>какова вероятность того,что эти 5 спичек так сказать сами,
>случайно из коробка переместятся и сложатся именно в ту фигуру
Воланд:
Я понял куда Вы клоните. Вы почти все туда клоните. Но почему-то никому в голову не приходит вопрос: "Почему такие "гладкие" результаты теории вероятности не смущают ученых?" А вот почему. Это просто Вам с вашим багажем знаний невдомек с чем соль. Не в обиду конечно. Вы ведь не специалист. Существует еще очень много результатов не известных Вам.
Абдулла:
Это уже ставший классическим спор теистов и атеистов. Первые напирают на то, что эволюция не могла случайно зародить ДНК, вторые доказывает - что могла. Уже хорошо то, что потихоньку признают сам факт эволюционного миро и жизнетворения. А есть ли какой-то целенаправленный замысел Творца-Эволюции - уже новый виток споров.
А я вам вот что скажу, Воланд: то, что в механизме эволюционирования жизни играет роль случай, вовсе не значит, что /вся/ процедура комплексного эволюционирования фауны и флоры зиждется на одном лишь случае. Самой основой эволюционирования видов является нечто абсолютно закономерное - инстинкт самосохранения. Этот инстинкт самосохранения никоим образом не является случайностью, ибо железно повторяет своё проявление во всех жизненных ситуациях. Он общ не только для особей внутри отдельного вида, но и всем видам без исключения (я считаю, что этот инстинкт, в своем развитии и становиться чистой духовностью, который направлен уже на самосохранение жизни вообще, при этом упраздняется необходимость конкурЕнции во имя эволюции, вражда в любых проявлениях становится греховной практикой). Так вот основой эволюционирования видов является не случай. Случай играет в эволюции лишь вторичную роль. В основном это изменение мирового климата, к которому адаптируются случайно более подходящие по характеристикам особи с их генофондом. Но Вы ведь прекрасно понимаете, что этими адаптациями к общей эволюции земли, как экосистемы, дело не ограничивается и не исчерпывается. То, что волк бежит за зайцем, а тот убегает - абсолютная закономерность, а не игры случая. То, что при этом конкурсе с большей вероятностью выживает генофонд случайно более "годных" волков и зайцев - есть фактор вторичный, согласитесь.
=================
Воланд:
>эволюция не могла случайно зародить ДНК
Во-первых, не о биоэволюции речь идет в вопросе о появлении ДНК. Если хотите, называйте это химический эволюцией.
Абдулла:
Вы разделяете эволюцию мира и жизни на отдельные этапы. В принципе, так и есть (согласен с таким разделением). Но есть ли, или может ли, по-вашему, быть единая закономерность в эволюции мира от Большого взрыва, в рамках которой можно было бы сущностно объединить не только химическую и биологическую эволюцию, но и: формирование звездной системы вселенной, химическую, затем и биологическую эволюцию, а потом эволюцию духовно-интеллектуальную (культурную) и НТП?
Воланд:
Во-вторых, ничего случайно не произошло. Это результат закономерного стремления материи к самоорганизации. Процессы подобного рода изучает синергетика. А самоорганизация материи отнюдь не фантазия, как может показаться. За всеми этими процессами стоят реальные физические закономерности, как то: стремление системы пребывать в состоянии с наименьшей энергией, стремление противодействовать внешнему воздействию, меняющему систему, тенденция к увеличению суммарной энтропии системы и среды, в которой система находится и т.д. Откуда например получена модель ДНК в виде двух спиралей? Из принципа минимальной энергии.
Абдулла:
Что за "закономерность материи к самоорганизации"? Можно ли эту закономерность посчитать общей основой всякой эволюции и прогресса вообще, единым законом развития всех планов жизни и дальнейшей эволюции мира? Например - вот эти наши мониторы и клавиатуры: является ли их появление проявлением названной закономерности?
Воланд:
>Самой основой эволюционирования видов является нечто
>абсолютно закономерное
Вот и я о том же. И, кстати, в полемике меня и koralа речь о теории эволюции пока не заходила. Остановились пока на самозарождении/сотворении жизни.
Абдулла:
То есть - Вы, всё же, отделяете теорию эволюции видов и химическое возникновение первых живых существ, как процессы совершенно автономные? Если нет, то какой смысл рассматривать строго отдельно взятое звено в эволюции мира и жизни? Так же мало что можно понять!
Если рассуждать отдельно, мысленно перенесясь на четыре миллиардов лет в прошлое... Что же, по-вашему, произошло? Отдельные химические элементы объединились в спираль ДНК. То, что они таким образом объединились, говорит о том, что они /могли/ так объединиться. А если могли, это значит, что жизнь не есть нечто совершенно иное, нежели безжизненная материя. Есть какая-та связь, единство. Сами же говорите, материя обладает закономерностью самоорганизации. Так вот начало жизни, получается, есть определённая стадия самоорганизации материи. Следовательно, нет нужды проводить принципиальную грань между этапами самоорганизации материи от самого начала эволюции всей вселенной после Большого взрыва. Что скажете?
============
Воланд:
>Но есть ли, или может ли, по-вашему, быть единая закономерность
>в эволюции мира от Большого взрыва
Ну почему сразу "Большого Взрыва"? Мне лично не слишком импонирует эта теория. Есть другие и более гибкие, и более красивые, и с меньшим количеством неизбежных поправок. А закономерность это "от простого к сложному при неизбежном увеличении суммарной энтропии системы и внешней среды". Это так, в двух словах. Вы же решили ВСЕ охватить. И не надо говорить, что иногда развитие идет по пути регресса. Вы хотели усреднения принципа, Вы его получили.
Абдулла:
Совсем не обязательно от "Большого Взрыва". Просто эта гипотеза самая популярная. А о других я даже ничего не знаю. Читал несколько популярных книг по астрофизике, в том числе, знаменитую хоккинговскую "Краткая история времени; от большого взрыва до чёрных дыр".
Я не хочу "усреднённого принципа", я хочу универсально принципа мирового становления.
"От простого к сложному" - это понятно, и совершенно очевидно. Это и есть развитие. Но почему Вы считаете, что развитие цивилизации не является продолжением той же закономерности "от простого к сложному"? Ведь закономерность продолжается, при чем с геометрическим ускорением.
Воланд:
>Что за "закономерность материи к самоорганизации"?
Мне надоело отвечать на этот вопрос! Наберите в поисковике "СИНЕРГЕТИКА" и читайте.
Абдулла:
Почему то я совершенно уверен, что в этой синергетике, про которую я сейчас найду и прочитаю, плоды человеческой деятельности так же считаются "закономерным стремлением материи к самоорганизации".
Воланд:
>Например - вот эти наши мониторы и клавиатуры: является
>ли их появление проявлением названной закономерности?
Нет. Это проявление разума, а не самоорганизации.
Абдулла:
Ну что ж... Найду, почитаю... Совершенно уверен, что Вы что-то путаете... Что самоорганизация, согласно синергетике, простирается и на всю деятельность человека, как в плане НТП, так и в культурном развитии сознания...
Воланд:
Вы, простите, кто по образованию? Просто, если я буду знать, то мне легче будет формулировать ответ, чтобы Вы поняли. Если мы рассматриваем формирование атомных ядер, то мы используем результаты теории квантовой хромодинамики, если мы рассматриваем образование химического соединения, то мы не учитаваем резутьтаты КХД. Они будут иметь незначительный характер, придавать излишнюю громоздкость и мешать пониманию сути рассматриваемого процесса. А тогда мало, что можно понять!
Абдулла:
Я философ религиозного направления. Не по специальности, но по призванию. Меня мало интересует отдельные физические подробности формирования атомных ядер, или химических соединений. Интересует меня именно что самая общая закономерность эволюции мира.
Воланд:
>Следовательно, нет нужды проводить принципиальную грань между этапами
>самоорганизации материи от самого начала эволюции всей вселенной после
>Большого взрыва. Что скажете?
Я уже сказал. Если Вы все-все-все будете под одну гребенку чесать и при этом пытаться получать какие-то результаты, то скорее всего с ума сойдете.
Абдулла:
Сума я сходил уже семь раз (с госпитализацией, всё как положено). Так что, Ваше предупреждение несколько запоздало :)))
Спасибо за заботу, но, всё же, давайте попробуем вместе разбираться в единой закономерности всех мировых процессов.
Иду искать про синергетику.
==================
Воланд:
>Читал несколько популярных книг по астрофизике
Вот именно, что популярных. В них много популяризированных результатов, но ни слова о методологии. А как я понимаю именно она Вас и интересует. Чтобы с методологией разобраться нужно глубоко владеть предметом.
Абдулла:
Нет, я не собираюсь обсуждать сам физический принцип начала расширения вселенной. Потому что это требует специальных знаний, рассмотрение огромного количества информации, данные научных исследований и пр.. На это и всей жизни не хватит. И потом поздно мне идти "по стопам Эйнштейна". Так получилось, что я занимаюсь религией. А как именно организуется жизнь из материи - это пусть тоже изучают специалисты. Как скажут - так и буду понимать (в общих чертах). Я лично специализируюсь в вопросах нравственности. Поэтому меня интересует моральный аспект каждого научного рассмотрения и отношения к нему. То есть - если жизнь есть организация материи, то какой в этом смысл с точки зрения целеполагания? Думаю, что комплексная самоорганизация материи и сознания происходит ни для чего иного, как для вечного продолжения этой тенденции с ускоренным преодолением того, что Вы называете "...тенденция к увеличению суммарной энтропии системы и среды, в которой система находится...". Вот почему я предлагаю понимать сознательную человеческую жизнедеятельность продолжением всё той же самоорганизации материи-сознания.
Воланд:
>Я не хочу "усреднённого принципа", я хочу универсально принципа мирового становления.
Тогда каким способом Вы хотите чтобы он был описан?
Абдулла:
Для начала - хоть каким-нибудь способом. Вы сказали, что человеческое творчество есть "разумная деятельность", в том смысле, что оно, по-вашему, уже не сАмоорганизация. То есть - "самоорганизация" уже не универсальный, получается, принцип. А нужен такой принцип, который включал бы в себя все без исключения процессы развития мира.
Воланд:
>Но почему Вы считаете, что развитие цивилизации не является
>продолжением той же закономерности "от простого к сложному"?
А где я сказал, что цивилизация так не развивается?
Абдулла:
То есть - развитие цивилизации (со всеми атрибутами) можно-таки считать самоорганизацией? Кажется, есть какая-то путаница. Вот, к примеру, город Москва - огромная организованная материя. То, что она есть продукт /разумной деятельности/, почему-то привносит недоразумение. Я думаю дело тут в том, что Вы характеризовали синергию, как "самоорганизация материи". А она есть комплексная самоорганизация материи-сознания. И тогда, при таком взгляде, разум тоже понимается как результат самоорганизации. А иначе откуда он взялся? И тогда разумная деятельность можно понимать как новый уровень самоорганизации материи-сознания.
Воланд:
>Ведь закономерность продолжается, при чем с
>геометрическим ускорением.
Скорее, все-таки, по экспоненте.
Абдулла:
Вы считаете, что рост НТП нельзя считать геометрическим? Понятно, что не в строго математическом смысле...
Воланд:
>плоды человеческой деятельности так же
>считаются "закономерным стремлением материи к самоорганизации".
Конечно. Но это явления другого порядка, чем, скажем, образование химического соединения. Но все-таки, так сказать, появление "в природе" телевизора не есть парафия синергетики.
Абдулла:
А что же это, "появление "в природе" телевизора"? Как это сформулировать?
Воланд:
Поймите, общественные процессы конечно описываются в рамках синергетики, но процесс _изобретения_ того же телевизора - процесс другого порядка! Это сознательная деятельность. Она не охватывается математическими моделями.
Абдулла:
Чем же тогда охватывается "сознательная деятельность"? Я думаю, что сознательная деятельность есть ни что иное, как новый этап самоорганизации. И /степень сознательности/ самоорганизации всё более жизнеспособной (могучей) гармонии материи-сознания (противодействие энтропии) и есть уровень разумности и духовности.
Воланд:
>>Вы, простите, кто по образованию?
>Я философ религиозного направления. Не по специальности, но по призванию.
Тогда, как я понимаю, критерии и методология естественнонаучных дисциплин Вас не интересуют.
Абдулла:
Интересуют. Но лишь в общих чертах. На детальное вникание нет времени.
Мирра:
Воланд:
\\Верующие же от одной мысли о продлении жизни в шок впадают (не все, конечно) - это же противление Воле Божьей!\\
А бессмертные мозги на чипах им, думаете, больше понравятся? -))
Да, и кстати. Чьи мозги-то обессмерчивать будем? По какому принципу отбирать?
Абдулла:
Всякий человеческий мозг не годится для бессмертия. Нужен такой мозг, который развивается постоянно и неустанно (творческий мозг), а не останавливает свой рост на уровне приспособления к миру где-то в возрасте так называемого "совершеннолетия".
=================
Воланд:
Поймите, общественные процессы конечно описываются в рамках синергетики, но процесс _изобретения_ того же телевизора - процесс другого порядка! Это сознательная деятельность. Она не охватывается математическими моделями.
Абдулла:
Получается ли из Ваших слов, что "общественные процессы" охвАываются математическими моделями? При том сознательной деятельностью не являются?
=================
Командор:
Простите, что вклиниваюсь, но вы меня поразили - вы ставите вопросы именно так как они должны ставиться - разумеется должен быть общий принцип, сквозной, через все уровни сложности. В таком случае, попробую сформулировать, какие трудности здесь сразу проглядывают.
(1) Любой принцип всегда что-то ограничивает. Он устанавливает какие-то рамки, какую-то связь. А это всегда делается так, что отбрасываются мелочи и удерживается главное. Само собой понятно, что здесь этот номер не пройдет, посколько здесь мелочей нет и не может быть. Тогда как такой принцип вообще может быть сформулирован, а если выразиться аккуратнее - подан? Судя по всему, этот вопрос упирается в свойства самого сознания и в то, как оно функционирует, поскольку именно так оно продвигается - деля на главное и мелочи. А поскольку принцип должен указать место сознанью, то мы приходим к любопытной ситуации - надо найти идею, но способ подачи идеи сам заложен в этой же идее. Короче - змея, которая кусает себя за хвост.
Абдулла:
Прекрасно понимаю, о чем Вы говорите. Да, сознание должно логически обосновывать и самого себя, своё место и свою роль в вечности. Но проблемы нет. Самосознание сознания приводит к понятию Долга.
Командор:
(2) На разных уровнях сложности используется разный язык описания, который диктует свои правила и сопротивляется поиску общего принципа. Казалось бы с этим можно справиться - достаточно четко отследить какие понятия за что отвечают. Но на практике, когда удается подойти к базовому уровню, трудности становятся неимоверными - никогда заранее не понятно, что в вашей формулировке идет от действительного положения вещей, а что - от структуры языка. И нет никакого критерия, который бы отсек одно от другого, так как в вашем распоряжении нет никакого другого орудия, кроме этого же самого языка. И здесь тоже воспроизводится ситуация змеи, кусающей свой хвост.
Абдулла:
"Языковые трудности" - это не основная проблема описания общего принципа. То, что нельзя передать одними словами, можно передавать другими, или комплексно объяснять разными лингвистическими конструкциями. Как раз таки и не нужно четко регламентировать, "какие понятия за что отвечают". Главное сама общая мысль, а не форма изложения мысли.
Основная проблема общего принципа - именно что духовно-интеллектуальная. Почему духОвно-..., а не просто интеллектуальная?! Потому что одним разумом смысл мирового развития не понять. Тут должна участвовать воля, внутренняя мотивация инстинкта самосохранения. А инстинкт самосохранения и есть дух. Духовность и есть развитая Инстинктивность.
Командор:
(3) Сама задача поиска принципа диктуется, условно говоря, неким инстинктом познания. То есть имеется ситуация некоторого целеполагания. А поскольку принцип должен показать, как вообще целеполагание имеет место, и вообще, что оно такое, то в этом принципе должно быть как-то заложен сам поиск этого принципа.
Абдулла:
Почему же "условно говоря"? Именно что инстинктам познания и диктуется задача поиска. Этот инстинкт познания есть частное проявление Инстинкта Самосохранения (мирового духа).
Целеполагание же имеет место в каждом человеческом побуждении. Всё, что человек ни делает, трактуется как проявление (здоровое или извращенное; могучее или слабое) инстинкта самосохранения.
Командор:
Абдулла:
Я лично специализируюсь в вопросах нравственности. Поэтому меня интересует моральный аспект каждого научного рассмотрения и отношения к нему.
Командор:
Если вы говорите об общем принципе, то почему вы столбитесь на вопросах нравственности? Это же частный случай, сфера, в которой приходится иметь дела с понятиями, скажем так - высокого уровня, сразу охватывающими большие комплексы явлений, и не позволяющие приблизиться к пониманию более фундаментальных, базовых вещей?
Абдулла:
О каких "более фундаментальных, базовых вещах" Вы говорите?
Командор:
Абдулла:
Я философ религиозного направления.
Командор:
Этим вы меня тоже поразили. При такой постановке вопросов, как у вас, все теологические конструкции должны бы отлететь как шелуха. Нельзя же искать внутренний принцип системы, держа в рукаве посторонний, внешний принцип. Впрочем, возможно вы что-то другое имеете в виду?
Абдулла:
По-вашему, "все теологические конструкции" есть явления постороннего, внешнего, в корне ошибочного принципа? Я так не думаю. Все старые теологические воззрения есть именно что старые, примитивные, суеверные, мистические методы описания, попытки понимания того, что нужно описывать и толковать чисто материалистически и критически; то есть - научно. По-вашему же получается, что они ложны изначально. Что же, по-вашему, тысячелетиями тому назад должны были сходу понимать про самоорганизацию, теорию эволюции, про естественные законы мира?
=================
Командор:
Абдулла: Самосознание сознания приводит к понятию Долга.
Командор:
А каким образом это может быть использовано?
Абдулла:
"Использовано" - для чего? Ведь под "пользой" подразумевается некая цель, в отношении которой и понимается "польза". Что Вы имели в виду?
Так как я понимаю долг, это ни для чего не может быть использовано, но лишь быть ориентиром всякой полезности и вредности. Таким образом, долг, по-моему, выше всякой пользы. Всякая полезность (как и вредность) именно в отношении долга (целенаправленная самоорганизация материи-сознания, сознательное служение эволюции мира) и понимается в качестве таковой.
Командор:
Если исходить из "бытового" понимания долга, то оно обозначает состояние сознания, в котором оно себя воспринимает как определенное на выполнение некоторых действий. Причем целеполагание может отсутствовать - в силу автономности сферы долга - "я должен потому что должен и все".
Абдулла:
А зачем "исходить из "бытового" понимания долга"? Я предлагаю революционное понимание. Не "я должен потому что должен и все", но я должен мироспасительно самоорганизовываться, потому что на то "воля божья" (осознанный инстинкт самосохранения).
Командор:
Но в любом случае все это - лишь форма отражения в сознании общей детерминированности самого сознания (или шире - всей системы, частью которой является сознание). Причем чем оно детерминировано и на что - неважно, главное же то, что сознание долга - это всего лишь форма, в которой эта детерминированность оказывается доступной ему самому. По сути, факт осознания долга - это разглядывание верхушки айсберга, где весь айсберг - детерминированность, которая в полном объеме все равно не поддается осознанию; и при этом надо еще иметь в виду до какой степени искажается перспектива в силу близости предмета.
Абдулла:
Почему же "верхушки айсберга"! То, что я предлагаю понимать под долгом - конспективно охватывает всё, что творилось, твориться и будет твориться. А именно - самоорганизация материи-сознания. Если эта самоорганизация ставиться как сознательная созидательная цель существования - где же тут подводная часть айсберга?
Командор:
Это первое. А второе - функциональная роль, которую играет в общем процессе саморегуляции общества факт осознание долга отдельной индивидуальностью. Мы имеем здесь какую-то разновидность самоорганизации, где осознание долга отдельной личностью оказывается всего лишь моментом процесса в целом, охватывающим многих.
Исходя из всего этого, а именно - из подчиненности понятия долга, я не вижу, как оно может быть задействовано в поиске общего принципа, какой бы ключ оно могло дать?
Возможно, я что-то упустил, или вы имели в виду нечто свое?