Вас, наверное, очень удивит мое заверение, что я понимаю ваше желание получить максимально полный обзор, пусть даже читателя, вашего произведения.
Из вариации потребностей - хлеба и зрелищ, я, в данном случае, отдала предпочтение - хлебу, хотя, насколько я вас смогла услышать, вы-то как раз в первую очередь ожидали от меня зрелищ - смех, юмор. Может, в другой раз, скажем так, когда я почувствую, что имеет место быть факт насыщения. Пока хлеб.
Или рыба. Причем, я не собираюсь никого кормить - не мой принцип. Удочку - пожалуйста. Ее я вам и дала. Что же касается рыбы, или - тут - скорее каштанов из костра, то это не ко мне! Мы все взрослые люди. И если есть потребность обучаться, то можно обратиться к специальной литературе. Все это должно пройти через вас и ваше желание. Я никому ничего навязывать не собираюсь. Каждый выбирает сам, поскольку мне дорого и свое, и, тем более, ваше время, и есть осознание его ограниченности, как и прочих средств.
Просто для примера: сколько бы места (о времени я умолчу!) занял бы весь обзор, если бы я подвергла разбору все без исключения произведения, как образцов, так и авторов-финалистов.
Половинчатые решения не для меня. Я либо делаю все, либо не делаю ничего.
Пример:
***
Начало - автор еще не знает, к кому он обращается. Читатель не знает, что он должен услышать. Создание настроения
Согласитесь, не самое приятное окружение. Жестко. Подготовка сознания состоялась.
Право первой строки - тут - задано настроение, подразумевается, что ко всему.
Значит, из холода, через тяжесть, к выходу. Запомним это! Обычно первая строка играет и не обманывает!
"Снег валит. Тучами заволокло все небо."
Для кого плачь? - Нет личностного обращения - Народ - целостность, социум, сплоченность. Церковь - духовное начало - посыл на свет. Дома - поддержка сознания.
"Спешит народ из церкви по домам"
Условия - Паперть - ограниченность ментальности. Лохмотья - усиление ограничений. Хлеб - выход из ограничения через просьбу - обращение, скрытое, к читателю. Просьба обозначена действием, а не застопорена существом.
"А там, на паперти, в лохмотьях, просит хлеба"
Посыл - создание посыла. Старушка - Заметьте, не старик, что менее сильно воздействием, мужское, активное, созидательное начало устранено. Не старуха - уменьшительно-ласкательно. Мимо - пройти можно, не услышит только глухой - усиление воздействия - мольба - уже не просьба, а мольба, не требование, а сочувствие - молитва, церковь - мольба к вам, а не высшим инстанциям. Единение вас и данности, вас и автора, автора и данности. Сохранение целостности восприятия. Это свято - об этом автор помнит всегда! И о вас! Нет отделения. Есть спираль восприятия. Плавно. Здесь - в этой строчке - она наиболее ощутима. Почему?! Потому, что предстоит кульминация. Энергетика подъема должна создать потенциал для кульминации - она его создает. Вслушайтесь в эту строчку! В ней использованы все приемы катрена - энергетические приемы, даже рифма самая звонкая - БАМ! Всё для вас! Поднимайтесь!
"Старушка у людей, глухих к ее мольбам."
Подготовка к кульминации - с чем вам предстоит столкнуться - время - жестко - уж, сурово - сколько - лояльно, смягчением, поддержкой, но с соблюдением курса - лет. Окружение - любое, всякое, обезличено - едва - они не так важны, они есть, преодолимы вашим желанием, они лишь напоминают - едва. И действие - долгое - перебором, преодолением, через препятствия, но опять с поддержкой - смягчением - без напора, действие лишь обозначено, его пока еще нет, не свершилось, но его от вас ждут - равновесно (не требуют! Не вынуждают! Не падают в заигравание! Ждут! - это важно!)- используется форма слова - оно важно, оно в конце фразы, оно рифмуется - а-я.
А-я. А-я. А-я. Попробуйте проговорить вслух! Что вы слышите?! Альфа - омега. Твердое -мягкое. Протяженное, активное и лояльное. Живое!
"Уж сколько лет сюда, едва переступая,"
Кульминация - резко через крайности холода и тепла, причем с усилением всеми возможными средствами - лето - зной. Не теплое лето, не ласковое, жестко без вариаций полусостояний, острием, переломом. Тоже с холодом. Холод зимних. Попробуйте вместо слова "зимний", употребить слово "мороз" - те же З и М, но с рычащей составляющей, и холод перевесит! Тут - с ним мягче, но сдвоенность понятий холода присутствует, но не зимний холод - период, состояние, а состояние, период, который "подрезается" - дней. Тепло важнее, сильнее, предпочтительней. Выходом из кульминации должно стать - тепло, благо, надежда - выход.
"Одна, и в летний зной и в холод зимних дней,"
Поддержка вам, читателю, за правильный выбор - осознание - благо - автор вам готов помочь, он с вами, он даже готов ждать, ждать столько, сколько потребуется вам - плетется - ждать, каждого, помогать, быть рядом, поддерживать - каждый... Плетение-переплетение. Вы пробовали когда-нибудь что-нибудь сплести?...
За выход.
Вы помните: чем был выход из кульминации?! Правильно - дней. День - один день, каждый день - он ваш и с вами...
Но не забывайте! Вам нельзя расслабляться, еще не пришло - есть только осознание - напоминанием, колко - несчастная.
Есть сочувствие - есть выход. На все остальное - ошибки, сомнения - закроют глаза - слепая - ничто прочее неважно. 90 процентов информации человеку дает зрение - его исключили! Выход один на один с данностью.
Помните - А-я?! Вам была обещана поддержка, вы ее получили! А-я! Она вам даже повторяется - несчастнАЯ - слепАЯ. Усилена поддержка - первая безударная, вторая ударная и в рифму!
Вас не обманули! Не обманите себя и вы!
"Плетется каждый день несчастная-слепая..."
Итог - приятие - призыв - действие - подайте. Уже работает! Уже хорошо! Уже, почти всё есть, что требовалось от вас, читающего эти строчки - вы можете и сделаете - вам верят, вера в вас сохраняется, и возвеличивается - милостыня - милость - благо - в ней все - духовность, Бог - добрая воля - мило - и направленность - лицо - ей!
Не просто кому-то когда-то где-то в общем и целом, а ей, личностное местоимение, почти эго - себе отказать невозможно - ей.
"Подайте милостыню ей!"
Рифма четкая, чтобы не отвлекала.
Мягкая там, где вас готовят и поддерживают - почти плач - ая -ая.
Активная - ей - бей, лей, вей - часто используется в глаголах повелительного наклонения - действие явное или скрытое - Где она использована? Верно! В кульминации - требование действия; и в последней строке - само действие! Но! Обратите внимания! В первом случае - существительное - замороженное действие - оно еще будет (или не будет! Даже было! Выбором.), во втором случае - в личном местоимении - действие, направленное на личность. Но опять, не действие, как таковое. Нет навязывания. Вам всегда оставляют выбор - ваш выбор - действовать или ... не действовать.
Длинная рифма - ебо - ее задача протянуть вас через состояние. Где мы видим ее?
Верно и тут - начало, картинка, окружение - протаскивание с расчетом на запоминание. Картинка застревает в памяти, ее уже не вытащить.
И посыл - его тоже протягивают через сознание, и еще подсознание, мягко, не отвлекая вас от данности! Не удивлюсь, если она вам присниться! Это всего лишь сработает подсознание. Вы даже можете не вспомнить! Сны часто забываются! Но посыл останется, он прошит!
Инструментальная рифма - тут: мам, БАМ. Заметьте сначала слегка, мягко, через два мягких звука - мам - мам - мам, почти, как ласково, потом БАМ - звонко, так уже забивают, если не гвозди, но точно не гладят и не шлепают. - бам.
Звукоряд - Глухо - звонко глухо - выходом через гласные поддержки - оло-ло - гарантированная поддержка - и ласковые сочетания ле-ле-ле - вас щадят, о вас всегда помнят - на действие - ей.
Использование шипящих только в самых необходимых местах, чтобы встряхнуть, но не уронить - ча - оло - ж-щ - ле - они создают гармонию, почти неощутимую, но важную. Вам именно за них скажет спасибо ваше подсознание!
Построение предложений. Четкое отделение каждой данности, состояния, настроения и прочего. Нет загруженности эпитетами - только там, где они действительно необходимы - усиление. Всё! Даже не настроения! Именно, усилить! Не отвлечь, не передавить!
Следующие катрены также подробно разбирать не буду, отмечу лишь, что в каждом последующем, помимо мною приведенных, использован дополнительный прием. Использованы они настолько виртуозно, что почти не привлекают к себе внимания, как снежинки!
Тоже относится - принципом усиления воздействия - и к уже названным составляющим. Создается ощущение комфортного подъема - по спирали - плавно, без надрыва, но вверх.
Опять до кульминации - эффектом кульминации в квадрате! Или как там еще в математике - прогрессии, производной - вас заводят туда, где вы, может быть, никогда и не бывали. Но вам не страшно! Тяжело, может, но посильно!
И кульминация!
Если вы и после этого не принимаете данность, то... вам, все равно, оставляют выбор. Выбор между добром и злом, светом и тьмой, Богом и Дьяволом. Ваш выбор.
Выбор автора в правиле последней строки - она от Дьявола.
Она может играть, молчать, подкинуть каверзу, обернуться другим концом палки, оборотной стороной медали, может оказаться пустотой.
Но! Истинное мастерство, по мне, шедевр, если последней строкой дьявол подписывает акт капитуляции - тут подписывает.
В общем случае подписания капитуляции, опять же, добро-зло - неважно (позиция автора, ЛГ, читателя), кто капитулирует, важен факт состоявшегося действия.
Добиться подписания можно разными путями - тут, наиболее лояльный и ненавязчивый способ: свободного подвижничества.
Хочу еще раз напомнить, что тут дан пример всего лишь описания стиля, значимые его составляющих, лично для меня - что слышалось! Ни о художественной ценности, ни о ценности духовной, ни о чем ином я не разговаривала. Это всё заняло бы не меньше, а, может, даже и больше пространства-времени!
***
А теперь перемножьте, пожалуйста, (не факт, что другие, менее яркие, кстати, произведения, заняли бы меньше пространства, поскольку проработке должны были бы подвергнуться не только сильные стороны, но и слабые, плюс сравнительный анализ двух произведений, а также потенциал развития, без которого данное действие вообще теряет весь изначальный смысл!) всё это на количество строк (хотя бы строк!) всех стихотворений, и подумайте, кому - тут - это нужно. Кто хотя бы осилил прочесть предложенный материал?
Мне почему-то кажется, что очень и очень мало, с учетом того, что мой разбор, по сути, не является профессиональным, и ценность его - беглый взгляд одного-единственного читателя, который в обычном режиме, в лучшем случае не ленится нажать на кнопку в предложенной опции выбора баллов.
А поскольку я, лично для себя, не вижу смысла затрачивать силы впустую, я и ограничилась всего лишь кратким экскурсом - помахала удочкой.
Кому это нужно, поймет и примет, кому нет - на нет и суда нет!
Обсуждением моих собственных действий, в плане орг-моментов конкурса, не намерена - всё, что я считала нужным, я изложила в предыдущих комментариях.
И последнее. Я редко употребляю пустые слова - "слово - не воробей: вылетит - не поймаешь!".
Отдаю должное вашей интуиции.
Но помните ли вы, что скромная птаха в нежных женских руках может сама стать орудием, уничтожившим целый город?!
С теплом и пониманием!
Ольга
***
Образец стилизации
***
ГЛАШАТАЙ.
Сквозь холод данности к великому завету.
Вершит толпа насилье по умам.
А вам, крещенному планидою Поэтом,
Струною у властей глагол нести правам.
На век лихих невзгод себя переневоля,
Один, и в жар идей, и в самый лютый бой,
Вливая йод эпохи в раны поля боли,
Даруйте миру голос свой!
Кто смог принять душой величие вселенной,
В скорлупке дум услышать зов её птенца,
Народу, ставшему коленопреклоненным,
Надежду даст ценой тернового венца.
Пусть время не кишит трибунами-борцами,
Пусть глас сердец не заглушает скорби вой,
Вы, голь, разъятая отечества творцами,
Даруйте миру голос свой!
Одним твореньем заблуждения простивший,
В угоду праздности, слагающий итог,
На ярмарке тщеславья стада скучно-лишний,
На бренности страстей оттачивает слог.
Пусть вожделенно, в спину, восклицают: мало,
Пусть тянет фальши гной, пусть гонят через строй -
Кровь слова оставляет след священно-алый.
Даруйте миру голос свой!
Вулкан подъемлет муть и в берег бьёт цунами.
Со дна на свет: обман, коварство, лесть и месть.
Свободу и любовь сковать нельзя цепями -
Свобода и любовь в нас возрождают Честь.
Поэт, певец, художник, мим, паяц ли - тайна.
Доступен вам в спирали дней вираж любой.
В чертогах власти, тине, вас боятся крайне.
Даруйте миру голос свой!
Средь суеты балов, публично-безразличной,
Вдруг искрой вспыхнет новых дней младой Герой.
Большой костер зажжен тревожной, быстрой спичкой,
Являя всполохи над тьмой - горячий рой.
Поэт времен, похвал не ждавший, платы, славы,
Среди равнин талант стоит скалой-горой,
Пусть даже в пепел обратится Слова лава,
Даруйте миру голос свой!
Отступник веры вековой для Тьмы и Света:
Над буйством злобы Дух Святой. А дар - ты сам.
От дум, от боли, от людей не жди ответа:
Молитве, просьбе, доле слова, Небесам.
Пусть ты совсем один на поле брани - воин
Лишь тот, кто, вняв Завету, принял честный бой.
Невольно, звания Поэта ты достоин,
Даруя миру голос Свой!
***
***
*
***
*
* ***
*
* *** ***
Текст обзора "Только о стилизации."
***
Это первый конкурс, в котором я выставила столь ровные, но низкие оценки всем авторам, да, еще в финале, поэтому считаю необходимым объяснить свою позицию.
А поскольку конкурс еще незавершен: судейская команда продолжает работу, остановлюсь лишь на пояснениях к одной из двух.
Не буду я и озвучивать раскрытие темы. Для меня, это всего лишь видение автора предмета обсуждения, если он себя причисляет к поэтам или лирического героя, если собственное осмысление он намеревался скрыть. Скажу лишь, что мне было интересно, а это уже замечательно!
Хочу сразу предупредить, что мое описание касается интуитивного, поверхностного восприятия стилизации, потому субъективное, без претензий на хрестоматийность многих понятий и определений.
Я читатель! Огромная просьба, таковой меня и воспринимать.
Я не буду тут давать объяснения используемых приемов - рифмы, формы, размера и прочее из арсенала поэтики, возьму только то, что лежит на поверхности, и видно самому непредвзятому читателю. Или не видно...
Сопоставление несопоставимого в образах, для придания важности предмета (темы).
Усиление воздействия, нагнетание до кульминационного момента.
Выход через осознание данности, поддержка сознания использованием авторитета, вплоть до привлечения высших ипостасей.
Мостиком человечности, расположения, поддержки на грани интимного соучастия - выход на читателя последней строкой - без нажима, набата и прочей дешевой эквилибристики сознания. Простота и гениальность неразлучны.
Начиная со смерти - жестко и сурово - итог - оптимизм, жизнь.
Ритм, рифмы, отскакивающие от нёба, но на стыках, а не все подряд, размер, посторенние фраз, используемые образы - как стук колес поезда, настраивают на долги задушевный разговор - обо всем на свете. Обращением ко всем и каждому. Я с тобой, с вами.
Предпосылка к большому и серьезному повествованию.
Подготовил - приступай. Большому кораблю - большое плаванье.