Некоторые исследователи утверждают, что детей нельзя пичкать теориями, будьте закономерности построения композиции, закономерности пространственного построения или теория цвета. Всему своё время. Да, маленькие дети (до трёх) не задумываются над тем, когда рисуют, какой цвет использовать. Они просто "знают". Дети уверены, это должно быть только так и не иначе. Они интуитивно находят нужные цветовые сочетания. А может быть им нравится какой-нибудь цвет, потому-то он яркий или по каким-нибудь другим признакам.
У детей постарше вырабатывается своего рода клише. Они точно знают, что дерево - зелёного цвета. Солнце - жёлтое, небо, вода - синего цвета. Всё то, что ребёнку не нравится - чёрное. И, чтобы ребёнок мог дальше развиваться, выйти из этого замкнутого круга, нужно ему показать, что существуют ещё цветосочетания - научить пользоваться краской, цветом. О том, что собой представляет цвет, мы разбирались в первой книге "Изобразительное творчество детей". Дети экспериментировали с краской (цветом). Пробовали всевозможные смеси. Интуитивно, без всякой теории. Мешали краску просто так, потому что казалось - "это хорошо". Получались очень выразительные колористические решения, порой неожиданные. Детям доставляет огромное удовольствие мешать краски между собой и смотреть, что из этого получается.
Надо сказать, мы работали исключительно гуашью. Гуашь - кроющая краска, она даёт возможность перекрывать один цвет другим. Таким образом, дети, экспериментируя, учатся мешать краску, учатся цветовому многообразию, у них на картинках появляются образы, совершенно неожиданные, что забавляет и зачаровывает детей, они готовы бесконечно возиться с краской. Но иногда, мешая спонтанно цвета, они с огорчением видят у себя на бумаге серо-коричневую грязь. В чём дело? Я вижу на их лицах разочарование, недоумение. Как так! Брали красивые и чистые цвета, а получилась - грязь.
Здесь самое время рассказать им о некоторых закономерностях, которые существует в цветовом мире.
Закономерность "радуги"
Радуга это чудо природы. Радуга возникает из-за того, что каждая дождевая капля раскалывает попадающий солнечный свет как призма в спектральные цвета, из которых состоит белый свет.
Мы все видели радугу и в русском языке для того, чтобы запомнить последовательность расположения цветов, популярно такое выражение: каждый охотник желает знать, где сидит фазан, иными словами это длинное слово и есть описание радуги:
По словарю русского языка Ушакова: голубой - это светло-синий цвет, обладающий окраской небесного цвета. На занятиях я использую терминологию основ цветоведении Иттена, где нет разделения синий - голубой, а только один цвет - синий (Blau).
Дети часто и с удовольствием рисуют радугу и при этом, помня вышеприведенную нехитрую присказку, правильно располагают цвета. Вот она, знакомая нам радуга, которая начинается с красного цвета и заканчивается фиолетовым.
Илл. 1. Радуга
В радуге чередуются три основных цвета: красный, жёлтый, синий. Между ними, при смешении, возникают промежуточные цвета: оранжевый, зелёный и фиолетовый (синий с красным).
Потом я показываю эти спектральные цвета радуги в виде круга. Такой цветовой круг, где красныйоранжевыйжёлтыйзелёныйсинийфиолетовый - выстраиваются по кругу. Фиолетовый цвет переходит в красный - круг замыкается.
Илл. 2. Цветик-шестицветик
Цвета первого ряда и цвета второго ряда...
Красный, жёлтый и синий в науке цветоведении и среди художников называются основными, а также цветами первого ряда за то, что их невозможно получить при помощи смешения любых других цветов.
В цветовом круге красный и жёлтый образуют оранжевый, жёлтый и синим - зелёный, а синий и красный - фиолетовый. Это цвета второго ряда, условно называют ещё составными, то есть цвета, которые можно получить от смешения основных красок,
Цветами третьего ряда будут: красно-оранжевый цвет, жёлто-оранжевый, жёлто-зелёный, зелёно-синий, сине-фиолетовый и фиолетово-красный.
Смешивая их между собой таким же образом дальше, можно получить бесконечное количество цветовых оттенков - хроматические цвета.
Дополнительные цвета
В нашем цветовом круге-шестицветике есть интересная закономерность: красный и зеленый цвета своим острием недружелюбно показывают как раз друг на друга. Каждый словно дает нам знать, что терпеть не может своего противника. То же самое происходит у желтого цвета - с фиолетовым, у синего - с оранжевым. В науке цветоведении такого "неприятного" партнера по цвету называют дополнительным цветом: у красного, как мы заметили, это зеленый, у желтого - фиолетовый, у синего - оранжевый. Если посмотреть дальше, то их ближайшие оттенки тоже находятся в таких же "колючих" отношениях: сине-зелёный - с красно-оранжевым цветом, красно-фиолетовый - с сине-зелёным, жёлто-оранжевый - с сине-фиолетовым и т. д. (илл. 2).
А знаете ли вы, что если их смешать, то они уничтожают цветность друг друга и получается просто серый цвет разных оттенков. Вот почему нужно здесь быть особо внимательным. Не только мои ученики, но иногда и художник смешивает цвета на палитре и вдруг сокрушается: "О-о-о, опять грязь получилась!" А он просто смешал между собой дополнительные цвета!
А вот если открытые дополнительные цвета расположить рядом, то при определенных пропорциях (художники находят эти пропорции интуитивно) они усиливают интенсивность друг друга.
Чтобы дети могли лучше понять, что же это такое: дополнительные цвета и как они выглядят, я на чистом листе бумаги с самым загадочным видом закрашиваю красным цветом пятно размером с монету, потом предлагаю смотреть пять секунд на это пятно. После этого нужно перевести взгляд на обозначенный мною не закрашенный кружок рядом. Теперь я таинственно и торжественно спрашиваю: "Что вы видите?" Следует ответ, полный изумления: "зелёный!". Почему так происходит? Я им объясняю, что так устроен глаз человеческий. Если смотреть какое время на жёлтый цвет, потом закрыть глаза, то перед внутренним взором можно увидеть фиолетовый цвет, то же происходит со следующей парой: синим и оранжевым цветами.
Об этом пишет и Гёте, что "...Как только глаз видит какой-нибудь цвет, он сейчас же приходит в деятельное состояние, и его природе свойственно, столь же бессознательно, как и неизбежно, породить другой цвет, который вместе с этим содержит цельность всего цветового круга. Один отдельный цвет возбуждает в глазу посредством специфического ощущения стремление к всеобщности".
Надо сказать, что дети, не зная теории цвета, пользуются и основными "открытыми" цветами, т. е. красный, синий, жёлтый в чистом виде, и дополнительными (зеленый, оранжевый, фиолетовый). Они добавляют ещё чёрный и белый, ничего не смешивая между собой. Этим достигается в высшей степени торжественность, праздничность.
Задание: нарисовать фигуру, используя три основных хроматических цвета: красный-синий-жёлтый. При желании можно добавить чёрный и белый цвета, не смешивая их между собой.
Начинать нужно с больших плоскостей, далее обрабатывать детали кистями, всё меньшими по номеру.
Морварид изобразила себя в красном платье, синей кофте и жёлтом платочке. Правда в работе появился ещё и зелёный цвет. Чёрным контуром и белыми пуговицами она усилила звучание этих цветов (илл. 3). Цветовое решение динамично и напряженно.
Жёлтый, красный, синий с белым и чёрным
Илл. 4. Основные цвета (жёлтый, красный, синий) в смеси с белым и чёрным
Если к основным цветам примешивать белый и чёрный таким образом, что в следующей полоске этого ряда добавляется всё большее количество белой, а с другой стороны - чёрной краски, то цвета высветляются или становятся темнее. Это иногда приводит неожиданным результатам. К примеру: добавляя к жёлтому цвету чёрный - жёлтый быстро становится оливково-зелёным, а к красному цвету чёрный - красный становится серо-коричневым. Это приводит детей в недоумение (илл. 4). В восторг!
Контраст дополнительных цветов
На занятиях мы рассматриваем:
Контраст дополнительных цветов
Контраст тёплого и холодного
Контраст светлого и тёмного тона
Чёрно-белые (ахроматические) цвета
После того как ребята усвоили, что такое дополнительные цвета, я предлагаю им испробовать два дополнительных цвета. Опять полная неожиданность. Мешая красивый яркий красный цвет с не менее красивым зелёным, дети с недоумением видят, что на бумаге появляется тёмное серо-коричневое пятно. Этим результатом малыши и были разочарованы. Почему так получается? Оказывается, если смешивать цвета: красный и зелёный, жёлтый и фиолетовый и синий и оранжевый, то получаются серые, серо-коричневые оттенки. Как было сказано выше, цветность взаимоуничтожается.
Илл. 5, Лилиан (6 лет) "Слон", гуашь.
Задание: Два дополнительных цвета: красный и зелёный с добавлением белого цвета. Оттенки серого цвета.
Я предлагаю на листе бумаги намешать большое светло-серое пятно из красной и зелёной краски, с добавлением большого количества белой. Из этой смеси и рисуется большой слон. Фон закрашивается красным цветом, внизу - зелёный. Детали прорисовываются смесью красного с зелёным без белого цвета (илл. 5).
Илл. 6, Лилиан (6 лет) "Два существа", гуашь.
Задание: Два дополнительных цвета: красный, зелёный. К ним по желанию можно добавлять белый цвет.
Изобразить два существа: одно красное, другое зелёное, причём фоном для красного человечка должен быть сильно разбелёный зелёный, а для зелёного - разбелёный красный (розовый).
Лилиан нарисовала два очень задорных человечка с птичьими головами (илл. 6).
Илл. 7, Йонна (6 лет), гуашь
Задание: Два дополнительных цвета: синий и оранжевый. К ним по желанию можно добавлять белый цвет.
Йонна нарисовала двух синих птиц - приятельниц, фон для которых составлен из следующих цветов: синий, оранжевый и белый. Но поскольку белый цвет любит своего приятеля черного цвета, то здесь появился еще и черный цвет (илл. 7).
Илл. 8, Морварид (8 лет) гуашь
Задание: Два дополнительных цвета: сине-фиолетовый и желто-оранжевый. К ним по желанию можно добавлять белый цвет.
Морварид нарисовала птичью семью. Фон желто-оранжевый, а для фигурок птиц она смешивала в разных пропорциях следующие цвета: сине-фиолетовый, желто-оранжевый и белый. Так как краска наносилась в жидком виде, дополнительно получились красивые сложные оттенки (илл. 8).
Тёплые и холодные цвета
Илл. 9, Катя (8 лет) гуашь
Задание: Использовать тёплые и холодные цвета (жёлтый и красный, голубой и, синий), чтобы получить сине-зеленый и фиолетовый
Тема: две семьи поселились на склонах одной и той же горы. Семья, приехавшая с юга - на южном склоне горы, они любили тепло и красили свои дома в жёлтые и красные цвета, а семья, приехавшая с севера, поселилась на северном склоне и дома у них были синие и голубые. Их дети поженились и, чтобы жить в мире, стали красить свои дома в фиолетовые и сине-зеленые цвета (илл.
Илл. 10, Алех (5 лет) "Король-лягушонок",
Задание: Материал, гуашь: голубая, жёлтая, чёрная и красная.
Мешая цвета: жёлтый и синий, жёлтый и чёрный на палитре, можно получить различные варианты зелёного: бутылочное стекло, оливковое, сине-зелёное, салатное и др. Нарисовать кистью Короля-лягушонка и фон всеми этими зелёными оттенками. Чёрные глаза, красный рот, жёлтая корона (илл. 10).
Другие темы: волшебный замок в фиолетовой стране, золотой замок в пустыне, снежная королева.
Другие задания:
Материал, гуашь: жёлтая, синяя и красная (дополнительные цвета)
Смешивая синий цвет с красным можно получить различные фиолетовые тона.
На жёлтом фоне можно нарисовать великолепную птицу в фиолетовых оттенках.
Другие темы: клоун в фиолетовом костюме перед жёлтым цирком, фиолетовый фантастический зверь в пустыне, жёлто-фиолетовый волшебный цветок, павлин в фиолетовых перьях перед золотыми воротами замка.
Материал, гуашь: одна цветная и одна белая краска, коллаж
Выбрать один цвет, закрасить им лист бумаги. Добавить к этому цвету немного белой краски и закрасить ею другой лист. Таким образом, добавляя каждый раз немного белой краски, закрашиваешь один лист за другим. В итоге у нас будут до шести-семи закрашенных листов. Каждый лист немного светлее другого. Дать высохнуть. Если это цветок, то вырываешь из закрашенной бумаги форму листьев или группу. Набрав, таким образом, количество таких листьев и, используя несколько градаций цвета, можно собрать и потом приклеить на чёрный (тёмный) большой лист бумаги замечательный цветок.
Темы: замок зимой, снежные кристаллы или деревья зимой, подводный мир, или волшебная птица, удивительный цветок.
Ахроматические цвета
Дети часто рисуют радугу, где очень грамотно чередуются основные и цвета второго ряда. Что отсутствует в этой радуге, так это чёрный и белый цвета.
Дополнительные цвета - пары цветов, оптическое смешение которых приводит к ахроматическому цвету - оттенки серого. Это чёрно-белое кино или чёрно-белые фотографии с их богатством серых оттенков. Но как однообразен был бы мир без радуги!
Для начала предлагаю белый и чёрный цвет и, смешивая их, получить как можно больше оттенков - сделать работу в серых тонах. Тема свободная.
Илл. 11, Мария (7 лет), "Тараканы", бумага, гуашь.
У Марии ассоциативно это цветовое сочетание сразу же увиделось в образе убегающих тараканов (илл. 11). В работе имеется чёрный и белый цвет. Чёрный цвет в данной работе - это цвет чего-то недоброго, страха. Белым цветом Мария нарисовала своё имя.
А что получится, если к серым тонам добавлять синий цвет?
Илл.12, Аня (11 лет) "Сказочный город", акварель
В ассоциациях синий цвет и серый в светлых сочетаниях, сразу же видится что-то воздушное, сказочное, волшебное. У Ани сказочный город нарисован акварелью. Правильный выбор. Дома-башни торжественно выстроились в ряд. Техника акварели подчёркивает эту стройность и лёгкость (илл. 12).
Илл.13, Ник (6 лет), "Вечерний город", гуашь
Предлагаю изобразить сумерки. Использовать оттенки серого цвета и синего. (Все цвета тёмные)
Ник старательно закрашивал в свои шесть лет плоскости и интуитивно подобрал серо-голубые оттенки ряда домов, но не удержался: нарисовал несколько звёзд - какие же сумерки без звёзд! Он их сам видел поздно вечером (илл. 13).
Цвет в натуре:
Сколько цветов вы видите в этом помещении?
Назовите цвета, которые вы видите из окна? Насколько они светлы или темны?
Эксперименты с красками:
Нарисуй картину основными цветами.
На следящей картине мешай чёрный и белый цвет с основными цветами.
Сравни коричневый цвет, который ты видишь в помещении и коричневый который ты получишь, если смешаешь чёрный цвет с красным. В чём разница?
Смешайте красный и жёлтый и сравните это оранжевое и оранжевое на цветовой шкале. Какой цвет вы найдёте красивее? Почему?
Эмоциональная выразительность цвета:
Мешайте цвета, которыми можно изобразить огонь, карнавал.
Можно ли для изображения огня использовать красный, чёрный и жёлтый или для изображения осени - коричневый, красный и жёлтый.