Увидев на экране слова "от режиссёра "Тёмного рыцаря", я, конечно, не сбежала из кино. Мы же не фильм посмотреть пришли, а вечер провести приятно. И вообще, если бы не "Начало", пришлось бы смотреть романтическую комедию.
Но ничего приличного я от режиссёра "Тёмного рыцаря" не ждала. Тем более, видела рекламу. Обычный такой шпионский боевичок, да и первые кадры подтвердили впечатление. А боевики я на большом экране плохо воспринимаю. Во время активных действий - драк, разрушений, погонь - перестаю понимать, что происходит, закрываю глаза и жду, пока сцена кончится.
А уж ДиКаприо... Как меня брат не убеждал, что он теперь мужик нормальный... но последний-то раз я его видела в Титанике.
Короче говоря, к просмотру я приступила, будучи полностью предубеждённой против фильма.
Но на первой же сцене пришлось включить мозги. Немного, разве можно от Голливуда ожидать чего-то умного?
Когда казалось, что загадка разгадана, выяснилось, что это - мелкая тайна, более крупная ещё ждёт. А потом - ещё крупнее. Даже зная из рекламы, что они путешествуют в снах, приходилось постоянно следить за сюжетом. Вот где даже в туалет не выйдешь! Ибо даже в разговорах с проекцией жены герой на-гора выдавал важные сюжетные точки.
Да, герой ДиКаприо - Кобб. Вместо сопливого мальчика который с мордой кота, ждущего рыбы, уходил в ледяную толщу океана, имеем зрелого мужчину, который теперь знает, кто такой хороший актёр.
Персонаж его умён, а не просто силён и удачлив. Забудем, что речь идёт об американском фильме, в сюжете очень много умных персонажей. Команда подобрана по принципу "мне нужен такой-то и такой-то специалист", а не "мы с ним ходили в разведку, позову его". По ходу сюжета строятся планы, в которых нет места фактору удачи. И если что-то нарушается, никто не идёт тупо "драцца", а быстро соображает, что делать.
Герои - не воины, герои - интеллектуалы.
По ходу сюжета раскрываются две линии.
Первая - глобальная. Монополия (что в понятии американцев уже плохо - может, и правильно, вспомним хотя бы наше ЖЭУ) хочет поглотить мелкие компании. Те хотят выжить, и придумывают хитроумный план: внедрить главе монополии через сон мысль о развале компании. Маленькую мысль, которую Фишер даже и не вспомнит, проснувшись. Мысль, которая перевернёт его жизнь.
Вторая - частная жизнь Кобба. Сначала фильма можно думать, что герой настолько любит свою жену, что её проекция живёт в каждом его сне. Но по маленьким странным подсказкам мы догадываемся, что всё намного сложнее. Ибо любящая жена одновременно ненавидит мужа.
Кристофер Нолан, и режиссёр, и сценарист, ведёт сквозь оба эти сюжета с помощью чистого разума. Маленькие логические зацепки, глобальные сюжетные повороты, разрозненные намёки, которые нужно собрать воедино, чтобы понять фильм в целом.
Каждый персонаж - явление. Главный герой, который по законам жанра - крутой и всемогущий - на самом деле просто опытный профессионал. Знаток своего дела. Никаких особых талантов, нигде не подтверждается даже, что способность ходить в сны - это талант от природы, достающийся избранным, а не результат тренировок и анализа.
Напарник, опытный и умелый, технология сна у него хорошо проработана. Но это не привычный чудак-технарь, нелепо одетый и причёсанный, с сексуальной неудовлетворённостью и IQ до самого офигеть. Это простой, обычный человек. До невозможности обычный, чем и привлекательный.
Штамп из классического детективного жанра - обаятельно-опасный имитатор почти не высовывается, в нужный момент выполняя свою задачу.
Фармацевт, который необходим лишь для того, чтобы изготовить снотворное, оказывается способным и на многие технические мелочи, а так же решительно действовать, защищая всю команду.
Сайто, наниматель, хоть и настоял на путешествии, оказывается вполне вменяемым. Не пытается командовать, полностью полагается на специалистов в области снов, делает что ему говорят, никогда не жалуется и не требует, хотя изначально понятно, что именно он - пушечное мясо, козёл отпущения для сценариста. Крайне симпатичный персонаж.
И только девушка-архитектор выбивается из всего этого. Стандартная истеричка из области "Ах я вам нужна? Ну тогда вы все мне должны!" Типичный штамп Голливуда, Болливуда, всего остального кинематографа, фентези, фантастики, мистики, шпионского боевика, нешпионского детектива и прочих жанров. Как она туда попала? Мотивы присутствия её кажутся страшно надуманными.
Как, как? Пришли в режиссёру съёмочная бригада, и сказали они:
- Крис, тут такое дело... У нас в команде бабы нет.
- Как нет? А жена Кобба?
- Ну это же проекция. Ненастоящая баба. У нас ни бабы, ни негра. Да фильм вообще в прокат не выпустят!
- Ну что с того, что нет негра?! У меня тут и латинос, и японец.
- Ну ладно, фиг с негром. Но бабу-то надо.
- Хм. Хорошо, я придумаю что-нибудь.
Персонажи великолепны. Ещё и тем, что довольно жизненны. Нет плохой и хорошей стороны. Главный враг - нормальный парень, очень даже симпатичный. Команда протагонистов - наоборот, делают нехорошее дело. Но, если посмотреть с точки зрения морали - хорошее. А Фишер - он особо не виноват. Он и протагонисты действуют сообща. Враги команды - друзья Фишера, желают ему добра. Но и они в конце концов косвенно помогают выполнить задачу. А в результате оказывается, что для самого Фишера вышло как лучше.
Короче, плохих и хороших нет. С самого начала нет. Не то, чтобы плохие оказались немного хорошими, а хорошие немного плохими. С точки зрения морали и этики протагонисты и антагонисты одинаковы.
Несмотря на обилие действия, самого натурального экшна, фильм всё-таки интеллектуальный. Обдумывать приходится всё.
Только вот смысл названия я в полной мере не поняла. Возможно, в ориинале смысл гораздо глубже. Я слова "Inception", несмотря на свой английский, не знала, поэтому рассуждать тут сложно.
А вот открытый конец тут лишний. Если он открытый. Возможно, по логическим признакам особо умный человек поймёт, чем закончилось. Я человек, конечно, умный, но неуверенный. Мои выкладки ведут к двум противоположным вариантам. Хотя другие мнения более однозначны.
Просто ни к чему разомкнутый финал фильму, под завязку набитому кольцевыми композициями и имеющему спиральную структуру. Нас проводят по внешнему кольцу, кидают с витка на виток, и наконец, замыкают спираль в той же проекции, но уже на новом уровне. Ненавижу флэшбеки - но здесь они очень к месту. Ненавижу моральные травмы, страдающих героев, семейные трагедии - но всё это так укладывается в кирпичики спирали, что вынь хоть один - пропадёт что-то важное.
Конец я бы сделала почётче. Но - наверное, Нолан в этом умнее меня. И тот, кто разгадает эту загадку, либо тоже умнее меня, либо глупее - в том, что казается сюжетных композиций и логических выводов.
Ну, ещё очень вероятно, что оказало влияние общественное мнение. Оно неофициально. Даже неосознанно для многих, гласит: хороший конец имеет плохая вещь, хорошая вещь имеет открытый конец. Много кто делает неопределённые финалы потому, что хотят, чтобы про их вещь сказали: серьёзная!
Рекомендую? Рекомендую. Но не всем. В сети кто-то сказал: фильм не для лириков, а для физиков. Никаких соплей, ни розовых, ни чёрных. Никаких рефлексий. Никаких "Титаников". ДиКаприо уже не тот. Все переживания - в актёрской игре, в интуитивных намёках.
Тем, кто любит классические детективы, шпионские боевики, игры разума- смотреть. Тем, кто хочет развеятся, повеселиться, потискать девушку, ввалиться и посидеть пьяной компанией - не смотреть.
Если вы готовы включить мозги - идите.
Если вы с трудом продрались в дебрях этого отзыва - лучше не надо.
Заметила, что отзывы противоположны. Либо "шедевр!!!", либо "скучно...".
Причём, заметила, что последнее мнение - тех, кто не понял фильм. А он реально не про события, а про психологию. Про то, как крохотная мысль переворачивает жизнь людей.
Это фильм про то, что может человек.
Пришла домой и пошарила в сети в поисках режиссёра. И обнаружила, что уже знакома с ним. Когда-то я смотрела в кинотеатре его фильм. Мало что поняла, но в конце пожалела, что смотрела невнимательно. Потому, что если бы включила мозги, получила бы удовольствие.
Похоже, Нолан - режиссёр для умных.
Тот фильм назывался по латыни - "Memento". Его зачем-то перевели на русский как "Помни".
Я помню тебя, Нолан. Я слежу за тобой.