30 лет назад, в пятницу, 25 июля 1980 года, в самый разгар олимпиады, проходившей в Москве, умирает поэт, бард, актер и киноактер Владимир Высоцкий. Власти пытались скрыть этот факт от любимца советского народа, но популярность барда была столь велика, что информация просочилась даже в газету "Вечерняя Москва". Я не говорю уже о театре на Таганке: спектакль "Гамлет" был отменен, а в окошке кассы висела табличка "Умер Владимир Высоцкий". Ни один театрал не сдал свой билет, оставив его себе на память. Кстати за короткую заметку о смерти актера редактор "Вечерней Москвы" был уволен с работы.
В своем моноспектакле, посвященном памяти мужа, известная киноактриса Марина Влади говорит так:
"Это мое объяснение в любви человеку, который был одним из самых выдающихся поэтов своего поколения и страдал от унижений, выпавших на его долю в советские времена. У меня сложилось такое ощущение, что он бился против стены из ваты. Задыхался и умер в 42 года, оплакиваемый народом, который обожал его потрясающий юмор, полные смысла и едкого подтекста стихи. Некоторые из них я читаю со сцены. Вместе с этим Владимир страдал, ведь официально его не признавали. Такое отторжение привело к тому, что он погрузился в алкогольную пучину. Моя жизнь вместе с Высоцким походила на смесь из восторгов и отчаяния, когда мрак постоянно приходит на смену свету и наоборот. В те годы я была двужильной и смогла все вынести".
А был ли "двужильным" сам Владимир Высоцкий?
В своей книге "Владимир, или прерванный полет" Марина Влади вспоминает о состоянии Высоцкого еще в 1969 году, когда нашла его лежащим в ванной:
"Ты больше не говоришь, полуоткрытые глаза просят о помощи. Я умоляю вызвать "скорую", у тебя почти исчез пульс, меня охватывает паника. Реакция двух прибывших врачей и медсестры проста и жестока: слишком поздно, слишком много риска, ты не транспортабелен. Они не желают иметь покойника в машине, это плохо для плана. По растерянным лицам моих друзей я понимаю, что решение врачей бесповоротно. Тогда я загораживаю им выход, кричу, что, если они сейчас же не повезут тебя в больницу, я устрою международный скандал... Они, наконец, понимают, что умирающий - это Высоцкий, а взлохмаченная и кричащая женщина - французская актриса. После короткого консилиума, ругаясь, они уносят тебя на одеяле. К счастью, врачи привезли Высоцкого в институт Склифосовского вовремя, ещё несколько минут задержки - и он бы не выжил. Врачи боролись за его жизнь восемнадцать часов".
Судьбе было угодно, чтобы он выжил. И продолжал писать новые веселые песни, которые пел под семиструнную гитару в московских клубах, в различных городах Советского Союза, а также за границей: во Франции, США и других странах.
Но постепенно в его репертуар наряду с шуточными песнями стали просачиваться песни с философским подтекстом, с тематикой о смысле жизни. Лейтмотивом хорошо известной песни-цыганочке "Моя цыганочка", является мысль, что в жизни "все не так, как надо...". А как надо? - никто не знает, даже в церкви. Сам Высоцкий все время находился в поиске, пытаясь ответить на этот вопрос. Поэтому у него так много разных песен и стихов. Например, алкогольная тема "Считай по-нашему, мы выпили немного" И тут же напрашивается вопрос: А сколько надо, чтобы хватило? Опять-таки, никто не знает. Или вот еще слова из песни: "придешь домой - там ты сидишь. Ну, и меня, конечно, Зин, всё врёмя тянет в магазин", Или песня "Товарищи ученые" в которой есть такие слова: "Мы мигом к вам заявимся с лопатами и с вилами, денечек покумекаем - и выправим дефект!"
Смешно, но еще и грустно, потому, что это была действительность, которая тоже была не такой, как надо.
Владимир Высоцкий был, конечно, жизнелюбивым человеком. И все-таки, как настоящий поэт, жил на пределе не щадя своего сердца. И если говорить откровенно, то в глубине души он считал, что гении долго не живут. Иначе он не написал бы песню "О поэтах", которая начинается словами "Кто кончил жизнь трагически, тот истинный поэт" И далее "поэты ходят пятками по лезвию ножа". А кончается песня словами: "срок жизни увеличился, и, может быть, конец поэтов отодвинулся на время".
Но Высоцкий не очень старался продлить свой срок, как можно дольше. Наоборот, он был удивлен, что проскочил цифру 37, которая была роковой для Пушкина, Маяковского, Байрона и Рембо. И его конец отодвинулся только на 5 лет. Поэтому он и подгонял коней своей смерти к финишу. ''Я коней своих нагайкою стегаю, погоняю. Что-то воздуху мне мало - ветер пью, туман глотаю, Чую с гибельным восторгом: пропадаю, пропадаю!' А ''гибельный восторг'' бывает только у самых талантливых поэтов.
Высоцкий все время ходил по краю пропасти, бросая вызов судьбе. "Я куплет допою, хоть немного ещё постою на краю!".
И вот 25 июля 1979 года, ровно за год до его кончины, его лечащий врач Анатолий Федотов вытаскивает барда из клинической смерти в Бухаре.
( хотя имеются и другие версии).
Несмотря на это Высоцкий продолжает гнать коней, гастролировать и давать концерты.
22 июня 1980 года состоялся один из последних концертов Высоцкого (в Калининграде), на котором ему стало плохо.
3 июля 1980 года состоялось выступление Высоцкого в Люберецком городском дворце культуры в Московской области, где, по словам очевидцев, он выглядел нездоровым, говорил, что неважно себя чувствует, но на сцене держался бодро и, вместо полутора запланированных часов, отыграл двухчасовой концерт..
14 июля 1980 года во время выступления в НИИЭМ (Москва) Владимир Высоцкий исполнил одну из своих последних песен - "Грусть моя, тоска моя... Вариация на цыганские темы".
16 июля он провёл свой последний концерт в подмосковном Калининграде..
18 июля 1980 года Высоцкий последний раз появился в своей самой известной роли в Театре на Таганке, в роли Гамлета
И вот 25 июля 1980 года сердце его не выдержало. Высоцкий скончался в своей московской квартире ночью, которая стала для него "вне закона". И уже никакие чиновники не могли отказать ему в чем-либо, или что-либо запретить.
Несмотря на принятые "законными" властями меры, похороны были более чем пышными, хотя и стихийными. Марина Влади заметила, что присутствовала на похоронах королей и принцев, но ничего подобного никогда не видела.
42 года жизни: это много, или мало? Все зависит от вклада человека в жизненный процесс, от того, что он оставляет после себя. Миллионы любителей бардовской песни и поныне продолжают слушать песни Владимира Высоцкого. Новое русскоязычное поколение, живущее на разных континентах, слушает диски с его песнями, исполняемыми как самим автором, так и другими певцами И, если 30 лет спустя голос и манера пения Высоцкого все еще волнуют души слушателей и становятся примером для подражания, то это значит, что он прожил свою жизнь так, как надо!