|
|
||
"Земля маленькая, с неё не убежишь". Я запомнила эту фразу. Лет 30 назад её произнёс маленький грустный калека - философ-детдомовец Серёжа Леденцов. Он был прав - с Земли убежать невозможно. Но герой байопика Шазелла это невозможное совершает. Его гонит безысходность, печаль, боль, одиночество, отчуждённость. Что ещё может чувствовать человек, потерявший прекрасную двухлетнюю дочурку? Это очень печальный фильм про космос. Но он прекрасен и наверняка со временем станет классикой жанра. В списках лучших представителей космического кинематографа его обязательно будут упоминать.
Шазелл, которого вы помните по "Одержимости" и "Ла-Ла Ленду", в этот раз снял фильм не о джазе - о высадке Нила Армстронга на Луну. В съёмках принял участие творческий коллектив, костяк которого составили члены команды Шазелла, работавшие с ним в прежних фильмах: актёр Райан Гослинг, композитор Джастин Гурвиц, оператор Линус Сандгрен, режиссёр монтажа - Том Кросс.
Достаточно точно и скрупулёзно Шазелл воспроизводит факты биографии одного из самых бесстрастных, хладнокровных, выдержанных астронавтов, чья личность осталась скрытой под маской безэмоциональности - "ледяного капитана", как его прозвали товарищи. Загадочный человек, который долгое время был на виду у всего человечества, но о внутреннем мире которого не так уж много известно.
И потому Шазелл позволяет обыкновенной биографии перерасти в нечто символическое, даже притчеобразное. Он создаёт миф, в центре которого оказывается человек с его уникальной душой, и на одной чаше весов микрокосм, а на другой - макрокосм, и эти чаши всё время колеблются, и только в двух пронзительных финальных сценах - внутренний мир человека окончательно перевесит вселенную - вечный парадокс, которым тысячелетия восхищались философы.
Ради этого парадокса Шазелл погрешит против фактов и повернёт историю, за что его подвергнут нещадной критике его сограждане - Армстронг Гослинга не водрузит первым делом на Луне американский флаг, этого флага в фильме вообще не будет. Первым, что оставит астронавт на Луне, станет вовсе не политический знак, а символ глубочайшей человечности...
Это не значит, что в картине не будет политики - наоборот, космическая гонка с Советским Союзом - это один из стержней сюжета, как и депрессивные общественные настроения, нежелание вкладывать деньги в космос. Победа американцев достигается не только благодаря героизму астронавтов и усилиям технической поддержки Хьюстона, но и вопреки негативным социальным тенденциям, вопреки неверию окружающих в успех, даже самых близких, даже самого себя. И всё-таки фильм нельзя назвать политизированным - он о другом.
Что касается операторской работы - здесь не так много сногсшибательных спецэффектов, если только на самой Луне - вот там - да. Луна снята очень впечатляюще. А полёты на космическом корабле показаны изнутри него, глазами астронавтов, которых невероятно трясёт, крутит, когда приборная панель прыгает перед глазами так, что кажется вообще невозможным с ней как-то управляться. Никакой романтики, крайне опасный и очень тяжёлый труд, который часто заканчивается гибелью товарищей. И полная непредсказуемость в том, как поведёт себя техника. Много крупных планов, как в космосе, так и на Земле.
Жену Армстронга сыграла Клер Фой, наиболее известная как исполнительница роли Елизаветы в сериале "Корона". У неё получился интересный образ. Героиня, пережившая ту же самую потерю, что и муж, любит его, стремится к сохранению отношений, поощряет его в его опасных начинаниях, вопреки собственному желанию о безопасности семьи, пытается преодолеть нарастающий кризис семьи, остановить отчуждение, которое всё больше овладевает Армстронгом, страдает из-за невозможности достучаться до него. И только отчаянием можно объяснить предполётный её разговор с мужем, который, собственно, вообще недопустим в отношениях между родными людьми. А финальная сцена с ней, не знаю почему (надо пересмотреть), у меня ассоциируется со "Сталкером" и "Солярисом" Тарковского.
Фильм снят с огромным уважением к астронавтам и сотрудникам Хьюстона, к их ежедневному подвигу.
В картине есть момент, где Армстронг замечает, что с первого полёта человека на самолёте до выхода в космос прошло всего 60 лет. С той поры минуло почти столько же - полвека, но такого прорыва, похоже, больше пока не предвидится... 9 из 11.
ИСТОРИКО-БИОГРАФИЧЕСКАЯ ДРАМА, КОСМОС Человек на Луне (First Man).США, 2018. Режиссёр - Дэмьен Шазелл. В главной роли - Райан Гослинг. |
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"