Абрамович Александр Львович : другие произведения.

Арабо-израильский конфликт

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Отчасти ангажированная попытка разобраться в сути конфликта


АРАБО-ИЗРАИЛЬСКИЙ КОНФЛИКТ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ...

А. Абрамович

   Вместо введения
   Тема, которую мы сегодня хотим рассмотреть, чрезвычайно щепетильна. Можно указать как минимум на два аспекта этой щепетильности. Во-первых, многие их нас имеют в Израиле родных и друзей, поэтому совершенно понятно, на чьей стороне изначально наши чувства. Во-вторых, сегодня в Израиле звучат выстрелы, льется кровь, ситуация на грани очередной войны, то есть эмоции опять же на пределе. Наверняка к этому можно добавить и другие моменты, делающие трудным сколько-нибудь бесстрастное рассмотрение темы с академических позиций. Тем не менее, давайте решим так: у каждого из нас есть в этом вопросе позиция политическая, которую мы здесь обсуждать не станем. И у каждого есть свое обоснование этой позиции, свой, так сказать, контекст вопроса, который вполне может быть расширен и углублен в процессе нашего обсуждения. Во-всяком случае, еврейская традиция всегда выступает за глубокий взгляд на вещи, доказательство тому - священное писание.
      -- Арабы и евреи
   Кто такие арабы, мы узнаем из Торы, книга "Брейшит", глава "Лех леха", 17. Праотец Авраам, узнав от Б-га о предстоящем рождении у Сары сына, сказал Б-гу: "Хоть Ишмаэль жил бы пред тобою!..", поскольку испугался, что рождение Ицхака может означать смерть Ишмаэля. Но Б-г ответил ему: "А об Ишмаэле - Я услышал тебя: вот, Я благословил его и дам ему многочисленное потомство...и сделаю его великим народом. Но союз свой скреплю Я с Ицхаком, которого родит тебе Сара..." Сразу после этого Авраам сделал себе и всем мужчинам своего племени, включая Ишмаэля, обрезание. Когда Авраам умер, Ишмаэль и Ицхак вместе похоронили его на земле, купленной Авраамом у хеттов, в Хевроне. То есть, судя по этому, они относились друг к другу как братья. Согласно Торе общая родословная арабов и евреев выглядит так:
   0x08 graphic
  
   0x08 graphic
  
   0x08 graphic
  
   0x08 graphic
0x08 graphic
  
   0x08 graphic
0x08 graphic
  
   0x08 graphic
0x08 graphic
  
   0x08 graphic
   0x08 graphic
  
   0x08 graphic
0x08 graphic
  
   0x08 graphic
0x08 graphic
  
   0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic
   0x08 graphic
0x08 graphic
  
   0x08 graphic
0x08 graphic
  
   0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic
  
   0x08 graphic
0x08 graphic
  
   0x08 graphic
0x08 graphic
  
  
   0x08 graphic
   0x08 graphic
  
   Другими народами семитской группы (т.е. потомками Сима) были, к примеру, амореи, ассирийцы, арамейцы, халдеи и множество других народов, чьи имена сохранила лишь история. Сегодня на Земле осталось только два генетически родственных семитических народа - арабы и евреи. Как видно из приведенной генеалогии, арабы делятся на две большие группы: южные племена, или так называемые "истинные" арабы, и северные племена, или "натурализовавшиеся" арабы. Согласно работе В.Ф.Пановой, Ю.Б.Вахтина "Жизнь Мохаммеда", прасемитические племена - предки арабов (в переводе слово "араб" означает бродяга, кочевник) пришли на Аравийский полуостров уже как кочевники, со своими верблюдами и стадами овец и коз. Они покорили древнее земледельческое население и смешались с ним. Когда именно семиты разделились на еврейскую и арабскую ветви, точно неизвестно. Но по совпадающим арабским и еврейским источникам общие предки жили в Месопотамии, откуда часть их пошла на северо-запад, часть на юг в Аравию. Первыми колонистами-арабами были сыновья Иоктана (араб.Кахтана), "дяди" Авраама (Ибрагима)- предки йеменитов. Контакты с этой группой арабов у евреев насчитывают как минимум три тысячи лет, если считать от визита к царю Шломо (Соломону) царицы Сабы (Савской) - государства, расположенного на территории нынешнего Йемена. "Остров" арабов всегда был расположен в центре цивилизованного мира. И хотя окраины его подвергались иноземному влиянию, но в центре никто закрепиться не мог. Здесь лежало скрещение торговых дорог: например, проходил путь Дальний Восток-Средиземноморье (конкурент Великого шелкового пути), пути, по которым доставлялись благовония и ткани из Южной Аравии, золото, рабы и слоновая кость из Африки, оружие, зерно, растительное масло из Сирии, шелк из Китая и т.д. Кочевники снабжали торговые караваны проводниками, охраной и кораблями пустыни - верблюдами, устраивали постоялые дворы, где селились ремесленники, вели местную торговлю шерстью, кожей, скотом.
   Арабы жили родоплеменным строем, который обеспечивал полную свободу полноправному члену племени, но изгнанника сразу же лишал практически всех прав. Личная свобода и внутриплеменной гуманизм породили моральный кодекс арабов, предусматривавший кровную месть, бесстрашие в бою, верность слову, гостеприимство, почтение к старшим. Письменность у арабов возникла примерно за 1000 лет до н.э. в Южной Аравии, но в основу общеарабского литературного языка легли диалекты северных племен. Алфавит развился на основе арамейского. Литература существовала преимущественно в виде непревзойденной по красоте поэзии, поэты пользовались общенациональной славой. Арабы хорошо знали религии окружающих народов: иудаизм, христианство, зороастризм. Но родоплеменной строй был несовместим с ними, поэтому эти религии не могли оказать определяющего влияния на арабов, хотя их представители жили в городах и оазисах по всей Аравии.
   Наиболее древними и крепкими были связи с Палестиной и евреями. Например, законодательство Сабейского царства очень походило на еврейское. Но историческая судьба двух народов-соседей оказалась принципиально различной. Если евреи почти во все периоды своей государственной жизни в древней Палестине, т.е. с 11 века до н.э. по 2 век н.э., часто оказывались объектом внешней агрессии (со стороны, например, филистимлян, ассирийцев, вавилонян, персов, греков, римлян), то арабы практически не подвергались серьезным нападениям извне. Палестина была захвачена римским полководцем Помпеем в 63 г.до н.э., но в римскую провинцию Иудею ее удалось превратить только после Иудейской войны 66-73 гг., взятия Иерусалима после 5-месячной осады и сожжения Второго Храма будущим императором Титом Флавием в 70 году. После этого раби Иоханан бен Закай ввел обязательное изучение Торы каждым евреем и обучение ей детей, а синагоги стали центрами отправления культа. Во времена императора Адриана (117-138 гг.) Рим достиг вершины военной мощи. Еврейское население империи составляло, по мнению американского историка Пола Джонсона, примерно десять процентов общего населения. Этот факт отчасти объясняет репрессивную политику Рима в отношении евреев. В результате вспыхнуло восстание Бар-Кохбы (132-135 гг.), после разгрома которого началась массовая эмиграция евреев из Палестины по Римской империи. Евреи лишились родины, но вместо этого еврейство и иудаизм стали ассоциироваться с изучением и соблюдением Торы. После 135 года власть Торы у евреев стала абсолютной. В 395 году Палестина перешла под власть Византии. Что касается римского влияния на арабов, то в 106 году н.э. маленькое Набатейское царство, расположенное у Мертвого моря, было превращено римским императором Траяном в провинцию с громким названием "Аравия", хотя не занимало и сотой доли настоящей Аравии. Затем эта провинция также вошла в состав Византии, там жило много христиан. В 3-4 веках н.э. христианство проникло даже в Йемен. Но определяющей вехой религиозного и политического развития арабов стал ислам, с которым связан также и арабо-израильский конфликт.
  
      -- Конфликт
   По утверждению Пола Джонсона, ислам первоначально, подобно христианству, возник в виде еретического течения в рамках иудаизма. Основатель ислама Мухаммед (570-632 гг.) родился в Мекке, куда арабы приходили поклоняться Каабе - черному камню (вероятно, осколку метеорита). В 610 г. он начал проповедовать монотеистическое учение ислама, но в 622 г. был вынужден бежать на север в Медину, где ему оказали большую помощь некоторые племена кочевников, исповедовавшие иудаизм. Согласно арабским источникам, около 20 племен в Медине и вблизи нее были еврейскими. Они были наиболее бескомпромиссны в своем монотеизме, что привлекало Мухаммеда. Он принял еврейского Б-га и пророков, идею письменно зафиксированного Закона, строгие правила диеты, ритуальной чистоты и гигиены. Работа Мухаммеда по созданию отдельной религии началась тогда, когда он понял, что евреи Медины не готовы принять его собственный арабский вариант иудаизма. Ислам быстро создал теорию и практику насильственного обращения (подобную еврейской при Иисусе Навине и Давиде, но отвергнутой раввинистским иудаизмом). Исламские законы по отношению к немусульманам основывались на договоренностях между Мухаммедом и еврейскими племенами в Хиджазе. Когда они отказались признать его в качестве пророка, он прибег к джихаду. В соответствии с этим подходом весь мир делится на дар аль-Ислам (мирную территорию ислама) и дар аль-Гарб (территорию войны, времено контролируемую немусульманами). Джихад есть необходимое и перманентное состояние войны против дар аль-Гарба до его полного подчинения исламу. Мухаммед разгромил евреев Медины, обезглавил на площади всех мужчин (кроме одного, принявшего ислам) и разделил их женщин, детей, скот между своими последователями. Мухаммед полагал, что Б-г даровал ему абсолютную власть над неверными подобно тому, как он разрешил Иисусу Навину поступать с ханаанскими городами как тот сочтет нужным. Но в целом арабы-мусульмане не спешили разжигать религиозную враждебность к евреям. Еврейский монотеизм был так же чист, как мусульманский; евреи отвергли Мухаммеда, но ведь не распяли его. Считалось целесообразным с побежденными врагами заключать договор (димма) - предоставление права на жизнь, свою веру и защиту в обмен на уплату налогов. Теоретически положение еврейских димми при мусульманских правителях было хуже , чем при христианских, поскольку их права на жизнь и веру могли быть произвольно отобраны в любой момент. На практике же арабы вовсе не расположены были истреблять грамотные и трудолюбивые еврейские общины.
   В 630 г. войско мусульман захватило Мекку, а к моменту смерти Мухаммеда ислам уже распространился на большей части Аравии. Дело пророка продолжили его наместники на Земле - халифы. Первый удар армия арабов - строителей великого Халифата нанесла в 633 году по Палестине. Византийская армия была разбита и в 638 году был захвачен Иерусалим. В 643 г. побеждена Персия, к 711 г. завоевана Северная Африка, Испания и бассейн реки Инд, в 751 году разбиты китайцы на реке Талас. В течение примерно ста лет мусульмане создали огромную империю. Самой крайней северо-восточной точкой, куда дошли воины Халифата, стал город Тараз на территории Казахстана (751 г.). В 750 году династия Омейядов была свергнута Аббасидами, которые перенесли столицу Халифата из Дамаска в Багдад. Период интенсивных завоеваний завершился и начался период расцвета арабской цивилизации, когда интеллектуальные и культурные достижения арабов доминировали в мире (медицина, математика, астрономия, мореходство). В это время в Палестине происходила усиленная арабизация и исламизация населения, еврейская община переживала упадок. Временный расцвет вавилонской общины, создавшей многочисленные академии под главенством вавилонского эксиларха ("Главы сынов изгнания") - лидера еврейского мира, завершился составлением Вавилонского Талмуда (500 г.). Однако после арабского завоевания Вавилона (635 г.) еврейская община слабеет. Началась эпоха раввинов.
   По всему арабскому миру евреи были торговцами. С 8 по 11 век Ислам составлял одну из главных экономических систем, а евреи обеспечивали функционирование одной из ее главных торговых систем. Евреи вели торговые операции в Китае и Индии, откуда поступало большинство сокровищ. Начиная с 10 века евреи служили банкирами при дворах мусульманских правителей, особенно в Багдаде, и были весьма влиятельны при дворе. Но все же в эти времена наиболее удачным местом расселения для евреев была мусульманская Испания, где наступил "золотой" период еврейской культуры в галуте. Когда в 711 году мусульмане вторглись в Испанию, евреи помогли им победить, часто они несли гарнизонную службу в тылу наступавших арабских армий (Гранада, Кордова, Толедо, Севилья). При династии Уммайидов евреи пользовались необычайным почетом, становились не только ремесленниками и торговцами, но и во множестве врачами. Известен факт переписки в 10 веке придворного врача - министра еврея Хасдая ибн Шапрута с царем Хазарского каганата (первого государства на территории России) Иосифом; иудаизм стал религией хазар с конца 8 в. Он же привез в Кордову еврейских богословов, философов, поэтов и ученых, и сделал его мировым центром еврейской культуры. Еврей Шмуэль ха-Нагид был премьер-министром халифа. Происходил расцвет еврейской культуры в атмосфере религиозного плюрализма, составлялись комментарии к Талмуду - Мидраши (6-10 вв.). Возник язык испанских евреев (сфарадим) - ладино. Следует вспомнить и имена великих еврейских мыслителей-рационалистов, живших в Испании: рабби Йегуда ха-Леви (1075-1141), Авраам ибн Эзра (1089-1164), р.Моше бен Маймон - Рамбам (1135-1204). Раввинистский иудаизм есть метод, при помощи которого древние законы приспосабливаются к современным условиям с помощью рационализации.
   Но не все было безоблачно. Особенностью исламской политической жизни был постоянный конфликт между религиозными династиями. В случае нападения фундаменталистской секты евреи оказывались заложниками своего статуса димми. Когда в 1013 году кочевники-берберы захватили Кордову и Гранаду, произошла массовая резня евреев. Под натиском христиан мусульмане делали ставку на жестоких воителей, а не на томных покровителей культуры. Династии Альморавидов, а позже Альмохадов предложили евреям выбор между обращением в ислам и смертью. Синагоги и ешивы закрывались. Мусульмане не доверяли насильно обращенным в ислам евреям, которые зачастую продолжали тайно пребывать в своей вере. Евреев заставляли носить шутовскую одежду или нормальную - но только желтого цвета. В результате многие евреи бежали на север - к христианам, другие - в Северную Африку. Аналогичные проблемы мусульманского фанатизма испытывали евреи и в других местах арабского мира - Марокко, Йемене, Сирии, Багдаде и т.д. Халифат продолжал разваливаться, и начиналась новая эпоха, ставшая одной из самых страшных для евреев - эпоха Крестовых походов, когда приходилось принимать смерть от крестоносцев целым общинам. Впереди еще были эпоха еврейской мистики - каббалы, изгнаний из множества европейских стран (Англия, Франция, Испания, Португалия и др.), постепенного перенесения еврейских центров на Восток - в Германию, Польшу, Литву и возникновения гетто - специальных еврейских кварталов в городах, где еврей только и мог поселиться. Завершила эту эпоху и снесла стены гетто в Западной Европе только Великая Французская революция конца 18 века.
   В 80-е годы 19 века в Германии зародилось сионистское движение как ответ на резкий рост антисемитизма. Лидером политического сионизма ("территориализма") стал австрийский журналист Теодор Герцль. В 1897 году в Базеле (Швейцария) состоялся 1 Всемирный сионистский конгресс, где была учреждена Всемирная сионистская организация, поставившая целью переселение всех евреев в Палестину и создание там еврейского государства. Поскольку переговоры с Османской империей оказались невозможны, сионисты в условиях начавшейся 1 мировой войны ориентировались на Англию, претендовавшую на управление Палестиной. В 1917 году англичане приняли декларацию Бальфура с обещанием содействия созданию в Палестине еврейского национального очага. Иммиграция в Палестину с 1919 по 1932 год составила 1194 тыс.человек. Английские власти разрешили создание в 1929 году "Еврейского агентства", наделенного правительственными функциями в вопросах иммиграции, колонизации, промышленности и торговли. Сионистские организации получали концессии, скупали земли у арабских феодалов и передавали еврейским поселенцам, отказывая в аренде арабским феллахам-арендаторам. Это вызвало острое противодействие арабского населения, продолжающееся на протяжении без малого ста лет. Хронология арабо-израильского конфликта в Новое время:
  -- 1516-1518 гг. - турецкий султан Селим захватывает Ирак, Сирию, Палестину и Египет. Конец правления египетских мамелюков
  -- 1520-1566 гг. - "золотой век" Османской империи при Сулеймане Великолепном
  -- 1798-1799 гг. - вторжение Наполеона в Египет, уничтожение турецкой армии при Абукире
  -- 1869 г. - открытие Суэцкого канала
  -- 1892 г. - французы построили первую в Палестине железную дорогу Яффа-Иерусалим
  -- 1908 г. - революция "младотурок" в Турции, султан подписывает либеральную конституцию
  -- 1914-1922 гг. - Египет под английским протекторатом
  -- 1916 г. - восстание арабов в Хиджазе против Турции, начало широких антитурецких выступлений
  -- 1917 г. - декларация Бальфура; Англия поддерживает идею создания еврейского государства в Палестине при условии соблюдения им прав местных арабов
  -- 1918 г. - распад Османской империи, Сирия провозглашает независимость
  -- 1920 г. - от Сирии отделяется Иордания, создание Арабского палестинского конгресса и "пасхальное" восстание арабов в Иерусалиме против английского мандата и еврейской иммиграции
  -- 1922 г. - Мустафа Кемаль (Ататюрк) провозглашает Турецкую республику, Англия признает независимость Египта, Франция получает мандат Лиги Наций на управление Сирией
  -- 1923 г. - Англия получает мандат на управление Палестиной
  -- 1926 г. - Ибн Сауд становится королем Хиджаза и Неджда (с 1932 - Саудовская Аравия), провозглашена республика в Ливане
  -- 1929 г. - арабское восстание в Палестине под лозунгами: отмена английского мандата, предоставление Палестине независимости, отмена декларации Бальфура, прекращение иммиграции евреев и продажи им земли. Произошли ожесточенные столкновения в Иерусалиме, Хайфе, Наблусе, Яффе, Акко. Тысячи добровольцев их Иордании, Сирии, Египта пытались прийти через границу на помощь восставшим. Английские войска при помощи авиации в течение недели подавили восстание
  -- 1933 г. - всеобщая стачка арабов в Яффо 27 октября, вооруженные столкновения в Иерусалиме, Хайфе, Наблусе. Партизанские отряды феллахов и бедуинов нападают на еврейские поселения и английские отряды. Выдвинулся вождь партизан Абу Джильда (расстрелян в 1934). Восстание подавлено англичанами
  -- 1936-1939 гг. - всеобщее арабское восстание под руководством высшего арабского комитета. Вся Палестина охвачена партизанской войной против англичан и евреев. Попытки компромисса (английская комиссия Пила и Вудхеда) не имели успеха. Май 1939 г. - публикация "Белой книги" с намерениями англичан пойти на уступки арабам - сначала ограничить, а затем почти прекратить еврейскую иммиграцию в Палестину
  -- 1939-1945 гг. - Холокост, гибель 6 миллионов европейских евреев
  -- 1945 г. - образование Лиги арабских государств в Каире
  -- 1947 г. - ООН резолюцией от 29 ноября 1947 г. соглашается на раздел Палестины на арабское и еврейское государства с выделением Иерусалима в отдельную административную единицу с особым международным режимом под контролем ООН, но арабы не признают это решение. Столкновения между арабами и евреями после вывода английских войск
  -- 1948-1949 гг. - нападение войск Лиги арабских государств (Египет, Ирак, Сирия, Ливан, Йемен, Саудовская Аравия, Иордания) на Израиль 14 мая 1948 года - в день отказа Англии от мандата и провозглашения Государства Израиль. Первый удар нанес арабский легион Иордании. После ряда поражений Израиль в июле -октябре 1948 г. разгромил арабов, не имевших единого командования, и оккупировал 6,7 тыс.кв.км палестинской территории. Число арабов-беженцев составило около 1 млн.человек. Сектор Газа отошел под контроль Египта, Западный берег Иордана с Восточным Иерусалимом - под контроль Трансиордании
  -- 1952-1954 гг. - революция в Египте, к власти приходит Насер
  -- 1956 г. - Президент Насер объявляет о национализации Суэцкого канала. Англия, Франция и Израиль вторгаются в Египет, но отрицательная реакция в США и мире останавливает войну
  -- 1958 г. - Египет и Сирия образуют Объединенную Арабскую Республику, к ней присоединяется Йемен. Но в 1960 году Сирия выходит из ОАР
  -- 1960 г. - создание ОПЕК (Организация стран - экспортеров нефти) в Багдаде
  -- 1964 г. - создание ООП (Организации освобождения Палестины)
  -- 1967 г. - "Шестидневная" война между Израилем и арабами. Израиль оккупирует Синай, сектор Газа, Западный берег Иордана, Восточный Иерусалим
  -- 1970 г. - война между Египтом и Израилем за Синайский полуостров
  -- 1972 г. - гибель израильских спортсменов на Олимпиаде в Мюнхене от рук террористов
  -- 1973 г. - "Война на Йом Кипур" между арабами (Египет , Сирия) и Израилем. ОПЕК ограничивает поставки нефти на мировой рынок, резкий рост цен и всемирный экономический кризис
  -- 1974 г. - начало гражданской войны между христианскими и мусульманскими группировками в Ливане
  -- 1977-1978 гг. - президент Египта Садат наносит визит в Израиль. Мирные переговоры завершаются подписанием Кэмп-Дэвидского соглашения и возвратом Синая Египту
  -- 1979 г. - членство Египта в Лиге арабских государств приостановлено
  -- 1981 г. - убийство президента Египта Анвара Садата
  -- 1982 г. - Израиль вторгается в Ливан для выдворения оттуда лагерей Организации освобождения палестины, Сирия выступает против Израиля. Усиление гражданской войны в Ливане
  -- 1983-1985 гг. - Израиль выводит войска из Ливана, оставив зону безопасности, контролируемую армией Южного Ливана (христианской милицией)
  -- 1989-1999 - массовая репатриация евреев в Израиль из СССР (СНГ). Арабские государства неоднократно выражают протест советскому руководству
  -- 1991 г. - на мадридской конференции начинается мирный процесс: двусторонние переговоры Израиля с Иорданией, Ливаном, Сирией и ООП, а также многосторонние переговоры по проблемам Ближнего Востока под совместным председательством России и США.
  -- 1992-1995 г. - правительство И.Рабина в Израиле принимает меры по свертыванию поселенческой деятельности на оккупированных территориях. Согласованы два этапа переговоров с ООП: 1)о временном палестинском самоуправлении и переходном периоде на территориях и 2)об окончательном статусе этих территорий (не позднее 3-го года с момента введения переходного периода)
  -- 1993 г. - "историческое рукопожатие" в Белом доме лидера ООП Ясира Арафата с премьер-министром Израиля
  -- 1995 г. - гибель премьер-министра Израиля Ицхака Рабина от рук еврейского экстремиста - противника мира с арабами (концепции "Мир в обмен на территории").
  -- 199_ г. - договор между Израилем и ООП о создании Палестинской автономии, спор о статусе Иерусалима. Премьер-министр Эхуд Барак продолжает политику И.Рабина
  -- 2000 г. - интифада на территориях: за полтора осенних месяца погибло более 200 человек. Курс Арафата на провозглашение независимости Палестинского государства в одностороннем порядке. Арабы отвергают выгодные предложения, выдвигая все новые требования, в частности - сделать Иерусалим столицей Палестинского государства и вернуть палестинских беженцев.
  
  
  
  
   2
  
  
  
   Шем (Сим) - старший сын Ноаха (Ноя)
  
   Эвер (Евер) - правнук Шема ? монотеисты
  
   Пелег (Фалек) ? разделение народов
  
   Иоктан ("умаляющий себя"
  
   13 сыновей - родона-чальники южноарабских (йеменских) племен
  
   Терах (Фарра) - праправнук Пелега
  
   Праотец Авраам, заключивший союз с Б-ом
  
   Нахор - брат Авраама, жена Милка (сестра Сары)
  
   Ишмаэль (Исмаил) - старший сын от Агари и другие ее сыновья
  
   Ицхак (Исаак) - сын Сарры
  

Иаков (Израиль)

  
   Эйсав (Исав) - старший сын от Ривки (Ребекки)
  
   12 сыновей - родоначальники колен Израилевых ? Евреи
  
   Северо-арабские
   племена Хиджаза
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"