ПСИХОДЕЛИЧЕСКАЯ ДРАМА, АРТХАУС
Вход в пустоту (Enter the Void) . Франция, Германия, Италия, Канада, 2009. Режиссёр - Гаспар Ноэ. Сценарий - Гаспар Ноэ, Люсиль Адзиалилович. В главной роли - Натаниель Браун.
Мда... "Вход в пустоту" - определённо фильм не для слабонервных. Если вам вдруг захочется посмотреть эту картину, лучше сперва потренируйтесь на "Необратимости" того же Гаспара Ноэ. Если выдержите, можно попробовать и "Вход в пустоту". Он ещё более труднопереносимый, и не потому что плохой - напротив, кое-в-чём даже гениальный, но едва ли можно доходчиво объяснить, что вы испытаете, если досмотрите его до конца. Эстетически оба фильма весьма схожи, но "Вход в пустоту" воздействует на психику сильнее, сохранить после просмотра душевное равновесие практически невозможно. О таком надо предупреждать. И я предупреждаю.
Собственно, это всё происходит из-за особого умения Гаспара Ноэ - превращать самое отвратительное, что встречается в жизни - в высокую трагедию, перетряхивающую душу нехилым катарсисом. В данном конкретном случае, он превратил в такую трагедию смерть обыкновенного барыги, наркодилера, торчка, зависающего на сильных галлюциногенах - существо павшее, беспорядочное, ведущее почти растительный образ жизни, чей духовный потолок - случайное прочтение тибетской Книги Мёртвых, которую он воспринимает более чем адаптированно (он и до Моуди-то не дорос, не то что до Книги Мёртвых)...
Зовут торчка Оскар, живёт он в Токио со своей сестрой-стриптизёршей Линдой (её играет Пас де ла Уэрта), ненавидит её любовника Марио, дружит с влюблённым в неё Алексом.
Оскар - герой, у которого нет будущего в этой жизни, и не потому, что его настигнет в грязном зловонном туалете бара с многоговорящим названием "Пустота" пуля полицейского, а потому что это безнадёжно пропащий человек, единственный шанс которого на спасение - вновь позволить колесу сансары затянуть себя, чтобы, переродившись, очиститься от скверны. Получится у него это или нет - кто знает, Ноэ оставляет финал открытым.
Начало фильма камера снимает, словно она - глаза Оскара. Она даже моргает вместе с ним. Потому лицо персонажа можно будет увидеть всего лишь раз, когда он посмотрится в зеркало, и это единичное удовольствие. Зато поскольку Оскар - наркоман, лицезреть придётся не только то, что он видит наяву, но и его красивые, но хаотические психоделические видения. После смерти героя, камера станет сопровождать его душу, которая будет пробираться, нарушая все законы топографии и эвклидовой геометрии, по интересующим её местам, преимущественно наблюдая с высоты за оставшимися в живых знакомыми героя. Зрителя ждёт ещё один план - воспоминаний Оскара, которые будут то проноситься как полжизни за мгновение, то тормозить и идти в нормальном ритме, то возвращаться в ключевые моменты.
Один такой момент - авария, в которой погибли родители Оскара и Линды, у них, ещё маленьких, на глазах; второй - клятва никогда не оставлять друг друга. И да, конечно, трудное детство - не оправдание последующей мерзости, но камера Ноэ (которая находится теперь не в глазах и не над землёй, а как бы за спиной Оскара), эта камера - не прокурор, она не осуждает и не оправдывает, а только показывает, как это случилось - что человек потерял себя.
Сознание Оскара и после смерти остаётся психоделичным, оно воспринимает окружающее искажённым, теряющим пропорции, и то словно проталкивается через слои ирреальности (и это очень напоминает выход из медицинского наркоза, увы, мне так знакомый), то ныряет в первое попавшееся отверстие - будь то труба слива или влагалище и проносится по нему со скоростью частицы в коллайдере. Помимо этого Ноэ использует и другие специфические раздражающие визуальные и звуковые средства воздействия на сознание зрителя. Мало не покажется.
Однако, на выходе, словно чудом (как Ноэ это удаётся, только ему, наверное, и известно - черта истинного художника), зритель получает фильм о материнстве, о красоте, о волшебном чуде - любви. Как и в "Необратимости", только там к божественно прекрасному финалу зритель приходил через ужас, насилие и ненависть.
Лютый артхаус, не для всех. 9 из 11
|