В кино я хожу крайне редко, за последние десять лет - пальцев одной руки хватит для того, чтобы пересчитать все просмотренные мной в кинотеатре фильмы. Поэтому когда распространились по сети слова Кэмерона, утверждающего что лучше "Гравитации" нет фильма о космосе, я и в ус не дунула. Но тут пришла с сеанса Single и со свойственной ей лаконичностью слёту охарактеризовала увиденное. "Куарон, однако, велик", - сказала она. Вкусам Single я по большей части доверяю. Так что пришлось поднапрячься и собраться в кинотеатр.
Предупреждения в рецензиях о том, что людям со слабым вестибулярным аппаратом, следует принять меры предосторожности, я легкомысленно проигнорировала, ибо после "Меланхолии", которую, по причине тряски камеры, мне большей частью пришлось не смотреть, а слушать, закрыв глаза, прошла уже пара лет, и как меня тогда зверски укачало - организм уже начал подзабывать. И правильно сделал, ибо на "Гравитации" чувства дискомфорта не возникает вовсе, вопреки тому, что при подобных съёмках укачивать просто-таки обязано, ибо действие происходит в открытом космосе, где гравитация, понятное дело, работает, как ей и положено, но для бренного человеческого тела, беспомощно бултыхающегося в вакууме, это совсем не так очевидно, как на Земле.
Но, хотя действие фильма происходит на земной орбите, где правит бал невесомость, ибо сила притяжения скомпенсирована центробежной силой и практически не чувствуется, тем не менее, картина называется "Гравитация". Почему? Потому что для Куарона само понятие гравитации не столько физическое (с физикой он обращается, как истинный художник, запанибратски смело), сколько психологическое. Доктор-астронавт Райан Стоун (Сандра Буллок), оказавшаяся в беспомощном состоянии, в одиночестве, без связи с Землёй, в открытом космосе (почти открытом, ибо тонкая оболочка безжизненного модуля - это практически тот же скафандр, только размером чуток поболе), стоит перед внутренним выбором: порядком измучившись и отчаявшись, сдаться, погибнуть или всё-таки держаться до самого конца, когда смысла в этом, кажется, никакого нет? И сдаться куда как проще, ибо там, внизу, всё опостылело, для героини не осталось ничего привлекательного на Земле (дочка умерла, близких нет, родной дом - пустой звук, молиться Богу и то - не научили). Но оказывается, что жизнетворная сила, которая взаимодействует между человеком и планетой, а скорее, между человеком и Богом - она возникает сама по себе. И слабый призыв получает мощный отклик. Гравитация по Куарону - восстановление утраченной связи между Творцом и творением... И все четыре стихии: огонь, воздух, вода, земля - принимают участие в этом космическом действе.
Смысл картины очевиден и прост, хотя и насквозь пронизан символами. Сюжет и того незамысловатей. Однако фильм мощный. Прежде всего потому, что рассказывая о людях, попавших в чрезвычайную, смертельно опасную, ситуацию, он абсолютно правдив - художественно, разумеется, физики косяков найдут навалом, но речь-то не о них. А о том, что когда доктор Стоун выйдет на берег, это будет ощущаться как событие вселенского масштаба - как рождение первого человека или выход из воды первого наземного существа. И её "спасибо" - это не просто из души идущая благодарность - это то, что перевернёт зрителя, настолько это снято честно и сильно. Даже Станиславский, при всём желании, не нашёл бы к чему прицепиться.
И конечно, это визуальный ряд. Космос, очень много космоса, пейзажи, которые всем знакомы, но только несколько десятков человек видело их своими глазами. Это снято не просто красиво, но и страшно. И предельно реалистично, так что понятие "космический мусор", поверьте, отныне перестанет для вас быть ничего не значащами словами. Ближний космос станет ещё ближе. Помните песню "Аквариума"? "Небо становится ближе" - это и про "Гравитацию" можно сказать. Только в этом небе слишком много и земного, и совершенно чуждого человеческому сознанию - космического холода и пустоты.
И вот ещё что. Когда писатель пишет книгу или художник создаёт картину, целиком погружаясь в работу, они оставляют в сознании место для невидимого критика, стороннего наблюдателя, смысл существования которого - сохранять связь с реальностью и объективно оценивать создаваемое произведение. Этот наблюдатель не отождествляет себя с автором, он только следит за действиями творца. Вот Куарон ни много-ни мало сделал этого невидимого критика героем "Гравитации", включил его в действие. И на роль его назначил зрителя. Достигается этот эффект "включённости в действие" сюжетным минимализмом и, как это ни парадоксально (ведь действие по большей части происходит в открытом космосе) камерностью происходящего. Ощущение камерности возникает от тесноты скафандра, сквозь шлем которого то и дело зритель видит происходящее, от дыхания героини. Этот визуальный эффект, включающий в активное сопереживание-действие зрителя - на контрасте между камерностью и космическим простором - психологически сильный приём, хотя и не Куарон первый подобное использовал.
9,5 из 11
Страна: США, Великобритания, 2013
Режиссёр: Альфонсо Куарон
Сценарий: Альфонсо Куарон, Хонас Куарон, Джордж Клуни
В главных ролях: Сандра Буллок, Джордж Клуни
Жанр: космическая драма
|
|