Тяжёлые серые облака нависли над городом. Моросит. Дети прибегают ко мне на занятия. Возбуждённые, все говорят одновременно, всё нужно выпалить сразу: происшествия, новости, секреты, - всё, что накопилось за неделю. Наконец успокоились, заняли свои места. На мольбертах стоят заранее приготовленные мною планшеты с наклееной бумагой. На столе - баночки с гуашью. Разобрали свои кисти и карандаши, налили воду в стаканчики. Готовы к работе.
Но и в этом возрасте вместо того, чтобы увлечённо выплеснуть на бумагу свои впечатления, освободиться от внутреннего ребячьего напряжения с помощью собственной фантазии и многоцветья гуашевых красок, - они спрашивают:
- Какое у нас будет сегодня задание?
Что мы будем сегодня рисовать?
Этот вопрос я слышу часто. Его задаёт большинство детей. Есть бумага, карандаши, краски. Не хватает идеи, в которой дети могут себя выразить.
Мне приходится наводящими вопросами: "Что ты делал сегодня? Что ты видел?", привести к тому, что в какой-то момент у него возникнет своя собственная тема. Ребёнок должен потрудиться и не ждать готовых предложений. Некоторые дети приходят и с большим нетерпением быстро садятся за стол, и сразу работа кипит: ребёнку нужно освободиться от занимавшей его идеи.
Похвально! Но нередко приходится проявить немало изобретательности, чтобы расшевелить и растормошить, пробудить и активировать неразвитую фантазию.
Иногда творческая деятельность малыша тормозится, так как ему не хватает повода к рисованию, хотя и горит большим желанием что-то делать, и в то же время не может решиться на что-то конкретное. И здесь мы слышим от него вопрос: "что я должен рисовать?". Ребенку не хватает опыта, чтобы понять, как он может себя выразить, а также и мужества, чтобы осуществить то, к чему побуждает его природа.
Возникает вопрос: На каком этапе развития ребёнка можно ставить перед ним определённые задачи, т. е. давать задания?
Дети школьного возраста
Посещение школы - важный период в жизни ребёнка: кругозор расширяется, мир познаний становится всё больше, сложнее, много новых впечатлений возникает у юного человека.
Казалось бы, эти впечатления будут перерабатываться, осмысливаться самым естественным для ребёнка путем, как это было во все времена у детей: в процессе рисования, в виде импровизаций. Но нередко эти впечатления переносятся на бумагу не по свободному движению души, а только по просьбе, в данном случае по моей просьбе (понимай, заданию).
Сегодня дети часто заблокированы и здесь зачастую недостаточно им дать бумагу, краску и... нарисуйте что-нибудь. Необходима тема для мотивации. Но тема, которая интересна взрослым, не всегда воодушевляет детей. Из своего опыта знаю, как, готовясь к занятию, обдумываю тему, собираю материал, а потом предлагаю всё это ученику. Приходится иногда слышать: - "а я не хочу это рисовать". Наводящими вопросами придумываю другие варианты. Тема должна заинтересовать ребёнка. Остальное работа его фантазии.
Пытаюсь понять, в чем же дело?
Влияет ли загруженность программами в школе, где даются только задания? А потом нужно дома выполнять школьные упражнения, а у некоторых детей добавляются еще и занятия спортом, музыкой..., то есть каждый час расписан для выполнения различных заданий? Всё меньше времени остаётся для себя, для своего внутреннего мира, развития своих уникальных творческих возможностей.
Есть и искуситель - компьютерные игры для детей и взрослых. В компьютерных играх, казалось бы, ребёнок является активным участником действия, но в каком качестве? Сценарий уже придуман без него и для него. Да к тому же хочется посидеть и возле телевизора. Почти все смотрят одни и те же передачи, фильмы, мультфильмы. Ребёнок и здесь пассивный наблюдатель информации, которую создал для него кто-то другой.
У маленького потребителя постепенно отпадает внутренняя потребность самому придумывать и осуществлять свои фантазии. Образы поступают к нему в готовом раскрашенном, ловко скомпонованном виде. И затем он, полный этой зрительной информации, уже всегда имеет готовые рецепты поведения. Сравните-ка с процессом чтения, где герои оживают в воображении читателя, он им сочувствует и сопереживает, красочно представляет их себе. Современные технические средства коммуникации не могут ни заменить, ни возместить этого.
Какой телевизор может заменить путешествие в природу! Понаблюдайте-ка цветы глазами ребёнка. Какое здесь богатство оттенков цвета, форм и размеров! Так, говорят, делал французский художник Анри Руссо (Henri Rousseau). Он ложился в траву и наблюдал: каждый листок становился большим и значительным, каждый цветок - великаном и бродили вокруг него львы, леопарды, обезьяны... А потом они приходили на его полотна, и мы уже второе столетие поражаемся доброй и веселой фантазией этого скромного в будничной жизни человека.
Детские психологи во всем мире бьют тревогу по поводу скудной умственной работы современных детей, отсутствия у них воображения и задержки их эмоционального развития. И телевизор, и компьютерное наваждение очень обедняют творческую фантазию, тормозят развитие самостоятельного мышления, то есть наиважнейших качеств, нужных будущему взрослому человеку.
И что получается?
Когда я на моих занятиях предлагаю рисовать композиции на свободную тему - порой получаю довольно грустный результат. Дети старательно рисуют не сюжеты из их повседневной жизни или фантастические миры, нет, их память полна свирепыми героями японских и американских мультфильмов или монстрами - персонажами компьютерных игр. Они сражаются, стреляют, убивают, проливают кровь; летят оторванные головы, руки-ноги. Насилие изливается из детских рисунков. И рисунки-то все одинаковые, как близнецы, а авторы-то ведь разные. Досадно. Славные дети, а "запрограммированные" телевизионными передачами и компьютерными играми. Для них мышка-норушка - это только трафарет Микки-Мауса.
Да не разучились ли они свободно фантазировать?
Начинаю борьбу. Я разрешаю им "это" рисовать (свободная тема всё-таки!), но при этом объясняю, что герои из телевизионных мультфильмов и компьютерных игр - это герои, придуманные взрослыми дядями и тётями, поэтому рисунки на эту тему ни здесь в мастерской, ни на нашей общей выставке в городе выставляться не будут. Кто их рисует, тот может свои рисунки тут же забирать домой. То есть даю понять, что я это не поддерживаю. Какая реакция? Делают себе какие-то выводы, представьте себе, начинают задумываться. Так делаем первый шаг к освобождению.
Ребёнок ещё не знает, что ему действительно нужно. Родители и школа вводят его маленького в сложную взрослую жизнь, закладывают в него резервы здоровья и дают образование. В наше время особенно много внимания уделяется точным наукам. Они нужны прогрессу. А предметы по искусству - какое они имеют отношение к прогрессу? Всегда считалось, что это - основы для профессий, которые не прокормят в будущем. Но чтобы успешно заниматься точными науками, необходимо обязательно иметь развитую фантазию и воображение. И это при любой профессии.
Посмотрите на это и с другой стороны. Изобразительное искусство как ничто другое учит придумать что-то свое, разработать эту тему, осуществить ее как завершенную работу, то есть начать и довести до конца. Это ли не подготовка юного человека к ответственности. И занимаются искусством с детства не обязательно для того, чтобы стать профессиональными художниками, музыкантами или артистами, а для развития юной психики с постоянным усложнением и обогащением внутреннего мира и развитием чувства самодисциплины.
Известно, что всякому делу учиться нужно
"...К сожалению, постоянно раздаются голоса о том, что только в области точных наук человеку нужен опытный поводырь, - для того чтобы подняться на уровень современного мышления, осознать развитие науки, а в области эстетической, в области искусства, даже вреден такой поводырь, - каждый сам должен строить мир своих художественных пристрастий, мир своих вкусов, это, мол, дело личное...
...Это не что иное, как отсутствие понимания того, что у искусства столь же многовековый опыт развития, как и у науки, и, чтобы подняться на сегодняшний уровень человеческих отношений, эмоциональных критериев предков, зафиксированных в искусстве, искусство это нужно научиться воспринимать..." (Б. М. Неменский)
Основополагающий тезис в его программе "...Ребёнок должен определить свои увлечения, свои интересы, а для этого должен пробовать, должен выбирать. Это форма творческих проб себя. Не обучение просто - а именно творческих поисков (естественно, в процессе обучения). Формирование творческого мышления (ассоциативно-образного, художественного) становится здесь ведущей задачей...".
Далее Б. М. Неменский определяет характер развития, представлений и знаний и делит их на три этапа. Меня в данный момент интересует "...первый этап (в возрасте от 7 до 11 лет) - когда строится познание связей с искусством (в единстве восприятия и созидания), идя от личности ребёнка, от его чувств, от близкого ему мира природы и сказки, через окружающий его мир вещей и явлений, до связей с представлениями у разных народов о красоте жизни, человека, человеческого поступка, от личности - вширь..."
Возвращаемся к нашему дождливому дню и вопросу:
- Какое у нас будет сегодня задание?
- Как вы думаете - спрашиваю я в свою очередь, - на улице дождь, мы вот сидим в мастерской, а кто-то на улице под зонтиком ходит, на улице сыро и неуютно. И что вы думаете:
где спряталось от дождя солнце?
Зашумели, загалдели, обсуждают всякие варианты: солнце спряталось в своём домике, солнце спряталось за тучами, там у него тоже есть свой домик, солнце спряталось в дупле дерева, солнце стоит под зонтиком и так далее... Есть и скептики
А теперь, - говорю, - каждый рисует свой вариант, работаем красками.
Илл. 1 - Симон 8 лет. "Солнце спряталось в дупле большого дерева"
Симон изобразил тёмный лес, стволы деревьев, проливной дождь, видны только лучи солнца, которое спряталось в дупле большого дерева. (илл. 1)
У Балдуина солнце спряталось в маленьком домике в поле.
У Кати солнце сидит в комнате на диване, под потолком лампочка, шкаф стоит и... дерево.
У Дорис солнце за облаками играет в куклы, несмотря на дождь.
Каждый из них поверил в ситуацию, включился в игру, у них сработало воображение. Они ясно представили "невозможное" реальным.
Темы, которые я предлагаю детям, должны дать им возможность стать хозяевами своих решений, познать себя и развить свое воображение:
Тема: "Любимый и добрый, злой и фантастический зверь или птица".
А каким цветом изобразить злого или доброго фантастического зверя?
Есть над чем подумать.
Здесь важно учитывать и индивидуальные пристрастия ученика: любимый зверь - любимый цвет. Может оказаться, что любимый цвет голубой, стало быть и любимый зверь - к примеру кошка, тоже голубого цвета. Я как-то стал рассказывать, что у меня живёт голубая кошка. Дети развеселились: - голубая кошка?- такого не бывает. Я срочно позвал "свидетеля", который подтвердил мои слова. Согласились, хоть и с некоторым недоверием. И Феликс, увлёкшись, нарисовал еще и зелёных мышей, и клетку, в которой сидит голубая кошка.
>
Илл. 2, 3 - Пето 8 лет. "Тигр добрый и сердитый"
У восьмилетнего Пето любимый зверь - тигр. Если он добрый, он мирно гуляет под голубым небом. Когда же он сердит, тогда он показывает зубы и выпускает когти, а голубые облака иcчезают. (илл. 2, 3).
Илл. 4 - Тая 10 лет. "Любимая кошечка Кити"
Тая изобразила свою добрую любимую кошечку Кити с котятами в их кошачьем доме со стульями, столом и кроватью (илл. 4)
Тема: "Слон в посудной лавке" - известная поговорка.
Здесь можно успешно использовать технику коллажа. Гуашью изображается слон, а посуда вырезается из рекламных проспектов и наклеивается. Также и другие поговорки годятся для работы, например: "сделать из мухи слона", "яблоко падает недалеко от яблони" и т.д.
Илл. 5 - Жасмин 9 лет. " Улица подводного города"
Тема: "Посещение страны приключений".
Можно побывать на Луне и изобразить лунный пейзаж, побывать в дремучем лесу или в подводном царстве. У Жасмин рыбы плавают по улицам подводного города. Вот встретились две толстые рыбины и "молча" беседуют.(илл. 5).
Илл 6 - Кати 9 лет. "Дом моей мечты"
Тема: "Дом моей мечты".
Показывается наглядно подсобный материал и рассказывается в каких домах живут люди в разных частях нашей планеты: в Африке, в Америке, в Китае и т. д. Кати мечтала жить на дереве в домике, как птица Вечером из окна наблюдать закат солнца.(илл. 6)
>
Илл. 7, 8 - Владимир 11 лет. "Замок злого волшебника и современный город"
Тема: "Замок принцессы и замок злого волшебника".
Владимир изобразил для сравнения замок злодея (илл. 7) и современный город (илл. 8).
Зловещее таинство кривых деформированных форм. Замок, как корона, на черепе злодея. Суетятся белые "бодигарты". Современный город весь в прямых линиях-вертикалях и горизонталях. Архитектура - не искусство, а функция.
Илл. 9 - Катя 9 лет. "Я летаю над городом"
Тема: "Я летаю над городом".
Высоко над улицами, почтой и жилыми домами, как птица летает Катя. (илл. 9).
Крохотная фигурка девочки в белом платье не затерялась среди обилия архитектурных форм. Композиционно диагональ дороги между домами подчёркивает "помогает" движению летающей фигурки.
К каждой из тем нужна подготовительная работа. Я рассказываю подходящую историю, показываю изобразительный материал: фотографии, репродукции, книги. Для этой цели уже годами накопил тематические тома-каталоги. Называю технику исполнения: гуашь, акварель, аппликация и т.д.
Илл 10 - Дорис 12 лет. "У меня гость"
Тема: "Герои сказок побывали у меня дома в гостях".
Дорис сидит у себя дома, готовит домашние задания и вдруг она услышала шелест крыльев, - в гости к ней пожаловала... фея! (илл. 10)
Илл. 11 - Тая 10 лет. "Фантастическоий зверь"
Тема: "Звери, которых не существует" или "Визит в страну, которой не существует".
Тая изобразила огромного неприветливого, заполняющего всё небо, фантастического зверя, который шагает над полями и домами. Глазом сверкает и слоновьим хоботом трясёт. Вот так чудище! (илл. 11)
Илл 12 - Ксения 9 лет. "Я путешествую на жуке"
Тема: "Я могу стать таким маленьким, что могу разговаривать с жуками и мышами".
Ксения путешествует, сидя на жуке, рядом с бабочками среди цветов, как в лесу. (илл. 12)
Тема: "Воображаемое путешествие вокруг земного шара".
Рисуется фломастерами земной шар - большой круг на листе бумаги так, чтобы вокруг оставалось достаточно места по периметру для изображений, к примеру, дворцов, гор, Эйфелевой башни, слонов, жирафов, птиц, - одним словом всего, что можно увидеть во время этого путешествия. Внутренность круга можно заполнить изображениями океана, островов, рыбами, чайками...
Илл. 13 - Морварид 10 лет. "На корабле празднуют"
Тема: Чем отличается пиратский корабль от корабля на котором празднуют, где видны разноцветные флаги, гуляют люди? Работа Морварид (илл. 13)
Илл. 14.-.Деннис 9 лет. "Пираты"
А в это время в сумраке мрачные воды несут пиратские лодки к замку. Чёрные пираты, как стая воронья, уже забираются на стены замка, но... говорят, добро побеждает. Мы уверены! (илл. 14)
<
Илл. 15 -17 - Герман 12 лет. "Город в прошлом, настоящем и будущем"
Тема: "Как выглядел город в прошлом, как выглядит в настоящем и как будет выглядеть в будущем".
Очень серьёзно поработал над этой темой Герман. Город-замок (илл. 15), у него похож на фигуру человека. Высокие наклонные многоэтажные башни с садом на крыше - это город, в котором мы сейчас живём и сообщение между домами только на подвесных лебёдках, (илл. 16). Город будущего должен выглядеть совершенно необычно: весь город выглядит как большое дерево, сначала Германом был сделан рисунок тушью, потом он написал красками большую работу. И что самое невероятное: на картине показано, как выглядит житель этого города! - волнообразный светлый силуэт без лица. (илл. 17). Для сравнения Герман нарисовал рядом улыбающегося современного человека. На предварительном эскизе у этого странного человека будущего были черты лица автора этой работы.
Коллективная работа.
Для этого использую обратную сторону обыкновенных обоев. Бумага, около двух метров укрепляется на длинном столе, а можно и на пол положить. Работа исполняется гуашью. Предлагаю тему. Это может быть цирк, зоопарк, карнавал: каждый рисует своё любимое. В данном случае интересен результат этой коллективной работы, когда из отдельных разрозненных частей - рисунков каждого участника создаётся целая картина. Симон, Мария, Иоланта и Балдуин увлечённо изображали зверей, каждый на своём участке. Получилось шествие зверей. Когда работа была закончена, я предложил изобразить на весь лист большого летающего дракона. Идея всем понравилась. Над драконом появилось ещё и звёздное небо (илл. 18).
Советы и рекомендации
Умение рисовать, писать красками, иметь первые представления о цветоведении и истории искусств ещё не достаточно для полноценного развития ребёнка. Это умение даёт возможность в картинных образах изобразительного искусства реализовать себя как индивидуума в окружающем мире, реализовать свой внутренний мир, свои фантазии, радости, обиды, впечатления от увиденного, столкновения с действительностью, одним словом, исследовать себя.
Мы должны помочь ребёнку советами, с ним беседовать, выслушивать и направлять.
"...Для этой цели целый ряд тем, которые помогут приблизиться к самому себе, разобраться в себе." (Kampmann, L)
О себе:
Мой автопортрет: я торжествую - мне грустно - я зол
Я болею, лежу в кровати
Я делаю что-то запрещённое
Я боюсь чего-то
Если бы я был самым сильным
Если бы я летать умел
Я наряжаю себя
Собственная семья, друзья-товарищи:
Семейный портрет
Наша семья завтракает
Наша семья гуляет
Я помогаю маме в домашней работе
Папа и мама ссорятся из-за меня
Так ведут себя мои старшие сёстры/братья
Я играю с моими приятелями
Я ссорюсь с моими приятелями
Дома:
Это дом, в котором я живу
Это место возле дома, где мне разрешено играть
Это наша гостиная
Такую комнату я бы хотел/а для себя иметь
Так выглядит домашняя уборка
У нас дома сантехники
Так выглядит наш погреб, наш чердак
Таким было наше новоселье
Люди в ближайшем окружении и что они делают:
Как я себе представляю работу моего отца, моей мамы
Этим занимаются мой дедушка, моя бабушка, тётя
Я иду за покупками: в булочную, киоск, супермаркте
Мои приятели должны присматривать за своим маленькими братьями
Почтальон пришёл, трубочист пришёл
Наш сосед работает в саду
Звери, которых я знаю, и где я с ними встречаюсь:
Я себе представляю, что нахожусь в окружении зверей, которых я знаю