США, 2004
Режиссер: Ллойд Крамер
Сценарий: Митч Элбом Композитор: Дэвид Хиршфелдер В главной роли: Джон Войт
Фильм "Пятеро, которых встретишь на небесах" в русском прокате встречается также под названием "Куда приводят сны". Сценарий написан Митчем Элбомом по его собственному роману. Книгу читать не приходилось, но, очевидно, в авторском тексте заключено и самое сильное, и самое слабое, что есть в картине: она представляет собой художественную иллюстрацию к философско-беллетристическим размышлениям автора о загробной жизни.
Старик Эдди (Джон Войт), механик, почти всю сознательную жизнь проработавший в парке аттракционов, в день своего 83-летия погибает, спасая от сорвавшегося снаряда маленькую девочку. Он попадает в пространство, которое автором именуется "первым небом" (а затем последующими четырьмя), здесь он должен встретить пять человек, которые, будучи близкими ему или незнакомыми, связаны с ним невидимыми нитями судьбы; эти люди могут объяснить Эдди, что в жизни было им не осознано, пропущено или неправильно понято, отчего его судьба, которой он недоволен, сложилась так, а не иначе. Только пройдя этот путь, Эдди может попасть в рай. Встретившиеся ему пять человек - это пять наставников, доброжелательных и терпеливых, их цель - быть проводниками Эдди по его воспоминаниям от начала до конца жизни, чтобы он понял: всё, что он получил или недополучил от Бога, справедливо.
С богословской точки зрения, сценарий вообще никакой. Мировоззрение запредельно наивное. Но сама по себе попытка явно не имеющего никакого отношения к религии автора определить смысл жизни человека похвальна. В конце концов, он и не претендует на философскую глубину, ориентирован на несведущего в религиозных вопросах зрителя, которого провоцирует задуматься о важности даже мелких поступков, ведь они могут иметь невидимые, но грандиозные последствия. Судя по числу хвалебных отзывов именно о сценарии, автор этой своей цели добился. Нельзя, однако, не заметить и чрезмерной прямолинейности и назидательности, от которых картина проигрывает, а также неоправданной затянутости некоторых сцен.
С другой стороны, приятно радуют ретроспективные сцены, особенно из детства и юности героя. Хотя и тут встречаются чисто сюжетные проколы: так, Эдди, будучи мальчиком, бросается за мячом под колёса проезжающей машины и случайно оказывается убийцей балаганного урода, который сел второй раз в жизни за руль автомобиля. Вероятно, автор не учел стоимость автотранспорта в те годы, когда машинами владели только зажиточные люди, а не бедные артисты цирковой труппы. Тем не менее, ретроспективные сцены - сильная часть картины. Как и игра цвета и света в сменяющихся между собой эпизодах.
6 баллов из 11. Рекомендации к просмотру: смотреть можно, хоть и не обязательно.
(c) Оксана Аболина |