Аболина Оксана Валентиновна : другие произведения.

Дневник убийцы - рецензия на сериал

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

Дневник убийцыРоссия, 2002
Режиссёр: Кирилл Серебренников
В главных ролях: Кирилл Пирогов, Алексей Гуськов, Александра Куликова
Жанр: историческая драма, детектив


Человек заперт в стенах времени внутри своего поколения, будто в тюрьме. То, что он знает о прошлом, и то, на что надеется в будущем, может руководить его поступками. Но живёт он настоящим. Только иногда случается так, что давно ушедшее прошлое неумолимо вторгается в его жизнь, словно включается машина времени и возникает коридор между эпохами. Вот и героев 12-серийного фильма "Дневник убийцы" сквозняк прошлого пробирает до самых костей.

Действие фильма разворачивается в двух временных пластах: в начале 21 столетия, где главную героиню Полину (Александра Куликова), сотрудницу музея истории революции, сопровождает череда загадочных смертей, и в 1919 году, в период красного террора, посреди которого бывший студент Николай Воинов (Кирилл Пирогов) ведёт свой обжигающе трагический дневник - тот самый, страшный в неприглядной обнажённости документ, что стал причиной роковых событий, произошедших в наше время. Соответственно в фильме и две сюжетных линии: одна - детективная, другая - историческая. И хотя по хронометражу обе линии примерно одинаковы, историческая намного глубже, значительней и интересней.

В небольшом южном городке красные приговаривают к расстрелу каждого десятого из взятых ими в плен людей, счётчиком они выбирают местную блаженную, которая умеет считать лишь до шести. Таким образом, каждый десятый оказывается каждым шестым. А замыкающий шеренгу арестованных 35-ый - Николай Воинов - тоже, за неимением 36-ого, попадает в число тех, кого должны расстрелять. Такая вот странная кровавая нумерология у революции, которая, помнится, не раз упоминалась в литературе (и "Сорок первый" Бориса Лавренёва тут вспоминается прежде всего).

Дневник убийцыСудьба преподносит Воинову сомнительный подарок, который сродни проклятию - он может остаться в живых, если расстреляет других приговорённых. И свой дневник он начинает словами "Я убийца. Я убил пять человек"... Роковые слова из 1919 года аукнутся в 2003-ом, а пока что Воинов обречённо будет скитаться по земным мытарствам, как по семи кругам ада, чтобы понять, что такое судьба, и станет скрупулёзно записывать результат своих невесёлых размышлений.

Историческая часть и то, что её связывает, с современной (распространяться об этом не буду, ибо спойлерно), символична. Единственное, что хотелось бы заметить - в фильме присутствует недвусмысленный религиозный подтекст: недостойный проклятия Воинов мучительно погружается в бездну совести ради искупления, а столетние комиссары-расстрельщики проживают долгую жизнь, даже не понимая, что прокляты, как Агасфер. А вот связь с современностью порождает некоторую спорность выводов, которые напрашиваются из сюжета: получается, что освободившийся от проклятия Воинов, который так боялся, что сам стал судьбой, на самом деле не освободился от рока, мало того, он, действительно, сам им стал через многие десятки лет.

Дневник убийцыВ исторической линии сюжета эпизодична, но немаловажна сцена с Александром Блоком, которая тоже, думаю, символична. Известно, что Блок сначала служил революции, в 1917 году работал в Чрезвычайной Следственной Комиссии, а спустя всего два года был арестован ЧК, его освободили буквально в два дня, но совесть не давала ему покоя до конца жизни. Он писал в дневнике: "...под игом насилия человеческая совесть умолкает; тогда человек замыкается в старом; чем наглей насилие, тем прочнее замыкается человек в старом. Так случилось с Европой под игом войны, с Россией - ныне". Измученный происходящим вокруг, не имея возможности вырваться из окружающего его кошмара, поэт уничтожил свои записи, отказался от еды и лекарств и умер.

Сценарий детективной части фильма намного слабее. Мне вообще не нравится тенденция нашего кинематографа показывать действительность плоской и вульгарной. Сознательно или нет, но у них это получается, и Серебренников тут не исключение. Рядом с героями прошлого современники выглядят упрощённо, схематично и даже карикатурно. Из-за этого обе части между собой дисгармонируют.

В музыкальном оформлении фильма использована замечательная песня митрополита Иосифа Ростовского "Житейское море".

8, 5 из 11

Дневник убийцыДневник убийцыДневник убийцыДневник убийцы

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"