ДРАМА, ЭКРАНИЗАЦИЯ, АРТХАУС
Легенда о Нараяме (Narayama bushiko). Япония, 1983. Режиссёр и сценарист - Сёхэй Имамура. В главных ролях: Сумико Сакамото и Кэн Огата.
Дикие люди, эти японцы, и нравы у них дикие. Где это видано, чтобы дети уносили престарелых родителей умирать в пустынное место на горе? Вы скажете, что и в нашем фольклоре злая мачеха посылает отца в лес с дочкой, чтоб там её оставить. Так ведь мачеха у нас однозначно злая, жизнь её потом изрядно потреплет за её дела, а дочку не только спасёт, но и в выигрыше оставит. А в японском фольклоре убивать стариков - честь и достоинство. Не, это выше моего понимания...
19-й век. В глухой деревушке демографический кризис - в преддверии зимы слишком много ртов в каждой семье. От детей, особенно мальчиков, избавляются - их тельцами можно удобрять огород. И это даже может стать предметом шутки. Весёленький такой юмор. Девочек оставляют в живых - их можно продать за соль. Жениться имеет право только старший сын в семье, младшие остаются бездетными батраками. Жизнь жестока в этой деревне, сельчане могут устроить скорый самосуд над провинившимися соседями, таким образом избавившись от лишних проблем в будущем, да и вообще всё подчинено исключительно целесообразности. В том числе, и верования.
Главная героиня - ещё крепкая старуха, даже зубы у неё все целёхонькие. Но она собирается на гору Нараяма, потому что таков священный обычай, и она простить не может своего мужа, который когда-то, нарушив этот обычай, сбежал из деревни.
Основной посыл фильма, как мне видится: пожил сам - дай пожить другим, вовремя уйди, не теряя достоинства. Тогда твоя жизнь и смерть будут исполнены смысла, как у всего живого в природе. Кстати, животный мир в фильме представлен разнообразно, и люди находятся как бы в одном ряду с ним, по замыслу автора. Но выглядит это несколько иначе - человек в фильме нередко ведёт себя более по-скотски, чем скотина. И жители деревни не опустились до этого - на самом деле, они никогда и не поднимались, так и жили всегда в низости, а их верх духовности - заставить сына убить себя.
Поступать правильно - это делать то, что послужит для блага окружающих. Казалось бы, разве можно с этим спорить? Но в "Легенде о Нараяме" это подразумевает и убийство близких людей, и не только слабых и беспомощных, и не только напрямую - порой исподтишка...
Я понимаю, что большая часть всяких разных смыслов фильма от меня укрылась, потому что я представитель иной культуры, для которой невероятно чуждо то, что свойственно японцам. Но он зацепил меня не только своей дикостью и животным эротизмом, но и красотой, суровой и в то же время какой-то беззащитной. И да, фильм навёл на размышления о сущности человека, а этим далеко не каждая картина может похвастаться.
Стоит добавить, что фильм является ремейком ленты Киноситы, которая, в свою очередь, основана на рассказах Ситиро Фукадзавы. В 1983-м году получил Золотую пальмовую ветвь на Каннском кинофестивале. 9 из 11.
|