Роман Айххорн "Изобразительное творчество детей: Это Я! Я сам!"
Глава 2. АСПЕКТЫ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА или искусство его понимания
Маленькие художники - что они делают
"Человек - микрокосмос, отражение и символ Вселенной"
Демокрит, греческий философ
"Творчество - это основная часть всеобщего образования"
Кнут Филиппс, немецкий педагог
Работая над этой книгой и анализируя работы своих маленьких учеников, я неоднократно ловил себя на том, что, порой противореча себе, пытаюсь с высоты своего опыта и взрослого разумения как-то, скажем, "расшифровать" их работы. А это значит, придать им смысл, которого просто может и не быть в работах трех-пяти-семилетних авторов. Дети этого возраста еще очень импульсивны, спонтанны. И они, как правило, беззащитно честны в своих художественных откровениях. Эти соображения заставили несколько оглядеться в малознакомой мне области, чтобы не делать неосторожных ошибок, работая с таким чувствительным народцем, как маленькие дети.
Будучи практиком, я постарался почерпнуть из моря литературы на эту тему лишь то, что позволяет мне прежде всего использовать в работе, на занятиях, то есть, в какой форме могу я давать задания моим ученикам этого нежного возраста и как я должен реагировать на их выполнение, то есть определить для себя возможные критерии оценки.
Что говорят по этому поводу исследователи?
Можно сказать, что изобразительная деятельность детей к настоящему времени изучена достаточно широко. Мнения ученых авторитетов различны. Итак, главные направления и мнения.
Излюбленный вид творческой деятельности детей: рисование - использовалось в воспитательных целях с незапамятных времён. Однако исследовательского интереса к детским рисункам взрослое человечество не проявляло, по крайней мере, до последней трети XIX в. Это время знаменательно всплеском интереса к гуманитарным наукам, в том числе к психологии человека, в том числе детей. Детские рисунки впервые стали объектами исследования психологии, медицины, культурологии, педагогики, антропософии, искусствоведения и т. д. Детская изобразительная деятельность стала рассматриваться в качестве объективного материала: как форма освоения мира, как творческий потенциал личности. Выделяется роль рисования в эмоциональном развитии ребенка, его фантазии, силы воображения, и, что важно, в формировании так называемого образно-символического мышления малыша в процессе творческой активности. То есть в центре внимания находятся психологические аспекты рисования, включающие личный опыт маленького автора, пережитые им ситуации, его состояние в момент рисования.
Малыш рисует свои первые картины-"каракули" и непроизвольно создает свою "библиотеку" графических элементов, которые ведут к образованию рисунков-символов. Ведь если вспомнить, что символ - это условный знак понятия, то неудивительно, что графические символы, которые изобретает ребенок, имеют для развития его психических способностей, возможно, даже большее значение, чем первые слова. Символ обладает большей выразительностью, чем слово. Это духовный потенциал маленького человека.
Способность создавать рисунки-символы - большой шаг в развитии ребёнка. Они ведь ничего реального не изображают, это для него игра, но они отражают богатство внутреннего мироустройства малыша. В детских картинах становятся видимыми его переживания, желания, предпочтения, страхи, конфликты. Он, по сути, самостоятельно приходит к отождествлению изобретенного им графического символа с понятием.
"...Картины символичны, если содержат больше, чем можно распознать на первый взгляд. В них присутствует дальнейший "подсознательный" аспект, который никогда нельзя определить совершенно точно" (C.G.Jung). Интерпретацию такого непроизвольного рисунка можно использовать для выяснения подробностей жизни ребёнка. Это - важный для детских психологов психоаналитический аспект рассмотрения детских рисунков.
Маленький человек движется в своём развитии "изнутри" - во вне, в общество себе подобных. Именно это направление движения отметил и положил в основу своей теории интеллектуального и психического развития швейцарский теоретик педагогики Ж. Пиаже (И. Прусс). Спонтанный детский рисунок, по мнению Пиаже, является одним из проявлений образно-символического мышления. Поначалу ребенок наносит на бумагу символ, понятный только ему самому, фиксируя ощущение формы и нимало не заботясь о том, чтобы быть понятым окружающим. Потом он начинает смотреть на предметы вокруг себя, на себя самого глазами других людей, через призму норм и представлений культуры Под их влиянием он создает все более точные изображения объекта. В этой же логике, по Пиаже, развивается и спонтанное живописное творчество ребёнка.
Позже оказалось, что в "спонтанных рисунках" масса самой разнообразной информации. Например, особенности личного развития ребёнка, развитие его представлений о том, к какому полу он принадлежит. Теории Пиаже придерживается и французский педагог Арно Штерн (Stern, А.) своей школой "Место рисования".Однако объяснить тот факт, что в разных уголках мира дети определенного возраста рисуют одинаково - пока не удалось.
Какая же здесь связь между детскими рисунками-символами с образованием? Будут ли развиваться у детей наряду с творческими и познавательные способности? Такие вопросы все чаще задают себе сегодня родители и воспитатели, озабоченные последними результатами исследования Пизы.
По данным исследователей мозга логичное мышление и познавательные способности также крепко связаны с развитием оригинальности, интеллектуальной гибкости, впечатлительности и самоанализа - это всё способности, которые и развиваются в детских рисунках, т.е. в творческих процессах. Творчество - это основная часть всеобщего образования" - пишет в своей книге "Почему у курицы четыре ноги" Кнут Филиппс (Philipps, K).
У малыша двусмысленное восприятие: он видит действительность немножко так, как она есть, и он видит ее немножко так, как ему хочется, отмечает кёльнский педагог проф. Г.Шефер (Schäfer, G. - Uni Köln). В рисунке смешиваются реальная действительность и детская фантазия. При этом дети очень последовательны. Сила воображения позволяет им отождествлять себя с изображаемым и строить свои произведения по собственным законам изобразительного языка. Психология развития говорит здесь о смысловых знаках (M. u. R.Seitz).
С другой стороны, достаточно влиятельна и теория антропософов, сложившаяся в ХХ веке, согласно которой в ребенке, как биологическом индивидууме, под влиянием космических сил происходит решающее формирование внутреннего мира.
Австрийский педагог и исследователь 20 в. в области антропософии Р. Штейнер (Steiner, R.) считал, что развиваясь от рождения "... ребенок, согласно концепции духовных миров, привносит с собой нечто в физическую, материальную организацию мира. Он занят этой организацией на свой лад. Он делает здесь то, что он хочет, закрывая до поры врата во внешней мир. И мы не смеем варварски вмешиваться в занятие ребенка, ведь он делает именно то, что хочет, что буквально не доступно влиянию извне".
"Ребенок не творит свободно, вторит ему И. Брохманн (Brochmann, I.), - его побуждает также и биологическое развитие, которое не гарантирует ему эстетической свободы. Красота, которая захватыватывает нас в детских рисунках - это не красота искусства, а свидетельство здоровья, жизнеспособности, силы и одновременно хрупкости внутреннего мира ребенка. Это связано с его духовным и физическим формированием на пути к будущему взрослому человеку, жизнестойкому, способному вынести все возможные предстоящие испытания."
В. Грёцигер ( Grözinger, W.) отмечает, что у детей до 5-ти лет "...это больше выражение коллективного душевного психического развития, чем индивидуальное художественные способности данного ребёнка. ...В ранних рисунках все дети космополиты, так как они выражаются на одном и том же им понятном языке...".
Наконец феномену детского рисования все больше внимания уделяют искусствоведы и художники. Их внимание привлекли к себе в 80-х годах XIX века своеобразные сюжеты и неожиданно выразительный язык детских работ. Уже стала бесспорной художественная значимость детских работ и специалисты подходят к ним как к объектам искусства, подобным творчеству профессиональных художников (О.Л. Некрасова-Каратеева).
Историк - искусствовед Н.Н. Пунин (1888-1953), указывал на возможную предопределяющую роль детского творчества в развитии изобразительного искусства в целом: "...В отношении детей будьте, если возможно, осторожны ибо никто, даже из лучших художников, лучших техников, гениальных мастеров не знает, где лежит путь будущего искусства и в какой степени творчество ребенка ни есть вещее пророчество. Очень часто случается, что именно дети в самом раннем периоде своего развития находили те художественные формы, которые спустя 5 - 10 лет становились действительным этапом нашей художественной жизни... Кто из вас видел ранние детские рисунки, тот отлично знает, какое своеобразное, какое, может быть, дикое и неожиданное впечатление они производят. Но именно это своеобразие, эта дикость, эта неожиданность - то лучшее, что создают новые художественные школы, что двигает искусство". Так что закономерен и формально-эстетический аспект рассмотрения детских рисунков.
Со временем, с накоплением опыта, малыш все больше пытается разобраться и в своем ближнем взрослом окружени и это как в зеркале отражается в его рисунках.
Вот какой случай был в моей мастерской. Милая пятилетняя девочка нарисовала дерево, у которого с одной стороны ветки с листьями и над ним яркое солнце, а с другой - без листьев, и фон как-то затемнен. Девочка объясняет мне: с одной стороны живут счастливые дети, у них солнце и дерево с листьями, а здесь - несчастливые, им темно, холодно и всегда осень. Озадаченный таким "классовым" подходом, я, довольно бестактно спросил: а где же она сама. "Там, где солнце",- был ответ. Казалось бы, однозначно. В действительности в это время у родителей был жестокий конфликт и спустя некоторое время они разошлись. Это было глубочайшей травмой для малышки. Ребенок незаметно для окружающих наблюдал и остро воспринимал семейную драму и, бессознательно пытаясь повлиять на происходящее, своим рисунком так отреагировал на ситуацию.
Если каждая детская работа представляет собой комплексное устройство дифференцированных восприятий и чувств, то и отдельные картины можно рассматривать и интерпретировать под разными углами зрения. Это предложение сделал в 1999 году современный немецкий педагог К. Филиппс (K. Philipps) на открытии выставки "Художники встречаются с живописью детей" в Дармштадте. В этой книге я хочу дать более развернутую картину аспектов детского художественного творчества, иллюстрируя работами своих учеников, что подтверждает их (аспектов) всеохватность:
1. Ранние "каракули" обеспечивают поиск и освоение графических элементов
2. Поздние "каракули" как прямое выражение эмоционального состояния маленького
автора и импровизационности исполнения
3. Ситуация и психологическое состояние определяют картину. Психологическое
истолкование картины
4. Пережитое и личный опыт стоят в центре внимания
5. Психоаналитическая интерпретация картины. Метод свободных ассоциаций
6. Фантазия и сила воображения влияют на рисунок
7. Фантазия и действительность смешиваются в рисунке
8. Собственные законы развития детского изобразительного языка организуют картину
9. Формально-эстетический аспект при рассмотрениии и оценке картины
10. Рисование как терапия
11. Медитация (размышление). "Спонтанные" рисунки
12. Объекты наблюдения и исследования в изображении
1. Ранние "каракули" обеспечивают поиск и освоение графических элементов
Илл. 1 - Аня 2 года "Каракули"
Что такое "каракули" мы все хорошо знаем. Маленьких детей радует возможность наносить на бумагу линии, точки, кружочки карандашом или фломастером. Линии еще не становятся материалом для "изображения", изобразительная сила и функция линий ещё не чувствуется. Создание линий в хаосе и нагромождении, волнует и влечёт к себе ребёнка - для него это игра, а может быть закладываются, оформляются основы творческой натуры? Как знать? Во всяком случае, чем больше он "рисует", тем быстрее он развивается. Он познаёт себя и окружающий мир и высказывается таким образом.
Каракули заканчиваются в тот момент, когда появляется замкнутый круг: теперь ребёнок в принципе может нарисовать всё, что угодно (илл. 1). Есть линии - вертикальные и горизонтальные... есть штришки, точки. Есть круг, который может стать головой, солнцем.
2. "Поздние каракули" как прямое выражение эмоционального состояния маленького автора и импровизационности исполнения
Илл. 2 - Кевин 9 лет "Каракули"
Кевин вдруг спонтанно, по только что закрашенному чёрной краской листу бумаги, процарапал краску ногтями обеих рук. Возникли ритмические линии.
В "каракулях" этого возраста есть что-то таинственное, продукт подсознания. Часто в этом возрасте после серъёзной работы появляется желание выпустить на волю накопившуюся энергию подсознания. Спонтанно появляются на бумаге непонятные и невероятные изображения. Когда спросишь автора: "Что ты рисуешь?" В ответ: Ещё не знаю..." (илл. 2).
Согласно определению википедии, подобные произведения можно отнести к "лирической абстракции", т. е. к прямому выражению эмоциональных и психических состояний художника и импровизационности исполнения.
Я полагаю, что у многих професиональных художников первая идея произведения тоже появляется из подсознания в виде чего-то ещё неоформившегося, в виде "каракулей". Во всяком случае у меня, с моим почти сорокалетним профессиональным стажем - именно так.
3. Ситуация и психологическое состояние определяют картину. Психологическое истолкование картины
Илл. 3 - Нина 8 лет "Портрет учительницы"
Нина пришла заплаканная. Что случилось, спрашиваю? Девочка всхлипывает...
Оказалось у неё были недоразумения с учительницей в школе. Надо было написать предложение: "Почему вороны ругаются из-за сыра?" большими прописными буквами.
Нина написало строчными буквами. Учительница, вместо того, чтобы объяснить, накричала. Девочка, естественно, в слёзы. И на занятиях долго не могла успокоиться. Только, после того как нарисовала портрет учительницы с чёрными губами, пришла в себя (илл. 3). Уже спокойно написала это злополучное предложение на фоне большими и маленькими буквами. Потом нарисовала большими буквами своё имя "Нина" на отдельном листе, украсив его цветами. Счастливая показала мне и маме свои работы.
Илл. 4 - Элиза 12 лет "Портрет Гнева"
Подобная история случилась и с Элизой. Она пришла на занятия возбуждённой, вне себя - что-то было неладно. Я предложил ей нарисовать, как она ЭТО себе представляет. Срочно взялась за работу. Буквально выплеснула своё состояние на бумагу, изобразив портрет Гнева (Die Wut). Чёрное угловатое лицо с красными глазами, искаженный рот, угрожающие красные полосы на щеках... Все производит удручающее, если не жутковатое впечатление. Сама цветовая палитра говорит о крайней степени напряжения. Это усиливается и композицией цветовых пятен, красные буквы справа внизу горят на черной плашке, а вверху нависли как знак предостережения (илл. 4).
И в этом случае, освободившись в рисунке от негативных эмоций, агрессии, девочка спокойно продолжила рисовать на других листах что-то вполне миролюбивое.
Илл. 5 - Симон 8 лет "Школа горит"
Симон написал работу гуашью, на которой нелюбимая школа горит алым пламенем. Синие стены, черные пятна окон, в левом верхнем углу - серый дым, в правом - уже черный. А энергичные подрисовки карандашами зрительно усиливают активность происходящего Здесь нет спасателей-пожарных, здесь бушует не просто пожар, а мстительное возмездие за неприятные впечатления, связанные со школой... (илл. 5) Картина получает психологическое истолкование, если мы узнаем, что у ребенка есть проблемы в школе.
Кстати, я обратил внимание, что большинство негативных эмоций мои ученики приносят из школы. Занятия в мастерской, где сама обстановка и атмосфера не похожи на школьную, вероятно помогает детям "передохнуть" и, что не маловажно, поверить в себя, в свои способности.
4. Пережитое и личный опыт стоят во главе угла
Илл. 6 - Ян 5 лет "Пожар"
В работе гуашью "Пожар" Ян изобразил убедительно и лаконично страшную ситуацию, им лично пережитую. У них в квартире случился пожар. Мебель, охваченная пламенем, чернеет. Дым поднимается вверх. Затоптанный пол. Белые пятна на полу - следы пожарников (илл. 6). В работе использованы четыре цвета: красный, жёлтый белый и чёрный. Пожар произвёл на ребёнка очень сильное впечатление.
Наглядный пример того, что эти впечатления мальчик передал именно красками, он создал своего рода цветовой символ пожара.
5. Психоаналитическая интерпретация картины. Метод свободных ассоциаций
Илл. 7 - Митя 4 года "Ёлка"
Здесь Митя написал акварелью ёлку. То, что она более фиолетовая, чем зеленая, так это потому, что скорее всего просто зеленая краска кончилась, а фиолетовая все же достаточно интенсивная. Интересно, что малыш понял структуру дерева, это его открытие: не шаблонный треугольник, а дерево со стволом и отдельными ветками, слева спускающимися сверху вниз, а справа почти горизонтальны и параллельны . Елка прочно укреплена в специальной крестовине - это он тоже где-то подсмотрел (илл. 7). Однако елка не стоит на надежном полу - парит в пространстве - родители-студенты редко могли создать атмосферу стабильности и уверенности в семье.
Ребенку предстоял переезд к бабушке.
Илл. 8 - Митя 7 лет "Деревья"
Рассмотрим, что думают психологи, анализируя этот рисунок (илл. 8). Темная полоса земли внизу и темное синее небо вверху ограничивают, "давят". 4 цвета в рисунке - хорошая адаптация, эмоциональная лабильность. Стволы деревьев расширяются книзу - поиск надежного положения в своем кругу. Стволы "приварены" к земле - желание изоляции в мире, который воспринимается беспокойным. Листва из кривых линий, здесь - дугообразные - восприимчивость, открытое принятие окружающего (Романова Е.С., Потёмкина О.Ф.)
Ну и дополнительно мои соображения: в центре стоят малыши-деревца, а по обе стороны - оберегающие их большие (взрослые) деревья - защита.
Илл. 9 - Ясмин 9 лет "Домик и тяжёлые облака"
На линогравюре мы видим двух детей бегущих к домику. Повторяя ритмически движение детей, на переднем плане стоят два дерева с обрубленными ветками. Над домиком сгустились тяжёлые облака. Что это? Как понимать работу девятилетней девочки? (илл. 9) Драматическое содержание линогравюры объясняется тем, что девочка со своим братиком чувствовали себя бездомными и беспомощными, отсюда и ассоциация: бегущие дети - застывшие в движение деревья без веток, дом под нависшими тяжёлыми облаками. Неосуществимая мечта детей иметь домашний уют.
Я знаю предисторию рисунка. Бездомные дети при живых родителях.
6. Фантазия и сила воображения влияют на рисунок
 
Илл. 10 - Симон 8 лет "Дом на корабле"
Плывёт по волнам корабль. На корабле стоит большой дом. Гигантский жук летает. Крокодил собирается солнце съесть. Все эти сюжеты вместе с другими фантастическими зверями можно увидеть на рисунке илл. 10 фломастерами Симона. Воодушевлённый мотивами "Земли Фантазии" братьев Гримм, Симон свободно и легко включился в игру и продолжил фантазировать, но в своём духе.
У рисунков восьми-десятилетних детей одна общая особенность: они плоские. Они могут быть очень сложными, насыщенными деталями - но плоские. Долго. У многих навсегда. Потому что трёхмерность мира - она тоже открывается. Можно показать ребёнку: вот это перспектива, объяснить, но это совершенно не значит, что он это усвоит и будет использовать в своих рисунках. (Ирина Прусс)
7. Фантазия и действительность смешиваются в рисунке
Илл. 11 - Аня 7 лет "На коне-колдуне"
У сказочного коня на рисунке Ани фломастером, (илл. 11), чёрное человеческое лицо в профиль, копна волос на голове. Сюжет картинки навеян сказкой про колдуна, которую Ане читала мама. Аня по своему поняла историю: она скачет на коне-колдуне, тепло одетая (одежда изображена со всеми подробностями ): холодно ведь, хотя и солнце светит, голубые облака, но воздух полон тёплыми золотистыми снежинками. Скачет по растущим цветам. Конь-колдун со злым (чёрным) лицом вытаптывает цветы, под его копытами уже их нет. А доброе солнце - посылает девочке тёплые снежинки и она смеется и ничего не боится.
8. Собственные законы развития детского изобразительного языка организуют картину
Илл. 12 - Аня 7 лет "Девочка, танцующая на канате"
"Девочка, танцующая на канате" - написала Анна сияющими буквами вдоль всего каната, протянутого над крышами города. Конец каната, попавший в композицию картинки заботливо привязан "на бантик" к шпилю башни. С первого взгляда видно, что это работа девочки: крыша разноцветного дома в веселых цветочках, красное солнце, добродушно улыбаясь, поднимается из-за дома. Сама девочка беззаботно танцует на канате со цветочной гирляндой в руках, словно в цирке, высоко над домами и даже выше солнца. Рядом над крышами птички пролетают. Все настроение рисунка говорит о добром и доверчивом отношении к миру, также доброго к автору (илл. 12).
Снова отметим двухмерность изображения домов, характерную деталь - у солнца подробно прорисовано лицо, вплоть до ресниц и ямочек на щеках, у башни справа явный намек на лицо с глазами-окнами и носом - желтой дугой-навесом над красными губами-окном.
Илл. 13 - Аня 7 лет "Принцесса Анна"
Как большинство девочек, Аня рисует бесчисленное количество принцесс. Аня - сама принцесса. Всё мироздание служит ей (илл. 13). Она повелевает ими. Анна - принцесса Вселенной. Это можно понять и по оформлению платья и по тому, что принцесса стоит в центре листа. Интересно, что главным справа выделено солнце - оно красного цвета - единственное красочное пятно в рисунке, и оно мастерски уравновешено заштрихованным ночным небом на левой стороне фигуры. А стабильность фигуры подчеркнута активной волнистой линией (то есть более легкой и "элегантной", чем возможная прямая линия). Для семилетнего ребенка эта композиция весьма сложна по декоративности решения.
Илл. 14 - Митя 3 года "Грузовик"
Рассматривая рисунки детей с точки зрения собственных законов развития изобразительного языка детских рисунков, большинство встреченных мною авторов часто рассматривают так называемые "рентгеновские" рисунки, в которых словно просвечивается то, что под внешней поверхностью. Такой пример "рентгеновского" рисунка можно увидеть у Мити в его "Грузовике" (илл. 14). Водитель (мы его видим в окне лишь до пояса) держит обеими руками руль. Коробка передач, ведущее колесо и груз густо заштрихованы. Ведь это либо самое тяжелое (груз в кузовок), либо крайне ответственное место в грузовике (коробка передач и колесо, над которым расположен груз). Что-то неразборчивое сложное завершает кузов сзади. Вполне возможно, что это какие-то впечатления от другой машины, например, автокрана или грейдера- любимой машины в ту пору у Мити, но в сложенном состоянии. Интересна деталь: кабина водителя отгорожена от тяжелого груза дополнительной , скажем так: амортизирующей стенкой.
9. Формально-эстетический аспект при рассмотрении и оценке картины
Илл. 15 - Мелани 10 лет и Кевин 9 лет. Совместная работа
Мелани и Кевин в четыре руки трудились над этим произведением. Мелани с одной, Кевин с другой стороны. С восторгом месили они руками краску по бумаге. Один цвет переходил в другой. Видно, что Кевин отдал предпочтение коричневому и чёрному цвету. Он в чёрный добавил оранжевый, в результате всё стало коричневым. Мелани смешивала дополнительные цвета (синий и оранжевый). К синему цвету примешивался оранжевый-получился серовато-синий, затем добавлялся белый: и из синего, оранжевого и белого получился красивый серый цвет с оттенками розового. Жёлтый цвет объединил усилия двух художников, разных по темпераменту и наклонностям (илл. 15).
Удивительным образом Мелани и Кевин создали гармоничную в цвете и композиции картину с тяжёлым нижним краем и воздушным верхом. Оранжевая середина прекрасно уживается с сероватым пятном. Особую роль играют жёлтые пятна на коричневом фоне, и пятна поменьше на серовато-синем фоне. Они мерцают. Вверху как звёзды на небе, одна со шлейфом падает, внизу - как большие цветы. Работа полна динамики, движения. Большое охристое пятно повторяется пунктиром на светло-сероватом фоне, далее, в свою очередь краем этого фона, как музыкальным ритмом.
10. Рисование как терапия
<
Илл. 16, 17 - Филипп 8 лет "Монстры и паучок"
Особый случай в моей практике - опыт работы с гиперактивным мальчиком восьми лет. Рисовал он в основном кровожадные истории: чудовища, многоголовые членистоногие монстры, вооружённые люди, идёт борьба не на жизнь, а на смерть (илл. 16). В группе с ним было тяжело и другим ученикам. Он просто мешал всем заниматься.
Здесь нужно было что-то делать. Во-первых, в перерыве между первым и вторым часами занятий я предлагал ему минут десять побегать во дворе, чтобы расходовать избыточную энергию (полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе). Во-вторых, помимо свободного рисования, я давал ему задания: темы простые, спокойные, как этот паучок не голубом фоне (илл. 17), Филипп с удовольствием это делал. Лист бумаги магически вытягивал из него внутреннее возбуждение, а может быть и неуверенность в себе. Мирные темы давали спокойствие, уверенность. Я хвалил его. Не следует скупиться на поощрения, если ребенок хорошо себя вел и сумел выполнить трудное задание. Но ни в коем случае нельзя запрещать ему рисовать жестокие сцены. Всю агрессивность он выплёскивает на бумагу. Таким образом он освобождается от внутреннего возбуждения.
Ученые объясняют, что причиной такого состояния выступают нарушения в нервной системе, дисбаланс процессов возбуждения и торможения. Родителям необходимо понимать, что поведенческие проблемы ребенка невозможно решить волевыми усилиями. Дети ведут себя так не потому, что хотят досадить взрослым, а потому, что у них имеются проблемы, справиться с которыми они сами не в состоянии. Конечно нельзя допускать вседозволенности: детям должны быть четко разъяснены правила поведения в различных ситуациях. Однако количество запретов и ограничений все же следует свести к разумному минимуму. Задача взрослых - помочь им.
11. Медитация (размышление) "Спонтанные рисунки"
Илл. 18 - Элиза 12 лет "Дневник"
Мы уже говорили, что по К. Г. Юнгу основное правило психоанализа: говорить всё, что приходит в голову. Элиза, размышляя, заполнила лист бумаги изображениями, по которым можно как в книге прочесть о внутреннем состоянии ребёнка. Всё, что его волнует, чему радуется, о чём беспокоится.
Здесь - пример "спонтанного рисунка" (илл. 18). Девочка, не следуя определенной теме, сделала ряд рисунков-символов, можно заметить, что все находится в полете, не сталкиваясь, не мешая друг другу. Здесь и огромные и миниатюрные бабочки, и крошечные люди, "перепутавшие потолок и пол", и фрагмент пейзажа с домом и солнцем, и музыкальные ноты и многое другое. Рисунок светел и прозрачен. Скорее шалость, нежели проблемы.
12. Объекты наблюдения и исследования в изображении
Илл. 19 - Кевин 10 лет "Паук в банке"
Исследовательский характер у Кевина налицо. Однажды он принес со двора обычный булыжник и через увеличительное стекло стал его рассматривать. Конечно нашлись "следы окаменевших насекомых"! Тут же выстроилась нетерпеливая очередь: все хотели это увидеть, ведь обыкновенный камень, который валяется на дороге, но в нем - букашка доисторического времени! Детям было явно не до рисования. Но по моей программе им еще предстоит посещение краеведческого музея. Вот тогда они и вспомнят этот камень, и фантазия подскажет им картины, в которых по родным улицам (их, конечно, тогда не было!) когда -то гуляли динозавры и летали неведомые букашки.
В другой раз он растирал в порошок сухую глину, наполнял ею трубку и дул в неё, чтобы увидеть, как распыляются и оседают пылинки. В течение урока вся группа была предельно этим занята и происходящее больше напоминало урок физики с подробной документацией процесса. А то принёс он в банке длинноногого паука (узнал по атласу, что это Weberknecht - косиножка). Я предложил Кевину нарисовать его. Он загорелся идеей и изобразил паука в разных движениях, с надписями, названиями частей тела, описанием жизнедеятельности. Меня радует в этих зарисовках исследовательский характер, композиционное равновесие листа, интуитивно найденный ритм форм и надписей, а вся работа удивительно эмоциональна (илл. 19).
Илл. 20- Митя 11 лет "Завод"
С определённого возраста мальчишки предпочитают рисовать только простым карандашом. Со всеми подробностями они изображают в разрезе конструкции в подземных мирах с выходом на поверхность. Маленькие люди копошатся возле фантастических машин. Так и здесь на рисунке Мити (Илл. 20) мы видим предприятие, завод со множеством труб, переходов. Завод что-то производит. Но что? Дым клубится, летают самолёто-ракеты... Мальчишки увлекаются техникой, конструкциями. Удивляет, что в таком юном возрасте уже так развито пространственное мышление.
Эти работы я помещаю здесь, как пример того, как разнообразен может быть спектр проявлений детского творчества, т.е от настоящей живописи до настоящей графики или технического черчения. Именно творчества, не сухого копирования окружающего мира.
Выводы
Как многогранно детское творчество. Трудно даже представить себе какой сложный путь становления проходит ребёнок. Его собственные проблемы, давление окружающей действительности, порой непонимание взрослых. Как этому, ещё хрупкому существу, удаётся выстоять, не сломаться. Обратите внимание, с каким упорством ребёнок пытается противостоять всякому давлению извне. Сначала это родители, потом воспитатели детских садов и учителя младших классов, не следует забывать и ровесников, найти своё достойное место среди них. Сколько приходиться сил вложить.
Чтобы лучше понять своего ребёнка присмотритесь к его работам. Это поможет вам разобраться в его проблемах и вовремя помочь ему, если есть в этом необходимость.
Поддержать его. Тем самым построите доверительные отношения. Например: нежелательно прямо обвинять ребёнка в плохом поступке им совершённом. То есть не унижать ребёнка, а дать понять, что он ответственен за того, который хулиганит.