Культовый фильм Брайана де Пальмы, который, несмотря на продолжительный трёхчасовой хронометраж, и 30 лет спустя смотрится на одном дыхании. О том, что фильм старый, напоминает лишь молодое лицо исполнителя главной роли Аль Пачино. Впрочем, мэтру криминальной драмы в 1983-ем было уже далеко за сорок, но выглядит он, за исключением финальных сцен картины, намного моложе.
Тысячи кубинцев, выпущенных Фиделем Кастро за кордон, оседают в Соединённых Штатах. В погоне за американской мечтой сюда приезжает и Тони Монтана, человек с сомнительным прошлым, чьё лицо отмечено глубоким шрамом. Он неразлучен со своим закадычным другом Мэнни (Стивен Бауэр) и вместе с ним быстро втягивается в криминальную жизнь Майами - своей новой родины.
"Человек со шрамом" - фильм о резком, неожиданном взлёте и неизбежном после того падении амбициозного преступного авторитета. Де Пальма превратил историю уголовника в трагедию, и корень этой трагедии - в самой личности Тони Монтана. Этот человек несётся по жизни, как угорелый, пытаясь наверстать упущенные, как ему кажется, возможности. На Кубе он был взаперти, в неволе. Теперь перед ним расстелился весь мир. Но этот мир ещё предстоит завоевать! Он не слушает предостережений босса и друзей - о том, что каждый в этом мире занимает свою нишу, и тот, кто пренебрегает этим правилом - гибнет. Для него нет границ. Ему нужно всё и сейчас.
Этот город - он как большая, сочная половая щель, которая только и ждёт, чтоб её поимели. Точно тебе говорю. Вот бы мне приехать на 10 лет раньше. Сейчас бы уже был миллионером.
Тони - энергичный, умный, безжалостный, расчётливый, и в то же время романтичный, искренний, наивный, харизматичный, со своим личным кодексом чести. Созданный Аль Пачино образ невольно вызывает симпатию. Тони Монтана стремительно выстраивает преступную империю и не замечает, попросту не успевает заметить в своей бешеной гонке за властью над миром, что раздавил, растоптал, уничтожил жизнь самых близких ему людей. Предстоящая физическая гибель неизбежна, но духовная смерть наступает раньше, только времени на прозрение, увы, не остаётся. Такую бы энергию да в мирное русло...
Если рассматривать фильм вне криминального контекста, можно увидеть более общую идею режиссёра - конфликт личности и общества. Попытка человека изменить собственные границы в пределах социума чревата тем, что социум уничтожит выскочку. Просто в криминальной среде это видно более ярко и очевидно.
Аль Пачино убедителен и прекрасен, впрочем, как и всегда. Был номинирован на премию Золотой Глобус в номинации "Лучшая мужская роль". Стивен Бауэр в роли его обаятельного и преданного друга Мэнни номинировался на "Лучшую мужскую роль второго плана" в той же премии. Хотя никаких наград фильм не получил, он стал заметным явлением в истории кинематографа и несомненно является одной из лучших картин жанра.
8,5 из 11
(c) Оксана Аболина
США, 1983
Режиссёр: Брайан де Пальма
В главной роли: Аль Пачино
Жанр: криминальная драма
|
|