Аксёненко Сергей Иванович : другие произведения.

Поэзия - ритм жизни

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О поэзии, как сущности.


  
   Автор: Аксёненко Сергей Иванович

Поэзия - ритм жизни

  
   Поэзия издавна была выражением самого возвышенного и божественного, что есть в людской душе. Присутствует поэзия в колыхании моря, в шуме леса, в звенящей тишине гор, в порывах человеческой любви. Поэтому люди издавна слагали стихи, которые вначале были неотрывны от музыки.
  
   Поэзия - это прежде всего ритм - ритм чувства, ритм действительности, ритм жизни. Издавна считалось, что поэзия существует сама по себе и задача поэта лишь войти в ритм с природой, запечатлеть его и через бумагу, через изложение передать людям. В некоторых системах мироздания поэзии отводилась роль первой реальности, а всё остальное вторично, и люди вкладывали поэзию в молитвы, притчи и заклинания. Первичная поэзия передаётся человеку через особое состояние, которое называется вдохновением или приходом музы.
  
   Но поэзия, помимо прочего, имеет и внешние законы - метрику, рифму, размер строки. И вот некоторые люди вместо того, чтобы улавливать поэзию, чувствовать мир, занялись сочинительством стихов (графоманией). Примерно это выглядит так: берётся мысль и зарифмовывается.
  
   Таких сочинителей развелось очень много, они сочиняли на потребу момента и вскоре заполнили своими "творениями" почти всю печать. Как результат, народ перестал интересоваться стихами - кому интересно читать чужие зарифмованные мысли, которые не отличаются, как правило, ни мощью, ни глубиной (а если и отличались, то утратили их в процессе зарифмовки). Рифмовать ведь не трудно, это чисто техническая сторона, и любой человек без особого труда может научиться рифмовать любую мысль. Не трудно овладеть даже искусством стилизации - подлаживаться под любой стиль - под стиль Блока, Пушкина, Маяковского и т. д. Но всё это к поэзии никакого отношения не имеет.
  
   И вот научившийся рифмовать человек, в радостном возбуждении, возомнив себя поэтом, бежит быстрей печататься, выносить на люди свои недоделки. Беседуя с такими авторами о поэзии, понимаешь, что их интересует не поэзия, а возможность выразить себя через стихи, прославить своё имя. А поэзию они, как правило, не знают, с трудом называют своих любимых поэтов и не могут прочесть наизусть ни одного чужого стихотворения (помимо школьной программы).
  
   Но, с другой стороны, можно ли их винить в этом? Кто сумеет поправить их, натолкнуть на путь высокой поэзии? Обычно эту функцию берёт на себя критика, которая является необходимым компонентом любого образованного общества.
  
   P.S. О теории поэзии мне приходилось писать много. Но обычно эта тема включалась в большие работы, например в "Эссе о живописи", книги "Договорные ценности", немало места уделено теории поэзии. Есть о поэзии ещё в нескольких статьях. Неоднократно приходилось говорить об этом в интервью на радио и в телевизионных передачах. Кстати, в замечательной книге Сергея Курия, "Оседлать Пегаса", есть несколько выдержек из моих работ. Книга вышла в 2012 году в издательстве "Феникс". Заметок теории поэзии у меня накопилось на целую книгу. Но вот отдельных напечатанных статей мало.
   Одна посвящена в большой мере описанию вдохновения и напечатана в киевском интеллектуальном журнале "Твоё Время" в 2003 году. Называется она "Пропуск в истинный мир".
   Другая напечатана в журнале "Время Z" в 2006 году и называется "Профессионализм и вдохновение" с подзаголовком "как грамотно писать стихи и рисовать картины".
   Статья "Поэзия - ритм жизни", самая первая из напечатанных мною работ о поэзии. Она опубликована в Лутугинской районной газете "Трудовая Слава", где я работал корреспондентом. Вот выходные данные районки.
   Газета "Трудовая Слава" N1 (4230) от 1 января 1993 года (на самом деле вышла 28 декабря 1992). Подписная цена - 4 копейки, в розницу - 2 рубля.
   Забавно, что подписная цена 4 копейки, а в розницу 2 рубля. Эта разница в стоимости показывает какой была инфляция в 1992 году на Украине. То есть цены на газету за год возросли в 50 раз. А на предметы первой необходимости в сотни раз. Причём инфляция в следующем 1993 году была примерно такой же.
   Но вернёмся к теории поэзии. Я специально не стал менять в статье напечатанной около 20 лет назад ни слова. Просто сел за компьютер и перепечатал текст из старой газеты. Сейчас об этом я бы написал немного по другому, хотя принцип разделяю. Он берёт свои истоки в древности и подробнее об этом я писал в статье "Пропуск в истинный мир". С другой стороны статья "Поэзия - ритм жизни" в электронном варианте явно незакончена. Это потому, что здесь приведена лишь половина статьи. Она предваряла литературную страничку и дальше было о том, что у нас на Луганщине (Лутугинский район в Луганской области) нет полноценной литературной критики (сейчас её по сути нигде нет), от этого отсутствие литературной жизни и крупных поэтов. Заканчивалась статья разбором напечатанных на этой же страничке стихотворений местных лутугинских поэтов. Начало статьи я тоже убрал. Районная газета по замыслу её руководителей не место для серьёзных теорий. Поэтому я сделал так, что теория оказалась спрятанной внутри статьи. Начиналась статья типично для новогодней районной газеты. "Пушистый снег мягко падает на еловые ветви, иней слегка подрагивает и искрится, сосульки задумчиво преломляют в своей матовой глубине неровный лунный свет. Везде присутствует ощущение чего-то необычного, и кажется будто что-то вот-вот произойдёт...". И ещё один подобный абзац. Набираю его и "прикольно" становится от того, что когда-то по долгу службы приходилось писать такую чушь. Я думал это можно делать только из под палки. С появлением Интернета понял, что миллионы людей пишут нечто подобное вполне добровольно и считают это творчеством. И таких людей большинство. И не только в Сети, в жизни их ещё больше, только многие, слава Богу, не пишут, предпочитают заниматься другими делами. И то, что СМИ, в том числе та районная газета в которой я работал 20 лет назад, потакают массовому вкусу, вполне закономерно. Массовый выкус определяет спрос. Отсюда низкий уровень нашего телерадиовещания, газет и журналов, Интернета.
   Но это тема отдельного разговора.
   Поместить в Интернет статью 20 летней давности меня вынудило то, что без неё мои теоретические работы о поэзии выглядят неполными. Когда я печатал их, всегда отталкивался от того, что о "ритме жизни" я уже сказал. Всё таки статья моя была напечатана вполне пристойным тиражом 11433 экземпляра. Часть тиража я роздал любителям поэзии из других регионов. Да и в библиотеки газета направлялась. Но понятное дело что с появлением Интернета именно он, а не библиотеки стал первым источником информации. Поэтому статья "Поэзия - ритм жизни" появилась здесь.
  

Сергей Аксёненко

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   3
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"