|
|
||
ВСТРЕЧИ НА ТВЕРСКОМ БУЛЬВАРЕ
Елисейские поля, Невский проспект, Пикадилли, Тверской бульвар ... . Никто не станет спрашивать в каких городах находятся эти улицы: славою своею они не уступают самим столицам. Хоть не велик Тверской бульвар по сравнению с Москвой, но каждый его метр так много помнит и знает, так красив и наряден во всякую пору, что немного московских улиц смогут поспорить с ним за звание главной улицы.(из предисловия к книге " Тверской бульвар" Владимира Муравьева, серия " Памятники Отечества" М. "Книга
Не случайно четыре памятника сошлись на коротком бульваре: со Страстной -Пушкину, с другого конца у Никитских ворот - Тимирязеву, посередине - недавно поставленный Есенину. Во дворе Литературного института - памятник Герцену - дом 25.
Тверской бульвар дом 17, тридцатые годы.
В этом доме я прожил около 30 лет. Этот дважды надстроенный дом, был построн в 1850-е годы. В дореволюционные годы был знаменит, а после революции, первые четыре этажа были превращены в типичную московскую коммуналку. Об этом, очевидно, будет написано особо.
Дом 23, в те годы здесь помещался знаменитый Камерный театр. Театр Александра Таирова и Алисы Коонен. Для нас это был "домашний" театр. Встречали и провожали аплодисментами замечательные спектакли, поставленные Таировым и игру Коонен не только в зале. Раскланивались на тенистых дорожках бульвара со многими знаменитостями. В частности с гениальным Михоэлсом и Зускиным - их театр был на Малой Бронной.
Так это продолжалось до роковых 40, конца 53, когда начался кровавый погром с еврейского антифашистского комитета, убийства Михоэлса, растрела выдающихся еврейских писателей: Квитко, Фефера, Маркиша, Гофштейна. В подвалах Лубянки погиб известный профессор Я.Г. Этингер, лечивший мою маму и бывавший у нас дома. Был разгромлен театр на Малой Бронной, в 1949 г. Был ликвидирован Камерный театр. На фронтоне дома 23 появилась новая вывеска " Театр имени Пушкина"
Нашлись причина. Таиров поставил комическую оперу Бородина "Богатыри". Это была веселая и смешная комическая сказка о глупых, ленивых и трусливых псевдогероях Авоське, Чуриле и Купиле, выдававших себя за подлинных богатырей. Текст В. Крылова был отдан на переработку Демьяну Бедному, но Бедный в то время попал в немилость Сталину. После нескольких представлений "Богатыри", несмотря на успех у зрителей, подвергся критике и был исключен из репертуара. Это был повод для расправы с Таировым и закрытия театра
Началась травля, обвиняли Таирова в космополитизме и других грехах в духе времени. Таиров очень болезнено переживал сложившуюся для него ситуацию. Так он реагировал в одном из разговоров: "Вы слышали об инквизиции. Так это была моральная инквизиция!" - по его щекам текли слезы. Он рыдали сквозь рыдания слышалось: " За что? Что я сделал?" (Г.Бахтиаров, статья " Казнь", газета "Алфавит"№ 8 ,2002). Кончилось эта трагедия в соловьевской психиатрической больнице в возрасте 50 лет.
Пятьдесят лет спустя "встреча" с Александром Яковлевичем Таировым состоялась на страницах третьего тома Российской Еврейской Энциклопедии. Такую встречу предлогаю читателям.
ТАИРОВ ( наст. фам. Корнблит) Александр Яковлевич (1885, Ромны Полтавской губ. - 1950, Москва), режиссер. В 1906-07 актер в Т-ре В.Ф.Комиссаржевской (Петербург). В 1908 в Передвижном т-ре П.Гайдебурова поставил "Гамлет" У.Шекспира и "Дядя Ваня* А.П.Чехова. В 1913 окончил юрид. ф-т Петерб. ун-та и поступил в труппу Свободного т-ра (Москва), в том же году поставил "Желтую кофту" Х.Фюрста и пантомиму "Покрывало Пьеретты" А.Шницлера. В 1914 вместе с А.Г.Коонен и гр. актеров создал Камерный т-р (Москва), где работал до 1949. Пост. Т. отличались изысканностью формы и яркой театральностью - "Сакунтула" Калидасы, "Жизнь есть сон" П.Кальдерона (1914), "Женитьба Фигаро" П.Бомарше (1915), "Фамира-Кифаред" И.Ф.Анненского (1916). Талантливый экспериментатор, Т. отказался от сценической коробки; обращался к пост, пантомимы "Духов день в Толедо" М.А.Кузмина (1916), оп-ты "Жирофле-Жи-рофля" Ш.Лекока (1922), "Оперы нищих Б.Брехта (муз. К.Вейля, 1930) и др. Среди др. пост. 1920-30-х гг. наиб значит.: "Федра" Ж.Расина (1921), "Гроза" А.Н.Островского (1924), "Оптимистическая трагедия" В.В.Вишневского (1933). В 1936 постановлением К-та по делам иск-в при СНК СССР была запрещена комич. оп. "Богатыри" (на муз. А.П.Бородина, либр. Д.Бедного). В 1949 Т. был обвинен в космополитических, формалистических взглядах, "заведших театр в тупик", и отстранен от руководства т-ром. В 1917 Т. - пред. Моск. союза артистов, в 1919-36 чл. през. ЦК профсоюза работников иск-в, с 1944 вице-през. театр, секции ВОКС. Нар. арт. РСФСР (1935). Соч.: Прокламация художника. М., 1917; Записки режиссера. М., 1921
После смерти Таирова на Тверском бульваре, не редко довелось встречать Алису Коонен. Печальные встречи. Одинокая, грустная, весьма скромно одетая, видно было, что нуждается. Прожила она в одиночестве до 80 лет.
Еще одна встреча должна состояться, ногда выйдет на экраны фильм "Принцесса Брамбилла". Идея фильма, кратко в следующем:
Выдержка из статьи в "Общей Газете" "Сколько камер в Камерном театре" Аллы Шендеровой)
Ночью
по звенящему
от мороза
Тверскому бульвару
снова гуляла
Алиса Коонен.
Она была была
в шляпе и
каракулевом
манто, придерживая
муфту,
деловито
одергивала
поводок
собаки. Об
руку с ней
шел, конечно
же, Таиров. Им
встречались
знакомые,
слышались
обрывки
разговора
Алла Костантиновна,
здравствуйте
-Aлиса,
дорогая, жди
наград
Это -
кино. Режиссер
и художник
Борис Бланк снимает
фильм
"Принцесса
Брамбилла,
или Смерть
Таирова". Коонен
- Алла Демидова.
Таирова -
Михаил
Козаков.
Бланк
ставит "театральное
кино" - фильм о 49м
гоґде, годе
разгрома
Камерного театра.
"К этому времени
все в нашем театґре
было уже
уничтожено,
- говорит
Борис Бланк. -
Таиров
остался один.
Его держали,
видимо, для
отвода глаз
иностранцев:
"Вот,
мол, у нас
есть и такое..."
О нам теперь
редко
вспоминают -
это самый
западный из
наших режиссеров,
следовательно,
чужой для всех.
Его обвиняют в
формалиэме,
а он был
певцом Красоты:
для
него красота
формы и была
соґдержанием
искусства ..."
В
фантасмагорическом
сценарии
Павла Финна
при участии
Бланка
действие
разворачивается
в трех иэмерениях:
репетиции
Таирова,
якобы возобновляющего
свою
знаменитую
"Принцессу
Брамбиллу" - яркий,
конструктивистский
спектакль
20-то года, совершенно
немыслимый в
условиях
года 49-го,
реальные
взаимоґотношения
Коонен и
Таирова, проведших
вместе целую
жизнь; гротескно
поданная
тема
Художник и
Власть.
Глубокой
ночью на
Тверском буґдут
снимать
заседание
Политбюро.
Его члены
усядутся на
снегу, а товаґрищ
Жданов
станет
услаждать их
слух игрой на
рояле... Пока
же по
бульвару
прохаживаются
товарищи
Сталин (А.
Петренко) и
Ворошилов (А.Махов).
Сталин:
Режиссеров у
нас не осталось...
Мейерхольд
исчез, черт
его знает, даже
не позвонил...
Михоэлс
под машину
попал -
неосторожный
какой еврей,
нашел,
понимаешь,
время. Ты
чего
смеешься?
Ворошилов:
Извини, Иосиф,
анекдот
вспомнил про
Черчилля".
Тут
и я
вспоминаю
старый московский
анекдот: "Вы
слышали, открывают
новый Камерный театр.
-Да?!
И сколько
там камер?"
Впрочем,
времена были
уже
вегетарианские
- Таиров
окончил жизнь
не в каґмере,
а в клинике
для
умалишенных
Свой театр он
пережил на
год. Коонен
же еще много
лет жила в
квартире при
театре (дверь
на смену заколотили),
постепенно
превращаясь
а живой призрак.
Театр имени
Пушкина ока,
как известно,
прокляла.
В фильме
время
смещено и сгущено
- гуляя по
бульвару,
пожилые Таиров
и Коонен
встречают
молодых
Жарова,
Тарасову,
Завадского - всех,
кто молча
отвернулся
от них, когда
их изгнали из
Камерного.
На репетиции
я вижу, что ни
Демидова, ни
Козаков на
своих героев
не похожи,
их грим и
костюмы лишь
слегка
стилизованы. Когда
же
включается
камера, черты
актеров
неуловимо
меняются, и
от сходства
делается не
по себе.
Вообще же к
портретной
достоверности
создатели
фильма не
стремились.
"Потому, - говоґрит
Бланк, -
Сталина и
играет не похожий
на него
Петренко, что
мне нужен не
Сталин, а бес,
искушающий
людские души
предательством".
Бленк снимает фильм о предательстве. О том, как актеры, еще не успев смыть грим после спектакли, самозабвенно и упоенно клеймили Мастера, создававшего с ними эти спектакли. "В театре часто бывают такие фейерверки предательств, - говорит Алла Демидова. - И предают, как правило, самые верные ученики".
В заключение некоторое отвлечение от темы.
На Арбате установлен памятник Булату Окуджаве, поскольку он там жил, но не только за знакомую песню "...мой Арбат, моя религия...", полюбившаяся народу.
После Тверского бульвара я жил на 2-м Волконском переулке, а затем Безбожном переулке ( ныне Протопоповском - старое название), дом №6, а Окуджава в доме №20. По существу соседи. При встрече раскланивались.
Песня посвященная Арбату есть. В другой известной песне, где есть слова "...Сережка с Малой Бронной и Витька с Моховой!...".
Между прочим есть мало известная (ранняя) песня Булата Окуджавы, в ней слова:
... На
Тверском
Бульваре
Вы не раз
бывали
На
перенаселенной
Как
будто
коммунальная
квартира...
Это точно про дом 17, о котором я писал, в котором жил.
Перед отъездом в Чикаго в январе1998 года, пошел поклониться Тверскому бульвару, дому 17 и другим дорогим мне памятным местам в Москве, где не мало точек на карте Москвы оставлены скромные следы в построенных линиях Метрополитена и подземных сооружениях
01.08.2002
Khanan Abramson
501 W. Surf, apt. 407
Chicago, IL 60657
Tel.773-404-8323
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"