Айххорн Роман Эрихович : другие произведения.

Глава 5. Дети мастерят

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Роман Айххорн. Изобразительное творчество детей. Это Я! Я сам!
  
  Глава 5. ДЕТИ МАСТЕРЯТ
  
  Шествует по тротуару праздно гуляющая пара, неторопливо идёт седеющий господин, старушка с сумкой остановилась отдохнуть, пробегает молодой человек. Неожиданно седеющий господин решительно направляется к... свалке на обочине. Он перебирает отдельные предметы, что-то рассовывает по карманам, что-то у него исчезает в плёночном пакете. Нагруженный этими "ценностями" господин продолжает путь.
  Так автор этих строк собирает подсобный материал для своих занятий. Их место в мастерской в "свалке" под подоконником. Последнее время дети сами стали приность полные сумки:-"пригодится, из этого можно что-то сделать". Видели бы вы с каким удовольствием они копошатся в этой куче. Чего там только нет!
  Что же можно из всего этого сотворить?
  Оказывается очень много. Детская фантазия безгранична. Попробуйте представить себе голову колдуна, ведьму с метлой, куклу-невесту, фигуру пирата или фантастических животных и насекомых, самолёты, машины, башни, крепости...
  И все они созданы из "хлама", что находится в этой куче под подоконником!
  Великое разнообразие изобразительных средств и материала (рисунок, живопись, пластика, моделирование, конструирование) и свободный тематический выбор делают преподавательскую работу особенно интенсивной. Вот тут и начинается для меня горячее время: одной рукой помогаешь гвоздь забивать, другой показываешь, как приклеивать полоску картона, тут же глину готовишь и т. д. Вопрос, чем именно заниматься, зависит и от пожелания самих детей. Буйная фантазия учеников должна быть так направлена, чтобы она могла быть реализована. Моя задача при этом - объяснить порядок обработки материлов. Все это требует индивидуального подхода к каждому ученику.
  ...Вот что-то из свалки вытаскивается, видно как юный фантазёр сосредоточенно присматривается, прикидывает, вот он составляет вместе несколько найденных элементов и - вдруг сияние в глазах, возглас - я знаю что это будет! Далее ему нужен мой совет: как соединить детали, в какой последовательности...
  
  Рабочее место
  
  Дети работают за большим столом размером 80 х 180 см. (Илл. 1). В ящиках стола хранятся разные инструменты: молотки, ножовки для распиливания фанеры и дерева, тиски, чтобы зажимать бруски, наковальня, чтобы выравнивать гвозди или проволоку, струбцины, кусачки, пассатижи, плоскогубцы, отвёртки, дрель с ручным приводом, на стене висят ножницы, линейки и треугольники - в общем столярно-слесарная мастерская в миниатюре... и все в условиях мастерской художника.
  
  Илл. 1 - Рабочее место []
  Илл. 1 - Рабочее место
  
  Дополнительно я напиливаю деревянные рейки сечением 1х1 см, длиной до полуметра, небольшие дощечки разной длины и ширины, не более двух сантиметров толщины и фанеру полосками разной длины и ширины. Полезно бывает заглянуть во "взрослую" столярную мастерскую, древесные отходы которой, бывают сложной и неожиданной формы - идеальный материал для детских фантазий.
  Пользуемся мы тонкими гвоздями 1,5 и 2 см длины. Их удобно держать пальчиками, ими можно прибивать фанеру и сантиметровой толщины рейки. Для экстренных случаев нужно иметь гвозди подлинее, а также шурупы 1,5 до 3,5 см длины.
  
  Упражнения
  
  Малыши с большим удовольствием забивают гвозди. Я показываю им как держать гвоздь, как пользоваться молотком. Иногда забиваю его на небольшую глубину, а дальше, пожалуйста, сам сумей забить гвоздь до конца. Это первые упражнения, которые нужно освоить. Часто при неправильном ударе молотка гвоздь сгибается. Советую: задержи дыхание, гвоздь-то гнётся от колебания воздуха. Улыбаюсь, наблюдая, как малыш, затаившись, старательно забивает гвоздь. Иногда молоток ошибается и прикладывается к пальчику. Говорю: если посильнее подуть на пострадавшего, то боль испугается и убежит. Помогает.
  
  Илл. 2 -
  Илл. 2 - "Сороконожка"
  
  "Сороконожка". Одно из первых заданий, которое я даю детям (илл. 2).
  Для этой работы нужен брусок сечением 4х2 см и длиной до 30 см, рейки сечением 1х1 см, гвозди 2 см длины и краска. Дети сами распиливают рейку на части до 7-8 см. и таким образом готовят ножки, количеством до 16-18 штук. Далее ножки прибиваются на равном растоянии к бруску, сначала с одной стороны потом с другой. Для головы используем пластмассовую крышку от упаковки. Фигура готова. Рисуются глаза, рот, уши и расписывается корпус "сороконожки". У фигуры на Илл. 2 есть еще и хвост из бечевки.
  
  Илл. 3 -
  Илл. 3 - "Кони"
  
  "Кони". Последовательность работы та же, только брусок покороче и рейки подлиннее. Усложняется работа тем, что здесь нужно из готовых частей (отходы из столярки) найти голово-шею, затем из толстой верёвки или пакли приклеить хвост и гриву (илл. 3).
  
  На таких упражнениях ребёнок получает навыки в забивании гвоздей, пользовании пилой и учится последовательности, в которой изготавливается объект, а главное, стимулируется и развивается тонкая моторика.
  
  Илл. 4 -
  Илл. 4 - "Осы"
  
  В следующей работе "Оса" (илл. 4) я предлагаю детям самим нарисовать на фанере контур корпуса осы, по которому я этот корпус электролобзиком выпиливаю. Эту операцию дети могли бы и сами сделать, но для этого нужно иметь ручной лобзик. В детстве я сам любил выпиливать лобзиком (Laubsäge) различные формы, преимущественно из фанеры. Наборы такие и сейчас имеются в продаже. Помимо такого набора нужно иметь дрель со сверлом. Она для выпиливания замкнутых форм. В работе лобзиком необходимо иметь терпение и следить за вертикальностью положения полотна. А вот электролобзик малышам доверять опасно.
  Дырки для крепления спиралей (ножки) к корпусу осы дети с удовольствием сверлили сами ручной дрелью. Им осталось теперь собрать осу из приготовленных деталей и цветом "оживить" её. Для крылышек прекрасно подошла сетка, нарезанная ножницами.
  
  Илл. 5 - Элиза 7;0
  Илл. 5 - Элиза 7 лет "Утка"
  
  Илл. 6 - Кристина 11;2
  Илл. 6 - Кристина 11 лет "Слон"
  
  "Утка" плывёт как лодочка по воде (илл. 5). Собрала её Элиза сама из разных материалов. Я помогал советами по технологии сборки этих деталей. А "Слона" придумала Кристина (Илл. 6) из пластиковых упаковок от витаминов, картонных кругов и деталей от пластиковых игрушек. Для хобота пригодился гофрированный резиновый шланг - отходы от старого пылесоса.
  В работе с детьми нужно учитывать такой важный фактор как их склонности и темперамент. Одни дети, "живчики", легко и быстро придумывают самые невероятные абстрактные формы и также быстро воплощают их в материале. Другие, обстоятельные, предпочитают что-то конкретное, они делают модели самолётов и машин, строят башни. Третьи увлекаются фантастическими образами. Одни больше изображают: рисуют, пишут красками, другие мастерят. Это не значит, что одни лучше других. Они разные. И во взрослой жизни у них будут разные занятия. А на данном этапе важно дать им возможность всё попробовать, себя испытать, и, главное, научиться доводить свою работу до конца.
  Объект или эстетика монтажа
  
  Малыш достал из "свалки" несколько предметов и показывает мне, как бы он хотел соединить их между собой. Он увидел в их сочетании закономерность, смысл и красоту и он уже может объяснить, свой замысел. В мире фантазии ребёнка всё выглядит иначе, там нет ещё тех готовых блоков знаний, которыми напичкан взрослый. Конечно, оса или слон - формы, которые где-то одинаково понятны и маленькому автору, уже знакомому с этой формой в натуре или по картинкам, и взрослому зрителю, у которого уже есть в представлении готовый образ-стереотип.
  Но порой детская фантазия, еще свободная от стереотипов, создает нечто, что взрослому представлению, зашоренному его знаниями, непонятно. А выслушаешь авторское объяснение, присмотришься - и удивишься, как же ты сам этого сразу не увидел.
  "Фантазия важнее знаний,- сказал как-то Альберт Эйнштейн, - потому как знание ограничено". Каково!. Не удивляться, а радоваться нужно, если ребёнок изготавливает немыслимые конструкции! Поэтому я всячески поощряю эти фантазии, помогаю технически, то-есть прибиваю, приклеиваю.
  
  Илл. 7 - Элизе 7;2
  Илл. 7 - Элизе 7 лет "Это дом, возле которого я стою"
  
  Один из примеров: работа Элизы (илл. 7). Автор объясняет: "Это дом, возле которого я стою". Видите, как просто!
  
  Илл. 8 - Юля 6;0
  Илл. 8 - Юля 6 лет "Эскиз памятника"
  
  А здесь уже более абстрактная форма, которую Юля соорудила из древесных отходов, использовав при этом и части картонных упаковок. Автор не задумывался о том, что это. Ей просто нравилось строить из деталей.
  На первый взгляд, странная конструкция. Взрослый зритель бы сказал, что это эскиз памятника, у которого все части образуют гармоничное целое. Рейка на колесе и само колесо могут поворачиваться, я представляю себе, как колесо медленно двигается в одну сторону, а рейка в другую. Соственно, это мог бы быть и "вечный двигатель", и солнечные часы (Илл. 8).
  Смотрите, фантазируйте и перед вами возникнут и другие образы.
  
  Фигуры
  
  С древнейших времён человек изготавливал фигурки из подсобных материалов, будь-то глина, камень, дерево, прутья, перья или солома. Так могли изготавливаться и культовые фигурки, и детские игрушки. Мы на занятиях используем те же материалы, а также картонные трубки различного диаметра и длины, упаковки из пластмассы и прессованной бумаги, пенопласт, волнистый картон, цветную бумагу, ткань - всего не перечислишь...
  "Взрослые никогда не приостанавливали начатые игры (детей), не разрушали игровых построек, не выбрасывали игрушки. И объясняется это традиционностью народной культуры, её глубинными историческими связями. Дело в том, что в далёком прошлом с помощью игрушки в играх-упражнениях обучали детей труду. Игра и игрушка были необходимы, чтобы передать от старшего поколения младшему накопленный трудовой опыт. Поэтому детские игры и игрушки, как и прочие предметы и явления, в древности наделялись сверхъестественной магической силой." (Дайн Г. Л). А вот что заметил А.С. Пушкин: " ...с послушной куклою дитя приготовляется шутя к приличию - закону света, и важно повторяет ей уроки маменьки своей...". Так что в игре преподаются и уроки нравственности, и социального поведения.
  
  Илл. 9 - Симон 9;3
  Илл. 9 - Симон 9 лет "Головоног"
  
  Выполненная Симоном голова-фигура на подставке, своего рода "головоног". "волосы" из пакли, "глаза"-бинокли из крышек пластиковой посуды, "лицо" - выпиленная доска - расписано, как у индейцев (Илл. 9).
  Будь это в прошлые столетия - могло бы покровителем быть и защитником племени и устрашать врагов.
  
   Илл. 10 - Кати 8;2
  Илл. 10 - Кати 8 лет "Ведьма с метлой"; Симон 9 лет, Саломе 8 лет "Дед Мороз"
  
  "Ведьма с метлой" работы у Кати имеет все атрибуты своей профессии и очень довольна собой в компании двух Дедов Морозов. Их нарисовали на срезе дерева Саломе и Симон (Илл. 10).
  
   Илл. 11 - Лилиан 7;8
  Илл. 11 - Лилиан 8 лет "Огородное пугало"
  
  "Огородное пугало" так назвала свою работу Лилиан (илл. 11). Из старых тряпок, деревянного шарика, пластиковой крышки (шляпа) на крестовине из дерева соорудила девочка эту "прелестную" фигурку. Она элегантна, грациозна в движении, а наряд, хоть и ветхий, но придает выразительности.
  
  Илл. 12 - Ник 8;7
  Илл. 12 - Ник 8 лет "Утка", "Любопытный" и "Пират"
  
  Ник создал "Утку" с качающейся головой. У нее голова - деталь от штанги для портьер, клюв - из пластиковой трубки, шея - из пружины (голова качается: доволен-недоволен-согласен), корпус - из деревянного бруска. Корпус Любопытного с длинной шеей (все и всюду видит) и нарисованным лицом он сделал из деревянной кухонной ложки с длинной ручкой. Корпус, руки и ноги - из сколоченных между собой брусочков дерева. Из пылесосных щёток получился "Пират" с серьгой в ухе из мотка тонкой медной проволоки, вооруженный пистолетом (илл. 12).
  
  ;Маски
  
  В древние времена человек верил, что наряжаясь, нагоняя страх своим видом, шумом и грохотом, он может прогонять врагов, поэтому маски имели в основном угрожающий вид. В этом их магическое свойство. Даже и сегодня, разговаривая с маской и зная кто за ней спрятался, все равно чувствуешь определённое стеснение, неуверенность. Маленьких детей человек в маске может очень перепугать. Другое дело, если малыш сам находится в таком наряде. В ребёнке неизменно присутствует эта потребность к перемене своего "Я" - своего рода игра в прятки.
  В отдельной папке собраны у меня листы картона, вырезки из журналов, полупрозрачная цветная бумага. Есть ножницы, клей. Тема масок - одна из излюбленных у моих ребят. Перед занятиями объясняю им последовательность работы, показываю образцы африканских масок, так как, пожалуй, только там на сегодняшний день еще сохранилось такое искусство.
  1. Берём обычный лист рисовальной бумаги размером А 4. Края с трёх сторон в нескольких местах к середине надрезаем, надрезанные части складываем и склеиваем, для фиксирования зажимаем бельевыми прищепками. Таким образом мы получаем вогнутую форму. В нужных местах вырезаем отверстия для глаз, носа и рта. Дальше идёт настоящая творческая работа. Какая будет форма носа, рта, губ бровей, из чего делаются волосы, какие украшения - всё решает автор. Я помогаю технически: приклеиваю нос, советую, как протянуть через край ножа узкие полоски бумаги, чтобы сделать локоны и т. д. Готовая маска раскрашивается в зависимости от ее характера: должна ли она устрашать, пугать или радовать и веселить.
  2. И из картонной тарелки можно изготовить различные маски.
  Например: для красноглазой лягушки заклеиваются две трети верхней поверхности выпуклой стороны тарелки кусочками зелёной бумаги, нижняя треть этой поверхности - жёлтой. На их границе приклеивается рот - скомканная и скрученная полоска жёлтой бумаги. Вырезаются дырки для носа лягушки, через которые можно смотреть. Оклеенное красной бумагой дно пластикового стаканчика - глаза лягушки. Они вставляются в верхнюю часть маски и несколько выступают вперёд.
  
  Илл. 13 - Ник 8;5 В маске льва []
  Илл. 13 - Ник 8 лет в маске льва
  
  Ник с удовольствием демонстрирует свою маску льва (Илл. 13). Для этого он заклеил тарелку оранжевыми и жёлтыми кусочками бумаги. Из полосок коричневой - смастерил гриву. Для глаз и рта использовал чёрную бумагу, а для усов - тонкие полоски белой бумаги, наклеил ракушку-нос с двумя чёрными нарисованными дырочками. (Wilkes, A.)
  
  Илл. 14 - Эрик 7;1 В маске  []
  Илл. 14 - Эрик 7 лет в маске
  
  3. Основой для маски может служить и бумажная сумка-пакет. Она одевается на голову, определяется место для глаз (илл. 14). Ручки сумки срезаются и приклеиваются по бокам. Это уши. Остальное можно предоставить воображению ребёнка: нос, губы, волосы и украшения - широкое поле для эксперимента.
  4. Картонная труба может служить шеей, а головой станет шар, будь он из пенопласта, пластмассы или мячика с нарисованными глазами, носом и приклеенными волосами, к ней еще можно и шляпу смастерить - варианты бесконечны.
  5. Картонная труба с наклеенным носом, нарисованными или наклеенными глазами, ртом и ушами - это уже голова. Если добавить усы и бороду, соорудить причёску, надеть шляпу-цилиндр и к тому же соответственно раскрасить - каков господин!
  А что же получится у нас если, борода и волосы будут из длинных полосок рифлёного картона, или из пакли, а если из лоскутков, а может быть из проволоки...?
  Твори, выдумывай, пробуй!
  
  Модели
  
  Другое дело модели. Модель - это либо игрушка, образ, фантазия, либо уменьшенная точная копия действительно существующих или существовавших замков, самолётов, машин, кораблей... Чтобы построить автомобиль, корабль или самолёт, инженеры-конструкторы делают чертежи и модели, их еще и макетами называют (Макет - это копия объекта часто с уменьшенными размерами). По их чертежам на производстве изготавливаются детали, из деталей в цехах собирают настоящие автомобили, самолёты, корабли...
  Самому, своими руками сделать модель машины или самолёта - это ли не радость! Это же не магазинная натуралистическая машинка с дистанционным управлением, когда нужно только стоять и нажимать на кнопку. Это и надоедает через уже пару дней. Посмотрите, как носится малыш по комнате, держа в руке палку с поперечиной, изображающей самолёт или тарелку-руль гоночного автомобиля и жужжа, и подвывая, как настоящий мотор. А пятилетний Алекс к брусочку приделал две пробки и покрасил. В его глазах автомобиль готов.
  
  
  Илл. 15 - Симон 9;1
  Илл. 15 - Симон 9 лет "Самолёт"
  
  У Симона самолёт уже имеет кабину экипажа, фюзеляж, стабилизатор и киль (илл. 15).
  В том-то и дело, что в воображении детей все эти "поделки" - это настоящие машины, самолёты, где они сами являются водителями, пилотами, и живут в замках вместе с драконами. Фантазия ребёнка - его бесценное богатство и потенциал для его умственного и эмоционального развития.
  
  
  Илл. 16 - Балдуин 9;6
  Илл. 16 - Балдуин 9 лет "Звезда морей"
  
  У Балдуина было много работы. Такой большой корабль с праздничными флажками было не просто построить. За основу была взята многослойная доска с внутренними перегородками из фанеры. Затем сколочены бортики из тонкой фанеры. Внутреннее устройство корабля: кабина капитана и каюты матросов, посередине ветка дерева (?),а также мачта с парусом, бассейн (!), в хвосте - гребной винт и руль. Пригодились цветные пластмассовые части от детских игрушек, из бумаги сделаны разноцветные флажки. Корабль покрашен белой краской, а на борту написано большими буквами:- "Meerstern" (Звезда морей). Этот корабль стоит теперь дома на видном месте и, по словам автора, является семейной реликвией (илл. 16).
  
   Илл. 17 - Балдуин 9;4
  Илл. 17 - Балдуин 9 лет "Телега с лошадью"
  
  Балдуин построил ещё вот эту замечательную работу. На этот раз из сельской жизни: "Телега с лошадью" (илл. 17).
  Из напиленных реечек построил телегу, скрепил маленькими гвоздиками. По его рисунку я помог ему выпилить четыре колеса. Колёса крутятся и ось, единственным гвоздём прибитая к основанию телеги, дают возможность телегу поворачивать. О том, как такую лошадь сделать, мы уже говорили.
  
  Замки и башни
  
  Илл. 18 - Элиза 5;8
  Илл. 18 - Элиза 6 лет "Замок"
  
  Самый простой по форме замок, но зато с двумя башенками "построила" Элиза. Брусок дерева с двумя шипами стоит на выпиленной фанерке (илл. 18). Вход в замок Элиза нарисовала.
  
  Илл.19
  Илл. 19 "Замок с флагом"
  
  "Замок с флагом" - групповая работа (илл.19). Элиза, Анетте, Кати и Саломе вырезали из картона и, бумаги детали, клеили, красили. Много спорили, суетились. И построили! У каждой из четырёх сторон замка есть закрывающийся короб. В каждом из этих коробов хранятся Большие секреты строительниц замка.
  
  Илл. 20 - Саломе и Кати советуются  []
  Илл. 20 - Саломе и Кати советуются
  
  Илл. 21 - Ник 9;0
  Илл. 21 - Ник 9 лет "Замок, в котором живёт Дракон"
  
  Ник построил из деревянных дощечек, фанеры и картона "Замок, в котором живёт Дракон" (илл. 21). Сам же дракон - из частей игрушечного пылесоса. Сторожевая вышка с лестницей, наверху маленький белый домик, где, по словам Ника, живёт он сам. Рядом - лестничный переход к апартаментам дракона, для которого его многоэтажный дом-дворец - это его одежда.
  
  Моя комната
  
  Эта тема пришла в мастерскую совершенно неожиданно но закономерно. Стремление девочки, как будущей хозяйки дома, устраивать своё "гнездо" вполне понятна. Эта тема своего рода тест.
  
  Илл. 22 - Ангелика 12;6
  Илл. 22 - Ангелика 13 лет "Моя комната"
  
  Ангелика не представляет себе жизнь без телевизора, поэтому в её проекте на самом видном месте висит большой "круглый" TV с любимой программой RTL. К телевизору принадлежит, конечно, круглый столик и мягкое кресло (илл. 22). А чтобы было уютно, все элементы имеют веселые цвета и к тому же каждая мелочь под рукой.
  
  Илл. 23 - Николь 9;0 'Комната отдыха' []
  Илл. 23 - Николь 9 лет "Комната отдыха"
  
  У Николь, в её необычном пространстве полном фантазии, телевизора нет. Он здесь и не нужен. Это сложное пространство в разных уровнях с плавающими дельфинами, с большим перламутрово-голубым зонтом посередине и явно приспособленном для отдыха и людей, и морских зверей (илл. 23). Можно представить себе, что это находится на берегу теплого моря, где люди и дельфины живут дружной компанией, днем вместе плавают среди морских звезд, а вечером считают звезды на небе.
  
  Выводы
  
  Каждый ребёнок - изобретатель: иначе в детстве ему было бы скучно. Но вот беда. То и дело малыш слышит от взрослых: "Не трогай!", "Оставь это в покое!", "Мал ещё, сказала - вырасти!" Взрослые тщательно оберегают от детей свой мир, свои вещи. Детям предоставлены только игрушки, а много ли из них "выжмёшь"? А в игре нужно и одно, и другое, и третье.
  
  Не всякая игрушка может выполнить все те разнообразные функции, которые необходимы маленьким детям в их большой игре. Вот карапуз скачет верхом на палочке; сейчас это его боевой конь. Меняется ситуация в игре - палочка превращается в мачту корабля или пиратскую саблю - во всё, что угодно! Это все к тому, что игрушки должны "работать" у своего обладателя, а не наоборот, то есть когда "обладатель" их обслуживает: мальчик нажимает кнопки у электронного чуда - игрушка едет, девочка получает в подарок "дом для Барби" и ей остается только пыль в нем вытирать.
  Всей этой главой я голосую за то, чтобы ребенок мог что-то сделать своими руками. Он - создатель и потребитель этого уникального, единственного в своем роде творения. В мастерской у меня работают и девочки, и мальчики. И трудно сказать, кто больше колотит молотком, кто мастерит из бумаги. Им всем интересно всё. И, главное, они делают это ЧТО-ТО своими руками. В большой экспозиции выставки мастерской 2007 года был представлен целый парад разодетых невест, а также несколько сложнейших, вполне средневековых замков с лестницами, мостиками-переходами и т.п. Дети мастерили все это с упоением, а я стал прямо-таки специалистом-консультантом и по свадебным нарядам, и по замкостроению.
  
  Конечно не в каждом доме и далеко не в каждой современной городской квартире возможно устроить мастерскую и дать малышу простор для деятельности. Но стол можно выделить, хотя бы небольшого размера. Или использовать обеденный стол, покрывая его для рукоделия специальной "рабочей" клеенкой. Опять же не каждый папа дружен с молотком, но работая с бумагой и клеем, можно получить потрясающе интересные результаты. В 3 - 4 года дети с удовольствием "строят" из песка, глины, пластилина, строят из кубиков или брусков сложные сооружения. В домашних условиях вполне реально, что на столе могут находиться всевозможные брусочки из дерева и пластилин. Не забудьте для мастера старую папину рубашку в качестве рабочего халата. И за дело.
  Выбор темы каждый родитель волен выбирать. Я показал здесь некоторые из них, вполне доступных для домашних условий. Самое замечательное, что может быть и ваш корабль станет семейной реликвией, а мышки, осы, невесты, лягушки займут почетное место вместо покупных сувениров. У меня дома на почетной полке стоят три коня и сороконожка - труды разных поколений учеников мастерской. Будьте внимательны к произведениям ваших малышей. На такую искренность, вкус, любовь к деталям способны только дети. Именно ваши дети.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"