сих пор, что воздух подобных друг другу дворов в нашем городе заправлен разными соусами - в зависимости от района. На Поповке - одним, на Запольной и Рославльской - другим, а весь западный сектор вокруг оси Нормандия-Неман - Реадовка - пресный. Мне так же мерещится, будто бы и людей, уроженцев своих районов, я различаю по этим признакам.
Наверняка, Вы задумывались о том, что вся жизнь состоит из закономерных вещей. Почему, например, честным людям везёт, по большому счёту. А ведь эти "дураки" "не умеют жить". Зато хитрым - наоборот. Вот крутится иной способный плут: у него под контролем ситуация, и брать есть где, и берёт же, берёт без зазрения совести... но всё равно дальше никак. Он, конечно же, в чём-то поднялся, но в главном, чтобы по правде продвинуться - продолжает топтаться на месте, логически уж пора бы и в дамки, но проблемы сваливаются нелогические.
Есть люди, в общем, неплохие, но в некотором смысле слишком умные, приземлённого ума, умеющие держать нос по ветру, очень приятные и милые наши друзья, которые хорошо умеют договариваться, правильно себя вести, заводить знакомства. Они как бы не делают никому плохого, но заслуги их, в моём понимании, не совсем заслуженные. Их благосостояние достигнуто не трудом, а хитростью. По моим наблюдениям, у таких способных представителей человеческого рода жизненный итог - дети, как правило, балбесы, недоумки и неблагодарные.
А почему часто в критический момент, откуда ни возьмись, появляется помощь? Что тоже совсем нелогично. Ведь неоткуда, ... однако, нужна была очень! Почему, если подберёшь рубль - два своих потеряешь? Почему, если купишь по дешёвке что-нибудь ворованное или пропитое, не будет с этого проку? Почему судьбу не перехитришь: собирать бутылки и алюминиевые банки, если подсчитать, в своё время было выгоднее, чем работать. К тому же, самое главное для таких людей - вольность. Но все эти вольные бездельники не становились богаче. Утрачивая человеческий облик, они постепенно превращались в бомжей. Этот список можно продолжать ещё ...
А ведь неспроста это всё, неслучайно! Что-то на свете есть! Есть у людей няньки, правда невидимые, которые за нами приглядывают и воспитывают, награждают или по заслугам наказывают. Они не показываются нам на глаза, потому что их существование - резонный секрет... А я - тот человек, который знает этот секрет и хочет поделиться им с Вами! Потому что меня об этом попросила одна очень хорошая девочка! Да! Да! - Та самая, её зовут Оля!
Так вот, слушайте! У нас действительно есть невидимые няньки. Это добрые духи, которых вокруг очень много. Вот уж не знаю, нас больше или их. Некоторые из них привязываются к отдельным лицам и повсеместно сопровождают своих подопечных. Другие - действуют общественно, сообща.
У них особенное чутьё на поступки. Где таковой назревает, где человек на пороге, перед выбором, там образуется напряжённость. Туда с моральной поддержкой слетаются добрые духи, целый консилиум, правда не их одних, об этом чуть ниже.
Скопление добрых духов, их количество - это и есть то самое главное, что влияет на привлекательность любой местности. Чем больше их в каком-либо месте, тем место становится одухотворённее, и тем оно притягательнее для нас.
Каждое место имеет свою историю, оно ничего никогда не забывает. Ничто не пропадает и не устаревает. Места бывают добрыми, злыми и никакими. Чем больше случилось там добрых дел и чем они значительнее, тем место добрее, но за вычетом суммы дел злых, которые могут и перевесить. Все наши поступки влияют не только на нашу историю, но и на историю мест, в которых ты их свершил.
Добрые духи любят находиться в добрых местах или там, где собрались хорошие люди. Последний пункт и обратно, и прямо зависим - и добрых людей тянет к добрым духам и наоборот.
В любом месте обитает и нечистая сила - злые духи. Как Вы понимаете, эти творят всевозможную пакость. Они ненавидят хороших людей, но просто так Вас обидеть не могут: за хороших стоят Добрые. Злые могут подкладывать, соблазнять, хитрым манёвром водить не в ту сторону. А поведётся ли человек - это и есть самое главное. Это то, что за него никто не решает. В поступках хозяин он сам.
С человеком могут обойтись как угодно: завалить на него дом или самолёт, могут подсунуть ему миллиард, могут похитить инопланетяне. Его можно уронить в гололёд, подкинуть ему выгодное дело, устроить аварию или позор, или незаслуженную славу. Но вся эта канитель, даже великая с виду, поверьте, не стоит и ломанного гроша. Всё как придёт, так и уйдёт и не оставит следа. А вот актив наших дел - это и есть настоящая ценность. Нас можно заставить или уговорить, убедить и соблазнить. Единственное, что с нами нельзя сделать, - это за нас решить.
Злые, не менее Добрых, чувствительны к совершаемому поступку и со своей злой поддержкой спешат поболеть. Не меньше, чем Добрым, им важен исход дела.
Человек у порога. Он перед выбором: стать сволочью или честным, трусом или героем, не встать - полениться или всё-таки преодолеть. Вот в этой ситуации появляется ринг, человек в центре круга, справа и слева - трибуны с болельщиками. С одной стороны - добрые духи, с другой - злые. Эти болельщики, собственно, всё и подстроили, это они создали ситуацию. Однако теперь они только болеют, не имеют права вмешаться, например, замутить ум. Решение подопытный выносит только сам! Но трибуны кричат, болеют и с той, и другой стороны, он это слышит, но не ушами, а сердцем, нутром и фибрами души. Прекрасно слышит, и в нём происходит борьба. Если победа достанется Добрым, они искренне за человека рады. А если победят Злые, они торжествуют, им смешно, они довольны тем, что его провели, как этот глупец попал!
На то эти духи и злые - они всех ненавидят, в том числе и "своих" - тех, кто им служит. Со своими они вправе делать всё, что угодно. Они злые и жаждут кого-то обидеть, унизить, растоптать. Если некая сволочь, явно их человек, которому давно пора ответить, продолжает коптить небо, жить припеваючи, богатеть и тому подобное, не подумайте, что злые духи его поощряют из благодарности. Благодарность по определению не их качество. Просто данный клиент на занимаемом месте пока ещё им нужен. Да только уже для того, чтоб вводить в заблуждение нас. Мы думаем: "А-я-яй! Нет справедливости - гадина торжествует". - Вот мы и попались на удочку, потому что это и есть их цель, - чтобы мы так думали. На самом деле, такой человек всего-то продался дороже, чем какая-нибудь подзаборная сволочь, но и неминуемая расплата его настигнет по большей цене.
В разных местах обитает неодинаковое количество злых духов. Конечно, им не нравится бывать там, где нравится Добрым. Водятся они в дрянных местах: там, где постоянные издевательства; где боль; где кому-то плохо; на помойках; за гаражами, где полно мусора и фекалий; на серых заброшенных стройках; в игровых клубах; и прочих.... Но особенно их много на самом злом месте на земле - мясокомбинате.
Что же она увидела?
Олю заставил зажмуриться яркий свет лампы. Он же, как она решила, и вызвал зрительную галлюцинацию. Однако так явно, что только сам факт невозможности не давал права верить.
"На столе стоят розы, причём, очень красивые, которых не было в помине до того, как я погасила свет. И ещё там совсем что-то чудное, яркое, острое, невероятное, безумно любопытное".
Она, конечно же, в это не верила, но всё же боялась открыть глаза и ничего не застать.
Когда кружочки и звёздочки основательно успокоились и осели на дно, Оля наконец-то разжала веки и от увиденного чуть не лишилась сознания.
Там стояли прекрасные розы, а под ними три куколки ослепительной красоты, ростом с сидевшего с ними Мурзика. Они смотрели на неё, как живые. Спустя мгновение Оля заметила в них небольшие движения глаз, мимики и тел. И вдруг они вышли из неподвижности и зашевелились по-настоящему. Каждая помахала ладошкой, приветствуя Олю. Одна погладила Мурзика, было видно, что он с ними заодно, причём уже не первый день.
"Их глаза ... Нет! Нет! Почему "как"? Они и вправду живые".
Куклы были элегантны и бесподобно красивы. За спиной каждой шевелились крылья, как у бабочек. Оля догадалась, что её посетили феи!
Со старательными лицами они построились в ряд и выдали по такой улыбке, что Оля, не успев опомниться, неожиданно поняла: её собственный рот тоже был уже растянут на всю. Они одновременно поклонились и, наконец, распечатав тишину, звонко запели, сопровождая песню подвижным танцем. На них были самые красивые вечерние платья, яркие и блестящие. Точёные фигуры - "Просто мечта!!" А лица! - Искромётно выразительные. Более чем у голливудских див... Что я несу? Перекроенные дамы-имплантанты из Голливуда напоминают папье-маше. Ведь наши, наоборот, сверхнатуральны, утончённы, в лучшем смысле просты и душевны. Какой там Голливуд?! Они такие русские!
И вот о чём я поведаю Вам, дорогие читатели. Чтобы стать настоящим русским, причём народность твоя неважна, - будь ты хоть негром, нужно долгое время жить в России, любить её и под нашим благословенным небом, из нашей святой земли впитать в себя нашу голую правду. В отличие от иной, тонко развитой и просчитанной лжи. С которой особо-то не поспоришь, только поднимешь брови и пожмёшь плечами.
В затхлых "Королевствах фальшивых улыбок" годами оттачивается это искусство: припудривать, а если совсем бесполезно, то нагло оправдывать собственную гниль. Там они варятся в собственном соку, народа много, места мало, выдумывают занятия населению. В таких условиях развернуться негде, остаётся углубляться во все сферы, в том числе, бесполезные, тупиковые и глупые. Не отстаёт от процесса и ложь.
Им удачно удаётся рекламировать и хвалить всё своё, и настойчиво не замечать достижений не их упряжек. А вот раздувать чужие даже самые мелкие недостатки там рады всегда, и, откровенно кривляясь, доказывать, что ты к тому же верблюд, или осёл. Притом, что окунутые в этот сок их жители, в большинстве своём, очень неплохие и симпатичные люди. И что греха таить, по многим статьям они заметно превосходят наш колхоз,... но только не на уровне самых высоких нот.
Кстати, если говорить о недостатках, мы тоже не менее их склонны радоваться своему, и своё же хвалить. И в большинстве из нас, в ком-то ближе, в ком-то глубже, сидит подлый червь, который печалится чужим достижениям. Ведь хотеть быть лучшими - это заложенная в человека природа. Элементарный дух соревнования: если кто-то лучше тебя, значит, ты хуже; если равный тебе - ты посредственный; а если до тебя и не дотягивает, но всё же на что-то способен - ты неисключительный.
Бывает так - некто, "кто не вышел рылом", вдруг взял да преуспел. Сознайтесь: нас часто это не радует. Мы тяжело вздыхаем. Падает настроение. Причём он нам не враг, и даже быть может друг, и случись у него беда, мы бы искренне переживали. Но (почему?) нам в тягость его подъём! Почему "давит жаба"? И мы боимся говорить с собой откровенно, признаться в своей внутренней подлости...
Но куда явственнее признаёмся в том, что у нас отлегает, если подъём нашего друга вдруг срывается или оказывается ложной тревогой. - Да! Такие мы, козлики!
Правда и в том, что проигравшему нормальному человеку о честно выигравшем сопернике приятно слышать какую-нибудь гадость, осознанную клевету от товарищей-единомышленников. Ты, быть может, вполне порядочный и знаешь, что всё это грязная ложь. Однако же! Слышать приятно! И ты был бы рад, кабы эта грязь стала правдой. Разумеется, это не полное убеждение, а с сопротивлением чистой души, но нам точно милы за поддержку товарищи-клеветники.
На генном уровне в каждом из нас сидит всякое свинство, таков человек, и скорее всего это норма - так нужно, так должно, такова жизнь. Однако беда есть в том месте, где ложь и другие дурацкие качества одерживают победы. Особенно, если грязь поощряется властью, преуспевает в масштабах, в законной форме влияет на массы.
Если захотеть, то любую другую страну можно тихо и якобы ненароком опустить в глазах соотечественников: для этого нужно найти у них бездарь, например, режиссёра, разрекламировать его у себя, мол, это их самый лучший, и дать ему премию. На авторитетное жюри, с их подорванными искусством головами зрители не обидятся, они это снесут, а вот о тупой стране с тупыми режиссёрами и соответственно с такими же тупыми людьми в подсознании что-то застрянет. А можно и прямо вливать в уши, заставлять ненавидеть. И такая удобная ненависть к далёкому врагу рождает любовь к ближнему, и именно этим позорным явлением делает свое гнусное дело. А когда собаки лают из-за спины сильного вожака в угоду ему и остальной стае, их морды тупеют и искривляются.
Если брать вообще, то изменениям подвержен любой облик. Каждый человек своими делами и средой обитания оставляет печать на своей внешности. Лица и при, в общем-то, схожих чертах, часто отличаются кардинально. Виной тому - неумолимо выглядывающее наружу внутреннее содержание. Лица хоть и подобны, но будто бы сделаны из различных материалов. Они бывают каменными, деревянными, кефирными, картонными, тряпочными, ядовитыми... Порой кажется, их слепили из неприличных веществ, чуть ли не экскрементов. Или наоборот, попадаются стерильные, и кроме носа и рта, содержат только правила, которые в них вложили при помощи других правил. На худой конец: лёгкие, необременённые, - просто дешёвые, что-то вроде "люминия", гипса или пластмассы. Есть поувесистее: стальные, медные, из непростой, добытой синтезом, химии. Бывают - и драгоценными.
В России сейчас с ювелирными лицами туго и даже слишком. Среди профессоров и то редко отметишь. Но, как наш народ ни канай, сколько ни издевайся: всё равно в основной половине, из-под копоти, грязи и окислов видна хоть и битая, но всё же порода - серебро, позолота, золото в чистом виде. И, конечно, "дерьма" у нас тоже в достатке. Поспешу вас, однако, уверить: на самом деле "этого" меньше, чем мы думаем. Хороший человек часто незаметен, а "дерьма" кажется больше, потому что оно воняет.
Но главное - сволочами по-настоящему мы и сильны. Мы сильны разномастностью. Человеку нужна, и Всевышним прописана, всякая мразь по соседству. Для того и создана она! − Для вас, добрые люди! Чтоб Вы могли размять свою душу. Чтобы вы, вступив в схватку, могли доказать свою правду и красоту. Но никак не для того, чтобы её обходить и тем более ей подыгрывать.
Какие-то ограждения от неё, будь то надёжное расстояние, удачная нора, или сильные друзья, благодаря которым сволочь тебя не трогает - вещи, безусловно, приятные, но, по великому счёту, вредные. Не только труд из "обезьяны" делает человека, но и борьба, противоборство.
Представьте себе ту печальную страну, где все жители - сущие ангелы в отношении друг с другом. Или не ангелы, но ведут себя подобающим образом из страха к закону или тем более к Богу. Мне кажется, трудно представить что-то застойнее. Тихая деградация с улыбкой на лице. А ведь таких стран много, не в полной мере, конечно, но имеющих успехи на этом поприще, где эта на первый взгляд кажущаяся положительной сторона преуспела. Где всё по полкам упрощено, и мужики не дерутся, а подают в суд. На самом деле - подобный порядок не победа над дикостью, это крен, неблаготворно действующий на развитие человека. Умный, интеллигентный, милый человек, добрый, трудолюбивый, храбрый (прыгал с тарзанки), всё как бы на месте и даже более, но видишь в нем − что-то не то, какой-то он инкубаторский. В глазах тупик, непрошеная остановка.
Согласитесь же, правда, на лицах разнузданной нашей страны, весёлой и бешеной, с её ухабами и революциями: не одни только уши и пуговки глаз, ведь есть и такое! что за деньги не купишь, и не высосешь из умных книг - и чертовщинка, и Божия искра. И если Вы встречали давно покинувших Матушку-Родину, то, должно быть, заметили в них перемены. В чём-то они преобразились, сгладились цивилизацией, но смотришь на них - так и кажется, что добрый волшебный фонарик, озаряющий их изнутри, как-то очень уж потускнел.
Неповторимый русский колорит рождается не только в борьбе, здесь отражается и мечта, и романтика наших просторов. Полёт! А также богатство перемен окружающей картины: сам Бог нам подсказывает, для размышлений давая примеры. Нам приводится общая схема всех земных циклов: утро, день, вечер, ночь. Аналогично: молодость, зрелость, старость, тот свет. Весна, лето, осень, зима... Зима! Ведь кроме нас - "советских" и северных китайцев, с настоящей зимой подружились не самые многочисленные народы. Приспособленцев тянет к теплу и комфорту, туда, где, удобнее и легче жить и работать; кстати, там они и плодятся.
Но там, где нет настоящей зимы, ведь нет и полноценного цикла, не хватает целой составляющей, причём самой трудной, предназначенной для того, чтобы из человека ковать Человека. По аналогии: холод - это тот же труд. То и другое неприятно, их нужно преодолевать. Но только преодоления трудностей приносят нам положительные плоды.
Зима должна быть белой! Не дружить четверть года с морозом и снегом - это, в некотором смысле, всё равно, что не спать и не мыться.
Да - наш климат "хуже", но именно он самый правильный - эталонный, как раз тот, где земля спит как человек, соразмерно по времени, причём не дремлет в затянутой на зиму осени, а спит здоровым, крепким сном. И за то, что мы не сбежали и любим её, она нас питает своим бодрым духом.
Через белую зиму человек очищается кожей и душой. А жители мягких стран, какими бы ни были умными и воспитанными, солидными и красивыми, увы, они недоразвиты. И в их лицах среди черт заслуженных (в этом бы нам не мешало брать пример) и черт бутафорских (а такие искусства нам вовсе ни к чему), не хватает чего-то важного, непростого, заострённого человеческого, - коего уровня, в лёгкой благодати, не достичь никогда...
Как Вы думаете, что наиболее сильно и тонко отражает Россию, её суть, что есть у нас самое лучшее?
Я говорю без какой-либо лести и без преувеличений: лучшее, что у нас есть - это наши женщины!
Конечно, и мы, мужчины, можем кое-что показать, но всё равно только следом за женщинами. Они тянут и вечно тянули тяжёлую женскую долю. С такой же доблестью, как раньше, они воюют на своих фронтах.
А мужики между тем измельчали. Не оттого ли это, что ущемили наши богатырские начала? Затравили отдельную личность стадами, всевозможными бандами, от тех, кто стоят у рулей или якобы нас охраняют, до самых простых, криминальных. Теперь всё разводится и покупается. Мы видим, и многое понимаем, но всё чаще не вмешиваемся и молчим. Нас построили и обнулили, заставили не высовываться. Побросали мы свои шпаги, и кони от нас убежали, и пасут нас теперь "ветряные мельницы". Возможно, поэтому образцы настоящих мужчин в последнее время так поредели и смазались.
Зато есть ли ещё где-нибудь, такие как наши, девицы? Такие снегурочки! Чья красота, закалённая стужей, свежа, как родник. Непростая она, как наш климат и наша история. Сильна в ней изюминка, чистая, словно роса. Глядишь в ту росиночку ясную и дивишься: до чего глубока, проникновенна, загадочна. Преображается там и пейзаж, и бездонное небо, и наш - здешний дух.
Как раз этаким воплощением были Олины гостьи. Не ошибёшься никак, - они местные. Только в наших прудах водятся такие рыбки.
Уверенностью и лоском они не уступали столичным дамам (столичных девок даже не беру во внимание!) Не уступали в особой прелести и провинциалкам, более живым и "настоящим". Провинциалки - прекрасны! В них отражается красота природы, её звуков и ароматов. В них меньше утрачены человеческие начала. Их быт не прикрывает большой город возможностью спрятаться, зарыться в песок, запросто сменить круг общения или всю жизнь скакать в стороне, незамеченной. Планка в провинции выше, там всё на виду, тонко оценивается, судится строже. Оттого их жизнь ясней и натуральней. Они честнее и естественнее, в них меньше налёта, они не любят подбивать цену за счёт видимости. Шарм или что-нибудь ещё лживое им смешон, они выше этого. Оговорюсь: это я не про дур!
Знаете, чем отличается красавица провинциалка от совсем городской? Тем, что последняя хороша, как картинка, а первая, как цветок!
Милые феечки пели в три голоса, высоко, с упоением, очень красиво. Казалось, консерватория отдыхает - балуется эстрадой, не оставив ни шанса "профессионалам", кривыми путями оккупировавшим телевизор.
Песня начиналась с приветствия, которое перетекло в лирику, простую, но тонкую до слёз: о весне, цветках, птичках, о том, что сбываются мечты и случаются чудеса.
Что у них получается лучше: петь, танцевать? или на первое место поставить очарование их самих, Оля не знала. Её скорей удивляла не сказка, в которой она оказалась, а то, какие они молодцы, и даже подумала: "Мне б научиться так песням и пляскам и так обольстительно улыбаться. Нет! Золото с бриллиантами ничто по сравнению с этакими головокружительными взглядами! И я! И я так хочу! Интересно, этому учатся, или нужно такой родиться?"
Притягивал взгляд и изящный букет, возвышавшийся над столом. Он удивительно гармонично украшал собой сцену. Белая, оранжевая и алая розы стояли на длинных стеблях и очень походили на самих сказочных гостей. Только девушки держались более чем уверенно, а розы склонили кудрявые головы, как будто стесняясь своей красоты.
Исполнив свой номер, феи поклонились, и вопросительно уставились на Олю, мол: "Говори, теперь твоя очередь!" Все, что нужно сказать для знакомства, они уже спели.
Оля вдруг поняла, что с тех пор, как включила свет, вроде бы не дышала, вобрала в себя воздух, до человеческого состояния сузила глаза и не своим голосом проговорила:
- Здра... - выдохнула - ...вствуйте!
Разрозненными отрядами к ней подтянулись кое-какие силы. И почти заставив звучать голос ровно, она добавила:
- Кто бы вы ни были, я точно знаю, это сразу видно: кроме хорошего, от Вас ожидать нечего! И слов не нахожу, чтоб сказать, как я счастлива от нашей встречи. Я правильно догадалась? - Вы - феи?
- Мы - Маркизки! - раздался хор.
- А это..?
- Если надо, и феи тоже, - сказала одна из них.
- И ангелы-хранители, - добавила другая.
- А ещё: мы учителя и воспитатели... Строгие! - чуть не кулаком пригрозила третья.
- И учётчики - бухгалтера.
- И хорошие друзья!
- И многое, многое другое. Будем дружить?
- Спрашиваете?!! - разведя руками, возмутилась Оля. - А где вы живёте?
- Здесь, - ответила одна из них и обвела руками Олину комнату.
Оля не поняла и переспросила иначе:
- А откуда Вы ко мне прилетели? Ведь все Маркизки должны же где-нибудь жить... ну там, в стране Маркизок, например.
- Мы созданы для людей, с людьми и живём, помогаем им... или наказываем, - сказала блондинка, причём последнюю фразу она произнесла с таким перевоплощением, что Оле показалось, будто бы перед ней милицейский работник.
- Как это среди людей?
- Мы втроём давно полюбили тебя и много лет живём при тебе, в твоей комнате. Попросту говоря, мы - твои Маркизки.
Оле сделалось неловко, она с подозрением на них посмотрела. Нежданно, откуда ни возьмись, ей взбрело на ум: что Маркизки нужны человеку для того, чтобы с ними играться, как в куклы.
- Если тебе этого так хочется, можешь поиграть, - вдруг сказали они. И все втроём застыли как неживые в смешных позах. Каждая очень комично состроила глупо-жизнерадостную улыбку. Против этих кривляний устоять было трудно. Оля рухнула на постель, схватившись за живот от смеха, правда, сквозь неловкое чувство. Её поразило и смутило.
- Вы читаете мысли? - Её терзало то, что идея: "играть, как в куклы" может обидеть её новых друзей.
- Запросто! А ещё умеем отличать мысли серьёзные, действительно твои, от ничего не значащих, мимолётных, тобою не переваренных и неутверждённых, которых проскакивает много, а иные, паразитки, ещё и цепляются.
- Так, так! - не унималась Оля, - Если вы здесь давно живёте, почему же я вас никогда не видела?
- Мы прячемся как мышки, - сказала Рыженькая.
- В норки? - уточнила Оля с интонацией: "Ну-ну!" и прищурила глазки, точно состроив мышку.
- Почти.
Вдруг Маркизки исчезли.
- Где вы?
Тишина. Оля немного посидела молча. Она начинала волноваться, тишина становилась угрожающей. "А вдруг они не вернутся? А может, их и не было вовсе? Мало ли, что со мной, всё-таки ночь".
- Э-эй, вы где? - робко и тихо попытала она.
- Здесь! - врезал громкий шёпот под самые её оба уха.
Создалось впечатление, что три голубя сели ей на плечи и голову, но видно их не было. Наконец, проявились! Из-за спинки кровати высунулась ещё одна ехидная физиономия - Мурзик, тоже шутник. А куда ему было деваться, пришлось спрятаться от её вопросов, не опускаться же до вранья, прикидываясь неговорящим.
- Значит, вы всегда с людьми, но редко показываетесь?
- Можно сказать, никогда. Только в том случае, если происходит что-то очень особенное.
- И что, со мной произошло что-то особенное?
- И да, и нет. Может произойти. Потом! Это долго объяснять.
- А чем вы помогаете людям?
- Ну, накрываем ночью, если раскроешься, - ответила Брюнетка.
- Это серьёзная помощь! - с сарказмом заметила Оля.
- А что ты? Знаешь? Можно и простудиться! - Рыженькая.
- Простудиться и заболеть, - Блондинка.
- Заболеть и умереть, - Брюнетка.
- Умереть и не встать! - парировала Оля, - а если без шуток?
- Если без шуток, - сказала беленькая, - чаще всего мы бы-ва-ем противными.
- Не верю! - Оля помотала головой.
- А зря не веришь, но правильно делаешь!
- Как такое понимать? - удивилась девочка.
- Мы на самом деле причиняем людям неприятности, но только во имя их блага, - пояснила Чернушка.
- Ты же слышала о горьких пилюлях, которые невкусные, но лечат. - Маркизки говорили по очереди.
- Ты ещё не знаешь, до чего доводит сладкая жизнь.
- О том же и поговорка: "Не было бы счастья, да несчастье помогло". Если бы мы не подкинули мелкую гадость, человек так и остановился бы на достигнутом. Он перестал бы шевелиться. И если хороший человек достоин большего, почему бы не помочь ему этим способом? Пусть попереживает, начнёт шевелиться и добьется результатов выше.
- Мы защищаем людей от нечистой силы, идёт вечная борьба. Те вам подсовывают свои соблазны, мы делаем наши предложения. Те развращают дарами и лёгкими прибылями, ожесточают и мучают наказаниями. Они любят издеваться. Мы же наказываем для того, чтобы это пошло впрок, - учим и щедро одариваем по заслугам. Мы обожаем делать людям приятное, но, к сожалению, больше, чем они заслуживают, мы давать не имеем права.
- Всё, что вы рассказываете, мне напоминает какую-то религию, - вдруг заметила Оля.
- Вот-вот, давай сменим тему, а то становится скучно.
- Нет, всё это очень интересно! - возразила Оля.
- Об этом подробнее поговорим позже.
- Между прочим, мы очень хорошо тебя знаем, гораздо лучше, чем ты себя сама. Теперь пришла очередь знакомиться и с нами.
Имеет смысл оправдаться перед читателями за этот женский набор, слишком заезженный. Ему и лет-то, наверное, не меньше, чем самым первобытным рассказам. Я о том, что если есть три особы прекрасного пола, так непременно: белая, чёрная и рыжая.
Во-первых, эти обвинения не ко мне, я не виноват, что именно в таком варианте Маркизки решили представиться Оле. Во-вторых, выбор их одобряю, - а то в каком же ещё? Коли природа-мать ограничилась только тремя основными мастями. Никаких Мальвин не бывает. Тысячи лет повторялись, и ничего ужасного не произойдёт, если повторятся ещё.
Маркизки представились Оле по одной:
- Ата.
- Веда.
- Хея.
Оля к тому времени уже составила портрет каждой.
Ата! Брюнетка, волосы до плеч. Правильные черты лица, немного остренькие, тёплые светло-карие глаза, алые, идеально фигурные губы. Напоминает студентку, круглую отличницу, трудолюбивую и умную, активистку-старосту, с характером, которая любого вмиг поставит на место. Ко всему этому она настолько хороша собой, что на такую ходит любоваться всё учебное заведение, как бы случайно попав не на свой этаж. Причём подойти боятся, млеют. "Нет девушки прекраснее!" - скажет каждый, повстречавший Ату.
Но только не тот, кто видел Веду!
Веда! Снежно-белые волосы по пояс. Вся такая нежная, хрупкая, тёплая, огромные голубые глаза, черты лица мягкие, тонкие, лёгкий румянец. Светится добротой. Словно весна! Словно сама любовь во плоти! Она растопит самое замёрзшее сердце.
Хея! Рыжие вьющиеся волосы, короткие. Крючками чарующих зелёных глаз она способна зацепить кого угодно и сколько угодно не отпускать. В ней отменная женственность граничит с чем-то мальчишеским. Храбрая и дерзкая.
Где есть черта между восхитительной смелостью и постыдной бессовестностью? Можно ли как-то поступить, если "здорово бы!" но нельзя, потому что мораль? (Верная или надуманная? - это так сложно!) Смело ломать комплексы, отодвигать спорные преграды и восхищать нас, - которым слабо! Вот какая Хея!
Невозможно оценить, кто из них красивее. Все три Маркизки были прекрасны.
- Ка-а-жется, уже поздно, - протянула Веда, зевнув.
- Мне тоже жутко хочется спать, - с закрытыми глазами добавила Хея.
А Ата уронила голову на плечо, закрыв глаза, стала посапывать и, словно в бреду, сказала:
- Встретимся завтра... Хр... После уроков.
На секунду Оля расстроилась, что уже всё. И после таких потрясений она ни за что, ни за что не заснёт. Но вдруг почувствовала, как сон, будто волной, накатил на неё, сил осталось ровно на то, чтоб добраться до дивана, лечь и пожелать Маркизкам и Мурзику спокойной ночи. Вторая волна сна тут же накрыла её с головой.
Путеводная долина
Площадка перед бакунинскими воротами стадиона - метафизическая. Она будто бы дремлет, не зная, какой нынче век, наводит на думы, успокаивает и что-то хранит. За ней начинается склон, по которому скатывается дорожка, с каждым шагом всё делаясь круче. От середины до низа уклон возрастает и, дорожка обувшись в ступеньки, становится лесенкой, выходящей на важную магистраль с остановкой трамвая. Но это всего лишь уступ, за магистралью обрыв продолжается. Там глубокий овраг. По правую руку на наших глазах он впадает в речную долину, торжественно и мечтательно удаляющуюся в дивные счастливые края к тёплому морю.
Эта долина делит город пополам.
Бывают на свете края! Бывают дыры, уголки, центры, и даже пупы. А в нашей долине пролегает ось - путеводная ось, такими опутана вся земля. Сошлись один к одному и сплелись: легендарная река, железная дорога, шоссе, ветер странствия, перспектива перемен и радость надежды.
Если в темное время разглядывать с этой горы, появляется чувство... или нет! Чувство, пожалуй, конкретнее. Орошая нам душу и балуя воображение, шепчут тысячи скромных чувствец: "Огоньки под тобой и до самого горизонта ќ- отражение звёздного неба от вод. Овраг там, внизу - это бухта. А долина и то, что за ней, - океан. Ярко светит вокзал - это причал! Он уже посреди воды". И кажется даже, что будто бы только что был пароходный гудок. Так на нас действует путеводный дух, который живёт в этой долине, думаю, очень давно, раньше строительства рукотворных дорог. Потому что непростая это долина, это настоящая путеводная ось, которая, независимо от людских дел, была здесь всегда.
Однако, вернёмся на грешную. По правде, овраг и долина сухи, за исключением знаменитой, но в наших верховьях не самой широкой реки, и испокон веков заселены людьми. И эти огни - никакое не отражение, а освещённые окна и фонари. Но загадочны они не меньше, чем звёзды. Ведь каждый такой огонёк окружён своей маленькой жизнью, особенной атмосферой, людьми и их настроением, придающими свету всевозможные оттенки. Одни окна сияют весельем, застольем, добрыми гостями, радостью. Другие - печалью, горем и скукой, усталостью и дремотой ...
Вот в освещённый кружок фонаря попал проходящий счастливый человек, он улыбается. Улыбнулся и свет, проводив счастье к соседнему своему брату.
Не каждый из нас, и не любой огонёк способен поймать, различить и понять, или, что-то почувствовав, разъяснить. Сила выраженности зависит от силы происходящего. А вот сумма таких огоньков ощутимее.
Объяв издали окон побольше, мы точно услышим их общий голос. Будь то хор или гвалт, по-любому он громче, чем каждый отдельно, и способен нас волновать, почти всех, кроме самых глухих. И мы, глядя со стороны, тоже вносим себя в этот цвет. И наши чувства отражаются и подкрашивают картину. Вот почему так загадочны панорамы, и так интересно их "слушать глазами"...
А если хотите, расслабьтесь, немного прищурьтесь, и перед Вами расстелется океан!
Лёгкими прыжками Оля бежала вниз с этой горки. Всё меньше и меньше её ступни касались асфальта. Вот, кажется, последний толчок! И ночь своей чёрной, густой массой подхватила её, лёгкую, как тень. Она уже парит над лестницей, дорогой, оврагом, над огнями в долине. Река чернёным серебром извивается под ней. Оле невообразимо хорошо от полёта и ещё оттого, что она вдруг поняла кое-что очень важное, и все те проблемы, которые там, внизу, перестали иметь большое значение.
Слева - шумный центр играет заревом красных и прочих иллюминаций, на фоне которых появились четыре летящие к ней фигуры, три из которых она тут же узнала. Это - Маркизки! И с ними зачем-то ещё вертолёт с большими воздухозаборниками, напоминающими уши. Поначалу он совсем вроде ни при чём, как второстепенный элемент, но дальше всё сильнее, невыносимо громко пыхтит. Нет, хуже (о, Боже - только не это!) он звенит. Какой противный, какая дрянь!
На завтра
Оля протянула руку и выключила будильник. "Ох! Оборвать такой прекрасный сон". Ужасно разочарованная, она открыла глаза и обвела прозаично-серый, будничный потолок. Неблагодарная работа досталась будильнику - так мерзостно встряхивать человека, рубить как ножом по живому, обдавая гадкими минутами, переводя его состояние из одной, тёплой и мягкой реальности, в другую - холодную и жёсткую. Но не вините будильник, он хороший, он ничуть не злорадствует, он просто честно делает своё дело: то, что Вы сами же ему приказываете.
Вдруг опередившая мысли слеза заставила Олю всхлипнуть. "Что?"!!!
- Розы?... Ах, розы! - прошептала она и, всплеснув руками, вскрикнула: - Есть!
Мурлыкая от счастья, она поборолась с одеялом, перекатываясь с одного бока на другой.
"Как же хороши эти розы! И до чего же похожи на Маркизок! Белая, безусловно, - Веда! Оранжевая - Хея! Красная - Ата!" - трогала букет и вдыхала его аромат Оля. "Значит, первая серия сна сном не была!!!"
Они с Мурзиком посмотрели друг на друга.
- Мурзик, ты давно их знаешь?
Тот убедительно кивнул головой!
Оля умылась. На кухне спросила папу:
- Чем сегодня кормят?
Он пальцем задрал кончик носа и хрюкнул.
- Швайн! - сказала Оля хором с появившейся в дверях мамой.
- Жареная с макаронами! - пояснила та.
На секунду озабоченные глаза Оли встретились с такими же озабоченными папиными. В тех и других мелькнуло одно и то же: "Бедная свинка. Как же у них, у людей, всё просто!... До чего же легко оправдана эта безжалостная действительность, как будто бы ничего не происходит страшного ... Но ведь всё произошло до нашего участия? Лично же мы не виноваты? Хоть и едим. Ведь правда? Ну, правда же?"
Как всегда, за всем происходящим во дворе сверху наблюдал Боженька: солнечное утро, погоду, на удивление тёплую, запах вылупившихся листочков. На крышу сараев, с обилием закинутых детворой предметов, слетелись галки. В самом низу, прямо под Боженькой, дворничиха подметала асфальт, медленно, видимо, в удовольствие, задумавшись о чём-то своём. В середине двора что-то среднее между тёткой и бабкой развешивало какое-то слишком мещанское бельё. А из противоположного угла уже без курток шли в школу две хрупкие девчушки. Одна что-то спрашивала, а вторая с упоением рассказывала, даже кружила руками.
- Какая-то ты сегодня слишком радостная? - спросила Ира.
- А почему бы не радоваться, если посмотришь влево, посмотришь направо, вдохнёшь воздуха... везде Он! - неожиданно заключила Оля.
- Кто это "Он"? - невольно остановилась Ира, покраснев.
Оля взяла её за руку, потянула дальше и отвечала:
- Как кто? - Апрель!
- Фу, ты! - с облегчением вздохнула Ира.
И перепрыгнув движущуюся задумчивую метлу, они скрылись за углом, и с глаз седобородого старика в очках, который всегда любил стоять и смотреть с балкона, самого крайнего на верхнем этаже. За что и получил прозвище Боженька.
Ира жила в соседнем с Олей подъезде и была лучшей её подругой, самой настоящей, какие только бывают. Секретов друг от друга они не имели, но Оля не смела выдавать тайну Маркизок, потому что она не принадлежала ей одной.
Вся школьная половина дня прошла будто бы на иголках. Оля не могла дождаться, когда, наконец, они, эти уроки, закончатся. Добравшись до дома, она дрожащими руками распахнула свою дверь. Там её уже ждали! Оля вошла, поздоровалась и плюхнулась на стул. Бившее через край нетерпенее сменилась блаженным упадком сил.
- Я так рада, что вы у меня есть! - сказала она Маркизкам.
- А мы ещё больше, что у нас ты!
- И всё же, больше всего меня занимает мысль: что же могло произойти, к тому же, именно со мной, раз Вы устроили такое редкое событие, - открылись мне?