Аннотация: Новая эпоха с ее материалистическими тенденциями в мировоззрении и доминирующим "научным" мышлением в воспитании и образовании, бросила настоящий вызов религии...
МАТЕРИАЛИЗМ - БОЛЕЗНЬ ВЕКА
ДУХОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ
Новая эпоха с ее материалистическими тенденциями в мировоззрении и доминирующим "научным" мышлением в воспитании и образовании, бросила настоящий вызов религии. Но несмотря на кажущуюся ожесточённость и порой бескомпромиссность этого эпохального сражения между "мирским" и "духовным", окончательная идейная победа неизбежно будет за религией... Только за религией подлинной - богооткровенной Истиной, которой учил два тысячелетия назад величайший Учитель человечества, известный в своем земном воплощении как Иисус из Назарета (Христос), а не теми многочисленными современными псевдорелигиозными организациями, которые с гордостью называют себя "христианскими церквями"...
(Здесь христианство рассматривается в ключе основного религиозного движения последней эпохи, как официальная религия доминировавшей в мире до наших времён европейской цивилизации. Остальные мировые религии нисколько не уничижаются, но и не превозносятся над христианством - они имеют те же или похожие внутренние проблемы...)
+ + +
Двадцатый век принес новые проблемы, которые предстоит решить современному христианству и всем остальным религиям мира. Чем выше поднимается цивилизация в своём планетарном развитии, тем насущней становится необходимость прежде всего искать причинообразующие "небесные реальности" во всех усилиях людей, призванных сегодня упрочить общество в целом и помочь ему в решении возникающих материальных проблем.
Истина зачастую ставит в тупик и даже вводит в заблуждение, если она расчленяется, изолируется и подвергается чрезмерному анализу. Истина действительно открывается настойчивому искателю только тогда, когда она рассматривается в целом, как живая духовная реальность, а не односторонне, как факт материалистической науки или источник вдохновения для искусства.
Религия есть раскрытие человеку его божественной природы и вечной участи. Настоящая религия - это сугубо личный и духовный опыт конкретного человека, который должен быть отделен от других высших форм человеческого сознания, таких как:
1. Логическое отношение к вещам, принадлежащим к материальной реальности.
2. Эстетическое восприятие идеалов "красоты", субъективно противопоставляемых неким представлениям об "уродстве".
3. Этическое признание текущих социальных обязанностей и политического долга (тренда).
4. Даже присущее человеку "нравственное чувство", рассматриваемое само по себе, в отрыве от духовной реальности - не является истинно религиозным.
Задача религии заключается в том, чтобы найти те общевселенские ценности, которые способны мобилизовать в человеке истинную веру - доверие к истинному Богу, понимание его скрытого присутствия в каждом человеке и, основанную на этом, уверенность в себе. Вершиной же религии является служение, то есть полная самоотдача себя своему духовному началу. Религия открывает душе те высшие ценности духа, которые противопоставляются относительным ценностям, открываемым человеческим разумом. Но такое сверхчеловеческое проникновение можно обрести только посредством подлинного религиозного опыта...
Прочная социальная система без основанной на духовных реальностях нравственности так же невозможна, как, например, солнечная система без гравитации.
Не стоит пытаться удовлетворить свое познавательное любопытство или скрытую в душе страсть к приключениям за одну короткую жизнь во плоти. Нельзя поддаваться искушению, толкающему вас на дешевые недостойные приключения. Необходимо научиться обуздывать свою энергию и умерять свои страсти - если набраться терпения, то перед человеком развернется почти бесконечный путь захватывающих дух путешествий и невероятных открытий...
Теряясь в догадках относительно происхождения человека, не стоит упускать из виду и его предназначение -- жизнь в вечности. Иисус из Назарета, как истинный духовный учитель ещё 2 тысячи лет назад недвусмысленно раскрыл человечеству огромную ценность каждой человеческой личности, потому что истинно любил всех людей без исключения...
Глядя на мир, необходимо помнить о том, что "черные пятна" зла, которые так часто предстают взору человека в жизни на Земле, могут быть видны (различимы) только на "белом фоне" изначального добра, а не наоборот. Почему же, при таком обилии благой истины вокруг, человек уделяет столько внимания существующему в мире "злу" лишь на том основании, что оно отражает некий физический факт, вместо того, чтобы рассмотреть вокруг себя подлинно божественную красоту и распространять эту истину всё дальше и дальше? Ведь красота духовных ценностей, проявленных на Земле, оказывает более возвышающее и целебное воздействие на душу, чем пассивное восприятие феномена "зла"...
Иисус, как и другие истинно духовные наставники до и после него, своим учением отстаивал в религии метод опытного познания и сам неукоснительно следовал ему, так же как современная наука следует методу материального эксперимента. Найти Бога возможно только благодаря направляющему воздействию духовной проницательности и вполне искренней веры, а обрести эту проницательность души можно через такие качества, как любовь к прекрасному, поиск истины, верность долгу, преклонение перед добродетелью. Но из всех этих духовных ценностей наилучшим проводником к подлинному прозрению является любовь...
МАТЕРИАЛИЗМ
Ученые, хоть и непреднамеренно, ввели человечество в материалистическую панику, устроив легкомысленный набег на "банк" многовековой нравственности. Но этот банк человеческого опыта обладает огромными духовными резервами, он способен удовлетворить любой спрос - только неразумные люди могут паниковать по поводу духовных активов человечества. Когда, наконец, материально-бездуховная паника спадет, подлинная религия не окажется банкротом...
Каким бы ни был внешний конфликт между философией материализма и учениями Иисуса из Назарета, можно не сомневаться в том, что в грядущие века его учения восторжествуют и будут так же актуальны, как и сегодня. В действительности, истинная религия не может вступить в противоречие с наукой - она никоим образом не связана с материальными вещами. Религия по сути совершенно безразлична к материальной учености, хотя и благожелательна к ней, в то время как ей в высшей степени небезразличен сам ученый...
Стремление людей к одному только формальному знанию, без сопровождающего его и свойственного мудрости толкования и без присущего истинно религиозному опыту духовного постижения, приводит в итоге к жизненному пессимизму и отчаянию. Относительность человеческих знаний и бесконечная их нехватка действительно обескураживает многих искателей...
Но к настоящему времени всё худшее в этом материалистическом веке уже позади; наступает время более глубокого понимания. По своей философской направленности лучшие умы научного мира уже не склонны к "абсолютному материализму", но всё же множество простых людей всё еще склоняются к нему в результате воздействия прежних учений. Однако с точки зрения мировой истории этот век физического реализма представляет собой лишь мимолетный эпизод в жизни человека на земле. Современная наука никак не затронула истинную религию - подлинные учения Иисуса из Назарета, поддерживаемые жизнью и верой его последователей. Всё, чего добилась наука своими материально-эмпирическими методиками - это уничтожение множества детских иллюзий, являющихся следствием ошибочных толкований жизненных явлений незрелыми человеческими умами. В этом её положительная роль.
Наука является количественным, а религия - качественным опытом в жизни человека на земле. Наука изучает явления, религия - истоки, ценности и цели. Считать только некие "причины" объяснением всех физических явлений - значит признаваться в незнании целей и непонимании конечных результатов; в итоге это лишь приводит ученого "назад", к великой Первопричине творения, не давая никакого представления о реальности будущего...
Резкий поворот от эпохи "чудес" к эпохе "машин" выбил человека из колеи. Хитроумие и ловкость ложных механистических философий изобличают мёртвую механистичность самих этих утверждений. Закономерная фаталистичность суждений разума материалиста своей абсурдностью неизбежно опровергает его утверждения о том, что вселенная представляет собой слепой и бесцельный энергетический феномен...
Как механистический натурализм некоторых хорошо образованных людей, так и бездумный атеизм безликого "человека с улицы", связаны с феноменом "вещественности" - в них отсутствуют какие-либо реальные ценности, нравственные мотивы и чувство духовного удовлетворения; они лишены веры, надежды и любви... Одна из огромных проблем современной жизни заключается в том, что человек считает себя слишком занятым для духовных размышлений и сосредоточения на религиозном опыте.
Ортодоксальный материализм низводит человека до положения бездушного автомата и видит в нем только арифметический символ, беспомощно занимающий отведенное ему место в математической формуле механистической, лишенной души вселенной. Но как же появилась эта огромная математическая вселенная без Главного Математика?
Наука может рассуждать о сохранении материи и энергии, но религия подтверждает сохранение человеческой души - она занимается опытом души, связанным с духовными реальностями и вечными ценностями...
Сегодняшний социолог-материалист наблюдает общество, делает о нем научный доклад и... оставляет людей в прежнем состоянии. Но двадцать столетий тому назад множество необразованных галилеян наблюдало, как Иисус Назарянин смиренно отдает свою жизнь ради духовного вклада во внутренний опыт человека той эпохи, а затем они взяли и "перевернули" всю Римскую империю...
Однако религиозные вожди совершают огромную ошибку, когда, пытаясь поднять современного человека на духовные битвы, трубят в "трубы средневековья". Современная религия должна позаботиться о новых лозунгах и девизах, соответствующих духу времени. Ни демократия, ни коммунизм, ни какая-либо другая политическая панацея не заменят подлинно духовный прогресс. Множество ложных религий своими постулатами приводят к уходу от реальности, но Иисус в своем евангелии подвел смертного человека к тому порогу, за которым начинается действительная вечная реальность духовной эволюции...
Сказать, что разум яко бы "развился" из вещества, - значит ничего не объяснить. Если бы вселенная была только механизмом, а разум был бы неразрывно связан с веществом, были бы невозможны два различных толкования любого наблюдаемого явления. Понятия истины, красоты, добродетели не присущи ни физике, ни химии, ни математике самим по себе. Машина неспособна знать, тем более знать истину, она не может жаждать справедливости, стремиться к праведности и дорожить добродетелью...
Наука может иметь физический характер, но разум постигающего истину ученого уже является сверхматериальным. Материя не знает истину, как неспособна она любить или радоваться. Но на другом, более высоком уровне постижения, нравственные убеждения, основанные на духовном просвещении и коренящиеся в глубинах человеческого опыта, являются столь же реальными и несомненными, как и математический вывод, основанный на физических наблюдениях.
Если бы люди были только машинами, они реагировали бы более или менее одинаково на материальную вселенную. А индивидуальность - уже не говоря о личности - не существовала бы вовсе...
НАУКА > ИСКУССТВО > РЕЛИГИЯ
Наличие Единства Абсолютных Начал в самом центре всей вселенной, в частности - способность личностного волеизъявления Второго Начала (Вечного Сына Рая), безусловно доказывает духовному взору, что "материалистический детерминизм" не является исключительным законом космоса. Материализм существует, но он не исключителен; механистичность существует, но она не безусловна; детерминизм существует, но он не является единственным фактором существования.
Конечная вещественная вселенная в конце концов неизбежно стала бы однородной и полностью детерминированной, если бы не объединенное присутствие в ней Разума и Духа. Влияние космического разума постоянно привносит спонтанность в материальные миры.
В любой сфере бытия свобода или инициатива, прямо пропорциональна степени влияния на человека его духа и неосознаваемого воздействия космического разума. В человеческом опыте это соответствует мере действительного выполнения Божественной воли. Любое искреннее стремление к добродетели, красоте и истине ведет человека к Богу...
Каждое научное открытие на самом деле демонстрирует существование во вселенной как творческой свободы, так и стабилизирующей однородности: некий первооткрыватель должен быть достаточно "свободен", совершая свое открытие; но открытая им "вещь" уже вполне реальна и явно приобретает свойство "однородности", иначе она не стала бы известна как реальная вещь...
Сколь нелепо, что материалистически настроенный человек позволяет таким уязвимым теориям, как "теории механистической вселенной", лишать себя огромных духовных ресурсов, заключенных в личном опыте истинной религии. В отличие от научных теорий, реальные факты никогда не противоречат подлинной религиозной вере. Было бы куда лучше, если бы наука посвятила себя уничтожению суеверий, вместо того, чтобы пытаться опровергнуть религию как таковую, - врождённую веру человека в высшие духовные реальности и вечные божественные ценности...
Наука должна делать для человека в материальном плане то же, что религия делает для него в плане духовном: раздвигать горизонты жизни и развивать его личность. Истинная наука не может иметь продолжительных споров с истинной религией. "Научный метод" является всего лишь рациональным инструментом для измерения физических величин, однако будучи сугубо материальным и интеллектуальным, этот метод совершенно бесполезен при исследовании чисто духовных реальностей.
Несостоятельность современного учёного-механициста состоит в следующем: если бы существовала всего лишь материальная вселенная и человек являлся бы не более чем физическим механизмом, то такой человек не имел бы никакой возможности воспринимать себя как подобную машину; соответственно, такой механический человек совершенно не осознавал бы существования такой материальной вселенной в целом. Механистическая наука, отражающая собой смятение и отчаяние философского материализма, упустила из виду реальность одухотворенного разума самого ученого, который именно благодаря своей способности сверхматериального постижения и формулирует эти ошибочные и противоречивые концепции материалистической вселенной...
Ценности вечности и бесконечности абсолютов, истины, красоты и добродетели божественных начал сокрыты в самих фактах (физических актах) - явлениях пространственно-временных вселенных. Однако чтобы научиться замечать и различать эти внутренние духовные качества, необходимо смотреть на все явления проницательными глазами человека материально смертного, но уже рожденного в духе...
Реальности и ценности подлинно духовного прогресса не являются какими-либо "психологическими проекциями" - одними лишь сладкими грезами материального разума: это реальные духовные прогнозы внутреннего Божьего духа, сакрально пребывающего в недрах разума человека. Нельзя позволять дилетантскому увлечению поверхностно исследованными открытиями "относительности материи" искажать представления о вечности и бесконечности Бога. И во всех своих стремлениях как-то выразить себя в жизни постарайтесь не ошибиться - не забывать о необходимости выразить своё духовное начало -- частицу Единого Творца, и продемонстрировать вашу подлинную, лучшую сущность...
Неразвитый интеллектуальный механицизм смертного человека не обременен последовательностью и мудростью. Тщеславие человека зачастую опережает его интеллект и ускользает от его логики. Без осознанного представления о ценностях, которое формируется в духовно возрожденном разуме, факт материальности вселенной и механистические явления, свидетельствующие о функционировании вселенной, остались бы целиком за пределами человеческого восприятия, -- одна машина неспособна осознать сущность или ценность другой машины.
Философия неизбежно имеет сверхнаучный характер. Человек является материальным природным фактом, но его жизнь представляет собой явление, которое превосходит материальные уровни природы, поскольку в ней проявляются управляющие свойства разума и созидательные качества духа.
Искреннее усилие человека стать "механицистом" представляет собой трагическое явление - тщетную попытку этого человека совершить интеллектуальное и моральное самоубийство. Но он, к счастью, не способен на это...
Если бы вселенная была только материальной и человек являлся бы всего лишь машиной, то не было бы науки, придающей ученому смелость постулировать эту механизацию вселенной. Машины неспособны измерять, классифицировать или оценивать себя. Такой вид научной деятельности может выполняться только каким-то организмом сверхмашинного статуса.
Если вселенская реальность является одной только гигантской машиной, то человек должен находиться за пределами вселенной, отдельно от нее, чтобы иметь возможность воспринять такой факт и прийти к пониманию такой оценки.
Если человек является только машиной, каким образом этот человек начинает верить или заявлять о своем знании того, что он является только машиной? Опыт самосознания и самооценки никогда не является атрибутом "машины". Само существование утверждений материализма предполагает наличие присущего разуму сверхматериального сознания, которое позволяет себе отстаивать такие догмы.
Так же справедливо и то, что человек должен сначала являться нравственным существом, чтобы иметь возможность совершать безнравственные поступки...
Механицизм по своей природе способен только деградировать, но он никогда не мог бы развиваться. Машины не думают, не творят, не мечтают, не стремятся, не идеализируют, не жаждут истины или праведности. Мотивом их жизни не является страстное желание служить другим машинам и идти к цели вечного поступательного движения в возвышенном стремлении "найти Бога" и стать самим такими, как Он...
Искусство нам подтверждает, что человек не является просто механизмом, но оно ещё не подтверждает его духовного бессмертного статуса. Искусство является некоторым промежуточным "полем" между человеком-материальным и человеком-духовным -- это "эмоциональное тело" (моронтия) смертных человеков. Например, поэзия, в этом смысле, представляет собой человеческую попытку освобождения от грубой материальной реальности механистических формулировок и обретения высочайших духовных ценностей через музыку слов и смыслов...
В условиях высокоразвитой цивилизации искусство облагораживает науку и, в свою очередь, одухотворяется истинной религией - проникновением в духовные вечные миры. Религия является целостным, воистину божественным охватом космической реальности и означает для человека поступательное движение по бесконечному пути духовного восхождения. Искусство же выражает чисто человеческую, пространственно-временную оценку реальности.
Но временное искусство становится опасно тогда, когда оно становится слепым к духовным стандартам божественных эталонов, отражаемых вечностью в качестве временных теней реальности конкретного мира. Истинное искусство успешно и благотворно влияет на материальную сторону жизни; но религия облагораживает и преобразует сами материальные факты...
Ученое толкование материальной вселенной не имеет никакой цены, если оно должным образом не признает самого ученого. Художественное восприятие произведений искусства может быть истинным только тогда, когда оно не оторвано от самого художника. Любая моральная оценка имеет смысл только в том случае, если она рассматривается в привязке к самому моралисту. Философское осознание целостно только тогда, когда оно учитывает личность философа. А религия не может существовать без реального религиозного опыта человека, который именно через этот опыт стремится найти и познать Бога...
Точно так же Вселенная лишается всякого смысла в отрыве от личностного "Я" Бога - её бесконечного создателя и вечного водителя...
Обычно механицисты и гуманисты всех разновидностей склонны плыть по течению материализма. У идеалистов и спиритуалистов, более духовно ориентированных, иногда хватает смелости разумно и решительно пользоваться "веслами", чтобы как-то изменять кажущееся чисто материальным направление энергетических потоков жизни...
Религиозный опыт есть нечто такое в человеческой жизни, что имеет подлинно сверхматематический, иррациональный характер...
В человеческом языке алфавит представляет собой некий материальный механизм, инструмент; в то время как слова (фразы) уже способны нести смысл тысяч мыслей, великих идей и идеалов - любви и ненависти, трусости и храбрости, - так они отражают деятельность разума, протекающую в пределах, определяемых как материальными, так и духовными законами, деятельность, направляемую утверждением личностной воли и ограниченную внутренними ситуативными возможностями индивидуальности...
Если задуматься, Вселенная в целом похожа не на сумму открываемых ученым законов, механизмов и однородностей, которые он рассматривает как науку, а скорее на любознательного, вдумчивого, избирательного, творческого, комбинирующего и проницательного Ученого, который наблюдает за бесконечно разнообразными вселенскими явлениями и классифицирует разрозненные "математические факты", присущие механистическим аспектам материальной стороны творения. Не похожа Вселенная и на искусство художника; скорее, она напоминает самого упорного, мечтательного, честолюбивого и эволюционирующего Художника, который стремится выйти за пределы восприятия материального мира в попытке достичь трансцендентной духовной цели.
Именно ученый, а не наука, способен осознать реальность развивающейся и прогрессирующей вселенной, охватывающей такое гигантское количество энергии и вещества. Именно художник, а не искусство, демонстрирует реальность существования некого переходного (моронтийного) мира, занимающего промежуточное положение между твёрдо-материальным существованием и абсолютной духовной свободой. Именно религиозный человек, а не религия как таковая, осознаёт существование высших духовных реальностей, которые ожидают человека на пути вечного прогресса...
СЕКУЛЯРНЫЙ ТУПИК
Но даже после того, как материализм и механицизм будут в той или иной степени преодолены, разрушительное влияние атеизма двадцатого века будет продолжать отравлять духовный опыт миллионов доверчивых душ.
Современному отрицанию религии (атеизму) благоприятствовали два общемировых фактора. "Отцом" секуляризации было ограниченное и безбожное отношение, свойственное науке девятнадцатого и двадцатого веков - атеистической науке. "Матерью" же современного атеизма была тоталитарная средневековая христианская церковь, а начало ему положил нарастающий протест против почти полного засилья институциональной христианской церкви в западной цивилизации...
Сегодня (в 20 веке) преобладающим интеллектуальным и политическим климатом жизни всей западной цивилизации (и европейской, и американской) является атеизм и "гуманизм". На протяжении последних трех столетий происходила всё большая секуляризация западной мысли. Религия, влияние которой становилось всё более формальным, свелась к отправлению потерявших суть обрядов. Большинство людей, считающих себя "западными христианами", даже не подозревают о том, что являются настоящими сторонниками секуляризации...
Чтобы освободить думающую и активную часть западных народов от иссушающей хватки тоталитарной церковной власти, требовалась некая противоположная сила, могущественное идеологическое воздействие. И атеизм действительно сломал оковы церковного господства, но теперь он грозит установить на освобождённой территории новый тип власти, -- "власти без бога" в сердцах и умах современных людей.
Тираническое, диктаторское политическое государство является прямым отпрыском научного материализма и философского атеизма. Стоило атеизму освободить человека от господства институциональной церкви, как он тут же продает его в идейное, политическое и экономическое рабство тоталитарному государству...
Материализм отвергает идею Бога, атеизм просто игнорирует его, во всяком случае, таким было его изначальное отношение. Атеизм двадцатого века пытается утверждать, что человек просто не нуждается в Боге. Но опомнитесь! Эта безбожная философия человеческого общества приведет только к беспорядкам, вражде, несчастьям, войнам и всемирным катастрофам...
Безбожие никогда не сможет принести человечеству мир. Ничто не способно занять место Бога в человеческом обществе. Но все же не спешите отказываться от благоприятных последствий светского протеста против церковного тоталитаризма. В настоящее время западная цивилизация пользуется многими свободами и удовлетворяет многие моральные и материальные потребности в результате произошедшей антиклерикальной революции. Но огромная ошибка антиклерикализма заключалась в том, что восстав против почти полного контроля над жизнью со стороны духовенства и добившись освобождения от этой тирании церкви, сторонники секуляризации на этом не остановились и подняли бунт против самого Бога...
Именно антиклерикальному перевороту человечество обязано поразительным творческим взлётом и беспрецедентным материальным прогрессом всей западной цивилизации. Но из-за того, что атеистический бунт зашел слишком далеко и упустил из виду Бога и истинную религию, человеку пришлось собирать непредвиденный урожай - мировые войны и нестабильное международное положение...
Совсем необязательно жертвовать верой в Бога, чтобы пользоваться благами современного атеистического бунта, - терпимостью, социальным обеспечением, демократическим правлением и гражданскими свободами. Содействие развитию науки и прогрессу образования отнюдь не означает борьбу с истинной религией...
Однако атеизм не является единственным источником всех этих недавних успехов, связанных с повышением уровня жизни людей в целом. Причина достижений двадцатого века кроется не только в быстро развивающейся науке и раскрепощающем ум атеизме, но также и в нераспознанном и непризнанном большинством людей, но безусловно реальном и неизбежном влиянии на всю жизнь человечества последних 2 тысячелетий учений и примера самой жизни Иисуса из Назарета, названного последователями Христом.
Без Бога, без религии научный атеизм никогда не смог бы координировать свои силы, согласовывать различные и часто соперничающие интересы стран и народов. Несмотря на беспримерные материальные достижения, атеистическое общество склонно к медленному распаду из-за существующих внутренних антагонизмов. В таком обществе главной скрепляющей силой, противодействующей этому распаду, является политический национализм. Но одновременно национализм - это основное идеологическое препятствие на пути к всеобщему миру...
Слабость атеизма заключается в том, что он отказывается от высшей этики и религии в пользу приземлённой политики и эгоцентричной власти. Абсолютно невозможно создать общество, ориентированное на идею "братства всех людей", игнорируя и отвергая факт изначального сверхматериального "отцовства" единого и неделимого для всех Бога.
Пропагандируемый социальный и политический оптимизм атеизма является иллюзорным и обманчивым. Без признания Божественной реальности ни свобода и независимость, ни собственность и богатство никогда не приведут людей к устойчивому миру. Полная секуляризация науки, образования, промышленности и общества может привести только к катастрофе. Стоит вдуматься: за первую треть двадцатого века земляне убили больше своих собратьев, чем погибло за всю христианскую эпоху. И это только первые ужасные плоды идеологии материализма и секуляризации; если срочно не изменить курс, впереди человечество ждут еще более страшные испытания и разрушения...
Статья из книги "Urantia Book", 1955; (ред. - Началов Г.)