Роман Айххорн ВВЕДЕНИЕ. ОСОБЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ В СТУДИИ
Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем быть взрослыми. Если мы хотим нарушить этот порядок, мы произведем скороспелые плоды, которые не будут иметь ни зрелости, ни вкуса и не замедлят испортиться. Дайте детству созреть в детях.
Жан-Жак Руссо
Как заниматься с детьми в мастерской художника или студии?
В отличие от школьных занятий, где обучение для всех обязательно и ведется по стандартной программе, в студию ребёнок приходит добровольно и готов заниматься тем, что ему интересно!
Как не вспомнить слова замечательного австрийского педагога и художника И. Иттена: "Учитель должен помогать только лишь слегка, очень естественно, но постоянно и с любовью. Подобно тому, как садовник создаёт найлучшие условия для своих растений, так и преподаватель должен создать для ребёнка благоприятные условия для его духовного и физического развития. А расти он будет согласно собственным, свойственным ему идеям и силам" (Itten, Johannes: Kunst der Farbe)
Этими идеями я и руководствовался, составляя программу обучения детей по изобразительному искусству. Я исходил из того, что изначально дети все талантливы... К каждому нужно подходить как к личности, равной себе. Ребёнок дерзок в своих начинаниях, искренен, непосредственнен и не обременён профессионализмом учителя. В совместных экспериментах оба учатся - учитель и ученик. Идёт взаимное обогащение.
Программа занятий, предлагаемая художником, естественно, будет гибко изменяться с учетом потребностей в развитии каждого ученика.
Нельзя категорически требовать, нельзя бестактно критиковать, а доверительно помогать ученику раскрыть себя, в полном обьёме реализовать свои способности. Взаимное доверие - решающий фактор в успешной работе.
Такая индивидуальная работа возможна в студии в небольшой группе до 6-ти учеников. Она возможна и тогда, когда в группе дети разного возраста. Ученик может прийти в любое время, и он найдёт поддержку и помощь.
Занятия в студии учитывают и возрастные особенности творческого развития.
Каждый ученик занимается по своему плану, соответственно своему возрасту. Важно учитывать переход от одного возраста к другому и особенности этого перехода.
По молодости ученик может переоценить себя, взяться за работу не по силам.
Естественно возникает разочарование, сомнения в своих способностях. За этим нужно следить учителю.
Важными критериями развития ученика, я бы назвал его готовность принимать предложения и замечания учителя по поводу своих работ, способность приобретать необходимые навыки, быть наблюдательным. Некоторые из детей находят новый, свой способ решения задания, другие же вообще отказываются от его выполнения. Но в этом случае есть опасность, что эти ученики будут топтаться на одном месте, в замкнутом кругу собственных тем и решений. Ведь задания по определённой программе, к тому же индивидуальной, открывают новые горизонты в познании искусства. Ребёнок развивается.
Мой более чем двадцатилетний опыт преподавания изобразительного искусства показал, как важно время от времени устраивать выставки детских работ. У нас это и групповые, и индивидуальные выставки, привлекающие заинтересованных зрителей. Подобные мероприятия очень мотивируют творческую работу детей, способствуют формированию их справедливой самооценки. Родители же имеют возможность больше узнать о жизни детей, их интересах и постепенном овладении изобразительной деятельностью.