Исходный текст: Ю.С.Семенов. Предмет философии и система философского знания. Тезисы межвузовской региональной конференции. - Челябинск, 1981. - С. 39-42.
1. При всех изменениях, которые претерпел предмет философии за более чем две с половиной тысячи лет ее истории, в нем всегда сохранялось определенное достаточно прочное ядро. Именно наличие этого ядра роднило все философские системы и отличало их от всех других явлений духовной жизни. Прогресс философской мысли состоял, во-первых, в развитии и обогащении этого ядра, во-вторых, в освобождении данной формы общественного сознания от всего того, что находилось за его пределами. Конечным результатом было совпадение предмета философии с тем, что раньше существовало лишь в качестве его ядра. Произошло это с возникновением марксистской философии. Предмет марксистской философии есть предмет философии вообще в наиболее развитом и очищенном от всего постороннего виде.
2. Существует такой объект, который исследуется исключительно лишь философией и никакой другой наукой. Этот объект - истина. Все науки ищут истину, но все они, исключая философию, ищут истину в чем-то отличном от истины. Философия ищет истину об истине. Она является наукой об истине, теорией истины. Такого мнения придерживались, в частности, Аристотель и Гегель. Философия исследует процесс постижения истины, т.е. является теорией познания истины или просто теорией познания (гносеологией). Исследуя процесс постижения истины, философия указывает путь, ведущий к ней, т. е. является методом познания истины, методологией.
3. Истина есть соответствие, совпадение между сознанием и миром. Но мир, с позиции гносеологии, делится на познанный и непознанный. Познанный мир присутствует в общественном сознании в виде некоторой идеальной модели, которая подлежит верификации, т.е. проверке в процессе практической деятельности. Непознанный мир такой модели не имеет, однако это не значит, что он не должен приниматься в расчет в процессе поиска Истины. Ведь в силу принциповбесконечности и единства мира непознанный мир 1)всегда существует; 2) должен оказывать влияние на познанный мир и каким-то образом, соответственно, должен быть учтен в сознании.Поскольку выявление сущности истины предполагает определение понятий "сознание" и "мир", т.е. исходной точки философствования, мы оказываемся перед выбором. Ведь (Но) определить их можно только одним способом - указав, которое из них берется за первичное. Нельзя определить ни одного из этих двух понятий, не определив одновременно другого. Поэтому философия, являясь теорией познания, с неизбежностью представляет собой одновременно и общий взгляд на мир, т.е. мировоззрение. С точки зрения материализма вообще, диалектического материализма в частности, познание есть отражение объективного мира, который входит в сферу человеческой деятельности в широком смысле слова, т.е. присутствует в общественном сознании. Эту сферу удобно назвать Действительностью. Можно понять ее как Мир Вещей + Мир Сознания.Идеализм предполагает,что человеческое познание истины принципиально ограничено 1) возможностями физического восприятия; 2) скоростью передачи информации; 3) глубиной понимания из-за отсутствия соответствующих инструментов мышления. Поэтому наряду с категорией "Действительность" должна быть введена категория "Реальность", которая включает весь объективный мир и, по существу, задает цель познания - стремление к истине. Совпадение Сознания с Реальностью - это и есть Истина "в последней инстанции", "то, что на самом деле". Отрицание ее существования означает отказ от исходных принципов познания. Однако Реальность неверифицируема в принципе, поэтому метод философского познания не совпадает с научным методом, а философия не является наукой. Наука занимается процессом приближения к Истине, т.е. движется от истины менее точной к истине более точной, никогда не завершая процесса. Философия же должна сделать "предельный переход" и заниматься, в том числе, вопросом Истины предельной, окончательной, метафизической. Но, как известно, предел числовой последовательности никогда не является одним из членов этой последовательности. Тем не менее для математического познания этот предел является актуальной величиной.
4. Познание начинается с воздействия внешнего мира на органы чувств. Чувственное познание объективно по содержанию, субъективно по форме. Субъективность чувственных образов означает их зависимость от строения и от состояния нервной системы субъекта, но отнюдь не от его воли. Поэтому никакого метода чувственного познания Истины существовать не может. Метод чувственного познания ограничивается лишь формированием в Сознании некоторых представлений. Однако "предельный переход" к Истине приходится делать с помощью воли субъекта и его мышления.
5. Мышление также одновременно и объективно, и субъективно. Но специфически присущая ему субъективность заключается вовсе не в зависимости от состояния нервной системы субъекта. Суть субъективности мышления состоит в том, что оно представляет собой целенаправленную, волевую деятельность субъекта. Подобно тому, как человек регулирует и направляет движение рук, преобразующих материальный объект, он регулирует и направляет ход своих рассуждений. Кроме физического труда, существует труд умственный. Именно потому, что мышление есть субъективная деятельность, перед человеком встает проблема выявления и усвоения правильного образа этой деятельности, истинного способа (метода) мышления, т.е. такого, который ведет к истине. Нет никакого общего метода познания, который не был бы методом мышления. Философия, представляя собой всеобщий метод познания истины, с неизбежностью является общим методом мышления. Выявление истинного метода мышления предполагает исследование самого мышления. Поэтому философия необходимо представляет науку о мышлении, но такую, которая в отличие от других наук, исследующих этот же объект, рассматривает его как процесс, ведущий к истине. Иначе говоря, философия есть логика.
6. Но не всякая логика есть философия. Кроме философской логики, существует и иная - формальная. Мышление есть объективный процесс, облеченный в форму субъективной деятельности. Формальная логика рассматривает мышление исключительно как субъективную деятельность. Она исследует такие формы, которые присущи только мышлению, но не объективному миру. Ее законы есть не что иное, как правила, которыми должен руководствоваться человек в своей деятельности по сочетанию как элементарных, так и сложных мыслительных форм с тем, чтобы она имела своим результатом истину, вернее - истинное высказывание, точно соответствующее исходным посылкам. Вполне понятно, что эти законы присущи только мышлению, но не миру. Материалом, из которого исходила формальная логика, был в основном язык, который является основным инструментом индивидуального мышления (мышление вербально). Поэтому в ней всегда были сильны номиналистические тенденции. В дальнейшем они столь возобладали, что, например, формальная логика теоретического мышления во многом свелась к анализу языка науки. Признаем, что на этом пути уже совершена и еще будет сделана полезная работа - обогащение языка науки и философии более совершенными инструментами мышления (понятиями и концептами).
7. В отличие от формальной логики философия, выступая в качестве логики, подходит к мышлению со стороны его содержания. Взятое под таким углом зрения, мышление предстает как процесс усвоения мира мышлением, вхождения мира в мышление, воссоздания, воспроизведения мира мышлением, достижения соответствия между миром и сознанием, т.е. постижения истины. Формальная логика, хотя она и выявляла правила, которыми должно руководствоваться мышление как субъективная деятельность, чтобы привести к истине, исследованием самой истины не занималось. Философия как логика является наукой об истине, причем истине как 1) процессе ее получения и 2)окончательном результате данного процесса. Она исследует мышление как процесс воспроизведения мира и раскрывает его законы. В процессе мышления вещи, которые существовали только вне мышления, входят в мышление, становятся содержанием мышления, появляются, возникают в мышлении. Вполне понятно, что вещь может возникнуть в мышлении такой, какой она является в действительности (можно сказать - и в реальности), лишь в том случае, если процесс ее возникновения в мышлении будет происходить по тем же законам, по каким эта вещь возникла в объективном мире. Логические процессы, воспроизводящие конкретные (исторические) объективные процессы, с неизбежностью должны развиваться по тем же законам, что и воспроизводимые ими объективные процессы. Но именно потому, что мышление, воспроизводящее мир, способно развиваться по законам всех без исключения конкретных объективных процессов, эти конкретные законы не являются его собственными законами. Собственными законами мышления, законами воспроизведения мира могут быть только такие, по которым развиваются все без исключения логические процессы независимо от их конкретного содержания, т.е. по которым развиваются все без исключения объективные процессы. Иначе говоря, собственными законами мышления как процесса воспроизведения мира являются наиболее общие законы всякого развития. Их принято именовать законами диалектики. Все это означает, что наука о наиболее общих законах развития (диалектика), наука о законах мышления (логика) и наука о законах познания (гносеология) совпадают, являются одной наукой. Такое совпадение было достигнуто в диалектическом материализме, которое представляет тождество мировоззрения, теории мышления и метода познания. В отличие от формальной логики диалектический материализм или диалектическая логика строит свою систему на основе обобщения данных, доставляемых всеми конкретными науками, о природе, обществе и познании. Однако, чтобы перейти к окончательной Истине, приходится использовать диалектический идеализм, дополняющий модель Мира представлениями о Реальности, которую можно понять как 1) материальную Реальность = Природа; 2) идеальную Реальность = Бог, Закон, Необходимость и т.п. Понятие "Сознание" в этом случае должно быть дополнено понятием "Душа" как объективным отражением в сознании человека Реальности Мира.
8. Мышление как объективный процесс есть явление чисто социальное. Естественно, что проникнуть в его сущность невозможно без выявления сути общества, без открытия социальной формы движения материи. Поэтому диалектический материализм как диалектическая логика, как наука об истине с необходимостью является материализмом и историческим, исходящим из принципа "общественное бытие определяет общественное сознание". ОднакоК.Маркс в "Немецкой идеологии", формулируя наряду с понятием "общественное бытие" также и понятие "общественное сознание", говорит о его активной роли в историческом процессе. Таким образом, следует предположить, что марксов диалектический метод исходно подразумеваетвзаимодополняющее рассмотрение Мира как сматериалистической, так и с идеалистической точек зрения.
Примечание: исходный текст Ю.Смирнова приведен полностью обыкновенным шрифтом, дополнения автора выделены курсивом.