Сейчас Юрия Макарова уже нет на свете. Как и у многих больших лирических поэтов России его смерть оказалась трагической, а признание пришло поздно. По текстам сохранившихся рукописей мы видим, что Юрий Макаров прекрасно осознавал уровень своего поэтического дара, и ему было, что сказать людям. Но, в течение многих десятилетий его почти не печатали.
Только в конце жизни поэта Диас Валеев начал пробивать окружавшую его завесу молчания. И тогда один за другим вышли поэтические сборники "Печальный ангел" и "Огненный ангел", "Лирика". В наше отнюдь не поэтическое время эти сборники немедленно стали редчайшими книгами.
Составляя макаровские собрания стихов, Диас Валеев конечно выбрал из его рукописей то, что менее всего требовало литературного редактирования и могло быть сразу опубликовано. Но, вот поэт погиб. И настало время приводить в порядок его наследие, редактировать тексты и создавать на их основе новые сборники макаровских сочинений.
Неожиданно наследие Юрия Макарова оказалось очень большим. Его уже хватило на сборник "Из племени славян" и, наверное, по мере приведения в порядок рукописей, будут выходить и новые сборники. Кроме того, это наследие является совершено особенным по своему содержанию. Во многом эта объясняет, почему в советский период Юрия Макарова так мало печатали. Он просто не "вписывался в систему". "Не вписывался" ни по тематике многих стихов, ни по их искренности, ни по бескомпромисности своего характера.
В значительной мере стихи Юрия Макарова оказались наполненными довольно странным на первый взгляд сочетанием идеалов социализма с мотивами отверженности, социального протеста и ненависти к "власть предержащим".
Одновременно с этим они были наполнены совершенно противоречивыми стремлениями к поискам Рая на земле, поиском философского смысла жизни, мотивами богоискательства и стремлением понять волю Творца. Все было написано так правдиво и таким образным языком поэта-лирика, что литературное мастерство Юрия Макарова можно было сравнить только мастерством Сергея Есенина или Николая Рубцова.
Диас Валеев был совершенно прав, когда во всеуслышанье заявил на заседании русской секции Союза писателей Татарстана, что в лице Юрия Макарова мы имеем национального гения. И хорошо известно, что произошло потом на этом заседании...
Вероятно подобные события, если не по фактам то по тому в какой агрессивной форме выражалось отношение к поэту, могли сопровождать Юрия Макарова всю жизнь и приводили его к той же депрессии и к тому же стремлению заливать ее вином, которые проявлялись в свое время и у Сергея Есенина, и у Николая Рубцова. Как и этих поэтов, Юрия Макарова нередко называли алкоголиком, постоянно вешая на него этот "социальный ярлык" и как бы намеренно, игнорируя медицинские аспекты этого диагноза. (Я врач. И я могу сказать, что законченные алкоголики интересуются только водкой, а не напряженным творческим трудом. Способность же постоянно писать гениальные стихи показывает, что человек остается не порабощённым алкоголем)
При жизни Юрий Макаров не особенно заботился о том, чтобы хоть в какой-то степени приводить в порядок свои рукописи. Поэтому во многих его стихотворениях мы видим досадные, но при правильном редактировании вполне исправимые оплошности. Многие строфы, которые по смыслу относятся к одному стихотворению, нередко в макаровских рукописях оказываются разрозненными. Иногда при редактировании приходится заменять рифму, менять расположение строк и т. п. И, тем не менее, это надо делать. В ином случае макаровское наследие может оказаться вообще не опубликованным.
Наверное, макаровское наследие было бы еще более значительным, если бы поэт заботился о сохранении рукописей. Но он этого не делал.
С одной стороны это объяснялось тем что он никогда особо не рассчитывал на публикации, а с другой с тем, что по особенностям характера, всегда предпочитал писать новые стихи, а не доделывать прежние.
Предоставляемый вниманию читателей новый сборник Юрия Макарова назван "Апостол". Дело в том, что если рассматривать макаровское наследие в целом, а не по отдельным стихотворениям, мы увидим, что оно сводится к довольно странному в советской действительности поиску христианского идеала добра. Добра, которое, несмотря на все препоны, все же пробивается в темный мир людей и которое рано или поздно должно восторжествовать на земле России. Тоска по воплощенному в России земному Раю добра, любви и справедливости, видна почти в каждом макаровском стихе.
В таком контексте название данного сборника "Апостол" кажется наиболее подходящим.
Литературный редактор, член Союза российских писателей, член Союза писателей Республики Татарстан, доктор медицинских наук Н.У. Ахмеров