ГЛАВА 6. ПЛАСТИКА. КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА - ТЕАТР, ЗООПАРК, ПТИЦЫ
Коллективная работа
Работа в коллективе, где каждый выполняет свою часть и все вместе создают нечто це-лое: кукольный театр, зоопарк или стаю птиц. Такая работа, по сути, модель слаженного сообщества. В данный момент творить будут: Алекс (6), Саломея (8), Ксения (9), Илай-да(10), Аннетта (9), Дорис (10), Ник (8), Лиза(7), Катя (7), Мона (9), Эрик (9).
Кукольный Дом-Театр
Такой театр можно организовать своими силами из простых подсобных материалов.
Работа в театре и для театра - работа коллектива. Группа единомышленников во главе с режиссёром. И вот такая группа детей от шести до десяти лет собралась, чтобы создать свой театр. Они будут делать всё: строить театр, расписывать его, изготавливать кукол.
Но театр этот будет необычным. Каждый может быть зрителем и действующим лицом од-новременно. Как это будет выглядеть, мы это увидим, когда театр будет готов.
Сначала нужно построить здание театра
Всё это можно сделать из... обыкновенной большой картонной коробки. Не может быть, скажете вы, мы же не в цирке и не в сказке. Может быть!
Илл. 1. Конструкция.
Нашу картонную коробку размером примерно 60х50х30 см мы поставим широкой стороной на устойчивую деревянную подставку (илл. 1). Такая подставка может быть сделана из реек сечением 2 х 4 см или из досок сечением 2 х 30 см. Соответственно, учитывая размер коробки, на доске длиной 60 см - будет лежать широкая сторона коробки - сцена театра. К ней прикручиваются шурупами две доски, которые будут держать боковые стороны коробки. Под опущенную створку для стабильности прикручивается шурупами торцом к вертикальным стойкам ещё одна доска длиной 60 см. Таким образом, получается устойчивая конструкция, в которую можно вставить нашу картонную коробку. Добавим, что картонная коробка может быть и других размеров.
Илл. 2. Расписывается театр
Одну створку опустили, прикрепив её к подставке, другую подняли под прямым углом, укрепив её сзади деревянным треугольником; у верхней створки углы срезали - это будет нашим карнизом, боковые створки коробки играют роль ставен. У нас получится помещение со ставнями и карнизом (илл. 2).
Илл. 3. Театральный художник
При открытых ставнях мы имеем пока ещё пустые стены коробки. Наши театральные ху-дожники изобразили в этом пространстве сказочный город с площадью, ратушей, домами.
Всё как в театре: есть сцена, кулисы, задник (илл. 3).
Илл. 4. Декораторы
При закрытых ставнях наш Дом-Театр будет выглядеть не менее красиво и красочно. Об этом постарались наши художники-декораторы (илл. 4).
Такой Дом-Театр может стоять на столе, на полу, его можно переносить, его можно при-крепить к стене. Можно изготовить ещё один такой же Дом-Театр. Тыльной стороной соединяем их вместе, и получаем целый театральный комплекс. Из створок дна коробки получатся кулисы и двери - открытый проход на другую сторону, в другой театр.
Для игры с куклами дети могут использовать две сцены и также поверхность стола, на котором стоит наш Театр.
Наш кукольный Дом-Театр - настольный театр. Дети играют с фигурками персонажей, переставляют их, озвучивают, разговаривают с ними, разыгрывают целые сцены. В мастерской перед публикой авторы кукол оживлённо исполняли свои роли, причём всё это была чистая импровизация. Исполнители сами были этими персонажами. Куклы разговаривали, передвигались, вели свои диалоги.
Куклы для театра
Театр радует нас всеми красками. Остаётся только изготовить кукол. И вот наша группа энтузиастов взялась за дело.
Из какого материала могут быть сделаны куклы для театра? В первых, кукла должна быть лёгкой и стабильной, во вторых она должна быть пластичной. Ведь её берут в руки, переставляют с одного места на другое. Ею играют! То есть она - словно живой персонаж, который двигается, танцует, разговаривает.
Мы на занятиях используем такие материалы как дерево, прутья, а также картонные трубки различного диаметра и длины, упаковки и готовые детали из пластмассы и прессованной бумаги, пенопласт, волнистый картон, цветную бумагу, ткань - всего не перечислишь...
Интересно наблюдать, как некоторые ученики, не имея ясных представлений, что они будут мастерить, твёрдо уверены - что-то сделают. Подбирают, присматриваются, просят помочь соединить детали. У других уже имеется план того, что они бы хотели бы сделать. И здесь начинается конкретный поиск необходимого материала для своей идеи.
Из деревянных брусочков и готовых элементов, таких как деревянный шар и фигурные детали, Дорис изготовила "Фею" (илл. 5). Из таких же частей Ксения собрала "Девушку из хорошего дома" (илл. 6). Она добавила только шлейф из пластиковой сетки и украшение из спирали от блокнота на кукольной головке. В цветовом решении этих фигурок использован акрил. Гуашь для таких случаев не годится - она боится влажности. Много сил и времени вложил в свою работу Леон. Его "Робот" (илл. 7) собран из большого количества деталей: напиленные рейки дерева, готовые детали из пластмассы, проволока, пластиковая сетка, пуговицы.
56
78
910
Илл. 5 - 10. Артисты
"Барышня", изготовленная Элизой, улыбается. На подставке из дерева нарисованы паль-чики ног. Деревянный корпус фигурки "одет" в платье, пуговицы - шляпки забитых гвоздей. Головка - из пластиковой чашки с нарисованным лицом на донышке. Волосы и шляпа тоже из пластика - нитки и формочка для выпечки. С помощью картонного круга от клеящей ленты сделаны руки, сложенные перед корпусом, нарисованны пальчики. Теперь барышня готова и она играет свою роль в спектакле (илл. 8). А вот улыбается "Красавица" (илл. 9). Мона нарисовала ей лицо на внутренней поверхности металлической крышки. К пластиковой крышке приклеила полоски ткани - платье. "Красавица" стоит перед публикой, подбоченившись, озорная и самоуверенная. Очень выразителен "Пират" (илл. 10). Его собрал Ник из чёрных деталей от пылесоса. Белой краской нарисованы глаза, нос и большой рот с зубами - чтобы страшно было. Серьга в ушах и, конечно, пистолет. Какой же он пират без пистолета!
Открытие сезона
По задумке наших авторов вышеописанные герои поселились в небольшой сказочный город с площадью, домами. Возле театра стоит замок феи, а неподалеку замок доброго волшебника. Оба строения тоже сделаны из картонных коробок разной величины, картонных трубок и веток. Их стены облицованы цветной бумагой, а на флаге замка доброго волшебника изображено солнце.
Илл. 11. Монолог Феи.
На площади перед ратушей разыгрывается наше действие.
Фея рассказывает почтенной публике историю любви пирата к девице из хорошего дома.
У пирата была возможность выбрать невесту, но он предпочёл скромную девушку...
Жители городка наблюдают за этой сценой... (Илл. 14)
Илл. 12. Монолог пирата.
Монолог пирата. Он жалуется на свою беспутную жизнь, благодарит фею за помощь. Лю-бовь к девушке-красавице изменила всю его жизнь. Девушка вторит ему, и они вместе поют арию верности. Невесты-соперницы стоят в стороне. Их вид говорит о том, что они явно недовольны... (илл. 12).
Настала ночь. Спектакль закончился. Всё ещё звучит тихая сказочная музыка, таинственно светит волшебный фонарь, поблескивает бисерная люстра...
Илл. 13. Артисты перед публикой.
Бурные, продолжительные аплодисменты!!! Артисты выстроились на сцене перед публикой. Они благодарят восторженных зрителей за радушный приём (илл. 13).
Илл. 14. Звезда театра.
Счастливая Звезда театра с большим букетом цветов стоит перед зрителями.
Илл. 15. Приглашение на праздник добра и любви.
Наш театр так понравился всем, имел такой успех, что стал выступать со спектаклями в столице сказочного княжества. Все действующие лица выстроились в ряд: невеста, пират, рядом их добрая фея. Подружки в нарядных платьях гордо стоят по бокам. Ведущая этого спектакля приглашает всех на праздник добра и любви (илл. 15). За сценой слышны веселые песнопения.
По нашему примеру в других городах сказочного княжества стали тоже строить театры и играть спектакли. Нам посчастливилось с билетами, и мы попали на спектакль из современной жизни.
Илл. 16. Житейская сцена на кухне.
Разыгрывается житейская сцена на кухне. Мама, подбоченившись, выговаривает дочери. Отец огорчённо разводит руками. Два домашних робота молча наблюдают за событиями. На сцене видны кулисы и проход в другое помещение, где может разыгрываться другая ситуация (илл. 16).
Илл. 17. Диалог родителей.
На террасе мама продолжает с отцом дискуссию о воспитании дочери. По ее мнению виноват во всём, естественно, отец. Он позволял очень много своей любимой дочери (илл. 17).
Илл. 18. Героиня со своим другом Робби.
А где же дочь находится? Конечно возле своей любимой лошадки Сюзи. Героиня в лило-вом наряде беседует с роботом Робби - своим другом. Она жалуется на свою невыносимую жизнь дома: постоянные придирки матери. Может уйти с лошадкой в лес? Девочка уговаривает робота пойти вместе с ними. Лошадка Сюзи согласна, а робот Робби в замешательстве... (илл. 18). Не будем рассказывать, как дальше события развиваются. Приходите - посмотрите.
Илл. 19. Ведущие театра и артисты перед публикой, гуашь.
Другие вида кукольного театра
Известны и другие виды кукольного театра, описываемые разными авторами, которых не берусь здесь перечислять. Только некоторые из этих видов (мы этим не занимались) для информации я хочу здесь назвать:
Пальчиковый театр. Герои этого театра маленькие и одеваются на пальчик. Используя небольшую ширму и занавес, можно разыгрывать интересные спектакли.
Театр марионеток. У кукол ноги, руки, головы привязаны нитками к крестовине. Покачивая разным образом крестовину, можно научиться управлять движением кукол.
Магнитный театр. Плоские или с небольшим объёмом фигурки со встроенным кусочком металла двигаются по белой магнитной доске. Элементы декорации могут также двигаться.
Театр теней. На освещённом экране за ширмой двигаются силуэты - герои спектакля. Фигурки можно сделать из картона с палочкой внизу.
ЗООПАРК В ГЛИНЕ
Общая тема для всего коллектива.
Каждый ученик, по впечатлениям от посещения зоопарка, лепит из глины любимого зверя.
>
Илл. 20. Кенгуру.
Илл. 21. Жираф.
Объясняя последовательность работы, я предлагаю два варианта.
Первый вариант: из куска глины изготавливается корпус зверя и "вытягиваются" ноги, голова и хвост. Глина вязкая, жирная, пластичная, из неё не будешь лепить по частям, "примазывая" их друг к другу, нужно "тянуть" всю фигуру сразу, так что в руках не остаётся ни одного лишнего комочка - всё должно быть точно рассчитано. При таком способе лепки фигурки сами собой получаются "живыми" и грациозными.
Второй вариант: ноги, тело, голова и хвост изготавливаются отдельно и потом склеива-ются... водой. Первый вариант надёжнее, при втором нужно следить за тем, хорошо ли склеились части фигуры. Бывают случаи, когда при высыхании отваливаются нога или хвост. Досадно, но не безнадёжно. Места соединений нужно хорошо смочить водой, прижать друг к другу и подержать пока не склеятся.
После того как глина высохла, фигура всё же остаётся очень хрупкой и от незначительного удара легко ломается. Лучше конечно обжечь её в печи. Но в моей мастерской печи нет, поэтому для прочности фигурка покрывается жидким раствором казеина и расписывается темперой. Если фигурку расписывать масляными красками, то ее прежде покрывают лаком или льняным маслом.
Илл. 22. Зоопарк.
А теперь построим наш зоопарк. Каждая фигурка зверя ставится на деревянную дощечку, с одной стороны которой прибиваются на равном расстоянии коротенькие тонкие реечки, что должно означать решётку. Подставки и реечки покрываются белой краской. И вот все разноцветные фигурки зверей стоят на подставках. Это наш зоопарк (илл. 22).
Ба! А это ещё кто живёт в нашем зоопарке? Божья коровка! Действительно, зоопарк наш необычный, волшебный. Помимо тигров, крокодилов и слонов, поселилось и чувствует себя дома целое семейство божьих коровок. Они - обитатели, а может быть посетители зоопарка?
Илл. 23. Божьи коровки.
Сотворены эти божьи коровки не из глины, а из обыкновенных круглых камушков (галь-ка) и расписаны темперой. Такое ощущение, что они медленно двигаются (илл. 23).
ПТИЦЫ
Стоящую глиняную птицу сделать трудно. У птицы ноги слишком тонкие, а в глиняном ис-полнении очень хрупки и не выдержат тяжелый корпус. Нужен проволочный каркас, скажете вы. Тоже не годится. Глиняная оболочка на каркасе растрескается при высыхании. А что если предложить детям изготовить птицу в гипсе? Здесь будет уместно использовать каркас из проволоки.
Илл. 24
Учитывая, что детским пальчикам трудно гнуть проволоку для каркаса, я каждому, соот-ветственно пожеланиям, изготовил каркас для его птицы. Напилил из дерева подставки, просверлил для проволочных ног отверстия. Проволоку обязательно нужно покрыть лаком, чтобы не ржавела. Итак, птичьи каркасы стоят, и ждут своих авторов (илл. 24).
Илл. 25
Корпус и голова птицы заполняются лоскутками, ватой или скомканной бумагой, укрепля-ются бечёвкой или тонкой проволокой (илл. 25). Теперь настала очередь гипса.
Илл. 26
В жидкий раствор гипса погружаем заранее нарезанные полоски обыкновенной марли. Работаем быстро. Гипс быстро затвердевает. Марлю - в гипс и на поверхность будущей птицы.
Проволочный каркас птицы покрывается первым слоем гипса (Илл. 26).
Начинается творческая работа
Илл. 27. Серьёзная эта работа - моделировать.
Каждый участник этого творческого коллектива, добавляя гипс, моделирует головку с клювом, корпус, создаёт свою уникальную птицу. Я вижу, как Анетта и Илайда гипсом "примазывают" к головке ракушку. Показываю, как можно, окуная в гипс кусок ткани, и, держа птицу вертикально, приклеить эту ткань к хвосту. Нужно подождать, пока гипс затвердеет. Оперение хвоста готово. У Катиной птицы хвост топорщится веером, как у павлина. Птица у Саломеи с цветком на головке, а хвост - из коры дерева. Вариантов много... (илл. 27)
Илл. 28
Гипс должен хорошо просохнуть. Перед тем как птицу расписать, мы покрываем всю ее поверхность жидким раствором казеина. Итак, дети, затаив дыхание, держат в руках просохшую белую птицу. Я советую им начинать раскраску со светлых тонов и не смешивать между собой более трёх цветов. Если темпера ложится на белую основу, то получаются замечательные по яркости жёлтые, синие, красные цвета (илл. 28).
Илл. 29
Дети нетерпеливо мешают краски. Поверхность птиц быстро покрывается всеми цветами радуги. Рисуются глазки, клюв. Подставку, очистив от гипса и следов краски, можно оставить деревянной или тоже расписать (илл. 29).
И вот все птицы вместе - зрелище неописуемой красоты!
Возможности по организации коллективного занятия
во-первых, у кого-то дома: группа ребят может собраться в свободное время и вместе, весело играя, соорудить театр и приготовить кукол, придумать игру, разыграть знакомые им ситуации.
во-вторых, в детском саду. Под руководством воспитателя дети изготавливают театр, играют с самостоятельно созданными куклами, лепят зоопарк или ферму с домашними животными;
в-третьих, в начальной школе. В программе обучения желательно иметь темы, подобные вышеприведенным. Это дает возможность ознакомить детей с особенностями работы с деревом, картоном, глиной и гипсом.