Роман Айххорн "Изобразительное творчество детей: Это Я! Я сам!"
Глава 12. ДОМАШНЯЯ ВЫСТАВКА
Детские рисунки и поделки. Где им место?
Собирая материал для этой книги, я просил родителей моих учеников, принести папки с работами своих детей, чтобы сфотографировать их, приготовить качественные снимки для печати. И что оказалось? Некоторые папы и мамы (будем справедливы: их не так много) даже не знают, где эти работы находятся - "Нужно их поискать", - был ответ. Что же получается, родители несколько лет подряд водили своего ребёнка ко мне на занятия изобразительным искусством только для того, чтобы его чем-то занять, только потому что это "хорошо для дитяти"? В лучшем случае работы складывались где-нибудь стопкой до первой уборки или сворачивались в рулон и... за шкаф.
"Разве это искусство?! - говорят эти родители, - нет, на стене должны висеть картины настоящих художников или хотя бы недорогие постеры-репродукции, например, Шагала или Рафаэлевой Мадонны", тиражированные в миллионах экземпляров по всему белому свету...Вместо того, чтобы поддержать, проявить заинтересованность в том, чем и как их ребёнок занимается, чем интересуется и повесить детские произведения на стенку, они отворачиваются:
Порой взрослым бывает просто некогда отнестись к детским рисункам с пониманием и интересом. Они чаще всего выбрасываются, чтобы сохранить порядок во взрослом мире вещей и прочих ценностей. Это же только "каракули"!. Это ли не повод к безмерному сожалению. Кто из родителей хранит в папке эти первые рисунки? У кого они висят на стене в квартире? Горько от этой ситуации. Я знаю, с какой любовью и живым интересом делались детьми эти работы. Вернуть их из забвения - еще одна моя задача в этой книге.
Ребёнок - маленький человечек, но уже умеет делать выводы: мои работы не интересуют маму и папу - зачем мне стараться... Ребёнок теряет интерес к рисованию, к творчеству - и, возможно, на всю оставшуюся жизнь. Будем надеяться, что это в очень редких случаях.
Есть программы по изобразительному искусству в детском саду и в школе. Однако успех в этой обязательной программе и здесь во многом зависит от того, как родители относятся к тому, чем их малыш занимается.
В основном, конечно, родители интересуются и радуются, если их чадо проявляет интерес к рисованию и видят, как он с радостными воплями бежит, размахивая своим рисунком, аппликацией или работой из дерева, глины - показывает их и ждёт поощрения (в котором он даже не сомневается).
Все дети прекрасные художники. Рисовать они любят и получают от процесса истинное наслаждение. Думаю, для вас это событие - сделать рамку для рисунка вашего ребенка, да еще, как у взрослых, с паспарту! Он будет очень польщен, когда увидит дома результат своего творчества, оформленный, как у взрослых художников.
Важное примечание: если ваши дети еще не умеют писать, то обязательно подписывайте их работы и ставьте дату. Спустя несколько лет вы уже не сможете вспомнить, кому из детей принадлежит работа и когда была сделана (знаю по собственному опыту).
Как организовать экспозицию?
Вы со временем замечаете, что результаты плодотворной деятельности малыша уже не входят в шкафы и не размещаются на полках. Знакомая ситуация? Думаю, да. Я об этом часто слышу от родителей учеников.
Так что же делать? Куда девать детские рисунки и поделки, чтобы были довольны и дети и их родители, и быт не страдал от захламлённости и беспорядка? В этой главе я хочу подсказать, как достойно представить художественные работы ваших детей дома, используя некоторые доступные приемы.
Итак, работы детей в домашней обстановке.
>
Илл. 1, 2 - Работы из глины и дерева хорошо себя чувствуют на подоконнике рядом с цветочными горшками и... без них.
>
Илл. 3, 4 - На фото слева полка в кухне. Под ней скрыто местное освещение, на ней стоят в ряд детские поделки. И они превосходят по эмоциональности сверкающие банальные сувениры из магазина. И особенно важно: они сделаны руками вашего ребенка. Справа на полу у окна стоит уникальное произведение искусства - цветная скульптура из дерева - совершенно в стиле последнего времени, если корректно, конец ХХ-начало ХХI веков.
>
Илл. 5, 6 - Среди книг стояла маленькая стеклянная вазочка, а теперь в ней устроился Папагено - персонаж моцартовской "Волшебной флейты", сшитый из куска мягкой ткани и украшенный перышками, выдернутыми из подушки. Замечательное место для детского рисунка на рабочем столе у родителей под стеклом между компьютерной мышью и календарём. Вы переводите усталый взгляд с монитора сюда, и вас снова и снова ласково приветствуют грациозные принцессы, удалые принцы, "весна-краса" с цветами...
>
Илл. 7, 8 - Маленькому художнику повезло с мамой. Она с воодушевлением принимает всё, что творит её сын. В квартире везде, где есть место, на холодильнике, в раме на стене, находятся его работы. И мамина рука украшена уникальным перстнем работы шестилетнего художника. А в кухне на холодильнике есть свободное местечко как раз для арктических персонажей: снеговика и пингвина.
Детские рисунки и живопись на стенах
Хранить детские работы можно в картонных папках или просторных коробках, а самые удачные и любимые время от времени выставляйте на всеобщее обозрение. Вместе с детьми отберите самые красивые, интересные и просто дорогие сердцу поделки и рисунки. Не забудьте и чисто психологический момент: таким образом вы укрепляете его уверенность в собственных силах - в жизни пригодится.
Вот простейший прием: рисунки могут висеть на цветной веревочке, натянутой вдоль стены, зажатые по верхнему краю (не подворачивать лист!) маленькими деревянными прищепками. Не скажу, что хорошая идея, но если в квартире нет других возможностей, то этот вариант, помимо того, что смелый по замыслу и простой в исполнении, еще даст вашему малышу возможность самому менять свою экспозицию. И обои не страдают, и картины в доме, и художник доволен, и родители на высоте!
>
Илл. 9, 10 - А вот еще одна возможность разместить детские рисунки. Родители-студенты прислонили к стене фанерный щит, на котором прикреплены рисунки юного автора, географическая карта и репродукция картины "настоящего" художника (эта репродукция периодически менялась).Справа выглядывает фигура из бумаги, под ней полка с детскими книгами. Размеры комнаты в общежитии минимальны, поэтому все устроено над кроватью, на которой автор картин и стоит. Зато есть место и для игры, и для картин.
>
Илл. 11, 12 - На фото справа представлен самодельный календарь из детских рисунков. Заготовки для таких календарей есть в продаже, но несложно сделать и самим. Почему бы не прикрыть безликие фотопейзажи рисунками своих детей! У самых преданных родителей работами детей завешены все стены. Кстати, если вы кусочек клеющей ленты длиной 4-5 см свернете в трубочку, клеющей стороной наружу, и потом прикрепите по углам рисунка на обратной стороне, а затем - к стенке, то все будет выглядеть очень деликатно и висеть прочно.
Вся стена над кроватью, или у обеденного стола также может быть увешана детскими рисунками, фотографиями или самодельным панно... всё это можно повесить по старинке, прикалывая булавками к обоям.
Илл.13 - У Рамиза завешены его работами все свободные места на стенах его комнатки и в прихожей под потолком в виде роскошного фриза. Прикреплены они тонкими булавками. Каждую новую работу он несёт домой и - на стенку. Родители Рамиза очень внимательно следят за успехами сына. Это внимание даёт хорошие результаты. По мнению мамы, он стал более собранным, серьёзным, с большим удовольствием рисует, играет на классической гитаре, занимается спортом.
>
Илл. 14, 15 - Хороший пример того, как в помещении в рамах под стеклом можно разместить работы своих детей, рядом с семейными фотографиями. (стены здесь явно не бетонные, так что, забив маленький гвоздик можно на него повесить небольшую рамку). Не смущайтесь размещать работы так, как на фото слева, тесно. Такая экспозиция выглядит очень элегантно, и даже более организованно, чем растянутая. Свою роль играют и цветные контуры рам и паспарту. Для рисунков на бумаге избегайте широких рам. Обратите внимание, как изящны тонкие рамки и с каким достоинством представлены детские работы.
Илл. 16 - Рисунки малыша, конечно, дороги родительскому сердцу. Так вот эти "пробы пера", если их удачно преподнести, являются еще и уникальными декоративными деталями. Их не стоит оформлять в тяжелые рамы или яркие паспарту. Они выглядят естественнее и от этого трогательнее в неоформленном виде как, например, здесь на фото. Рисунки просто положены на картонную основу и накрыты стеклом в раме.
Как повесить относительно тяжёлую раму со стеклом на стену? Ведь стена к тому же может оказаться бетонной. Здесь возникнет вопрос крепления.
Существует множество способов развески рисунков. Самый простейший - с помощью обычного гвоздя и крючков. Ну, а если ваши стены бетонные (непробиваемые), или обшиты деревом или тканью (и вы не хотите их портить), то для вашей домашней детской картинной галереи можно использовать дополнительные стеновые панели. Для такого картинного стенда размером от пола до потолка возьмите плиту ДСП или МДФ и с помощью металлических уголков прикрепите к полу и потолку.
Неплохую службу окажет и большой лист фанеры, накрепко прикрепленный к стене. И уже к нему можно кнопками или липкой лентой крепить рисунки. Еще вариант: на фанеру натяните однотонную ткань, скажем, белую простыню, тогда детские работы можно крепить булавками или гвоздиками.
Вы также можете выделить часть стены и укрепить на ней своего рода большой щит с пробковым покрытием и уже на нем кнопками крепить детские рисунки в любом порядке и желанном количестве.
Рисунки можно повесить с помощью магнитов на металлической планке на стене или поставить на полки (тогда для рисунка на бумаге без рамы, конечно, потребуется прочная основа, скажем, из картона), это позволит периодически менять экспозицию без ущерба для остальной обстановки.
>
>
Илл. 17 - 21 - Замечательным приспособлением для развески картин (и не только детских) являются специальные рейки, которые закрепляются почти на стыке стены и потолка. Конечно высоту вы вольны выбирать по желанию. Но если рейка укреплена на максимальной высоте, то и картины могут размещаться в два и больше рядов и вам не нужно будет всякий раз долбить бетонную стену для очередного гвоздя. Это простое приспособление позволяет без труда изменять компоновку картин, обновлять экспозицию. Рамы картин подвешивают к рейкам на специальных, практически незаметных нейлоновых шнурах. Так и я развешиваю работы учеников в мастерской.
Вдоль стен можно прикрепить опорные рейки, своего рода узкие полки. Преимущество таких опорных реек состоит в том, что расставленные на них работы можно заменять или переставлять на другое место. Чтобы картины с них не соскользнули, к внешнему краю можно прикрепить декоративные профили. То, что мотивы расположенных внизу картин частично перекрывают друг друга, не случайно. Так они еще больше привлекают к себе внимание, а чтобы рассмотреть картины, их надо просто взять в руки. Рейки крепятся к стене с помощью болтов и консолей.
Можно использовать и принцип шпалерной развески живописных полотен. Смысл в том, что "разнокалиберные" работы покрывают стену полностью, как разноцветный ковер. Эффектный прием, подходящий в том случае, если вы готовы отдать под экспозицию целую стену или ее часть и вам не жаль того, что в такой массе не все рисунки попадут во внимание смотрящих. Пример такой развески показан на Илл. 15.
Выставка в подъезде, на лестничной клетке, на стенах лестничного пролёта, в комнате отдыха для жильцов
Илл. 22 - С согласия соседей, можно устроить постоянную выставку детских рисунков в подъезде и на лестничной площадке.
Поскольку детские работы выполняются, как правило, на листах бумаги и карандашами или водяными красками, то важно их беречь от повышенной влажности (бумага коробится и разрушается) и прямого солнечного света (произведения выцветают). Поэтому советую оформить листы в тонких рамках под стеклом или между двумя стёклами на зажимах. Работы хорошо сохраняются и выглядят очень достойно.
Начинайте развеску на стенах лестничного пролёта с самых нижних этажей. Пусть их увидит как можно большее количество зрителей. Поднимаясь по лестнице, соседи и гости всякий раз вместо унылых серых стен, будут любоваться яркими цветными детскими фантазиями. Представьте себе и чувства юных авторов. Экспозицию время от времени можно и нужно менять.
Выводы
Каждый человек или, скажем хотя бы 99% человечества, создав что-либо своими руками, так вот, по зову души и сердца, конечно, пусть не явно, но всё же рассчитывает на признание. Я беру самый скромный случай и рассуждаю как взрослый, далекий от сантиментов.
А теперь представим на этом месте ребенка, нарисовавшего, наклеившего, живописавшего свое художественное произведение. Он, по праву своей первородной еще доверчивости, изначальной уверенности в своей правоте, нуждается в признании, соответственно, в значительно более высокой степени.
Это признание может произойти не только в силу вашей любви к малышу, но, главное, в силу вашего умения понять, что вы имеете дело с уникальным явлением - детским Творчеством. Повторение невозможно и через год-другой способность создавать такие произведения пройдет, уйдет, останется в опосредованном состоянии - способности неординарно думать, решать неразрешимые задачи, видеть мир цветным и не безнадежно мрачным даже в условиях, скажем полярной ночи или тяжелых житейских обстоятельств.
Вот такая серьезная обязанность ложится на плечи взрослых: уметь дать признание, то есть заложить пусть зачатки (уже много!) чувства уверенности в своих способностях у маленького человека. Взрослым он все равно станет. Вопрос в том, что у него будет с собой в пути.
Видя неравнодушное отношение взрослых к своим поделкам и рисункам, дети будут заниматься ещё более охотно, и радовать своими работами и художественным развитием себя и окружающих.
Занятия изобразительным искусством нужно не для того, чтобы вырастить из ребенка художника, но, главным образом, чтобы способствовать его общему интеллектуальному развитию. Для ребенка полезнее пробовать свои силы в разнообразных занятиях, с возможно более широким кругом предметов, чем сосредотачиваться на чем-то одном. И как раз именно изобразительное искусство делает это возможным в его различных видах: живопись, рисунок, печатная графика, лепка, иллюстративное рисование и т.п., то есть то,что я и пытался рассмотреть в своей книге. С другой стороны, если он преуспеет в одной области, это придаст ему уверенность в себе и он будет успешнее продвигаться в других занятиях. И, знаете, он сумеет себя занять в любом возрасте, до глубокой старости, не утрачивая интерес к окружающему миру. В моей мастерской занимается народ в возрасте от 3 до 70 лет.