Аболина Оксана Валентиновна : другие произведения.

Возвращение (Volver) - рецензия на фильм

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

Возвращение      



Испания, 2006              Режиссер: Педро Альмодовар         Роли исполняют: Пенелопа Крус, Лола Дуэньяс, Бланка Портильо, Кармен Маура, Йоана Кобо

Подавляющее большинство фильмов по сути своей и характеру относятся к мужскому типу, да и сам по себе кинематограф - мужской вид искусства. Даже если сюжет вертится по любовной оси, в центре которой находится женщина, наблюдать за ним мы все равно будем глазами мужчины. Это он будет совершать подвиги, изменять мир и изменять жёнам, мужать физически и расти духовно, сооружать философские идеи, толкаться в теологических дебрях, а также убивать, преследовать, быть преследуемым и т.д., и т.п. А она (в лучшем случае) будет изначальным смыслом всех этих перипетий и телодвижений, фоном, рычагом, точкой опоры, приспособлением, подчеркивающим всевозможнейшие мужские достоинства либо, наоборот, недостатки. Всё это - один из непреложных штампов, которые мало какому режиссеру (сценаристу) удается преодолеть.

В некоторых случаях кинематограф позволит себе шагнуть в ногу со временем, эмансипируется и продемонстрирует нам уже не героя, но героиню. Правда, героиня эта будет совершать все те же мужские поступки - ничего, собственно, нового: просто не он, а она возьмет на свои хрупкие плечи мужские заботы и, вздохнув, пойдет останавливать на скаку коня и спасать человечество от неминуемой гибели. Женским такое кино едва ли можно назвать. Равно как и те фильмы, ориентированные на молодняк, где карикатурные сексапильные красотки ведут себя словно дрессированные обезьянки.

В общем, по-настоящему женских фильмов, наверное, так же мало, как хороших детских игровых. Может быть, даже и того меньше. К "Возвращению" Педро Альмодовара это явно не относится. Это один из самых женских фильмов, которые мне довелось видеть. Здесь женщина - центральная фигура сюжета, средоточие мироздания, вершитель и одновременно игрушка судьбы. Мужчина присутствует, да. Не столько для фона, так как его здесь слишком мало даже и для фона, сколько для диссонанса.

Наличие мужчины в сюжете "Возвращения" - это не необходимость, а горькая неизбежность, случайность, некоторая, можно сказать, досадная помеха. Мужчина здесь даже не инструмент, который может сгодиться в хозяйстве, а полученный в наследство предмет обстановки, совершенно ненужный, угловатый комод, которому нет в доме места, его некуда поставить, он загородил собой проход и о него то и дело спотыкаешься. Женщина - всё, этот мир - её. Мужчина почти не присутствует в нем, он то ли за пределами этой вселенной, то ли просто слишком плоск, чтобы занять собой весь объем. Он не только не присутствует при решении важных проблем, но даже и чисто бытовые вопросы решаются без него. У героини не возникает даже тени мысли позвать мужчину, когда надо перенести в машину тяжелый холодильник - только соседки отправляются на выручку. Со всеми своими бедами и невзгодами женщины приходят друг к другу.

Неслучайно на Каннском фестивале 2006 г. "Возвращение" получило приз именно за лучшую женскую роль, который разделил между собой весь женский ансамбль. Так же Национальный совет кинокритики США назвал "Возвращение" лучшим иностранным фильмом 2006 года, Европейская киноакадемия признала Альмодавара лучшим режиссером. И много еще всяких титулов свалилось на создателей фильма. В том числе не совсем понятный мне приз за лучший сценарий на Каннском фестивале.

Сценарий мне, откровенно говоря, не понравился, показался слабоватым, сам по себе он ничего такого не представляет. Если бы фильм не был столь сильно слеплен всей творческой группой: режиссером, актрисами, оператором, композитором, то смотреть было бы, собственно, и нечего. Ощущение от сюжета - полный абсурд. Ощущение от фильма - светлое и доброе чувство и, несмотря на моменты сюра, к нему хочется вернуться и посмотреть еще не раз. Весь пропитанный чёрным юмором, фильм не оставляет осадка пошлости - а напротив, тонкой грусти и трагизма, смешного в нем практически ничего нет.

Центральное место фильма - знаменитоеое аргентинское танго "Volver", песня, которую поёт главная героиня Раймунда. Главная идея - возвращение в детство, к истокам, возвращение к неразрешенным проблемам, возвращение мертвых, нуждающихся в прощении, к живым, которые, в свою очередь, также нуждаются в прощении мертвых.

Сюжет пересказывать, наверное, нет смысла. Это всё испортит. Фильм не в сюжете - в том, что стоит за ним.

Рекомендую к просмотру. 9 из 11.

          
          


(c) Оксана Аболина

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"